Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – выявить влияние музыки на становление личности Анны Ахматовой и ее творчества. Цель предполагает решение определенных задач:
- исследовать влияние семьи и знакомых людей на формирование музыкального вкуса Анны Ахматовой;
- изучить влияние музыки на творчество поэтессы;
- установить круг наиболее предпочитаемых композиторов Ахматовой;
- проследить, как менялись музыкальные предпочтения поэтессы;

Содержание

Введение…………………………………...........................................................3
Глава 1. Музыка и музыканты на жизненном пути Ахматовой……………..4
Глава 2. Звук в поэтическом мире Ахматовой…..…………………………...10
Глава 3. Мотив музыки в ахматовской поэзии……………………………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Мир музыки в жизни в творчестве А.А.Ахматовой.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Можно с уверенностью сказать, что хотя стихотворение «Зов», конечно, не иллюстрирует бетховенское Arioso dolente, но созвучность ахматовского стихотворения и бетховенской музыки несомненна.

     Очень важно заметить весьма близкие отношения  ахматовской героини с искусством музыки.  Музыка - важнейшая подруга, не покидающая героиню в самых тяжких испытаниях:

             Она одна со мною говорит,

                        Когда другие подойти  боятся.

                        Когда последний  друг отвел глаза,

                        Она была со мной в  моей могиле…

                                                          

                                                                                      («Музыка», стр. 129)37

                         

     Если  Ахматова и не была в музыке «как дома», то в поэзии Ахматовой музыка порой выглядит домашним атрибутом.

     Однако  у вернейших подруг не просят пощады. В таких текстах, как «Опять проходит полонез Шопена...», «И я у музыки прошу...», «А как музыка звучала...», в таких строках, как «И отбоя от музыки нет», «И такая могучая сила/Зачарованный голос несёт» или - о голосе же - «Он несется, как вестник Божий,/Настигая нас вновь и вновь», - искусство звука предстаёт мощным и даже грозным властелином.

     Зарождение стиха начинается с вслушивания. То, во что вслушивается поэт, может быть названо по-разному. Обобщенный образ звучания, которому внимает поэтический слух, традиционен: это голос Музы.

     Не  подлежит сомнению, что Ахматова твёрдо убеждена в звуковой природе поэтического творчества. Слух и голос - два важнейших для неё инструмента творческой работы поэта.

     О рождении стихов их некоего звучащего  фона, в котором постепенно выделяются слова, говорится в стихотворении «Творчество»:

             Бывает  так: какая-то истома;

                        В ушах не умолкает бой  часов;

                        Вдали раскат стихающего грома.

                        Неузнанных и пленных  голосов

                        Мне чудятся и  жалобы и стоны,

                        Сужается какой-то тайный круг,

                        Но в этой бездне шепотов и звонов

                        Встаёт один, все  победивший звук.

                        Так вокруг него неисправимо  тихо,

                        Что слышно, как в лесу растёт трава,

                        Как по земле идёт с котомкой лихо...

                        Но вот уже послышались  слова

                        И лёгких рифм сигнальные звоночки,

                        Тогда я начинаю  понимать,

                        И просто продиктованные строчки

                        Ложатся в белоснежную тетрадь.

                                                                             («Творчество», стр. 103)38 

     Звучащий  фон, обрисованный в первых строчках, вбирает в себя важнейшие для  поэзии Ахматовой звучания внешнего мира: бой часов, гром, стон, шепот  и звон. Загадочный «все победивший звук» не может быть отождествлен ни с одним из этих звучаний. Разгадку его можно найти в статье «Слово и культура» 1921 года О. Э. Мандельштама: «Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта»39.

     Ахматовский «все победивший звук», предшествующий появлению слов, не что иное, как  тот же мандельштамовскии «звучащий  слепок формы» - внутренний образ стихотворения, явленный поэту в звуке.

