Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение литературы Китая.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить историю развития китайской литературы в древности и в средние века;
изучить историю развития китайской литературы в XX веке и рассмотреть современную китайскую литературу;
рассмотреть особенности китайской лирики;
рассмотреть особенности китайской прозы.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 История китайской литературы………………………………………………………5
1.1 История китайской литературы с древности до XX в…………………………….5
1.2 Современная китайская литература………………………………………………..10
2 Особенности китайской литературы…………………………………………………15
2.1 Лирика………………………………………………………………………………..15
2.2 Проза……………………….........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………...27
В современной китайской литературе все чаще и чаще литературные события происходят вне стен Союза китайских писателей. Новые имена оказываются на слуху у многомиллионного читателя, появляясь со стороны, не столько со страниц журналов и книг, сколько из массмедиа, телевидения, кинематографа, радио. 90-е годы можно назвать временем, когда в современной китайской литературе возник новый, прежде несвойственный феномен модного писателя. Китайская пресса прилагает разные наименования к этой литературе. Ее называют литературой «после восьмидесятых», «литературой нового поколения», «молодой литературой», «весенней литературой».
Писатели «молодой литературы» пишут исключительно в жанре романа. Девизом современной литературы стал сеши вэньюй. Его можно трактовать, как призыв писать правду, а не вымысел, хотя назвать данные произведения «документалистикой» или «документальной литературой» нельзя из-за их личного содержания.
За последние годы современная китайская литература продемонстрировала успехи по разным направлениям. В первую очередь возросло ее многообразие. На принадлежность к этому движению прежде всего претендует «высокая литература», восходящая к движению «4 мая» 1919 г. Знаменитый писатель Ба Цзинь ныне возглавляет Союз китайских писателей. В 90-х годах самыми популярными были авторы из числа Союза, такие как Цзя Пинва и Ван Шо. Наряду с высокой литературой в Китае процветает массовая популярная литература, которая является более прибыльным занятием для профессионалов. Особенностью Китая по сравнению с другими странами является продолжение старой традиции XIX в.: популярны среди молодежи подросткового возраста рыцарские романы. Этот жанр, по видимому бессмертен, потому что всегда подрастают новые читатели, но в рейтинге популярности он начал уступать женскому роману. [2, c.301]
В Китае женский роман имеет
постоянную и обширную читательскую
аудиторию и собственную
Разнообразие произведений
современной китайской
2 Особенности китайской литературы
2.1 Лирика
Поэтическое творчество Китая восходит к двум основополагающим для местной художественной литературы памятникам – к «Канону поэзии» и своду «Чуские строфы», которые описывают поэтическую традицию соответственно чжоуской и чуской цивилизаций. В них нашли отражение принципиальные различия поэтологических воззрений, присущих культурам этих цивилизаций и оказались заложенными все поэтические формы, приведши в последствии к образованию жанровых разновидностей национальной поэзии. Ведущими из таких разновидностей китайская литературно-теоретическая мысль признает оды-фу, песни-юнфу и стихи-ши. [3, c.325]
Оды-фу – специфическая
разновидность прозо-
Песни-юэфу тоже являются порождением ханьской художественной культуры. Этим термином определяются несколько различных жанровых и жанрово-тематических разновидностей китайской лирической поэзии:культовые песнопения, уже в ханьскую эпоху бывшие авторскими произедениями; народные песни, обработки народных песен, принадлежащие анонамным литераторам, и подлинно авторские произведения – подражания фольклорной поэзии. Все три разновидности юэфу широко представлены в поэтическом наследии эпохи Шести династий. В танскую и сунскую эпохи из них уцелели только юэфу – культовые песнопения. Остальные две разновидности уступили место новому лирическому жанру – песням-цы, тоже вышедшему из стихии народной песни и представленному как анонимными, так и авторскими произведениями. [3, c.326]
Стихи-ши – это сугубо
авторская лирика, возникновение
и утверждение которой приходят
Последние десятилетия правления танской династии ознаменовались рождением новой поэтической формы – так называемых цы, то есть «песен». Наибольший вклад в её становление внёс поэт X в. Ли Юй. Подобно пятисложной поэзии, новый поэтический жанр первоначально был тесно связан с музыкальным творчеством, на сей раз в основном с мелодиями, пришедшими в Китай из Средней Азии. Цы имеют строки неодинаковой длины, декламируемые по установленным правилам, соответствующим определённой мелодии. Со временем эти правила стали рассматриваться как чисто литературный приём и применяться для создания поэтических произведений, не имеющих музыкального сопровождения. На первых порах цы исполнялись на языке, близком к разговорному, но после того, как новый жанр получил признание знатоков книжной культуры, он усвоил все приёмы классической словесности с её условностями формы и игрой аллюзий. Су Ши (XI в.) удалось показать своими стихами, что цы способны выразить все, что доступно для ши, и выработать правила этого жанра. В эпоху Мин старые сунские мелодии были утрачены, а размеры цы стали такими же каноническими, как и у ши. По мере окостенения старых жанров поэзии их роль брали на себя новые – например, оперные «арии» (саньцюй), расцветшие в эпоху Юань (начало золотого века китайского театра) и быстро превращавшиеся из сценических отрывков в самостоятельные произведения. [11]
В идеальной системе
классического стихосложения
Китайская рифма, в отличие от европейского стихосложения, складывается не из реального произношения, а из искусственной классификации иероглифов путем их распределения по специальным категориям, определяемым как группы рифм. В одну группу попадают сочетания с одинаковым тоном, гласным и конечным согласным. В VII в. Были созданы первые классификационные издания - словари рифм, в которых устанавливались нормативное число и состав групп рифм, количество которых в конце концов составило 206. В классическом стихосложении разрешалось рифмовать только четные строки(за исключением первой) и требовалось употреблять на протяжении всего стихотворения рифмы, относящейся к одной группе рифм. [12]
Кроме рифмы, китайская
поэзия располагала богатым набором
различных художественно-
Перечисленные художественнл-композиционные приемы нередко играли смыслообразующую роль и служили способом выражения индивидуальной творческой манеры автора. Однако в целом формальный аспект китайской поэзии находился вне зависимости от тематики и содержания конкретных произведений: в одних и тех же политических формах могли излагаться совершенно разные мысли и настроения поэта.
