Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – выявить влияние музыки на становление личности Анны Ахматовой и ее творчества. Цель предполагает решение определенных задач:
- исследовать влияние семьи и знакомых людей на формирование музыкального вкуса Анны Ахматовой;
- изучить влияние музыки на творчество поэтессы;
- установить круг наиболее предпочитаемых композиторов Ахматовой;
- проследить, как менялись музыкальные предпочтения поэтессы;

Содержание

Введение…………………………………...........................................................3
Глава 1. Музыка и музыканты на жизненном пути Ахматовой……………..4
Глава 2. Звук в поэтическом мире Ахматовой…..…………………………...10
Глава 3. Мотив музыки в ахматовской поэзии……………………………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Мир музыки в жизни в творчестве А.А.Ахматовой.doc

— 132.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

                   Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Умярова Юлия

Студентка 1курса гуманитарного факультета

Отделения связей с общественностью 
 

Научный руководитель:

                                                                    Кандидат филологических наук, доцент Московский Олег Викторович

                                                                           
 

                                                                          

                                                                    
 
 
 

                                                            Самара, 2009

                                                              План 

Введение…………………………………...........................................................3

Глава 1. Музыка и музыканты на жизненном  пути Ахматовой……………..4

Глава 2. Звук в поэтическом мире Ахматовой…..…………………………...10

Глава 3. Мотив музыки в ахматовской  поэзии……………………………….16

Заключение………………………………………………………………………24

Литература………………………………………………………………………26

 

 

     Введение

     Анна  Ахматова  - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е гг., Ахматова подвергалась замалчиванию и цензуре. Ахматова примыкала к группе акмеистов. Лирика поэтессы вырастала на реальной, жизненной почве. Контрастность — отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.

     Наиболее  полным и научно прокомментированным  изданием является книга «Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы» под редакцией В.М. Жирмунского.

     Цель  данного исследования – выявить влияние музыки на   становление личности Анны Ахматовой и ее творчества. Цель предполагает решение определенных задач:

     - исследовать влияние семьи и знакомых людей на формирование музыкального вкуса Анны Ахматовой;

      - изучить влияние музыки на творчество поэтессы;

      - установить круг наиболее предпочитаемых композиторов Ахматовой;

     - проследить, как менялись музыкальные предпочтения поэтессы;

      -исследовать смысловое содержание мотива музыки в творчестве Анны Ахматовой.

     В своем исследовании автор курсовой опирается на работы литературоведов В. Виноградова «О символах Анны Ахматовой», Т. Цивьян «Ахматова и музыка» и «Античные героини - зеркала Ахматовой», Я. Платека «Подслушать у музыки...».     

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Музыка  и музыканты  на жизненном пути  Ахматовой.

     Ахматова  в своих автобиографических набросках  оставила заметку о своем детстве.

       Из её воспоминаний мы знаем, что в детстве она пела французские песенки, что у её отца, отставного морского инженера, был абонемент в Мариинский театр (ложа Грота) и он часто брал дочь с собой. Таким образом, можно сделать вывод, что знакомство Анны Ахматовой с музыкой произошло еще в детстве.

     Известно, что Ахматова в одном раннем письме отождествляла себя с Иолантой и что позднее, в 1910-е годы, когда она окончательно устанавливала для себя «незыблемую скалу» культурных ценностей, ей пришлось определять своё отношение к Чайковскому. Вхожий в «Цех поэтов» Георгий Адамович вспоминал: «Когда-то, помню, трёхтомный труд Модеста Ильича читала Анна Ахматова. Человек совершенно глухой к музыке, как, впрочем, и большинство русских поэтов, - читала и с недоверчивым недоумением спрашивала: «Да полно, действительно Чайковский - большой, великий художник?»1

     Промелькнувшее у Адамовича замечание о глухоте Ахматовой к музыке, по-видимому, отражает какие-то её признания 1910-х годов. В этих её заявлениях, может быть, сказывалось влияние Гумилёва, бравировавшего своим равнодушием к музыке. В полушутливой форме Гумилёв постоянно проводил тему превосходства поэзии над музыкой. Одну из причин этого находим в мемуарном свидетельстве Ахматовой, где она говорит о времени безответной влюблённости в неё Гумилёва: «Он сказал мне: <...> "Я возненавидел музыку, потому что она оживляла во мне эту любовь"»2.

     Но  с другой стороны, на Ахматову влияло и прямо противоположное направление.

