Новые грани вечного образа Дон Жуана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляет вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам. Кто же этот Дон Жуан? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью?...Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3-4
Глава 1…………………………………………………………….. 5-12
Дон Жуан как «вечный образ»………………………………. 5-9
Прототипы образа…………………………………………….. 9-12
Глава 2……………………………………………………………... 14-26
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера..14-20
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера…………………………. 21-26
Заключение………………………………………………………….. 27-28
Библиография………………………

Работа содержит 1 файл

курсааач.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Эта фабула отразилась в знаменитой истории  о Робене и Марион, воплощенная  в пьесе Адама де ла Аля «Игра  о Робене и Марион» (между 1283 и 1286 гг.). Рыцарь Обер, который добивался прекрасную пастушку Марион, может рассматриваться как далёкий предок Дон Жуана.

    В числе прапрадедов севильского  шалуна называют Роберта-Дьявола. Он является фигурой исторической: нормандский герцог Роберт, который жил в XI столетии, заслужил себе славу своей жестокостью на поле битвы и неукротимой страстью в любовных приключениях. Герой легенд, а также романа XIII столетия, мистерии XVI столетия и прозаической повести XV века, Роберт-Дьявол в конце своей жизни покаялся и заслужил прощение своим грехам подвигами благородства. Мотив покаяния получит развитие в литературных версиях Дон Жуана эпохи романтизма.

    Древнейшее  происхождение имеет связанная  с Дон Жуаном легенда о каменном госте – статуе, которая наказывает преступника или каким-либо образом разоблачает его. Так, например, Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некого Мития упала и раздавила своего убийцу, когда тот смотрел на нее. Согласно Плутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камиллы взять под заступничество Рим, разгромленный галлами.

    Мотив статуи, которая наделена чудотворной силой, получил распространение в драматургии средневековья, особенно в мираклях. Так, у Жана Боделя в «Игре о золотом Николае» статуя разоблачает грабителей, которые ограбили царскую казну. В античные и средние века во многих вариантах  была известна легенда о статуе Венеры, которая не желала расставаться с кольцом, случайно надетым на ее палец, и предъявила права на владение им. Таким образом, символика статуи характеризовалась двойственным значением: она могла быть как воплощением небесного правосудия, так и орудием сатаны, наделенным демонической силой.

    Еще одним прототипом будущего Дон Жуана  считают дона Мигеля, графа из Маньяры. История графа такая. Проведя развратную молодость, он покаялся, израсходовал свой огромный достаток на благодетельность, принял поострит и умер как праведник. Согласно завещанию, его похоронили под плитами входа в часовню госпиталя, который он сам основал, так. Что каждый, кто входил, топтал его гроб ногами. На плитах была высечена надпись, которую он составил сам: «Тут похоронен самый худший человек, который когда-либо жил на свете». В конце XVII столетия было написано житие дона Мигеля, в котором его порочное прошлое объяснялось соглашением с дьяволом. Кем бы ни был на самом деле дон Мигель, он превратился в фигуру такую же мифическую, как и дон Хуан де Тенорио, о котором будет сказано позже.

    Есть  предположение, что прототипом Дона Жуана был Дон Хуан Австрийский. Он был фигурой исторической. Незаконнорожденный сын короля Испании Карла V, известный как блестящий полководец, генералиссимус, триумфатор Лепанто и король Туниса. Постоянные разъезды и дуэли стали стилем его жизни. На «любовном фронте» он одерживал победу за победой; был участником многочисленных дуэлей. Этот любитель острых ощущений заколол десятки ревнивых мужчин. Также отличался смелостью на поле битвы. Дон Хуан умер от чумы на 32-м году

жизни.

    Прямым  прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке.

    Дон Жуан Тенорио жил в XIV веке и принадлежал  к одной из двадцати четырех самых  знатных фамилий Севильи. Его отец, Алонзо Тенорио, был боевым адмиралом, участвовал в борьбе с маврами и погиб в морском сражении близ Трафальгара, сжимая в одной руке меч, а в другой – знамя. Дон Жуан – младший сын отважного адмирала – был сверстником и другом детства сына короля Альфонса XII, Педро.

    В 1350 году дон Педро вступил на престол  и вскоре получил прозвание Педро Жестокий. Дон Жуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в звание обер-келлермейстера. Отличаясь дерзким бесстрашием, презрением к общепринятой морали, сластолюбием и бессердечием, Дон Жуан по малейшему поводу, а иногда и без него, затевал многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем, обольщал женщин - девиц и замужних дам, навлекая на них позор и принося горе многим почтенным семьям. Благородные севильцы не раз жаловались на Дон Жуана королю, но Педро Жестокий неизменно пренебрегал этими жалобами. Однажды внимание Дон Жуана привлекла дочь командора Гонсалес де Ульоа – донна Анна, и он решил похитить девушку.  
       Ночью Дон Жуан тайно проник в дом командора. Однако Гонсалес де Ульоа в это время еще не спал, между хозяином и незваным гостем произошла схватка, и командор был убит. Король не мог оставить безнаказанным убийство столь знатного человека, и Дон Жуану пришлось покинуть Севилью. Командора похоронили в фамильном склепе в монастыре Святого Франциска, а над его могилой поставили каменною статую. Родичи убитого поклялись отомстить убийце. Чтобы заманить Дон Жуана в Севилью, ему отправили ложное любовное письмо с приглашением на свидание в монастырь Святого Франциска, и, когда Дон Жуан явился в

назначенный час, убили его, а тело тайно закопали. Предполагая, что тайна может быть раскрыта и, опасаясь в этом случае королевского гнева, родичи Гонсалеса де Ульоа распустили слух о том, что Дон Жуан ночью пробрался в склеп и оскорбил статую убитого им командора. Но статуя вдруг ожила, схватила дерзкого нечестивца в свои каменные объятья и низвергла его в ад. Этот слух показался всем весьма правдоподобным, и история жизни Дон Жуана вошла в легенду именно с таким окончанием.

