Литература английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе огромную роль играют образы и символы, заменяющие в повседневной жизни многих людей даже элементарные понятия, являющие собой образчик уникальности суждения человека, недосказанности. Особенно красочно и ярко это представлено авторами и мастерами в литературе, искусстве, кинематографии и пр. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне. Именно поэтому актуальность данной работы, целью которой является рассмотрение, анализ образно-символического строя в романе «Алая буква» Н. Готорна, не подвергается сомнению. Исключительная эстетическая ценность его произведений обусл

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Часть I. ……………………………………………………………………..…....4-17
1. Эпоха романтизма. Творчество Н. Готорна. ………………………………4-14
2. Анализ понятий образа и символа. Литературные примеры……...…..…15-17
Часть II. …………………………………………………………………………18-23
3. Образно-символический строй романа «Алая буква» Н. Готорна….........18-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 24
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Амер.лит-ра сокращенная.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

     Часть I. ……………………………………………………………………..…....4-17                                                                  

    1. Эпоха романтизма. Творчество Н. Готорна. ………………………………4-14

    2.  Анализ  понятий образа и символа. Литературные примеры……...…..…15-17

     Часть II. …………………………………………………………………………18-23                 

     3.  Образно-символический строй романа «Алая буква» Н. Готорна….........18-23

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 24

     БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………. 25 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В современном обществе огромную роль играют образы и символы, заменяющие в   повседневной жизни многих людей даже элементарные понятия, являющие собой образчик уникальности суждения человека, недосказанности. Особенно красочно и ярко это представлено авторами и мастерами в литературе, искусстве, кинематографии и пр. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне. Именно поэтому актуальность данной работы, целью которой является рассмотрение, анализ образно-символического строя в романе «Алая буква» Н. Готорна, не подвергается сомнению. Исключительная эстетическая ценность его произведений обусловлена не только масштабом его таланта, но и историко-культурной, материальной и духовной средой, являвшейся его источником вдохновения, исходным материалом для произведений, нравственным критерием и гуманистическим ориентиром. Именно Новая Англия стала для Н. Готорна тем фоном, на котором наиболее ярко и специфично проявилось его творческое своеобразие, обеспечившее несомненную притягательность произведений писателя как для его современников, так и для многих современных американских и зарубежных исследователей его художественного наследия. 

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд вспомогающих задач, среди которых можно обозначить: в теоретической части – рассмотрение эпохи американского романтизма в литературе с акцентом на биографию и творчество Н. Готорна и развернутая характеристика понятий образа и символа с наиболее яркими примерами из литературы; в практической части – детальный анализ образно-символического строя в романе «Алая буква» Н. Готорна и характер важнейших образов из него с использованием цитирования. В конце работы следует подвести итоги, обозначить достигнутые цели и задачи, а также невыполненные в полном объеме. 

     1. Эпоха романтизма. Творчество Н.  Готорна.

     Истоки  конфликтов и противоречий в США закладывались в годы завершения Войны за независимость. Внутри молодой и полной сил буржуазной республики сохранялось социальное и имущественное неравенство, не было отменено рабство в южных штатах. Новая власть опиралась на имущие классы, и именно их интересы стояли на первом месте при формировании политической системы США. Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки к поиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности, лежащего за пределами повседневной буржуазной практики.

     Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление  в литературе США сложилось к  рубежу между вторым и третьим  десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

     В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е  годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Броккен Брауна _ в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.).

     Второй  этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду  относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев - и хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

     В зрелом американском романтизме преобладают  драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. При этом он опирается на современную идеалистическую философию Европы, прежде всего немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте. Эти теории по-своему преломляются в учении американского трансцендентализма, поставившего перед современниками вопросы глобального характера - о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования.

