Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:07, реферат
Цель данного исследования – выявить влияние музыки на становление личности Анны Ахматовой и ее творчества. Цель предполагает решение определенных задач:
- исследовать влияние семьи и знакомых людей на формирование музыкального вкуса Анны Ахматовой;
- изучить влияние музыки на творчество поэтессы;
- установить круг наиболее предпочитаемых композиторов Ахматовой;
- проследить, как менялись музыкальные предпочтения поэтессы;
Введение…………………………………...........................................................3
Глава 1. Музыка и музыканты на жизненном пути Ахматовой……………..4
Глава 2. Звук в поэтическом мире Ахматовой…..…………………………...10
Глава 3. Мотив музыки в ахматовской поэзии……………………………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………
Можно с уверенностью сказать, что хотя стихотворение «Зов», конечно, не иллюстрирует бетховенское Arioso dolente, но созвучность ахматовского стихотворения и бетховенской музыки несомненна.
Очень
важно заметить весьма близкие отношения
ахматовской героини с
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле…
Если Ахматова и не была в музыке «как дома», то в поэзии Ахматовой музыка порой выглядит домашним атрибутом.
Однако у вернейших подруг не просят пощады. В таких текстах, как «Опять проходит полонез Шопена...», «И я у музыки прошу...», «А как музыка звучала...», в таких строках, как «И отбоя от музыки нет», «И такая могучая сила/Зачарованный голос несёт» или - о голосе же - «Он несется, как вестник Божий,/Настигая нас вновь и вновь», - искусство звука предстаёт мощным и даже грозным властелином.
Зарождение стиха начинается с вслушивания. То, во что вслушивается поэт, может быть названо по-разному. Обобщенный образ звучания, которому внимает поэтический слух, традиционен: это голос Музы.
Не подлежит сомнению, что Ахматова твёрдо убеждена в звуковой природе поэтического творчества. Слух и голос - два важнейших для неё инструмента творческой работы поэта.
О рождении стихов их некоего звучащего фона, в котором постепенно выделяются слова, говорится в стихотворении «Творчество»:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузна
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужает
Но в
Встаёт
Так вокруг него неисправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо...
Но
И лёгких рифм сигнальные звоночки,
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатс
Звучащий фон, обрисованный в первых строчках, вбирает в себя важнейшие для поэзии Ахматовой звучания внешнего мира: бой часов, гром, стон, шепот и звон. Загадочный «все победивший звук» не может быть отождествлен ни с одним из этих звучаний. Разгадку его можно найти в статье «Слово и культура» 1921 года О. Э. Мандельштама: «Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта»39.
Ахматовский «все победивший звук», предшествующий появлению слов, не что иное, как тот же мандельштамовскии «звучащий слепок формы» - внутренний образ стихотворения, явленный поэту в звуке.
Поэтическая работа начинается слухом и продолжается голосом. Голос - это специфический инструмент поэта, как бы отдаленный от его физического существования. Голос поэта говорит за молчащих: «Я - голос ваш, жар вашего дыханья» («Многим», 1922); «...мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ» («Реквием»). Смерть поэта - это умолчание голоса, озвучивавшего жизнь: «Умолк вчера неповторимый голос... И сразу тихо стало на планете...» («Памяти поэта», 1960). Стихи доносятся до читателя звучанием. В них звучит голос Поэта:
Но всё-таки узнают голос мой,
И всё-таки ему опять
поверят.
Стремясь создавать поэзию, склонную к «динамике неназванного», поэзию, в которой потеря явлениями своих имён не приводила бы к зауми, но сохраняла бы ясный смысл, Ахматова не могла не обратить свою мысль к искусству, способному воплощать самые разные явления, не обозначая их с филологической точностью и не называя их по имени. Ахматова не могла не обратиться к музыке, и именно к инструментальной музыке, способной воплощать сложнейшие отношения весьма глубоких смыслов, ничего при этом не называя.
В этом разгадка тяготения к музыке у поздней Ахматовой. Музыка выступает для её поэзии одним из идеальных ориентиров, но не потому, что музыка - «сущность мира», и не потому, что она есть высшая форма звучания, а потому, что она, говоря обо всём, обо всех и каждом, ничего и никого не называет.
Она и владычица, ибо поэт над ней не властен, но она и верная подруга, ибо умеет хранить тайну и помогает поэту в процессе творчества.
Таким образом, в позднем периоде музыка играет наиболее важную роль в творчестве поэтессы. В ряде текстов можно уловить намек на отдаленную связь с музыкальными произведениями. Само по себе соединение темы музыки с темой памяти – это традиционнейший для поэзии тематический комплекс, но Ахматова вносит в него свои акценты. В союз музыки и памяти почти постоянно вмешивается тема смерти.
Ахматова твердо убеждена в звуковой природе поэтического слова. Слух и голос – два важнейших для нее инструмента творческой работы поэта.
Заключение
Итак, в данном исследовании автор курсовой попытался провести исследование творчества А.А.Ахматовой, рассмотреть все возможные проявления музыки в её стихах, познакомиться с видением музыки поэтессой, её мировоззрением и миропониманием, отметить отличительные черты ранней и поздней ахматовской поэзии.
На основе проведённого исследования можно выделить своеобразный тематический комплекс: «музыка - поэзия - творческое вдохновение». Все его составляющие тесно взаимосвязаны между собой, они сливаются в единое целое в поэтических произведениях. Так, ещё в 1922 году Артур Лурье писал о сходстве описания творческих состояний у А.С. Пушкина, А.А. Блока и А.А.Ахматовой.
Ответить на первый поставленный во введении вопрос нам помогает этот тематический комплекс, указывающий на связь музыкальных впечатлений с процессом рождения стиха, а также небывалое откровенное признание, совершенное Ахматовой в стихотворении «Поэт».
Именно музыка в широком смысле, вдохновляет Анну Ахматову на создание шедевров, именно такая всеобъемлющая музыка является пожизненной спутницей, помощницей и подругой поэта.
Мы выяснили также и различия понимания музыки в ранней и поздней ахматовской лирике. В поздних стихах оно становится более глубоким и всеобъемлющим, приобретает чудесную, почти магическую силу. Поздние звуки преодолевают любые пространственные границы. Таким звукам присуще скрытое обобщенное значение, он становится подчеркнуто символичен. В ранних стихах звуковосприятие относительно пассивно: оно фиксирует и осмысливает преимущественно конкретные звучания, постижимые физическим звуком. В поздних же стихах наряду с такими звуками существенную роль играют и те, что могут быть услышаны с помощью поэтического воображения, озвучивающего физически немые субстанции. В ранних стихах источник звука всегда назван, а вот в поздних он скрыт и обозначен лишь эпитетами.
Основной
вывод состоит в том, что мир поэзии велик,
интересен и таинственен в нем остаётся
ещё столько ненайденного и пока недоступного.
Мы должны гордиться нашим огромным достоянием
- Миром Русской Поэзии.
Информация о работе Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой