Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание». Однако мораль книги выходит за рамки, обозначенные авторской характеристикой, так как в ней отражены существенные черты умонастроения эстетско-декадентской среды. Эта книга дает возможность судить о «культе красоты». И все же критическое начало не получает в романе последовательного развития, оставаясь не более как выражением крайнего скепсиса писателя. Описывая свое презрение к «ограниченному, вульгарному веку, с его пошлыми стремлениями и грубо-чувственными удовольствиями», Уайльд ничего не предлагает взамен. Отсюда в романе «Потрет Дориана Грея» характерные для декаданса настроения безысходности.

Содержание

Введение
1. Эстетизм Оскара Уайльда
1.1 Начало пути
1.2 Эстетическая теория Оскара Уайльда
2. «Портрет Дориана Грея»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач.rtf

— 401.67 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минский государственный лингвистический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по зарубежной литературе на тему:

Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

 

 

 

Выполнила

студентка 5-го курса

Группы №503

Габрусь С.А.

Научный руководитель:

Вадим Леонидович Зуенок

 

 

 

Минск- 2011г.

 

Содержание

 

Введение

Эстетизм Оскара Уайльда

1.1 Начало пути

1.2 Эстетическая теория Оскара Уайльда

«Портрет Дориана Грея»

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Человечество многим обязано XIX веку. Во второй его половине складываются образы и идеи, которые в ХХ столетии становятся классическими. Изучение культуры конца XIX века остается актуальной задачей и в наше время. Особенный интерес вызывает концепция «искусства ради искусства», вершина эстетизма позапрошлого столетия, которая зарождается во Франции в трудах Теофиля Готье. Своего наиболее яркого изобразительного воплощения она достигла в работах Обри Бёрдсли, а наибольшую силу идея «чистого искусства» обрела в викторианской Англии благодаря усилиям У. Пейтера и О. Уайльда. Оскар Уайльд - одна из наиболее замечательных и противоречивых фигур в английской литературе. Современники называли его «блестящий Оскар». Он прожил недолгую жизнь (1854 - 1900). Она была укорочена, омрачена и унижена общественным лицемерием, буквой закона и декадентской надменностью поведения самого поэта. Многие слышали об Оскаре Уайльде: кто-то помнит его замечательные сказки, кто-то восхищается его яркими эпиграммами; для кого-то он «апостол Красоты», первый эстет Европы, для кого-то - автор единственного романа, своего рода библии декадентов. Существует своего рода миф об Уайльде, отчасти созданный им самим, отчасти являющийся результатом громкого скандала и сплетен. Поддерживать его, развеивать или дополнять - задача всех тех авторов, которые не устают писать книги, снимать кинофильмы об этом человеке.

Писательская карьера Уайльда складывалась как своеобразный калейдоскоп. Его творчество многогранно, в нем раскрывается множество философско-эстетических и моральных проблем. Во многих своих произведениях Уайльд развивал или повторял суждения Пейтера и Рескина, которые проповедовали культ красоты, несовместимость мира подлинного искусства с пошлостью обыденности. Пейтер проповедовал искусство ради искусства. Уайльд превратил этот тезис в свой девиз и положил его в основу своей философии. Творчество Уайльда было глубоким по содержанию, он затронул многие жизненные вопросы, хотя делал это в необычной манере. Немало его произведений, начиная с первых стихотворений и заканчивая «Балладой Редингской тюрьмы», свидетельствуют о том, как писателю было тесно в рамках декадентской эстетики. Репутация ни одного писателя его поколения не претерпела так много различных превращений - от осмеяния к преклонению, от преклонения к славе, от триумфальной славы к бесчестию, позору и презрению; а со временем, посмертно, - возврата к славе и триумфу. Талант писателя проявился в разных жанрах - статьях, пьесах, сказках, стихотворениях. Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея», своего рода гимн эстетизму и «эстетическая антиутопия», вышел в свет в 1891 и имел оглушительный успех. Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» многопланова, а сам роман стал воплощением эстетических идей писателя.

 

 

1. Эстетизм Оскара Уайльда

 

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) - известный английский писатель, автор стихов, сказок и пьес. Наиболее известное его произведение - «Портрет Дориана Грея» - яркий образец интеллектуального романа ХIX века. В творчестве О. Уайльда выражены как романтические традиции первой половины ХIX века, так и реалистические и модернистские эстетические принципы его второй половины.

