Китайская литература в лучших образцах(виды, жанры, особенности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение литературы Китая.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить историю развития китайской литературы в древности и в средние века;
изучить историю развития китайской литературы в XX веке и рассмотреть современную китайскую литературу;
рассмотреть особенности китайской лирики;
рассмотреть особенности китайской прозы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1 История китайской литературы………………………………………………………5
1.1 История китайской литературы с древности до XX в…………………………….5
1.2 Современная китайская литература………………………………………………..10
2 Особенности китайской литературы…………………………………………………15
2.1 Лирика………………………………………………………………………………..15
2.2 Проза……………………….........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Китайская литература в лучших образцах(виды, жанры).doc

— 196.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет 

экономики и сервиса

институт  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра ЗАРУБЕЖНОГО  РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой

канд. истор. наук, доцент

_________ Гарусова Л. И.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культура и литература стран СВА»

Китайская литература в  лучших образцах(виды, жанры, особенности)

 

Студент

гр. РВ–08–02  А.В. Федорова

Руководитель

Канд. истор. наук,

доцент кафедры МОЗР  Н.В. Петрова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток-2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3 

1 История китайской литературы………………………………………………………5

1.1 История китайской литературы с древности до XX в…………………………….5

1.2 Современная китайская литература………………………………………………..10

2 Особенности китайской литературы…………………………………………………15

2.1 Лирика………………………………………………………………………………..15

2.2 Проза……………………….........................................................................................19 

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы в мире резко возрос интерес к Китаю, китайскому языку и культуре. Китай на данный момент играет важную роль в различных сферах деятельности. За сравнительно небольшой период времени это государство смогло совершить огромный скачок в своем экономическом развитии. Неудивительно, что многие ученые со всего мира пытаются узнать секрет такого успеха. Как правило, в своих поисках они обращаются к культуре и религии Китая.

Если говорить о культуре, то важную роль здесь играет литература. Как и многие другие вещи, китайская литература сильно отличается от европейской литературы. Отличаются стили, жанры и само отношение к данному виду искусства.

История китайской литературы исчисляется тысячелетиями и  считается одной из древнейших. Если развитие литературы в Европе шло  непрерывным ходом, то в Китае  частым явлением было полное уничтожение книг, что часто приводило к потери огромного количества важной информации. Однако не смотря на все трудности , китайская литература развивалась, и на данный момент она представляет огромный интерес для людей, изучающих Китайский язык и культуру данной страны.

 Целью данной курсовой работы является рассмотрение литературы Китая.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. изучить историю развития китайской литературы в древности и в средние века;
    2. изучить историю развития китайской литературы в XX веке и рассмотреть современную китайскую литературу;
    3. рассмотреть особенности китайской лирики;
    4. рассмотреть особенности китайской прозы.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие  методы научного исследования: исторический и аналитический. Исторический метод был использован для рассмотрения хронологи развития китайской литературы, а аналитический для анализа ключевых событий, произошедших за весь период становления литературы.

Данный вопрос достаточно глубоко изучен и широко освещен  в литературе. При написании данной работы использовался материал из книги Титаренко М.Л. «Духовная культура Китая. Том 3. Литература. Язык и письменность»[1]. В ней автор широко освещает историю развития литературы, описывает ключевые события и дает характеристику жанрам.

Желоховцев А.Н. в статье «Новые достижения современной китайской  литературы»[2] рассказывает об особенностях современных китайских произведений.

Малявин В.В. в соей книге «Китайская цивилизации»[3] дает подробное описание китайской лирики, рассказывает о жанровых особенностях и самых известных авторах.

В книге «История культуры Китая»[4] Кравцова М.Е. дает характеристику китайской лирике и прозе.

Фицджеральд С.П. в книге «Китай краткая история культуры»[5] описывает самые знаменитые романы в китайской прозе.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

 

 

1 История китайской литературы

1.1 История китайской  литературы с древности до XX в.

Китайская литература одна из древнейших, ее история измеряется тысячелетиями. Как и вся китайская культура, литературная традиция Китая отличается непрерывностью своего развития, за очередным периодом «сжигания книг» всегда следовал период восстановления древних знаний. Текст подлинника был священен, не подлежал изменениям, и комментарий, в отличие от европейской литературы, всегда четко отделялся от основного текста. 

Первые памятники  письменности относятся еще к  дофеодальному периоду китайской истории, к XII в. до н.э. К ним относятся надписи на костях, найденные в конце прошлого столетия при раскопках в провинции Хэнань. Примерно к этому же периоду относятся так называемые «Бамбуковые летописи» — записи исторических событий. [6]

Первые памятники Китайской  литературы относятся к более  позднему периоду. Историю китайской литературы принято начинать с создания «Шицзина», сборника главным образом народных песен. «Шицзин», относимый историками к VIII в. до н.э., вошел в разряд классических конфуцианских книг, так как считается, что его редактировал Конфуций. Эти классические конфуцианские книги — «Уцзин» (Пятикнижье) и «Сышу» (Четверокнижье) — и являются дошедшими до нас памятниками древнейшей классической литературы. «Шуцзин» (Книга документов), «Чуньцю» (Летопись весны и осени), «Луньюй» (Рассуждения), «Дасюэ» (Великое учение) и другие произведения не являются художественной литературой в полном смысле этого слова, но по своей форме и стилю именно они легли в основу художественной литературы феодального Китая. Конфуцианские классики стали идеологической основой старой китайской литературы, которая в своем дальнейшем развитии пошла по пути углубления и обоснования конфуцианских идей. [3, c.200]

В 246 г. до н.э. к власти пришел император Цинь Ши Хуан Ди, который положил конец эпохе воюющих царств. Он был не согласен с обстановкой, творившейся в стране. Желая не просто уничтожать феодализм, но стереть даже память о прошлом, отменить саму историю и заставить замолчать врагов государства, в 213 году до н.э. император издал указ о сожжении гуманитарной литературы. В результате сожжения в истории Китая появились невосполнимые пробелы, а философские сочинения «ста школ» были практически уничтожены. Героическое мужество ученых, игнорировавших приказ, позволило сохранить основной костяк древней литературы. Прежде всего уничтожения избежали книги конфуцианской школы, что говорит о наибольшем числе последователей. На какое-то время древняя литература исчезла полностью. Многое было сожжено, остальное спрятано в стенах и захоронениях. [7]

В 191 году до н.э., в правление второго ханьского императора Хуэй-ди, указ, запрещающий учения «Семи школ» и старую литературу, был официально отменен. Хотя запрет на древние знания не действовал фактически с момента падения Цинь в 209 году до н.э. Отмена этого закона является отправной точкой для рассмотрения великих научных достижений ханьских ученых. Начался трудный и долгий процесс поиска и редактирования,  воскресивший большую часть запрещенных книг и сохранивший для потомков древние тексты, на которых и основываются почти все знания о той эпохе. [5, c.152]

Восстановление текстов поначалу было делом только ученых и не получило поддержки и патронажа со стороны императорского двора. Причиной послужило то, что большинство выдающихся людей из императорского окружения были людьми либо неграмотными, либо они были далеки от конфуцианской школы. С пришествием к власти императора У-Ди началось доминирование конфуцианской школы. Возможно, полная победа конфуцианства стала следствием их реставраторской работы по восстановлению утерянной литературы прошлого. Сам Конфуций положил начало глубокому вниманию к сохранению и воспеванию древних текстов. Именно благодаря работе его последователей можно приблизительно понять как выглядели древние тексты. При восстановлении ученые с почтением относились к каждому произведению, заботливо передавали его без всяких дополнений и исправлений. Текст считался священным, его нельзя было изменить или подкорректировать, кроме как в четко отделенном от него комментарии. [5, c.152]

Древнейший исторический памятник «Шу Цзин» обязан своему восстановлению не одному ученому. «Новый текст» был сохранен Фу Шэном, почтенным членом циньской «академии ученых великого знания». Он записал двадцать девять глав, которые, согласно одному источнику, помнил наизусть. Предполагалось что «старый текст» «Шу Цзина» был найден в стене дома Конфуция и отредактирован его потомками, однако данный факт оспаривается как китайскими, так и европейскими учеными. [5, c.155]

Трудами знаменитых ученых I века до н.э. Лю Сяна и его сына Лю Синя, дальних родственников императорской семьи, был создан труд «Чжань го цэ», важнейший источник по периоду «Борющихся царств». Они также работали над «И цзином», «Книгой перемен». Ученый Сю Синь составил «Шо Вэнь», первый словарь языка, использовавший систему идентификации и группировки иероглифов на основе ключей. [5, c.156]