     В художественный язык зрелого американского  романтизма проникает символика, редко  встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы. Для романтизма Новой Англии характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. Важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII-XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. Если говорить о традиции нравственно-философской прозы, уходящей корнями в пуританское колониальное прошлое Америки, нельзя не упомянуть среди писателей Н. Готорна, который занимает почетное место среди выдающихся американских писателей эпохи романтизма - В. Ирвинга, Дж. Фенимора Купера, Эдгара Аллана По, Германа Мелвилла. Натаниель Готорн – писатель интроспективного склада, темы нравственности, символизм, пуританские традиции играют в его творчестве важную роль. Моральная составляющая  произведений Готорна обусловлена соприкосновением в личности автора культурных парадигм христианства и романтизма. Нравственные установки определяются его сложным отношением к пуританскому прошлому. Это отношение, в свою очередь, обусловлено особенностями его личности (естественная религиозность, приверженность традиционным ценностям), происхождением (роль его предков в истории Новой Англии) и стереотипами современной ему эпохи. На фоне современного либерального христианства для Готорна привлекательны жертвенная вера и воодушевление пуритан, их относительная ортодоксальность в богословии. Одновременно он обостренно переживает факт участия своих предков в религиозных преследованиях, а также вместе со своими современниками осуждает пуритан за «ханжество», «догматизм» и «нетерпимость». Последнее обусловлено не только чертами пуританизма как радикальной протестантской секты, но и особенностями восприятия реалий XVII века носителями иного типа сознания, к каковым принадлежал Готорн. Различие это состоит в характере конфессиональной и внеконфессиональной религиозности, а также в конфликте общественного идеала Средневековья (пуританская теократия) и Нового времени (демократия XIX в.). В произведениях Готорна прошлое становится сценой развертывания острых морально-психологических драм. Потомок старинного рода, представитель пятого поколения американцев, когда-то переселившихся из Англии, он родился в Сейлеме, штат Массачусетс. Один из его предков в конце XVII века был судьей, который участвовал в известном процессе над "салемскими ведьмами". И до, и после окончания колледжа Готорн много читал по истории первопоселенцев Америки, на всю жизнь сохранив интерес к психологии пуританства и сделав многих героев либо первыми пуританами-поселенцами, либо людьми с пуританскими корнями. Зачастую темой его произведений становилась борьба ограниченной пуританской философии и человеческих порывов. Проблема греха стала ведущей темой в «Алой букве» (The Scarlet Letter), «Доме о семи фронтонах» (The House of the Seven Gables), «Мраморном фавне» (The Marble Faun) и «Черной вуали священника» (The Minister's Black Veil). Окончив колледж, следующие 12 лет Готорн провел дома, сочиняя рассказы, которые печатал в календарях, журналах и газетах. Ситуации, характеры и описания мест действия он черпал из летних поездок по Новой Англии.  Позднее все написанное было собрано и опубликовано в книге «Дважды рассказанные истории» (Twice-Told Tales, 1837). По совету Софии Пибоди, горячей сторонницы движения трансценденталистов, Готорн присоединился к общине «Брук-Фарм» и вложил в нее все свои сбережения. Он надеялся обрести место, где смог бы начать семейную жизнь, но уже через несколько месяцев обнаружил, что постоянное общение с людьми ему не подходит, и покинул общину. После женитьбы в 1842 г.  Натаниел и София на три года переезжают в Конкорд. Там Готорн провел счастливейшие годы своей жизни, там были написаны рассказы, которые вошли в сборник «Легенды старой усадьбы» (Mosses from an Old Manse, 1846). После рождения первого ребенка Готорн устроился инспектором на сейлемскую таможню. Спустя четыре года, за которые Готорн ничего не написал, в результате интриг местных политиков он был уволен. Следующие два с половиной года его творчество переживает расцвет. Он получил признание как выдающийся американский писатель и автор самого глубокого психологического романа, созданного в Америке, - «Алая буква» (1850). С не меньшим энтузиазмом были встречены последующие его произведения – «Дом о семи фронтонах» (1851), «Роман о Блайтдейле» (The Blithedale Romance, 1852), материалом для которого послужило пребывание Готорна в общине Брук-Фарм, сборник рассказов «Снегурочка и другие дважды рассказанные истории» и пр. Литературный успех принес финансовую независимость, и, проведя полтора года в городе Леноксе на западе Массачусетса,  Готорн купил дом в Конкорде, куда и переехал. Затем ему предложили пост консула в Ливерпуле, и в 1853 он впервые выехал за границу. Вдали от родины он создал всего одно произведение - повесть «Мраморный фавн» (1860), с типично готорновскими героями и множеством подробных и оригинальных описаний образцов итальянского искусства.  Умер Н. Готорн в Плимуте 15 мая 1864.

     Его самый известный роман "Алая буква" стал классическим описанием пуританской Америки. Он начинается с предыстории, которая рассказывает читателю, как он был опубликован. Безымянный рассказчик работал таможенным инспектором в г. Салеме, Массачусетс. В мансарде своей таможни он обнаружил ряд документов, среди которых была рукопись, перевязанная  алым, расшитым золотом, лоскутом ткани в форме буквы «А». Эта рукопись оказалась работой прежнего таможенного инспектора, которая была написана около двухсот лет назад. Когда рассказчик потерял свой пост, он решил переписать события, описываемые в рукописи. Конечным продуктом и стал роман «Алая буква».

