Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание». Однако мораль книги выходит за рамки, обозначенные авторской характеристикой, так как в ней отражены существенные черты умонастроения эстетско-декадентской среды. Эта книга дает возможность судить о «культе красоты». И все же критическое начало не получает в романе последовательного развития, оставаясь не более как выражением крайнего скепсиса писателя. Описывая свое презрение к «ограниченному, вульгарному веку, с его пошлыми стремлениями и грубо-чувственными удовольствиями», Уайльд ничего не предлагает взамен. Отсюда в романе «Потрет Дориана Грея» характерные для декаданса настроения безысходности.

Содержание

Введение
1. Эстетизм Оскара Уайльда
1.1 Начало пути
1.2 Эстетическая теория Оскара Уайльда
2. «Портрет Дориана Грея»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.rtf

— 401.67 Кб (Скачать)

Оскар Уайльд, возглавивший эстетизм как литературное течение в Англии, определил свое кредо в своих статьях и эссе. От обыденной несправедливой жизни общества писатель уходил в обитель Красоты. В эссе «Возрождение английского искусства» (1882) Уайльд впервые сформулировал те основные положения эстетической программы английского декаданса, которые были позднее развиты в его трактатах «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок», «Упадок искусства лжи» (1889), «Критик как художник» (1890), объединенных в 1891 году в книгу «Замыслы» (Intentions). Именно здесь впервые была разработана теория «чистого искусства», название которой стало жизненным кредо эстетов. Мысль эстета - это постоянное движение, постоянный поиск, мгновенное столкновение разума и сердца. Мысль подвержена расплывчатости, нарушению динамики цвета, эмоций и ритма, в ней проявляется новый принцип «сцепления», конструирования и моделирования связей и отношений. Искусство не преследует определенных целей, оно направлено само на себя. Искусство воспринималось О. Уайльдом как своего рода откровение. Кризису декаданса он противопоставлял ницшеанскую сильную личность, необузданное наслаждение жизнью. Искусство «независимо от жизни и ведет к уходу от действительности в мир иллюзий и воображений, необычных по своей природе: прекрасных внешне и убогих морально». Очень важна для эстетов форма, так как она должна быть подчинена высшим законам искусства. Автора должны интересовать мгновенные, яркие впечатления, вызванные сиюминутным событием. Создавая произведение, художник должен задуматься, будет ли оно отражать, воссоздавать прекрасное, вызывать наслаждение. Творчество не должно быть обременено повседневностью, оно всегда стремится на поиски прекрасного, идеального, безудержного.

Философия искусства по Уайльду глубоко идеалистична. Культ сильной личности уживается в эстетике Уайльда с христианскими идеями, а свойственное всему декадансу ощущение своего времени как периода глубокого кризиса - с проповедью необузданного наслаждения жизнью. Отстаивая основной тезис идеалистической эстетики - независимость искусства от жизни - и призывая к уходу от действительности в мир иллюзий, Уайльд утверждал, что искусство по самой своей природе враждебно действительности, враждебно моральным идеям. Так, например, он считал творчество Золя «совершенно неправильным от начала и до конца, и неправильным не в отношении морали, а в отношении искусства»; говоря о силе таланта Мопассана, он не принимал реалистической направленности этого таланта, обнажающего «гнилые болячки и воспаленные раны жизни». Признавая преемственную связь английского декаданса 80-х годов XIX века с прерафаэлитами, Уайльд резко подчеркивал свое принципиальное расхождение с Рескиным: «Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рескина - отошли определено и решительно. Мы больше не с ним, потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль. В наших глазах законы искусства не совпадают с законами морали». Субъективная, идеалистическая основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остро проявляется в эссе «Упадок лжи». Написанный в типичной для Уайльда манере раскрывать свою мысль через парадоксальный диалог, этот трактат имел ярко полемичный характер и стал одним из манифестов западноевропейского декаданса.

Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а наоборот - природа является отражением искусства. «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, - говорит он, - она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим». Лондонские туманы, по словам Уайльда, никогда не были такими густыми, пока «поэты и живописцы не показали людям таинственную прелесть подобных эффектов». «Девятнадцатый век, насколько мы его знаем, в значительной степени изобретен Бальзаком». «Шопенгауэр дал анализ пессимизма, характеризующего современную мысль, но выдумал пессимизм Гамлет». Провозглашая право художника на произвол, Уайльд говорит, что искусство «нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало. Стоит ему повелеть - и миндальное дерево расцветет зимою, и зреющая нива покроется снегом». Доводя свою мысль до парадоксального заострения, Уайльд заявляет, что подлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства XIX в. (под упадком он подразумевает реализм) объясняется тем, что «искусство лжи» оказалось забытым: «Все плохое искусство существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал». Он заявляет, что «жизнь - очень едкая жидкость, она разрушает искусство, как враг опустошает его дом», говорит, что «реализм как метод никуда не годится, и всякий художник должен избегать двух вещей: современности формы и современности сюжета». В противоположность сближению творческого процесса с процессом научного исследования, которое отстаивал Золя, Уайльд утверждает, что искусство начинает не с изучения жизни, но с «абстрактного украшения, с чисто изобретательной приятной работы над тем, что не действительно, чего не существует. Оно совершенно равнодушно к фактам, оно изобретает, фантазирует, грезит, и между собою и реальностью ставит высокую перегородку красивого стиля, декоративной или идеальной трактовки».

Задачи литературной критики Уайльд видит в том же идеалистическом духе, что и задачи искусства. В статьях «Критик как художник» и «Кисть, перо и отрава» он наделяет критика правом на такой же субъективистский произвол, каким наделен по его теории и художник. Основная задача эстетического критика состоит, по мнению Уайльда, в передаче своих собственных впечатлений. Поза и эстетские крайности Уайльда, несомненно, бросаются в глаза, но очевиден и непримиримый протест, основанный на жесткой позиции художника, учитывающего историю искусства, условия его развития и реальное состояние. Позиция Оскара Уайльда очевидна: он против приземленности, «подражания правде», мещанских прописей и пустой риторики. Словом, против всего того, что, претендуя на место в искусстве, искусством не является. Отрицая социальные функции искусства и заявляя, что задача каждого художника «заключается просто в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие», Уайльд писал: «Мы вовсе не хотим, - писал он, - чтобы нас терзали и доводили до тошноты повествованиями о делах низших классов».

Нужно отметить, что взгляды Уайльда на сущность и задачи искусства были довольно противоречивы. Выступая с защитой лозунга «искусство ради искусства», он явно скептически относился ко многим традициям викторианской Англии и ее культуры. В своих оценках как старой, так и современной литературы, Уайльд часто решительным образом расходился с официальной критикой. Он воспевал Байрона, как «поэта-воина», героя освободительной борьбы греческого народа («Равенна»), приветствовал бунт его и Шелли против ханжества английского общества, восхищался «благородной и непоколебимой» верой У. Уитмена в торжество добра и справедливости. Говоря о Бальзаке, Уайльд ядовито замечал, что великого писателя «конечно же, обвиняли в безнравственности», хотя «мораль действующих лиц его «Человеческой комедии» - есть не что иное, как мораль окружающего нас общества». Указывая, что та же судьба постигла и Золя, Уайльд говорил, что «высоконравственное негодование наших современников против Золя есть не что иное, как негодование Тартюфа на то, что его разоблачили». Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд и сам весь соткан из противоречий. В своих высказываниях он предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и трагедию в комедии; естественность для него - трудная поза, ничегонеделание - самое тяжкое в мире занятие, маска - интереснее лица, театр реальнее жизни. За его словесными эскападами чувствуется страстное желание поколебать незыблемость ханжеской морали и вульгарных - и часто взятых напрокат - представлений о мире, которых придерживались самодовольные «хозяева жизни» в «век, лишенный души». Он мог с легкостью иронизировать над всем, но в отношении к Искусству, в могущество которого верил, оставался предельно серьезен (что не помешало ему завершить предисловие к «Дориану Грею» словами: «Всякое искусство совершенно бесполезно», - без этого Уайльд не был бы Уайльдом).

