Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:45, курсовая работа
Лексическая система любого языка - это совокупность семантических полей, каждое из которых включает в свой состав лексико-семантические группы, охватывающие номинативные единицы на основе их семантического признака или на базе классификационных признаков самих предметов в лексико-тематических группах. Одно из важнейших положений современной лексикологии – системность организации лексики – приводит к необходимости семантического анализа все новых и новых участков словаря, так как большая часть ее описана достаточно поверхностно и условно [Симакова 2004: 3].
Введение 3
1. Теороетические основы исследования 6
1.1. Понятие лексико-семантическогг поля в лингвистике 6
1.2. Структурные отношения между словами в лексической системе языка 8
1.2.1. Парадигматические и ассоциативные связи 12
1.2.2. Синтагматические и иассоциативные связи 13
1.2.3. Ассоциативные поля 15
1.3. Методы изучения и описания лексической системы языка 16
2. Лексико-семантическая группа ГЛУПЫЙ–УМНЫЙ
в русском языке
19
Заключение
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
РУССКОГО ЯЗЫКА
Авдеева
Юлия Сергеевна
Лексико-семантическая
группа ГЛУПЫЙ – УМНЫЙ
в русском языке
Курсовая
работа
Орёл-2010
Введение | 3 | |
1. | Теороетические основы исследования | 6 |
1.1. | Понятие лексико-семантическогг поля в лингвистике | 6 |
1.2. | Структурные отношения между словами в лексической системе языка | 8 |
1.2.1. | Парадигматические и ассоциативные связи | 12 |
1.2.2. | Синтагматические и иассоциативные связи | 13 |
1.2.3. | Ассоциативные поля | 15 |
1.3. | Методы изучения и описания лексической системы языка | 16 |
2. | Лексико-семантическая
группа ГЛУПЫЙ–УМНЫЙ
в русском языке |
19 |
Заключение | 27 | |
Литература | 30 |
Содержание
Введение
Лексическая система любого языка - это совокупность семантических полей, каждое из которых включает в свой состав лексико-семантические группы, охватывающие номинативные единицы на основе их семантического признака или на базе классификационных признаков самих предметов в лексико-тематических группах. Одно из важнейших положений современной лексикологии – системность организации лексики – приводит к необходимости семантического анализа все новых и новых участков словаря, так как большая часть ее описана достаточно поверхностно и условно [Симакова 2004: 3].
Изучению семантических полей и лексико-семантических групп посвящены труды как отечественных, так и зарубежных лингвистов (Н.Д.Андреев, Л.Г.Васильев, Б.Ю.Городецкий, Ю.Н.Караулов, Э.В.Кузнецова, Ф.П.Филин, Ч. Хильде, Т.Б.Липкес, Б.Уорф, Дж. Лакофф и др.).
Опираясь на работы И.П.Слесаревой , Л.М.Васильева и Э.В.Кузнецовой, можно сформулировать рабочее определение лексико-семантической группы: лексико-семантическая группа – это единство, включающее слова одной части речи, имеющие общую категориально- лексическую сему и связанные между собой родо-видовыми, парадигматическими и словообразовательными отношениями [Симакова 2004: 3].
Системно-семасиологический подход к изучению тех или иных фрагментов лексического состава языка имеет большое значение не только для описательной лексикологии и практической лексикографии, но и для лингвистической теории в целом, так как дает возможность выявить специфически индивидуальное в том или ином классе слов, глубже осмыслить общие системные закономерности языка.
«Лексическая система, как всякая исторически сложившаяся естественная целостность, обладает высокой степенью стабильности: те основные её классы, которые выделяются для современного состояния языка, существовали издавна; на протяжении веков и десятилетий меняется не сама система, а определённые участки неё и отношения между этими участками»[ Шведова 1998: VII] .
Актуальность исследования заключается в выявлении семантических особенностей лексем, рассмотрении и построении лексико-семантической группы ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ. На современном этапе развития лингвистической науки отмечается системный подход к изучению языка, появляется возможность осуществлять анализ сложных лингвистических явлений. Наблюдается также возросший интерес учёных к одной из важнейших проблем лингвистики, философии и психологии- проблеме изучения лексического значения слова.
Актуальность исследования также обусловлена потребностью расширения знаний о структуре лексической системы языка и, в частности, ее отдельного фрагмента - единиц, обозначающих умственные способности человека и способы их проявления, закономерностей их речевого функционирования и системной организации. Объективная реальность, на отражение которой направлена значительная часть лексической системы, подвержена постепенным изменениям, причем чем теснее тот или иной ее фрагмент связан с деятельностью человека, тем большее воздействие оказывает на нее технической прогресс. Постоянная деятельность человеческого сознания приводит к формированию в человеческих коллективах нового восприятия давно известных объектов и ситуаций. Отношения номинации, связывающие план выражения с планом содержания лексической системы, по своей природе еще менее устойчивы, чем человеческие понятия.
Цель исследования состоит в определении состава лексико-семантической группы ГЛУПЫЙ - УМНЫЙ, его структуры и содержательных характеристик на основе сопоставления Русского ассоциативного словаря под ред. Ю.Н. Караулова [РАС] и Русского семантического словаря под общей ред. Н.Ю. Шведовой [РСС] . Достижение цели связано с решением следующих конкретных задач исследования:
1) выявить отношения стимулов к их реакциям, относящихся к словам ГЛУПЫЙ и УМНЫЙ;
2) построить лексико-семантическую группу;
3) выявить внутренние системные отношения между составляющими лексико-семантической группы.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования:
а) метод компонентного анализа лексических единиц;
б) описательный метод.
Метод – это система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с той или иной точки зрения.
Компонентный анализ– это метод исследования плана содержания значимых единиц языка, целью которого является разложение значения на минимальные семантические составляющие. Основан на гипотезе о том, что значение всякой языковой единицы состоит из семантических компонентов (сем) и словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного (сравнительно небольшого) числа семантических признаков [ Кобозева 2009: 109-122 ].
Описательный метод- это система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития.
При проведении анализа в работе использованы материалы следующих словарей:
Структура данной работы включает введение,
две главы (теоретическую и исследовательскую),
заключение и список литературы.
1.Теоретические
основы исследования
1.1. .
Понятие лексико-семантического
поля в лингвистике
Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является семантическое поле. Семантическое поле ─ это иерархическая организация слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема, обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и различать в пределах одного поля [Диброва 2001: 260].
Семантическое
поле отличается от парадигмы следующим:
а) парадигма, включая и лексико-семантическую
группу, имеет в своем составе однозначные
соотношения лексических единиц (синонимия/антонимия/гиперо-
Достаточно полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:
1. Семантическое поле образуется множеством значений, которые имеют хотя бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее обобщённым значением.
2. В ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения, члены кото рых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя периферия).
3.
Внутренняя структура поля
4.
Для поля характерна
5.
ЛСП не изолированы друг от
друга. Каждое слово языка
6. Одно семантическое поле может включаться в другое поле более высокого уровня. [Чумак 1996: 11].
Лексико-семантическое
поле включает в свой состав несколько
лексико-семантических групп.
1.2.Структурные
отношения между словами
в лексической системе
языка
Группировка слов по частям речи – первое структурное объединение, известное еще в античной грамматике. До возникновения структурной лингвистики в практических описаниях языка были выделены такие группировки слов, как словообразовательные гнезда, синонимические ряды, антонимические пары и некоторые другие мелкие объединения слов. Уделялось внимание и тематическим группировкам.
Во второй половине XIX века профессор Московского университета М.М. Покровский одним из первых семасиологов заметил существование общих закономерностей развития значений у слов, связанных друг с другом по смыслу.
Больших успехов достигло изучение словообразования, которое показало разнообразные и разнонаправленные связи слов по общности корня. Но попыток представить весь словарный состав языка как единую систему до 20-х годов XX века не делалось.
Одна из первых работ такого рода принадлежит немецкому лингвисту И. Триру, который выступил с теорией семантических полей. Семантическое поле определялось им как тесно связанный по смыслу раздел словаря, элементы которого покрывают все это поле подобно мозаике и как бы делят между собой его участки. Но многие ученые критиковали данную теорию за большую субъективность при выделении границ лексико-семантического поля.
Информация о работе Лексико-семантическая группа "глупый - умный" в русском языке