 

Начало пути

 

Родился Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд 16 октября 1854 года в Дублине. Отец, сэр Уильям Уайльд, личность примечательная, опытный хирург и превосходный окулист; издавал фундаментальные труды, причем не только по медицине, с увлечением занимался археологией и этнографией, описывал шедевры старинной ирландской архитектуры и искусства, собирал фольклор. Мать, леди Франческа, более известная под красноречивым псевдонимом «Сперанца» (Надежда), утверждавшая, что ее девичья фамилия Элджи происходит непосредственно от Алигьери и создатель «Божественной комедии» - ее дальний предок, - светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности. Её сочувствие освободительному движению Ирландии было искренним, однако не лишенным внешнего, показного жеста. В ее литературном салоне и провел свою раннюю юность будущий писатель. От родителей Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, мечтательность, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

Когда Оскару исполнилось одиннадцать лет, его отдали в ту же королевскую школу Портор, где учился его брат Уилли. Школа эта была основана в североирландском городе Эннискилен и пользовалась солидной репутацией. Там Оскар открыл для себя античность и занялся изучением древнегреческих авторов. После он проводит восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированной университетской среде - в колледже Троицы (Дублин) и в Оксфорде. Он поглощен искусством, зачитывается поэтами-романтиками, восхищается прерафаэлитами, а также слушает лекции Джона Рескина (1819 - 1900), который уже успел прославиться томами “Современных живописцев” и “Камней Венеции”, побуждавших по-новому взглянуть на многовековое культурное наследие Европы. Оскара Уайльда сопровождает неизменный успех, его дарование признано (он оканчивает Оксфордский университет с отличием). Профессор Мэгаффи, ректор колледжа Троицы и президент королевской ирландской академии, в предисловии к своему труду о Греции выразит ему признательность за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльд совершит поездку в Италию и Грецию, итоги которой отразятся на его прозе и стихах.

Первые поэтические опыты Уайльда относятся к оксфордскому периоду, а самая ранняя его публикация - это перевод хора дев из комедии Аристофана «Облака» (1875). Поэтическое наследие Уайльда не слишком обширно. Оно представлено двумя книгами стихотворений: «Стихи» (1888) и «Стихотворения, не вошедшие в сборники, 1887 - 1893» - а также несколькими лиро-эпическими поэмами, наиболее известной из которых является «Баллада Редингской тюрьмы» (1898). Оскар Уайльд добивался отточенности каждого стихотворения, отдавая предпочтение наиболее ёмким, трудным стихотворным жанрам - канцонам, вилланелям, что было несомненным признаком влияния прерафаэлитов. Основным содержанием своих стихов Уайльд сделал мир интимных страстей и переживаний. Также одним из жанров, в которых Уайльд-поэт достиг наибольшей выразительности, стали «моментальные» зарисовки сельского, а чаще городского пейзажа - так называемые «impressions» (например, «Симфония в желтом», носящая ярко выраженный импрессионистический характер, построенная на игре цветовых и звуковых сочетаний, и «Les Silhouettes»). Уже в первом сборнике ранних стихов Уайльда появились свойственные декадансу настроения пессимизма. Яркий пример - стихотворение «Eх tenebris» («Из мрака»), проникнутое чувством отчаяния и одиночества. В стихотворении «Vita nuova» («Новая жизнь») Уайльд говорит о жизни, «полной горечи». В стихотворении «Видение» он признается, что из античных трагиков ему ближе всех Еврипид - человек, который «устал от никогда не прекращающегося стона человеческого».

В 1882 г. молодой писатель совершил поездку по США с чтением лекций об эстетике. К нему приходит международная известность. В 1880-е гг. Уайльд редактирует журнал «Женский мир», пишет пьесы, рассказы.

Ещё в Оксфорде в меру скромных средств, выделяемых ему отцом, он начинает проявлять особую заботу о том, чтобы окружать себя красивыми вещами. К концу первого учебного года в его комнате, расписанной красками, отделанной лепными украшениями, начинают появляться ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплетах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается. Костюм, который помог начинающему поэту завоевать Лондон, выглядел следующим образом: короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шелковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зеленый галстук, штаны из атласной ткани до колен, черные чулки и лакированные туфли с пряжками. Дополнялся этот привлекавший всеобщее внимание наряд беретом, иногда - свободно ниспадавшим плащом, а также подсолнечником и лилией в петлице (позднее их заменит зелёная гвоздика). В таком виде Уайльд появлялся время от времени на людях, изрядно эпатируя викторианскую публику.

В этот период складывается эстетизм Уайльда, основанный на утверждении первичности искусства, на дискредитации значения природы, действительности для художника. В соответствии с уайльдовским культом Красоты, искусство не только выше жизни, но и формирует действительность в соответствии с фантазией художника. Этот тезис стал кульминационной точкой в развитии английского эстетизма.