Первопроходцем Уайльд не был. Еще в середине XIX века под знаменем Красоты против общества, зараженного практицизмом, против пресловутого «здравого смысла», против действительности, лишенной поэзии, выступили в Англии художники и писатели во главе с Д.Г.Россетти, объединившиеся в «Прерафаэлитское братство» и ориентировавшиеся в своем творчестве на образцы искусства Раннего Возрождения. Антипозитивистским духом было проникнуто и возникшее позже эстетическое движение, представленное в литературе и критике именами его теоретика Дж.Рескина, а также У.Пейтера, А.Саймонса, А.Ч.Суинберна. Однако символом эстетизма станет в 1880-е годы - и останется навсегда - Оскар Уайльд, не просто подчинивший жизнь и творчество созиданию Красоты, в чем он видел единственное предназначение художника, но утверждавший свои взгляды шумно, театрально, вызывающе, обращаясь не к избранным, но ко всем. «Если любишь Искусство, его надо любить превыше всего в мире, а против такой любви восстает рассудок, если только прислушиваться к его голосу, - заявлял Уайльд, - Нет ни следа здравомыслия в поклонении красоте». Эстетическое кредо Уайльда, сформулированное на рубеже 1880-90-х гг. в его эссе и в «Предисловии к «Портрету Дориана Грея», выражало его убежденность в приоритете искусства над жизнью и было своего рода романтическим протестом против всевластного рационализма, против искусства, копирующего действительность. В творчестве Уайльда и в его эстетических декларациях можно обнаружить сколько угодно «влияний» - прерафаэлитов и художественного критика Уолтера Пейтера, его любимого Китса и Бодлера, По и Гюисманса. Можно говорить о «духе времени», который воплотил в себе Уайльд. Но прежде всего он воплотил самого себя, блистательно реализовав то, что было дано ему от рождения - и оказалось востребованным временем. В первую очередь - так ценимый им «художественный инстинкт, эту никогда не изменяющую способность воспринимать все на свете под знаком красоты». И особый склад ума, помноженный на острое ощущение несоответствия между показной и оборотной стороной общества, что и породило характерный уайльдовский стиль - стиль парадоксов. На парадоксах писатель строил свои сюжеты, они вошли в поэтику его произведений, ими пронизана его эстетическая теория.

 

 

2. «Портрет Дориана Грея»

 

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея». История его создания по-своему любопытна: когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила Уорда, автор увидел натурщика, который поразил его удивительной красотой. Уайльд вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд.