     Ахматова  очень рано начала высоко ценить Мандельштама как поэта и внимательно присматривалась к его внутреннему миру. «В музыке Осип был дома, и это крайне редкое свойство»,- заметила Ахматова о Мандельштаме в «Листках дневника»3. Среди общих воспоминаний, связывающих Ахматову с Мандельштамом, одно прямо отразилось в мандельштамовском стихотворении. В «Листках из дневника» Ахматова пишет: «Был со мной Осип Эмильевич и на концерте Бутомо-Названовой в консерватории, когда она пела Шуберта»4. Вскоре Мандельштам написал стихотворение, где ситуация концерта прямо введена в лирический сюжет:

             В тот вечер не гудел стрельчатый  лес органа,

                      Нам пели Шуберта  – родная колыбель,

                      Шумела мельница, и в песнях урагана

                      Смеялась музыки голубоглазый хмель… 

                        («В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…», стр.78)5 

     Отметим, что ещё в детстве Ахматова познакомилась в Царском Селе с будущим композитором В. М. Дешевовым. А позднее в круг её знакомств входили И. В. Ершов, Ю. А. Шапорин, Ф. А. Гартман. Музыкантом-любителем был член «Цеха поэтов» Михаил Леонидович Лозинский, один из самых верных друзей Ахматовой. В узком кругу он исполнял музыку к балетам собственного сочинения «Эвника», «Индия», «Адам».

     Но, конечно, главной из «музыкальных подруг»  Ахматовой была Ольга Афанасьевна  Глебова-Судейкина. Драматическая актриса  по образованию, выпускница школы при  Александрийском театре, с начала 1910-х годов она начинает выделяться во вставных танцевальных номерах в драматических спектаклях, затем в постановках оперетт и, наконец, вызвала сенсацию своими танцами в «Козлоногих» И. Саца, поставленных в Литейном театре в 1912 году. В сезоне 1913/14 года она с большим успехом танцевала в балетах М. Кузмина «Выбор невесты» и «Свидание», в хореографических номерах в спектакле «Царица Таир» по Н. А. Тэффи. В 1917 году в «Привале комедиантов» Ю. Л. Анненков поставил для Глебовой-Судейкиной «Кукольный кекуок» на музыку К. Дебюсси. Особенно сблизилась Ахматова с Ольгой Афанасьевной в 1920-1922 годах, когда они жили в одной квартире на Фонтанке. Там Ахматовой, видимо, часто доводилось слышать, как Ольга Афанасьевна пела и частушки, и жестокие романсы. Это стало своеобразным стимулом для интереса к музыкальному творчеству. Все это оказало огромное влияние на  формирование отношения Ахматовой к музыке.

     Ахматова  одно время была чрезвычайно близка с А.С Лурье. Он был весьма яркой фигурой в художественной жизни Петербурга 1910-х годов и общение с ним, по-видимому, окрашивало «музыкальные интересы» поэтов-акмеистов. В первую очередь, конечно, здесь должен быть назван Мандельштам. Лурье вспоминал о его отношении к музыке, возможно, противопоставляя его, не названной прямо Ахматовой - такой, какой знал её в 1914-1922 годах: «Мне часто казалось, что для поэтов, даже самых подлинных, контакт со звучащей, а не воображаемой музыкой не является необходимостью и их упоминания о музыке носят скорее отвлечённый, метафизический характер. Но Мандельштам представлял исключение: живая музыка была для него необходимостью. Стихия музыки питала его поэтическое сознание, как и пафос государственности, насыщавший его поэзию»6. В пору близости с Лурье Ахматова впервые занялась работой «для музыки». Зимой 1920 года Лурье работал над планом балета «Снежная маска» по мотивам поэзии Блока. Либретто для балета писала Ахматова. Это либретто ныне утрачено.

     Среди того поколения, которое во второй половине 1910-х годов духовно формировалось на стихах Ахматовой, были и будущие композиторы. Их слух улавливал в её поэзии специфику новой ритмики. Под знаком новой поэтической дикции и современной музыки воспринимались первыми слушателями романсы Прокофьева на ахматовские стихи. Лев Никулин писал в 1919 году: «Прокофьев считается почти футуристом в музыке, но для стихов Ахматовой у него нашлась проникновенная лирика, какая-то острая нежность, излом и печаль»7.

     Впервые, по-видимому, собственное чтение Ахматовой  и музыка на её стихи одновременно предстали перед слушателями на вечере Ахматовой в Харьковской общественной библиотеке 22 апреля 1924 года, когда вслед за авторским чтением Зоя Лодий исполняла романсы М. Ф. Гнесина, С. С. Прокофьева, Б. К. Яновского и В. С. Горовица на слова Ахматовой.