 

Эстетическая теория Оскара Уайльда

 

В историю литературы Оскар Уайльд вошел как наиболее яркий представитель эстетизма в искусстве. Это направление зародилось 70-е годы XIX века, сформировалось в 80-90-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века, слившись с различными формами модернизма. Эстетизм, по словам Т. Кривиной, это художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты, возвышающейся над реальной жизнью, являющейся субстанцией изысканного искусства. «Эстетизм располагает искусство и Красоту по ту сторону добра и зла, - пишет Д. Яковлев, - снимая с художественного творчества ответственность за «побочные» возможные последствия неэстетического характера». Именно идеал эстетизма - искусство для искусства, «чистое искусство» - оказался наиболее живучим и приемлемым как для художников-модернистов, так и для творцов и поклонников постмодернизма.

Стремление к идеалу, который рождается в творческих поисках любого художника, находит свое отражение еще в древнем мифе о Пигмалионе, который полюбил сотворенную им статую. Эта история стала своего рода попыткой человека доказать, что искусство в каком-то смысле сильнее, совершеннее жизни. Об этом шла речь в трудах Шиллера и Шелли, в творчестве Гёте и Китса; в искусстве прерафаэлитов время от времени провозглашалась идея о том, что «мир спасет Красота». Художники прошлого, воспевая красоту, не подчёркивали разрыв между своими идеалами и реальной жизнью и верили в воспитательную силу искусства. В то же время само их стремление привести человека к миру прекрасного через театр, поэзию, живопись объяснялось недовольством действительностью. Эстетизм явился в некотором смысле проявлением этого недовольства.

Изучение эстетизма важно, во-первых, потому, что сам термин «эстетизм» употребляется чаще всего крайне нестрого, хотя и весьма широко. Во-вторых, несмотря на то, что самая яркая форма эстетизма - английский эстетизм, как конкретно историческое явление, принадлежит прошлому веку (Оскар Уайльд умер в 1900 году), многие теоретические положения, которые в нем были впервые разработаны, продолжают активно функционировать и в наше время.

Основу неоромантической эстетики можно определить, как отстаивание самоценности искусства в его борьбе с вульгарностью и серостью. Искусство должно быть прекрасно и должно служить человеку. У моралистов оно служит человеку общественному, то есть каждому в равной мере, у эстетов оно служит только личности, достойной этого служения. И у моралистов, и у эстетов - на которых (весьма условно) можно разделить английских неоромантиков XIX столетия - искусство невозможно без мощной фантазии и воображения.

Существенную роль в формировании теории эстетизма сыграл публицист и теоретик искусства, литературный критик Джон Рескин. В эссе Рескина дано эстетическое обоснование многих тенденций в английской литературе XIX века. Полнее всего он сумел сформулировать принципы романтической эстетики, но он также пришел к осознанию ряда принципов реалистического творчества. Рескин обращался к творчеству великих писателей и художников прошлого, своих современников с целью раскрытия идеалов красоты, свободы, мира, понимания смысла бытия и закономерностей социального и культурного развития общества. В своих «Лекциях об искусстве» Рескин говорил о том, что искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь. Он развивал мысль о связи эстетического и этического начала в искусстве и литературе. По его убеждению, искусство может существовать и совершенствоваться только при условии надлежащего уровня нравственности. Теория Рескина легла в основу уайльдовской теории эстетизма. Сама сердцевина теории Рескина - Красота как абсолют - была принята О. Уайльдом и получила дальнейшее развитие в его сборнике «Замыслы» и романе «Портрет Дориана Грея». Но нельзя сказать, что теорию Рескина Оскар Уайльд принял безоговорочно. Наиболее серьезные разногласия с учителем возникли у Уайльда при рассмотрении связи искусства и нравственности. Как уже говорилось выше, Джон Рескин считал, что искусство и Красота неотделимы от нравственности, а Оскар Уайльд говорит о том, что «…нравственная жизнь человека - лишь одна из тем …творчества». В своём эссе «Упадок искусства лжи» Оскар Уайльд пишет о том, что «… жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни…»

Более близкими мировоззрению Оскара Уайльда были принципы эстетизма, изложенные учеником Джона Рескина - Уолтером Пейтером, который придерживался субъективистского варианта концепции «искусство ради искусства». Он считал, что искусство не должно учить добру, потому как оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, поэтому задача критика лишь выразить свое личное переживание от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение Пейтером впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой он видел «животность Греции, сладострастие Рима, мистицизм средневековья, возвращение языческого мира, грехи Борджиа» («Очерки по истории Ренессанса»).

После Пейтера вождем эстетизма становится Оскар Уайльд. Культ красоты приводит его к парадоксальному утверждению: искусство не только выше жизни, но и формирует действительность в соответствии с фантазией художника. Это утверждение становится кульминационной точкой в развитии эстетизма.

Информация о работе Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»