     В нем рассказывается о страстной, запретной любви, которая связывает  чувствительного религиозного молодого человека, священника Артура Димсдейла, и молодую и красивую горожанку Эстер Прин. Действие происходит в Бостоне около 1650 г., во время заселения этой части Америки пуританами из Англии. Молодую женщину, Эстер Прин, с ребенком на руках выводят из городской тюрьмы  на помост на рыночной площади. На ней красивое платье, которое она сшила себе в тюрьме, на груди – алая вышивка в виде буквы «А» - первая буква слова аdulteress (с англ. «прелюбодейка»). Эстер согласно приговору суда предстоит простоять на помосте до часу дня за свое преступление и за отказ назвать имя отца ребенка, испытывая презрение и осуждение со стороны толпы односельчан. Чтобы отвлечься от мыслей о ее грехе, она, стоя у позорного столбы, начинает вспоминать свое детство, затем замужество с немолодым ученым. Внезапно она видит на задних рядах «зрителей» человека, который полностью завладевает ее вниманием, т.к. очень похож на ее мужа. Как и ее муж, он немолод, имеет проницательный взгляд исследователя и сгорбленную спину неутомимого труженика. Он расспрашивает окружающих о том, кто она такая. Они удивляются, что он ничего о ней не слышал. Но человек объясняет, что он нездешний, долго пробыл в рабстве у язычников и вот теперь наконец какой-то индеец привел его в Бостон, чтобы получить выкуп. Ему рассказывают, что Эстер Прин – жена одного английского ученого, надумавшего перебраться в Новую Англию. Он послал жену вперед, а сам задержался в Европе. За два года жизни в Бостоне Эстер не получила от него ни одной весточки и решила, что, вероятно, он погиб. Суд принял во внимание смягчающее обстоятельство и не осудил падшую женщину на смерть, а лишь приговорил простоять три часа на помосте у позорного столба и до конца жизни носить на груди знак бесчестья. Всех возмущает, что она не назвала имя соучастника греха. Странный бостонский священник Джон Уилсон убеждает Эстер открыть имя соблазнителя, вслед за ним прерывающимся от волнения голосом к ней обращается молодой пастор Димсдейл, чьей прихожанкой она была. Но молодая женщина упорно молчит, крепко прижимая к груди ребенка. Когда Эстер возвращается в тюрьму, к ней приходит тот самый незнакомец, которого она видела на площади. Он оказывается ее мужем, врачом, но теперь он называет себя Роджером Чиллингуортом и заставляет ее поклясться, что она никому не откроет его настоящего имени и своего с ним родства. Пусть все считают, что ее муж умер. Однако он решает во что бы то ни стало узнать, с кем согрешила Эстер, и отомстить ее возлюбленному.

     Выйдя из тюрьмы, Эстер поселяется в заброшенном  домике на окраине Бостона и зарабатывает на жизнь рукодельем. Она столь искусная вышивальщица, что у нее нет отбоя от заказчиков. Ее дочь Перл растет красавицей, но обладает пылким, переменчивым нравом, поэтому Эстер с ней нелегко. Перл не хочет подчиняться никаким правилам, никаким законам. Алая буква на груди у матери навсегда врезалась ей в память. Печать отверженности лежит на девочке: она не похожа на других детей, не играет с ними. Замечая странности у девочки и отчаявшись дознаться, кто ее отец, некоторые горожане считают малышку дьявольским отродьем. Эстер никогда не расстается с дочерью и повсюду водит ее с собой.

     Познания  в медицине и набожность снискали Чиллингуорту уважение жителей Бостона. Вскоре по прибытии он избрал своим  духовным отцом преподобного Димсдейла. Все прихожане весьма почитали молодого богослова и были обеспокоены его здоровьем, резко ухудшившимся в последние годы. Люди видели в приезде в их город искусного врача перст Провидения и настаивали, чтобы мистер Димсдейл обратился к нему за помощью. В результате молодой священник и старый врач подружились, а потом даже и поселились вместе. Чиллингуорт, который упорно пытается открыть тайну Эстер, все больше подпадает под власть одного-единственного чувства – мести. Почувствовав пылкую натуру  и намек на тайну в душе молодого священника, он хочет проникнуть в потаенные ее глубины и для этого не останавливается ни перед чем. Чиллингуорт постоянно провоцирует Димсдейла рассказать ему о нераскаявшихся грешниках. Он утверждает, что виной телесного недуга Димсдейла является душевная рана, и уговаривает священника открыть ему, врачу, причину его страданий. Однажды молодой священник крепко засыпает днем в кресле и не просыпается даже тогда, когда Чиллингуорт входит в комнату. Старик подходит к нему, кладет руку больному на грудь, расстегивает одежду, которую Димсдейл никогда не снимал в присутствии врача. Чиллингуорт торжествует.

     Однажды ночью Димсдейл идет на рыночную площадь  и становится у позорного столба. На заре мимо проходят Эстер Прин и  Перл. Священник окликает их, они  поднимаются на помост и встают рядом с ним. Темное небо вдруг озаряется – скорее всего, это упал метеор. И тут они замечают неподалеку от помоста Чиллингуорта, который неотрывно смотрит на них. Димсдейл говорит Эстер, что испытывает невыразимый ужас перед этим человеком, но Эстер, связанная клятвой, не открывает ему тайны Чиллингуорта. Годы идут. Перл исполняется семь лет. Безупречное поведение Эстер и ее бескорыстная помощь страждущим приводят к тому, что жители городка начинают относиться к ней со своеобразным уважением. Даже алая буква отныне кажется им символом не греха, а внутренней силы.

Информация о работе Литература английского языка