Лексико-семантическая группа "глупый - умный" в русском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Лексическая система любого языка - это совокупность семантических полей, каждое из которых включает в свой состав лексико-семантические группы, охватывающие номинативные единицы на основе их семантического признака или на базе классификационных признаков самих предметов в лексико-тематических группах. Одно из важнейших положений современной лексикологии – системность организации лексики – приводит к необходимости семантического анализа все новых и новых участков словаря, так как большая часть ее описана достаточно поверхностно и условно [Симакова 2004: 3].

Содержание

Введение 3
1. Теороетические основы исследования 6
1.1. Понятие лексико-семантическогг поля в лингвистике 6
1.2. Структурные отношения между словами в лексической системе языка 8
1.2.1. Парадигматические и ассоциативные связи 12
1.2.2. Синтагматические и иассоциативные связи 13
1.2.3. Ассоциативные поля 15
1.3. Методы изучения и описания лексической системы языка 16
2. Лексико-семантическая группа ГЛУПЫЙ–УМНЫЙ
в русском языке
19
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)
>       Синтагматическая значимость элемента синтагмы определяется соседними элементами и его местом в целом; с другой стороны, значимость целой синтагмы определяется её элементами. Например, слово разбить состоит из двух единиц низшего порядка (раз-бить), но это не сумма двух самостоятельных частей (раз+бить), а скорее «соединение или произведение двух взаимосвязанных элементов, обладающих значимостью лишь в меру своего взаимодействия в единице высшего порядка» (раз-бить). Приставка -раз существует в языке не сама по себе, но лишь благодаря таким словам, как раз-вернуть, раз-веять и т. д. Также и корень не самостоятелен, но существует лишь в силу своего сочетания с приставкой[Ф. де Соссюр 1977 :121,122 ].  

1.2.3.Ассоциативные поля  
 
   
Ассоциативные поля представляют собой типы полей, исследуемые в рамках психолингвистики и психологии, для которых "характерно объединение вокруг слова - стимула определенных групп слов - ассоциатов" [ Яранцева 1990 :381].

      В ассоциативных полях слова, близкие по значению объединяются в группы

[Горелов, Седов 1997 : 34].

     "Ассоциативное поле у каждого человека свое и по составу наименований, и по силе связей между ними" [Сахарный 1989 :93].

      Возникновение той или иной связи между словом - стимулом и словом - реакцией зависят от ситуации. Характер ассоциаций определяется возрастом, географическими условиями и профессией людей [ Сахарный 1989 :93].

      Внутри "коллективного сознания" нации или этноса ассоциативные поля достаточно стабильны, а это значит, что связи между словами регулярно повторяются.

      У представителей разных культур ассоциации на одно и то же слово могут быть неодинаковыми, т.к. за словами стоят понятия, а в понятиях заключается жизненный опыт людей [Горелов, Седов 1997 :32,33].

      Можно утверждать, что языковая и культурная картина мира различна у разных народов, что обусловлено различными условиями жизни, различной историей, различиями в развитии сознания народности.

      Таким образом, слова-ассоциации - это не просто названия предметов или явлений действительности, но и частицы мира, окружающего человека, которые, преломляясь в сознании человека, приобретают специфические черты, присущие данному народу, обусловленные культурой этого народа.

    1. Методы  изучения и описания лексической системы языка

       Изучение лексической системы языка предполагает последовательное выделение и изучение отдельных ее элементов и соответственно отношений между ними. Одним аспектом исследования является выделение лексической группировки. В рамках выделения лексической группировки рассматриваются оппозиции ее компонентов и строится иерархическая модель группы на основе интегральных и дифференциальных сем, обнаруженных в семемах, входящих в поле лексем [Кузнецов 1980 : 118].

       Другой аспект состоит в том, что осуществляется анализ семантической структуры отдельных лексем, определяется количество семем в лексеме, тип многозначности. Выясняются отношения между семемами, определяется принадлежность слова в разных его значениях к разным лексико-семантическим группировкам, выявляется направление семантических процессов в данной группировке [Кузнецов 1980 : 118].

       Третьим аспектом является изучение семантической структуры отдельных семем, выявление состава сем в семемах и их иерархии, что в конечном счете дает возможность с высокой точностью выявить синонимические, антонимические и иерархические отношения слов в пределах изучаемой группировки, а также установить тенденции и потенции ее развития [Кузнецов 1980 : 119].

       Остановимся на наиболее распространенных методах.

      Идеографическая классификация лексики основана на логико-понятийных основаниях, исследователь логически расчленяет действительность, классифицируя при этом лексические единицы соответственно вычленяемым им сферам действительности.

       Удобство идеографической классификации лексики в ее универсальности, независимо от конкретного языка, что обеспечивает ей достаточную логическую стройность, непротиворечивость. Однако здесь же заключен и ее недостаток - отсутствие опоры на конкретный язык, национальную языковую систему, что может привести к искажению представлений о реальной лексической системе конкретного языка.

    ЛСГ может быть с достаточной точностью выделена на основе метода цепочки словарных дефиниций. Для этого берется слово, принадлежащее к интересующей исследователя группе, и из большого толкового словаря выписываются слова, используемые для толкования его значения. Затем выписанные слова подвергаются той же самой процедуре и т.д. до тех пор, пока не перестанут появляться новые слова.

       Достоинство данного приема – его опора на зафиксированные в словаре, апробированные факты языка, независимость процедуры от субъективизма исследователя в выборе материала. Недостаток метода словарных дефиниций состоит в том, что если начать с «неудачного» члена ЛСГ, список слов может иссякнуть очень быстро, даже при его потенциальной широте.

      Метод ступенчатой идентификации был разработан проф. Э.В. Кузнецовой и основывается на методике компонентного анализа и использовании словарных дефиниций. В толковании значения в толковом словаре выделяется идентификатор – элемент толкования, имеющий наиболее общее значение, и конкретизаторы, отражающие дифференциальные семантические признаки значения.

      Данный прием позволяет определить ЛСГ как совокупность единиц, толкуемых через одни и те же слова-идентификаторы. Он предполагает несколько ступеней, каждая из которых последовательно сужает круг идентификаторов, выявляя в конечном итоге наиболее общие, отражающие родовую сему ЛСГ, ее архисему.

      Для исследования структуры семемы используется метод полного компонентного анализа. Его цель – в максимально полном выявлении семной структуры семем.

      Полный компонентный анализ проводится при помощи словарных дефиниций с привлечением, в основном, всей ЛСГ, к которой принадлежит исследуемая единица. Компонентному анализу подвергаются при этом все единицы, входящие в данную ЛСГ.

Алгоритм данного  метода можно представить следующим образом:

    1. выделить, пользуясь синонимическими и толковыми словарями, ЛСГ, к которой принадлежит интересующая исследователя единица;
    2. найти в толковом словаре дефиницию каждого слова выделенной группы и выделить в ней отдельные семы. Использовать несколько словарей;
    3. составить общий список сем, встретившихся в дефинициях слов данной ЛСГ;
    4. построить таблицу семного состава слов анализируемой группы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Лексико-семантическая группа ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ в русском языке

    Для определения состава лексико-семантической группы воспользуемся методом цепочки словарных дефиниций, используя словари Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова.

В.И.Даль

“БЕЗГОЛОВЫЙ – тупой, глупый, безпамятный, малоспособный”[Даль 1999, I :60]*

“БЕЗМОЗГЛЫЙ – глупый, тупой, непонятливый, недоглядливый”( I : 74).

“БЕЗУМНЫЙ – глупый, шальной, безрассудный”( I : 77). 

 “БЕСТОЛКОВЫЙ – бестолочный, в ком нет или в чём нет толку, смысла; непонятливый, тупой, беспорядливый, опрометчивый; непонятливый, бессмысленный, неотчётливый, не обещающий пользы, не достигающий цели”( I : 104).  

“ГЛУПЫЙ – неразумный, скудоумный, недалёкий, ограниченного ума; непонятливый, тупой, тупоумный”( I: 358).

“ДУРНОЙ – малоумный, сумасшедший”( I : 512).

“НЕРАЗУМНЫЙ – не могущий уразуметь здраво и по этому действовать; безрассудный, бестолковый, глупый, безумный, бессмысленный”( II : 533).

“ПУСТОГОЛОВЫЙ – безтолковый, глупый человек”( III : 541).

“СКУДОУМНЫЙ – человек простоватый, глуповатый”( IV: 212).

“ТУПОЙ – об умственных способностях: низшей степени”( IV : 443).

“ТУПОУМНЫЙ – глупый” ( IV : 443).

“УМНЫЙ – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий,постигающий не всякому доступное; разсудительный, разумный, смышлёный”( IV :495).

“МУДРЫЙ – в высшей степени разумный и благонамеренный”( II : 355).

 

 ———————

* Далее цитируется  с указанием тома и страницы 

 “СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – способный соображать”( IV :270).

“БАШКОВАТЫЙ- сметливый, толковитый, дельный, способный”( I : 56).

“РАЗУМНЫЙ – одарённый разумом, умственный”( IV : 53).

“ТОЛКОВИТЫЙ – у кого в голове есть толк, смысл, разсудительный, разумный”( IV :412).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С.И.Ожегов 
 

“БЕЗГОЛОВЫЙ – неумный, несообразительный” [Ожегов 2001:36 ]*

“БЕЗМОЗГЛЫЙ- очнь глупый”(36).

“БЕЗУМНЫЙ – крайне безрассудный”(37).

“БЕСТОЛКОВЫЙ -  Непонятливый, глупый, несообразительный”(41).

“ГЛУПЫЙ – с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый”(109).

“ДУРНОЙ – глупый, придурковатый”(149) .

“ИДИОТСКИЙ – глупый, бессмысленный”(194).

“НЕДАЛЁКИЙ – умственно ограниченный, глуповатый”(324).

“НЕРАЗУМНЫЙ – неумный, нецелесообразный” (330).

“ПРИДУРКОВАТЫЙ – глуповатый, бестолковый”(479).

“ПУСТОГОЛОВЫЙ – глупый, несерьёзный”(515).

“СКУДОУМНЫЙ – умственно ограниченный, глупый”(592).

“ТУПОЙ – лишённый острого восприятия, несообразительный, а также свидетельствующий об умственной ограниченности”(666).

“ТУПОГОЛОВЫЙ - лишённый острого восприятия, несообразительный, а также свидетельствующий об умственной ограниченности”(666). 

“ТУПОЛОБЫЙ – глупый, тупоголовый”(666).

“ТУПОУМНЫЙ – лишённый острого восприятия, несообразительный, а также свидетельствующий об умственной ограниченности”(666).

“УМНЫЙ – обладающий умом, выражающий ум”(680).

 “МУДРЫЙ – обладающий большим умом”(294).

“НЕГЛУПЫЙ – достаточно умный”(323).

“СМЫШЛЁНЫЙ – сообразительный, понятливый”(601).  

———————

*Далее цитируется  только с указанием страницы. 
 

“БАШКОВИТЫЙ – умный, сообразительный”(34).

“ГОЛОВАСТЫЙ  - умный, сообразительный”(111).

“СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – хорошо соображающий, понятливый”(610).

“РАЗУМНЫЙ – обладающий разумом”(534).

“ТОЛКОВЫЙ – дельный, разумный, с толком”(653).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Д.Н.Ушаков 

“ГЛУПЫЙ - с очень слабыми умственными способностями, лишенный сообразительности, ума; не обнаруживающий ума”*[http://slovari.yandex.ru].

“БЕЗГОЛОВЫЙ - крайне рассеянный или забывчивый”.

“БЕЗУМНЫЙ - крайне безрассудный”.

“БЕСТОЛКОВЫЙ - несвязный, неразумный, глупый” .

“ДУРНОЙ - вызывающий моральное осуждение, безнравственный, не удовлетворяющий требованиям общественной нравственности ”.

“ИДИОТСКИЙ - бессмысленный, глупый, дурацкий”.

“НЕДАЛЁКИЙ - глуповатый, ограниченный”.

“НЕРАЗУМНЫЙ -не руководствующийся требованиями здравого смысла, противоречащий ему, не обнаруживающий достаточной рассудительности”.

“ПРИДУРКОВАТЫЙ - глуповатый, несколько бестолковый, не достаточно умный”.

“ПУСТОГОЛОВЫЙ – несерьезный, глупый”.

“СКУДОУМНЫЙ – отличающийся скудоумием, умственно-ограниченный, глупый”.

Информация о работе Лексико-семантическая группа "глупый - умный" в русском языке