Поэтическое наследие древнего и традиционного Китая представлено огромным количеством произведений. Эпоха Тан считается золотым веком китайской поэзии. Именно в это время поэзия достигла абсолютного совершенства. Были созданы различные школы и направления. В этот период насчитывается более 2000 имен выдающихся литераторов, каждый из которых оставил свой след в истории китайской поэзии. Произведения, написанные в тот период времени до сих пор считаются примером для подражания. [13]
Тем не менее в силу таких ее типологических свойств, как традиционность и ситуативность, китайская поэзия распадается на серию самостоятельных тематических направлений и групп, отвечающих общей иерархии местных духовных ценностей и идущих от разнообразных ранее идеологических систем. [4, c.329]
Аналогом культовых песнопений в светской поэзии выступают произведения-панегирики( официальная поэзия) – тексты, воспевающие царствующую династию и ее правящий дом и созданные во время проведения официальных придворных церемоний полурелигиозного-полусветского характера. Такие произведения отличаются насыщенностью философско-политической терминологией, красочной образностью, торжественностью и выспренностью повествования.
Другое направление – поэзия на конфуцианские темы, состоящее из нескольких тематических групп: произведения на исторические темы, в которых даются образцы «правильного» и «неправильного» правления на примере событий древности; произведения на социально-политические темы, содержание которых сводится к описанию тягот воинской доли и бедствий, вызванных военными конфликтами. В подобных текстах рассказывается не о современных поэту событиях, а о походах, имевших место в древности. Общий их смысл сводится к доказательству пагубности войны для отдельного человека и всей страны. Исключение составляют произведения, созданные государями-основателями династий или придворными поэтами в момент подготовки империи к масштабным внешним походам – в них воспроизводятся батальные сцены и звучат панегирические интонации в честь военное силы-у и победоносности армии. [4, c.330]
Набольшей объемностью и структурной сложностью отличается любовно-лирическая поэзия, образуемая серией самостоятельных тематических групп, имеющих самобытные историко-культурные и литературные истоки. Основное место в ней занимает поэзия разлуки, повествующая о переживаниях лирической героини, оказавшейся в одиночестве по различным причинам. Главная особенность этих произведений заключается в том, что тексты повествуют о женских переживаниях, описываемых от лица главной героини, тогда как большинство из них было создано поэтами мужчинами. Следующая группа – «поэзия придворного стиля» - произведения, в которых воспевается женская красота, радость взаимного чувства и любовная эмоция как таковая и которые также написаны от лица лирической героини. Обе эти группы восходят к народной пенсе. Другие истоки имеет поэзия на тему божественной любви. За основу были взяты чуские мифологические сюжеты. В произведениях на эту тему дается однотипный сюжет – повествование о любви «простого смертного» к небожительнице.
Последняя из любовно-лирических тематических групп – «развратная поэзия», произведения повествующие о мужских любовных переживаниях от лица лирических героев, вызванных сторонней для лирического героя женщиной. К любовно-лирической поэзии можно также отнести поэзию дружбы – произведения, повествующие о мужских дружеских взаимоотношениях. Это направление использует сюжеты и образную систему любовно-лирической поэзии и подразделяется на типологически сходные тематические группы: произведения о разлуке друзей, поэтическая переписка, произведения, воспевающие конкретного человека и мужскую дружбу вообще. [4, c.330]
Рассмотренные тематические
направления опираются в
Китайско-буддийская традиция вызвала к жизни еще одно тематическое направление – поэзию на буддийские темы. Данное направление подразделяется на монашескую и светскую поэзию. Обе разновидности включают в себя две главные тематические группы: панегирики, главная цель которых – апологизация учения – реализуется через описание религиозного состояния человека с акцентированием эмоциональной стороны; и произведения на философские темы, перелагающие концептуальные положения буддийского вероучения. С точки зрения формального аспекта, поэзия на буддийские темы прямо преемствует поэзию на даосско-религионые темы, заимствуя из последней художественную лексику и образую систему. [4, c.331]]
Информация о работе Китайская литература в лучших образцах(виды, жанры, особенности)