     Поэтическая работа начинается слухом и продолжается голосом. Голос - это специфический инструмент поэта, как бы отдаленный от его физического существования. Голос поэта говорит за молчащих: «Я - голос ваш, жар вашего дыханья» («Многим», 1922); «...мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ» («Реквием»). Смерть поэта - это умолчание голоса, озвучивавшего жизнь: «Умолк вчера неповторимый голос... И сразу тихо стало на планете...» («Памяти поэта», 1960). Стихи доносятся до читателя звучанием. В них звучит голос Поэта: 

             Но  всё-таки узнают голос мой,

                        И всё-таки ему опять  поверят. 

                                                  («Надпись на книге», стр.94)40 

     Стремясь  создавать поэзию, склонную к «динамике  неназванного», поэзию, в которой  потеря явлениями своих имён не приводила бы к зауми, но сохраняла бы ясный смысл, Ахматова не могла не обратить свою мысль к искусству, способному воплощать самые разные явления, не обозначая их с филологической точностью и не называя их по имени. Ахматова не могла не обратиться к музыке, и именно к инструментальной музыке, способной воплощать сложнейшие отношения весьма глубоких смыслов, ничего при этом не называя.

     В этом разгадка тяготения к музыке у поздней Ахматовой. Музыка выступает  для её поэзии одним из идеальных ориентиров, но не потому, что музыка - «сущность мира», и не потому, что она есть высшая форма звучания, а потому, что она, говоря обо всём, обо всех и каждом, ничего и никого не называет.

     Она и владычица, ибо поэт над ней  не властен, но она и верная подруга, ибо умеет хранить тайну и помогает поэту в процессе творчества.

     Таким образом, в позднем периоде музыка играет наиболее важную роль в творчестве поэтессы. В ряде текстов можно уловить намек на отдаленную связь  с музыкальными произведениями. Само по себе соединение темы музыки с темой памяти – это традиционнейший для поэзии тематический комплекс, но Ахматова вносит в него свои акценты. В союз музыки и памяти почти постоянно вмешивается тема смерти.

     Ахматова  твердо убеждена в звуковой природе  поэтического слова. Слух и голос – два важнейших для нее инструмента творческой работы поэта.

 

 

            Заключение

     Итак, в данном исследовании автор курсовой попытался провести исследование творчества А.А.Ахматовой, рассмотреть все возможные проявления музыки в её стихах, познакомиться с видением музыки поэтессой, её мировоззрением и миропониманием, отметить отличительные черты ранней и поздней ахматовской поэзии.

     На  основе проведённого исследования можно  выделить своеобразный тематический комплекс: «музыка - поэзия - творческое вдохновение». Все его составляющие тесно взаимосвязаны между собой, они сливаются в единое целое в поэтических произведениях. Так, ещё в 1922 году Артур Лурье писал о сходстве описания творческих состояний у А.С. Пушкина, А.А. Блока и А.А.Ахматовой.

     Ответить на первый поставленный во введении вопрос нам помогает этот тематический комплекс, указывающий на связь музыкальных впечатлений с процессом рождения стиха, а также небывалое откровенное признание, совершенное Ахматовой в стихотворении «Поэт».

     Именно музыка в широком смысле, вдохновляет Анну Ахматову на создание шедевров, именно такая всеобъемлющая музыка является пожизненной спутницей, помощницей и подругой поэта.

     Мы  выяснили также и различия понимания музыки в ранней и поздней ахматовской лирике. В поздних стихах оно становится более глубоким и всеобъемлющим, приобретает чудесную, почти магическую силу. Поздние звуки преодолевают любые пространственные границы. Таким звукам присуще скрытое обобщенное значение, он становится подчеркнуто символичен. В ранних стихах звуковосприятие относительно пассивно: оно фиксирует и осмысливает преимущественно конкретные звучания, постижимые физическим звуком. В поздних же стихах наряду с такими звуками существенную роль играют и те, что могут быть услышаны с помощью поэтического воображения, озвучивающего физически немые субстанции. В ранних стихах источник звука всегда назван, а вот в поздних он скрыт и обозначен лишь эпитетами.

     Основной вывод состоит в том, что мир поэзии велик, интересен и таинственен в нем остаётся ещё столько ненайденного и пока недоступного. Мы должны гордиться нашим огромным достоянием - Миром Русской Поэзии. 
 

Информация о работе Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой