Лексико-семантическая группа "глупый - умный" в русском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Лексическая система любого языка - это совокупность семантических полей, каждое из которых включает в свой состав лексико-семантические группы, охватывающие номинативные единицы на основе их семантического признака или на базе классификационных признаков самих предметов в лексико-тематических группах. Одно из важнейших положений современной лексикологии – системность организации лексики – приводит к необходимости семантического анализа все новых и новых участков словаря, так как большая часть ее описана достаточно поверхностно и условно [Симакова 2004: 3].

Содержание

Введение 3
1. Теороетические основы исследования 6
1.1. Понятие лексико-семантическогг поля в лингвистике 6
1.2. Структурные отношения между словами в лексической системе языка 8
1.2.1. Парадигматические и ассоциативные связи 12
1.2.2. Синтагматические и иассоциативные связи 13
1.2.3. Ассоциативные поля 15
1.3. Методы изучения и описания лексической системы языка 16
2. Лексико-семантическая группа ГЛУПЫЙ–УМНЫЙ
в русском языке
19
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА 
 
 
 
 
 

Авдеева Юлия Сергеевна 

Лексико-семантическая  группа ГЛУПЫЙ – УМНЫЙ в русском языке 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                                   доктор филологических наук

                                                                                   профессор Лукин В.А. 
 
 
 
 
 

Орёл-2010

  Введение 3
1. Теороетические  основы исследования 6
1.1. Понятие лексико-семантическогг поля в лингвистике 6
1.2. Структурные отношения  между словами в лексической  системе языка 8
1.2.1. Парадигматические и ассоциативные связи 12
1.2.2. Синтагматические  и иассоциативные связи 13
1.2.3. Ассоциативные поля 15
1.3. Методы изучения и описания лексической системы  языка 16
2. Лексико-семантическая группа ГЛУПЫЙ–УМНЫЙ   

в русском языке

19
  Заключение 27
  Литература 30

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
 

Введение

       Лексическая система любого языка - это совокупность семантических полей, каждое из которых включает в свой состав лексико-семантические группы, охватывающие номинативные единицы на основе их семантического признака или на базе классификационных признаков самих предметов в лексико-тематических группах. Одно из важнейших положений современной лексикологии – системность организации лексики – приводит к необходимости семантического анализа все новых и новых участков словаря, так как большая часть ее описана достаточно поверхностно и условно [Симакова 2004: 3].

    Изучению семантических полей и лексико-семантических групп посвящены труды как отечественных, так и зарубежных лингвистов (Н.Д.Андреев, Л.Г.Васильев, Б.Ю.Городецкий, Ю.Н.Караулов, Э.В.Кузнецова, Ф.П.Филин, Ч. Хильде,  Т.Б.Липкес, Б.Уорф, Дж. Лакофф и др.).

      Опираясь на работы И.П.Слесаревой , Л.М.Васильева и Э.В.Кузнецовой, можно сформулировать рабочее определение лексико-семантической группы: лексико-семантическая группа – это единство, включающее слова одной части речи, имеющие общую категориально- лексическую сему и связанные между собой  родо-видовыми, парадигматическими и словообразовательными отношениями [Симакова 2004: 3].

       Системно-семасиологический подход к изучению тех или иных фрагментов лексического состава языка имеет большое значение не только для описательной лексикологии и практической лексикографии, но и для лингвистической теории в целом, так как дает возможность выявить специфически индивидуальное в том или ином классе слов, глубже осмыслить общие системные закономерности языка.

        «Лексическая система, как всякая исторически сложившаяся естественная целостность, обладает высокой степенью стабильности: те основные её классы, которые выделяются для современного состояния языка, существовали издавна; на протяжении веков и десятилетий меняется не сама система, а определённые участки неё и отношения между этими участками»[ Шведова 1998: VII] .

      Актуальность исследования заключается в выявлении семантических особенностей лексем, рассмотрении  и  построении лексико-семантической группы ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ. На современном этапе развития лингвистической науки отмечается системный подход к изучению языка, появляется возможность осуществлять анализ сложных лингвистических явлений. Наблюдается также возросший интерес учёных к одной из важнейших проблем лингвистики, философии и психологии- проблеме изучения лексического значения слова.    

      Актуальность исследования также обусловлена потребностью расширения знаний о структуре лексической системы языка и, в частности, ее отдельного фрагмента - единиц, обозначающих умственные способности человека и способы их проявления, закономерностей их речевого функционирования и системной организации. Объективная реальность, на отражение которой направлена значительная часть лексической системы, подвержена постепенным изменениям, причем чем теснее тот или иной ее фрагмент связан с деятельностью человека, тем большее воздействие оказывает на нее технической прогресс. Постоянная деятельность человеческого сознания приводит к формированию в человеческих коллективах нового восприятия давно известных объектов и ситуаций. Отношения номинации, связывающие план выражения с планом содержания лексической системы, по своей природе еще менее устойчивы, чем человеческие понятия.

      Цель исследования состоит в определении состава лексико-семантической группы ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ, его структуры и содержательных характеристик на основе сопоставления Русского ассоциативного словаря под ред. Ю.Н. Караулова [РАС] и Русского семантического словаря под общей ред. Н.Ю. Шведовой [РСС] . Достижение цели связано с решением следующих конкретных задач исследования:

1) выявить  отношения стимулов к их реакциям, относящихся к словам ГЛУПЫЙ и УМНЫЙ;

2) построить лексико-семантическую группу;

3) выявить внутренние системные отношения между составляющими лексико-семантической группы.

Для решения  поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:

а) метод компонентного анализа лексических единиц;

б) описательный метод.

      Метод – это система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с той или иной точки зрения.

   Компонентный  анализ– это метод исследования плана содержания значимых единиц языка, целью которого является разложение значения на минимальные семантические составляющие. Основан на гипотезе о том, что значение всякой языковой единицы состоит из семантических компонентов (сем) и словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного (сравнительно небольшого) числа семантических признаков [ Кобозева 2009: 109-122 ].

        Описательный метод- это система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития.

    При проведении анализа в работе использованы материалы следующих словарей:

  1. Русский ассоциативный словарь  Ю.Н. Караулова [РАС].
  2. Русский семантический словарь под общей ред. Н.Ю. Шведовой [РСС] .
  3. Словарь синонимов русского языка Александровой З.Е [Александрова 2001] .
  4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой [Ожегов, Шведова 2001] .
  5. Словарь антонимов русского языка под ред. Л.А. Новикова [Новиков 2006] .
  6. Толковый словарь русского языка В.И.Даля [Даль 1999] .
  7. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова [Ушаков 2005] .

       Структура данной работы включает введение, две главы (теоретическую и исследовательскую), заключение и список литературы. 
 

1.Теоретические основы исследования 

1.1. . Понятие лексико-семантического поля в лингвистике 

     Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является семантическое поле. Семантическое поле ─ это иерархическая организация слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема, обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и различать в пределах одного поля [Диброва 2001: 260].

     Семантическое поле отличается от парадигмы следующим: а) парадигма, включая и лексико-семантическую группу, имеет в своем составе однозначные соотношения лексических единиц (синонимия/антонимия/гиперо-гипонимия и др.) ; семантическое поле представляет собой организацию неоднозначных соотношений (гиперо-гипонимия + синонимия/ антонимия и др.); б) парадигма – это объединение грамматически однородных лексических единиц (имен существительных, прилагательных, глаголов и др.); семантическое поле может быть представлено грамматически различными лексическими единицами (существительными и прилагательными /глаголами и т. д.); в) парадигма является относительно обособленной лексико-семантической организацией; семантическое поле в своих наиболее отдаленных от общего родового значения зонах соприкасается и пересекается с другими полями, образуя смежные синкретичные пространства. Это говорит о том, что лексическая система языка непрерывна и взаимосвязана в своих семантических отношениях. Собственно семантическая структура поля состоит из следующих частей: 1) ядро поля представлено родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля ─ семантический компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое развёртывание поля; 2) центр поля состоит из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение; 3) периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или вероятностной семантики. Периферийные единицы могут иметь контекстуальное значение, если поле строится по определённому тексту произведения. Обычно периферийные единицы поля могут вступать в контакт с другими семантическими полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы [Ильина, Швецова, Ломова 2008: 25 ]

      Достаточно полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:

1.     Семантическое поле образуется  множеством значений, которые имеют хотя бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее обобщённым значением.

2.     В ЛСП выделяются микрополя  ─ семантические объединения, члены кото рых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя периферия).

3.     Внутренняя структура поля понимается как набор корреляций, связывающих семантические единицы.

4.     Для поля характерна взаимоопределяемость  элементов, выступающая иногда в виде взаимозаменяемости этих элементов.

5.     ЛСП не изолированы друг от  друга. Каждое слово языка входит  в определённое ЛСП, причём, чаще всего, вследствие своей многозначности, не только в одно.

6.     Одно семантическое поле может  включаться в другое поле более высокого уровня. [Чумак 1996: 11].

   Лексико-семантическое поле включает в свой состав несколько лексико-семантических групп.  

1.2.Структурные отношения между словами в лексической системе языка 

 

      Группировка слов по частям речи – первое структурное объединение, известное еще в античной грамматике. До возникновения структурной лингвистики в практических описаниях языка были выделены такие группировки слов, как словообразовательные гнезда, синонимические ряды, антонимические пары и некоторые другие мелкие объединения слов. Уделялось внимание и тематическим группировкам.

      Во второй половине XIX века профессор Московского университета М.М. Покровский одним из первых семасиологов заметил существование общих закономерностей развития значений у слов, связанных друг с другом по смыслу.

Больших успехов  достигло изучение словообразования, которое показало разнообразные и разнонаправленные связи слов по общности корня. Но попыток представить весь словарный состав языка как единую систему до 20-х годов XX века не делалось.

      Одна из первых работ такого рода принадлежит немецкому лингвисту И. Триру, который выступил с теорией семантических полей. Семантическое поле определялось им как тесно связанный по смыслу раздел словаря, элементы которого покрывают все это поле подобно мозаике и как бы делят между собой его участки. Но многие ученые критиковали данную теорию за большую субъективность при выделении границ лексико-семантического поля.

Информация о работе Лексико-семантическая группа "глупый - умный" в русском языке