20 июля 1890 года ежемесячный журнал «Lippincott's Monthly Magazine» опубликовал первую редакцию «Портрета Дориана Грея». На создание романа у писателя ушло немногим больше трех недель (по мнению самого автора, это «очень долго»). В апреле следующего, 1891 года роман вышел отдельным изданием со значительными дополнениями. Помимо мелких вставок, писатель добавил шесть новых глав и небольшое предисловие. Тревожная атмосфера, философская основа произведения, неоднозначные чувства, объединяющие персонажей, некоторая извращенность главного героя привели к неслыханному скандалу и обеспечили роману успех. Викторианская Англия взорвалась двумястами шестнадцатью рецензиями возмущенных, шокированных критиков. Общество взывало к цензуре, суду и полиции. Автора обвиняли в том, что его книга рассчитана «на самых развращенных и преступных членов общества», что он проповедует безнравственность, что для него не существует различий между пороком и добродетелью. Писателю пришлось направлять в редакции газет письма (около десятка) и разъяснять своим критикам истины, очевидные для него, но не для его оппонентов, - что нельзя ставить знак равенства между художником и его творением, что у художника не может быть никаких этических симпатий и антипатий, что ему позволено изображать все, что он творит ради собственного удовольствия, преследуя только эстетические цели и не думая о читателях и критиках (однако в письме Беатрис Олхазен он говорит, что «роман станет отражением моей собственной жизни: одни лишь слова и никакого действия»). Эти мысли Уайльд изложил в присущей ему афористичной манере и опубликовал в 1891 г. как «Предисловие к «Портрету Дориана Грея». С тех пор оно включается во все издания романа. Писатель отвечал своим критикам через газеты со свойственными ему остроумием и невозмутимостью. Он писал: «Узнав из столь авторитетных источников, что это безнравственная книга, которую правительство должно изъять и запретить, несчастная публика, несомненно, сейчас же бросится ее читать. Но увы! Она обнаружит, что это роман с моралью. А мораль такова: всякая чрезмерность как и всякое самоотречение, несет в себе наказание. Художник Бэзил Холлуорд, боготворящий, как и большинство художников, физическую красоту, гибнет от руки того, в душе которого взрастил он чудовищную и нелепую гордыню. Дориан Грей, живущий лишь чувственностью и наслаждением, пытается убить свою совесть и одновременно убивает себя. Лорд Генри Уоттон, стремясь всегда оставаться созерцателем жизни, обнаруживает, однако, что тот, кто уходит от битвы, зачастую бывает ранен глубже, чем тот, кто участвует в ней. Да, в «Дориане Грее» содержится страшная мораль, которую не смогут разглядеть люди извращенного ума, она откроется только тем, чьи помыслы чисты. Является ли это художественной ошибкой? Боюсь, что так. Но это единственная ошибка в этой книге». Заключительные фразы статьи могут вызвать ужас и удовольствие одновременно: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, имеет в виду свои собственные».

Повествование в «Дориане Грее» основано на сюжете и характерах, сочетающих правдоподобие и фантастику, и связано с традициями жанра romance. Как и обычно для этого жанра, созданные Уайльдом характеры, включая Дориана Грея, не отличаются полнотой и жизненностью. Наоборот, имеет место сознательный и последовательный разрыв с традициями реализма. Уайльд исключает своих героев из их общественных связей, подменяя значительные жизненные конфликты искусственно созданными «проблемами». Мир, интересующий здесь автора прежде всего, - это мир «избранных» людей, превосходство которых над «серой массой» он постоянно подчеркивает.

Роман, написанный в 1891 году, - произведение противоречивое. В истории красивого молодого человека Дориана Грея, послужившего моделью художнику Бэзилу Холлуорду для его лучшего портрета, а затем ставшего под влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона неисправимым себялюбцем и безразличным к морали искателем удовольствий, скатившимся на путь порока, - в этой истории все вполне правдоподобно и укладывается в рамки достоверности. Фантастично то, что человек и портрет как бы поменялись ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается внешне неизменным, а тяжкую функцию старения принимает на себя картина, на которой время, страсти и пороки оставляют свои следы. В книге чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость. Этот фабульный мотив имеет вполне определенную литературную родословную. Мотив таинственной связи судьбы человека с его портретом мог быть заимствован Уайльдом из знаменитого романа Ч.Р. Метьюрина «Мельмот - скиталец» (кстати, автор - родственник Уайльда со стороны матери). В этом же ряду стоят творения Э.Т.А. Гофмана, И. В. Гете, «Чудесная история Петера Шлемиля» А.Шамиссо, роман Б.Дизраэли «Вивьен Грей», «Пэлем, или Приключения джентльмена» Э. Бульвер-Литтона и, пожалуй, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака. Наконец, если говорить о влиянии литературных предков на Дориана Грея, должна быть названа еще одна книга - та самая «отравляющая книга» («poisonous book»), которую дарит юному Дориану лорд Генри. Название этой книги не приводится, но ни у одного из интерпретаторов романа не было и не может быть сомнений на сей счет: лорд Генри подарил Дориану известный роман французского писателя Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» («A Rebours»), вышедшей впервые в 1884 году. Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь в первую очередь стоит назвать «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, произведения Дж. Конрада и Р. Киплинга. Этот список можно продолжить, но главное - перед нами художественное произведение с великой литературной основой. Можно утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировались на широком использовании всей массы предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное - какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся - он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века.

Информация о работе Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»