Научный стиль литературного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Содержание

Введение 3

1 Литературный язык: понятие и стили 5

2 Определение и особенности научного стиля литературного языка 6

3 Общие черты научного стиля 7

4 Виды и жанры научного стиля 10

5 История возникновения и развития научного стиля 12

Заключение 14

Литература 15

Работа содержит 1 файл

Научный стиль.docx

— 72.08 Кб (Скачать)

В научном стиле  господствует логический, книжный синтаксис. Типичны осложненные и сложные  конструкции, повествовательные предложения, прямой порядок слов. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (потому что, так как…), вводных  слов (во-первых, следовательно).

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и  др.), на связь предыдущей и последующей  информации («как указывалось», «как уже  говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный»  и др.), на причинно- следственные отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

Среди простых  предложений широко распространенна  конструкция с большим количеством  зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа.

4 Виды и жанры  научного стиля

Выделяют три  разновидности (подстиля) научного стиля: собственно-научный подстиль; научно-учебный подстиль; научно-популярный подстиль.

В рамках собственно-научного подстиля выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Подстиль отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому подстилю противопоставлен научно-популярный подстиль. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме.

Особенностью  является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный подстиль соединяет в себе черты собственно-научного подстиля и научно-популярного изложения. С собственно научным подстилем его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного подстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным  текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

5 История возникновения  и развития научного  стиля 

Возникновение и развитие научного стиля связано  с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения  был близок к стилю художественного  повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии  она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным  языком европейского средневековья. В  эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению  природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный  язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Вслед за Ломоносовым  развитию и обогащению русской терминологической  лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, жившие в последующие  десятилетия того же века, например, акад. И. И. Лепехин (1740--1802) -- преимущественно  в области ботаники и зоологии; акад. Н. Я. Озерецковский (1750-- 1827) -- в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии производилось этими учеными главным образом за счет соответствующих русских названий видов животных, растений и т. п., употребительных в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

Заключение

Научный стиль -- стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей -- таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно- обобщенность», сжатость из-ложения, интеллектуальность и ряд других.

Научный стиль  имеет ряд общих черт, проявляющихся  независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность  говорить о специфике стиля в  целом.

Научный стиль  принадлежит к числу книжных  стилей литературного языка, которым  присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей, таких как  предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий  отбор языковых средств, тяготение  к нормальной речи. Научный стиль  обслуживает научную и научно-педагогическую сферу, технику.

Основная функция  научного стиля -- передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).

Выделяют три  разновидности (подстиля) научного стиля: собственно-научный подстиль; научно-учебный подстиль; научно-популярный подстиль.

Литература

1. Альбеткова В.И. Русская словесность. -- М., Дрофа, 2001.

2. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. -- М., 1967.

3. Вартапетов С.С. Стиль научной речи // Русский язык в школе, 1998, №6.

4. Васильева  А.Н. Курс лекций по стилистике  русского языка: Научный стиль  речи. -- М., 1976.

5. Виноградов  В.В. Проблемы литературных языков  и закономерностей их образования  и развития. -- М., 1967.

6. Сенкевич М.  П. Стилистика научной речи  и редактирование научных произведений. -- М., 1984. 
 
 
 
 

Содержание

Введение

Характеристика научного стиля речи

Особенности научного стиля

Разновидности научного стиля речи

Общие внеязыковые  свойства научного стиля

Фонетика научного стиля

Лексика научного стиля

Морфология научного стиля

Синтаксис научного стиля

 

Введение

Данная  функционально-стилевая разновидность литературного  языка обслуживает  разнообразные отрасли  науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники  и производства и  реализуется в  монографиях, научных  статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладаx, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т.д.

Здесь необходимо отметить ряд существенных функций, которые  выполняет эта  стилевая разновидность: 1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция); 2) получение нового знания (когнитивная функции); 3) передача специальной информации (коммуникативная функция).

Основной  формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных  контактов, развитием  средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы  общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль  характеризуется  рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации.

Главным коммуникативным  заданием общения  в научной сфере  является выражение  научных понятий  и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный  от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены  такие специфические  черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения.

Данные  экстралингвистические  признаки объединяют в систему все  языковые средства, формирующие научный  стиль, и определяют вторичные, более  частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность  выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую  эмоциональность.

Доминирующим  фактором организации  языковых средств  и научном стиле  является их обобщенно-отвлеченный  характер на лексическом  и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщенность и отвлеченность придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.

Для научного стиля характерно широкое использование  абстрактной лексики, явно преобладающей  над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т.д.

Общая характеристика научного стиля речи

Научный стиль речи является средством общения  в области науки  и учебно-научной  деятельности, он принадлежит  к числу книжных  стилей русского литературного  языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми  особенностями, среди  которых: предварительное  обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор  языковых средств, стремление к нормированной  речи. Появление и  развитие научного стиля  связано с прогрессом научных знаний в  различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное  изложение было приближено к стилю художественного  повествования, но создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной  терминологии привело  к отделению научного стиля от художественного. В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века. Научный текст - это текст, понятный научному сообществу, текст, стилевые особенности которого не мешают восприятию научной информации, текст, самым точным образом передающий смысл. Научный текст должен выразить мысль ученого или группы ученых так, чтобы она была понята, причем, понята правильно, всеми работниками науки соответствующего направления. На этом пути текст встречает много препятствий. История науки знает много случаев недопонимания. Попытаемся классифицировать препятствия по разделам языкознания. Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет  разновидности (подстили):

1. собственно научный, 

2. научно-технический  (производственно-технический),

3. научно-информативный,

4. научно-справочный,

5. учебно-научный,

6. научно-популярный.

Реализуясь  в письменной и  в устной форме  общения, современный  научный стиль  имеет различные  виды текстов: учебник, справочник, научная  статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв. Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Многообразие видов научного стиля речи основано на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных).

Информация о работе Научный стиль литературного языка