    В легендах, предшествующих литературным появлениям Дон Жуана, были определены основные сюжетные обстоятельства, в которых будет существовать и действовать герой. Место действия, чаще всего, Испания, время – эпоха «плаща и саги», обязательные участники – дочка командора и сам командор, убитый  Дон Жуаном в предыстории действия или в самом начале. Что же касается развязки, то она, как правило, оказывается смертельной для Дона Жуана, хотя его гибель не всегда происходит от «пожатия каменной руки». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

    2.1. Эпоха написания  комедии «Дон Жуан», биография Мольера.

    Комедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил в ней в роли Сганареля) в 1665 году.

    Мольер  творил в эпоху классицизма. В  это время планетой завладел Абсолютный Разум – новый идол новых людей. А, как известно, идол определяет героя. В произведениях стали появляться герои-патриоты, подчинившие чувства долгу. Роль искусства также была определена и сформулирована – дидактическая, нравоучительная: добродетели непременно должны были быть прославлены, а порок обличен и развенчан. Колоссальное влияние на классицизм оказала всеобщая увлеченность античностью, которая и была взята за образец.

    Драматургии приписывалось три единства: места, времени и действия. Художественные произведения из себя тогда большой важности не представляли. Зато очень важна была роль театра, трибуны, посредством которых непосредственно можно было просвещать, учить и воспитывать.

    В основе любого искусства лежало подражание природе, но, однако, лишь той, которая  отвечала вкусам и требованиям времени. Так, можно сказать, делалась установка не на идеал, но на совершенную абсолютную идеализацию. Искусство – средство, а не самоцель.

    Ведущими  жанрами эпохи были трагедия и комедия, у каждой были свои задачи и художественные средства. Смешение низкого и высокого, ужасного и смешного не допускалось. Центральным конфликтом трагедии, безусловно, должно было стать столкновение чувства и долга, герой должен быть сомневающимся. Причем симпатии автора могли быть только на стороне положительных персонажей, которые делали трудный, но однозначно правильный выбор в пользу личного долга. Комедия же разоблачала пороки и заканчивалась торжеством добродетели. Искусство классицизма, надо заметить, вовсе не подражание и не копирование

образцов, а вполне самостоятельное направление.

    И в то же время, как это ни странно, самые яркие представители классицизма  прославились своей противоречивостью, отходом от норм, стандартов, концепций и стереотипов, создав жизненные и правдивые образы и раскрыв противоречия между общим и частным, воспроизведя трагический диссонанс времени.

    Мольер  пришел в литературу в период расцвета классицистической трагедии. Комедии  воспринимались зрителями в то время  как несерьезное зрелище, которое  только развлекало публику. Мольер предоставил комедии совсем другого содержания. Его пьесы были не только интересными, но и поучительными. Беря образы и ситуации из современной ему жизни, драматург показывал людям их недостатки, страсти и ошибки. Мольер соединил правила классицизма с традициями народного театра. Произведения Мольера стали проявлениями самого духа народа, духа вольнодумства, непокорности и протеста против всего фальшивого, порочного. Мольер считал, что комедия может влиять на зрителя не меньше, а возможно, даже больше, чем трагедия. Вместе с тем, художник был истинным новатором в области литературы и театральной деятельности, потому что вышел за пределы классицизма и заложил новые принципы драматургии.

Жан Батист Поклен (сценическое имя Мольер) родился 15 января 1622 года в Париже. Он — французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); Мольер с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, — комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.

    Семья Покленов принадлежала к обеспеченному  торговому классу: в 1631 отец Мольера  получил высокую официальную  должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались дети многих дворянских семей. Большое влияние на Мольера оказали лекции П. Гассенди. Опираясь на его учение, писатель позднее будет глубоко исследовать человеческие характеры и жизнь, отдавая преимущество не умозрительным схемам, а опыту. Поэтому образы Мольера такие живые и достоверные. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.

    Примерно  в это же время Жан Батист вошел в круг учеников философа-эпикурейца Гассенди и завел знакомства в актерской среде: итальянский мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.

    В 1658 труппа вернулась в Париж и  устроила в Лувре представление  для Людовика XIV, которому чрезвычайно  понравилась пьеса Мольера «Влюбленный  доктор». Первый успех у публики  драматург снискал в 1659 году комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял  прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем «Дом Мольера»). В следующем году разразилась «памфлетная война» в связи с представлением «Школы жен»: святоши увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означало зарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойного стандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам».

    Жану  Мольеру ставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна: Арнольф поместил в монастырь крестьянскую девочку Агнессу, чтобы дать ей благочестивое воспитание и получить затем покорную жену, однако плутовка влюбилась в юного красавчика Ораса и обрела благородного отца, который освободил ее от тиранических притязаний старика. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал (для Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина, влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику. Вызванная пьесой полемика по значению почти не уступала «Спору о «Сиде»». На нападки своих врагов Мольер ответил «Критикой «Школы жен»», в которой суммировал все уже высказанные суждения и вложил в уста одного из персонажей примечательные слова: «На мой взгляд, самое важное правило – нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, хорошая пьеса. Таким образом, Мольер существенно раздвинул рамки классицистической эстетики, поставив мнение широкой публики выше оценки «мудрецов».

Информация о работе Новые грани вечного образа Дон Жуана