Эпоха Хань не стала великим веком поэзии. Конечно, жившими и творившими тогда поэтами восхищаются до сих пор, но с ханьской прозой поэзия была малозначима. В период «шести династий» на духовную жизнь огромное влияние оказывали буддизм и даосизм в его новых формах. Поэзия этого времени не особо ценится китайцами, хотя именно ему она обязана важными нововведениями. Шень Юэ (441-513) стал первым поэтом, использовавшим тональный рисунок. Появился стихотворный жанр «люй ши». Сто лет спустя после смерти Шень Юэ танские поэты, восприняв его идею, подняли искусство стихосложения на небывалую высоту, оставшуюся недосягаемой для всех последующих столетий. [1, c. 234]

Примерно в это время появилась и первая древнейшая в мире китайская газета — «Пекинский вестник». Избранные стихотворения Танской эпохи, изданные в 1703, то есть через тысячу лет, включают около 50 тысяч стихотворений и свыше 2 тысяч авторов. Имена поэтов Ли Тай-бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и, поэта и живописца Ван Вэя, стилиста и теоретика литературы Хань Юя были национальной гордостью старого Китая. Непосредственным продолжением эпохи расцвета поэзии являются последующие века династия Сун, давшие виднейшего поэта Су Дун-По, стилиста Оуян Сю и других. [6]

Последующие века китайской истории  явились веками застоя и упадка поэзии. Развитие пошло лишь по линии утончения форм, по линии подражания образцам древней литературы. В последнюю эпоху китайская поэзия неизменно оставалась в своих закостенелых формах. Специфическое положение поэзии в феодальном Китае, вместо того чтобы создать условия для расцвета, наоборот, привело к упадку художественного творчества, отнюдь не стимулируя дальнейшего развития литературы. Высшим искусством почиталось подражание древности, а не создание новых форм или новых жанров, соблюдение конфуцианских традиций, а не привнесение в литературу чуждых конфуцианству идей. Китайская поэзия, непревзойденные образцы которой были созданы тысячелетие тому назад, в последующие века не обогатилась ни одним именем, ни одним произведением, «удостоенным» быть включенным в хрестоматии избранной китайской литературы.

Вторжение в Китай монгольских кочевников в XIII в. и связанное с этим развитие внешней торговли, расширение внешних связей и торговых экспедиций в чужие страны, оказали свое влияние и на литературу, создав живое содержательное творчество, не связанное условностями конфуцианских традиций и облеченное в более понятные языковые формы. Такой литературой явились повесть, роман и драма, которые противопоставили себя поэзии, ставшей по существу бессодержательным продуктом стилистических упражнений. [6]

Роман, неизменно популярный в течение веков — «Саньгочжи яньи», — относится ко времени господства монголов в XIII—XV вв. Первый по времени, он считался непревзойденным в этого рода литературе. К несколько более раннему периоду относится и первое из вошедших в историю китайской литературы драматических произведений «Сисянцзи». Написанное высокохудожественным языком, полукнижным, приближающимся к разговорной речи, это произведение как драма еще не представляло законченных форм. Полный расцвет драмы совпал с расцветом романа — в эпоху Монгольской династии. В этот период драматические произведения приобрели определенную форму, появились различные жанры, происходила более тщательная разработка темы, вводилось деление драмы на акты. [3, c. 206]

Общепринятое наименование этого  рода литературы — романа и драмы  — как литературы «народной» (в противовес «аристократической») не должно быть понято в том смысле, что эта литература была создана «народом» или была предназначена для «народа». «Народ» — в своем подавляющем большинстве безграмотный — был так же далек от этой литературы, как и от ложноклассической. Но подобное наименование, принятое в Китае, имело свой определенный смысл. Знание классической литературы являлось обязательным для феодальной аристократии. Знание наизусть классических произведений древности — конфуцианских классиков — являлось непременной составной частью в образование. Умение писать стихи и в совершенстве владеть стилистикой было столь же обязательным для всякого образованного человека. [3, c. 207]

 С приходом к власти Маньчжурской  династии в XVII в., предпринявшей реставрацию поколебленных основ феодализма, конфуцианская начитанность и владение кистью были возведены в своего рода ценз для права занятия официальных должностей. На государственных экзаменах, которые должны были сдавать кандидаты, претендующие на занятие должности, требовалось написать стихотворение на предложенную тему. Разумеется, ввиду трудности китайского языка и необходимости затрат долгих лет и больших средств на изучение многотомных классиков и на овладение искусством стиля, этот ценз был лишь своеобразной разновидностью классового отбора. [1, c.347]

Информация о работе Китайская литература в лучших образцах(виды, жанры, особенности)