     Во  второй половине 1920-х годов Ахматова вела замкнутый, уединённый образ жизни. В этот период её не встречали на концертах и почти не видели в  театре. Она появляется на концертах  только в период ташкентской эвакуации. В Ташкенте вообще её жизнь во многом проходила «под знаком музыки» - в значительной мере благодаря дружбе с композитором А. Ф. Козловским.

     По  свидетельству жены композитора  Г. Л. Козловской, редкая встреча Ахматовой  с Алексеем Фёдоровичем обходилась без слушанья музыки или без разговора о музыке. По просьбе Ахматовой Козловский играл ей этюды Шопена. Темами бесед нередко были судьбы музыкантов, творчество Дебюсси, Стравинского, Моцарта, Баха. К последнему Ахматова, по словам Г. Л. Козловской, проявляла особый интерес, расспрашивая композитора о расшифровке символики баховской музыки в работах А. Швейцара и Б. Л. Яворского. Затрагивались в беседах и проблемы слияния музыки и слова: высоко ценя такие романсы, как «Для берегов отчизны дальней» Бородина, «Пророк» Римского-Корсакова и «Сирень» Рахманинова, такие оперы, как «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, Ахматова вместе с тем удивлялась невзыскательности многих композиторов по отношению к избираемым для музыки текстам, (особое возмущение вызвали либретто Модеста Чайковского). Возражая ей, А. Ф. Козловский привёл в качестве удачного примера либретто В. И. Вельского, созданные для опер Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок», и Ахматова признала за этими текстами литературные достоинства.

     Весьма  благосклонно отнеслась Ахматова и  к сочинениям А. Ф. Козловского на её собственные стихи. По словам Г. Л. Козловской, Ахматова часто просила  её спеть созданные в Ташкенте романсы «Ива» и «Царскосельская  статуя», а также вокальную композицию на отобранные Козловским с помощью автора фрагменты из «Поэмы без героя».

     Ташкентские встречи с музыкантами (среди  них необходимо назвать и игравшую для Ахматовой ленинградскую  пианистку И. Д. Ханцин, отметившую, что Ахматова «музыку понимала по-своему»), видимо, существенно активизировался интерес поэта к музыке.

     Образ Ахматовой, слушающей музыку, показан в воспоминаниях В. Я. Виленкина: «Почти не бывало случая, чтобы, придя ко мне, Анна Андреевна не попросила музыки. Ей достаточно было нашего убогого проигрывателя и заигранных пластинок. На вопрос, что она хотела бы послушать, чаще всего отвечала: «Выберите сами» Но иной раз «заказывала» совершенно определённо: Бетховена, Моцарта, Баха, Шумана, Шопена. И, почти, как правило, чтобы играл Рихтер. Он её не только восхищал как музыкант, но и как личность интересовал чрезвычайно. «Я любил незаметно смотреть на неё, когда она слушала музыку. Внешне как будто ничего в ней не менялось, а вместе с тем в чём-то неуловимом она становилась иной: так же просто сидела в кресле, может быть, только чуть-чуть прямее, чуть-чуть напряжённее, чем обычно, и что-то ещё проявлялось незнакомое в глазах, в том, как сосредоточенно смотрела куда-то прямо перед собой. А любимым её произведением Стравинского, творчество которого она хорошо знала, начиная с «Петрушки» и «Весны священной», была Симфония псалмов»8. На мой взгляд, это был период в жизни Ахматовой, когда музыка стала частью ее жизни.

     Из  встреч с музыкантами важнейшей  для Ахматовой, по всей вероятности, была встреча с Д. Д. Шостаковичем. Творчество Шостаковича привлекало внимание Ахматовой, видимо, ещё с 1930-х годов. Появление Седьмой симфонии, упомянутой в «Поэме без героя», некоторое сходство биографий и творческих судеб (почти одновременно - с разницей в один день - эвакуация из блокированного Ленинграда; близкие по времени - с разницей в полтора года - погромные атаки, обрушивавшиеся в конце 1940-х годов и на поэта, и на композитора) могли быть стимулами все усиливающегося интереса Ахматовой к творчеству своего великого современника. В 1958 году Ахматова посвящает Д. Д. Шостаковичу стихотворение «Музыка».

     Музыка  в последнее десятилетие была для Ахматовой не просто спутницей  жизни, но и определенным толчком для написания целого ряда стихотворений. Теперь стихи связываются с конкретными музыкальными произведениями. По рассказу В. Я. Виленкина, стихотворение «Отрывок» Ахматова написала непосредственно при прослушивании у него на квартире «Юморески» Шумана.

Информация о работе Музыка в жизни и творчестве А.А.Ахматовой