Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа
Литература – это зеркало жизни. Фольклорные элементы и литературные памятники народного эпоса – отражение культуры и истории наших предков. Английская литература не является исключением. Она тоже сохранила хоть и не многочисленные, но значимые труды предшествующих поколений. Но ни одно англосаксонское произведение, дошедшее до наших дней, не получило такого широкого признания, как "Беовульф".
Введение
1.Обоснование темы
2.Характеристика источника
3.Степень изученности темы в литературе
4.Цели курсовой работы
5.Положения, выносимые на защиту
Раздел 1. Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"
1.Происхождение терминов обозначающих дружинников и их социальные истоки
Раздел 2. Взаимоотношения между дружинником и конунгом
1.Анализ поэмы о Беовульфе
2."Идеальный воин", на основании данных поэмы
Основу героического действия поэмы составляет конфликт крупного масштаба, вовлекающий судьбы целых племен. Наследуя "архаическую эпическую сюжетику, трансформируя ее в соответствии с новыми идеалами… героический эпос периода формирования народностей и складывания ранних государств" выдвигает "новые исторические идеалы и новые коллизии – защита родной земли от внешнего врага, героика патриотического подвига… отношения народа и власти".
Аналогичные
конфликтные ситуации отступлений
в поэме, которые, как обычно считается,
являются краткими пересказами самостоятельных
эпических произведений. Таковы борьба
фризов и данов (песнь о битве
при Финнсбурге), данов и хадобардов
(песнь об Ингельде и Фреавару) и
др. Мелкие племенные распри и столкновения
приобретают в устах
Основная особенность
Так двенадцать зим
вождь достойный, и бесчестье терпел
друг Скильдингов,
(Беовульф, 147 – 149)
Многострадального
старца-правителя из благороднейших
скорбь сокрушила, его соратников.
когда он услышал,
(Беовульф, 1306 – 1309)
Оплакал старец свое злосчастье…
сердопечальный
(Беовульф, 2326 – 2327)
Характер конфликта – его масштабность, значимость, неразрешимость обычными средствами – обуславливает тип и способы героизации эпического героя. В первую очередь подчеркиваются уникальность, неповторимость, которые выражаются в его предназначенности совершить этот подвиг.
Но вот он, витязь, чего не умели,
по воле Создателя вместе собравшись,
то совершивший,
(Беовульф, 939 – 942)
5.Образ Беовульфа
Беовульф – единственный из всех живущих на земле, кто может одолеть Гренделя и его мать, сразить огнедышащего дракона. Сама ситуация выступает в роли главной характеристики богатыря, именно она определяет его героическую сущность, которая выявляется в деянии, направленном на спасение целого племени и непосильном другим людям. Все остальные черты, присущие образу, производны и лишь оттеняют с различных сторон как частные проявления его героичность.
В
образе Беовульфа концентрируются
качества всего племени. Сила Беовульфа
– это сила всех геатов, о чем
говорится в поэме в связи
с победой Беовульфа над
Выполнение этой задачи обеспечивается совокупностью качеств, которыми наделяется Беовульф: силой, отвагой, верностью своему долгу и т. д. Причем все эти качества возведены в высшую, недосягаемую для других степень. Сила Беовульфа такова, что "тридцать ратников переборол он одной рукою" (Беовульф, 381 – 382). Беовульф выделяется среди других дружинников своим внешним видом, сразу же обнаруживающим его героическую сущность. Не случайно датчанин – страж побережья – сразу обращает внимание на Беовульфа:
И я ни в жизни не простолюдин
не видел витязя в нарядной сбруе, -
сильней и выше, кровь благородная
чем ваш соратник - видна по выправке!
(Беовульф, 248 – 252)
Точно так же Вульфгар, воин Хродгара, принимающий гостей в Хеороте, с первого же взгляда уверен в том, что Беовульф является прославленным вождем, известным своей силой и воинской доблестью (Беовульф, 336 – 339).
И внешность Беовульфа, и его сила, и его нравственные качества – верность долгу, верность королю и родичу гиперболизированы, идеальны, что и создает четко ощущаемую слушателями и рассказчиком дистанцию между ними и героем.
Дополнительным средством героизации служит и родословная героя. Человек в поэме не мыслится вне коллектива, с которым он связан узами родства. Введение любого персонажа, собственно, открывается указанием на род, к которому он принадлежит, и перечислением его прославленных предков: подробно рассказывается родословная Хродгара и Хигелака, Унферт – "сын Экглава", Оффа – "родич Хеммингов". Вот, что в поэме говорится относительно Виглафа:
То Виглаф был,
сородич Эльвхера, щитоноситель…
(Беовульф, 2601 – 2602)
Указание рода, к которому принадлежит персонаж, имеет глубокий смысл. Связь с прославленным, известным своими подвигами родом дополняет характеристику и определяет в известной мере достоинства героя. Он способен и готов к совершению подвигов не только в силу своих личных качеств, но и как представитель славного своими подвигами рода. "Героические" качества в значительной степени оказываются не индивидуальными, а родовыми. Деяния Беовульфа не осознаются как самоценный акт личного героизма, вне судеб и благополучия племени.
В
образе Беовульфа представление
о героическом воплощается в
наиболее полном, прекрасном и величественном
его варианте. Но есть и другие формы
героического поведения: мудрость и
щедрость Хродгара – короля племени,
его покровителя и защитника;
отвага, бесстрашие и преданность
Виглафа; красота и щедрость Вальхтеов,
королевы данов. Эти качества в совокупности
составляют своего рода "каталог
достоинств", обязательных для положительного
персонажа героического эпоса. В
наибольшей степени этими достоинствами,
естественно, награжден сам Беовульф:
отвагой, мудростью, опытом, боевым искусством,
искусством кораблевождения и плавания,
красотой, ростом, силой и т. д. Остальные
персонажи наделены лишь частью этих
стереотипных качеств: определенные "наборы"
их, сочетания тех или иных из
них, соответствуют различным
Хродгар возвысился, выросло войско
в битвах удачливый, из малой дружины
без споров ему в силу великую.
покорились
сородичи,
(Беовульф, 64 – 67)
…от
моря до моря
Оффа славился и в державе своей
и победами ратными, мудровластием…
и подарками щедрыми
(Беовульф, 1957 – 1960)
…они простились и мощь державца
с умершим конунгом, и мудромыслие…
восславив подвиги
(Беовульф, 3172 – 3174)
Количество таких образов – стереотипов невелико, их функции в сюжете строго разграничены, каждый из них воплощает один из аспектов героического поведения, и, в совокупности образуя систему образов поэмы, они дополняют друг друга.
6.Переводы и переиздания «Беовульфа»
Поэма
о Беовульфе была, вероятно, распространена
в IX-X вв. в ряде рукописных списков.
В отдельных произведениях
7.Беовульф» и современность
Памятник
народного героического эпоса англосаксов
стал практически «бессмертным», он
не теряет своей актуальности и в
наши дни. Образ идеального, совершенного,
самоотверженного героя-воина, вышедший
из глубины веков, созданный народом
еще в древности, до сих пор вдохновляет
и воодушевляет умы и сердца людей - народа
нынешнего. На основе легенды «О Беовульфе»
создаются и снимаются фильмы, получающие
большую популярность у зрителей, разрабатываются
видеоигры, которые нравятся детям, выпускаются
книжные издания. Герой остается героем
во все времена.
Информация о работе Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"