Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Литература – это зеркало жизни. Фольклорные элементы и литературные памятники народного эпоса – отражение культуры и истории наших предков. Английская литература не является исключением. Она тоже сохранила хоть и не многочисленные, но значимые труды предшествующих поколений. Но ни одно англосаксонское произведение, дошедшее до наших дней, не получило такого широкого признания, как "Беовульф".

Содержание

Введение
1.Обоснование темы
2.Характеристика источника
3.Степень изученности темы в литературе
4.Цели курсовой работы
5.Положения, выносимые на защиту
Раздел 1. Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"
1.Происхождение терминов обозначающих дружинников и их социальные истоки
Раздел 2. Взаимоотношения между дружинником и конунгом
1.Анализ поэмы о Беовульфе
2."Идеальный воин", на основании данных поэмы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Кожевников.docx

— 65.50 Кб (Скачать)

    Основу героического действия поэмы составляет конфликт крупного масштаба, вовлекающий судьбы целых племен. Наследуя "архаическую эпическую сюжетику, трансформируя ее в соответствии с новыми идеалами… героический эпос периода формирования народностей и складывания ранних государств" выдвигает "новые исторические идеалы и новые коллизии – защита родной земли от внешнего врага, героика патриотического подвига… отношения народа и власти".   

  Аналогичные конфликтные ситуации отступлений  в поэме, которые, как обычно считается, являются краткими пересказами самостоятельных  эпических произведений. Таковы борьба фризов и данов (песнь о битве  при Финнсбурге), данов и хадобардов (песнь об Ингельде и Фреавару) и  др. Мелкие племенные распри и столкновения приобретают в устах рассказчика "мировые" масштабы, разрастаются в события, определяющие судьбы народов.  

    Основная особенность героического  конфликта в поэме – его  масштабность – определяет высокий  накал страстей, эмоциональную насыщенность  действия. Создание конфликтной  ситуации сопровождается взрывом  эмоций: ужаса, ярости, беспощадной  жестокости, описание которых неизменно  включено в преамбулу, предваряющую  рассказ о самой битве.           

    Так двенадцать зим                                                        скорби смертные           

                вождь достойный,                                       и бесчестье терпел            

    друг Скильдингов,                                                                       и печали неисчеслимые.                        

                                                                                                    (Беовульф, 147 – 149)           

    Многострадального                                                                        что умер лучший           

                старца-правителя                                        из благороднейших            

    скорбь сокрушила,                                                                его соратников.            

                когда он услышал,                       

                                                                                                    (Беовульф, 1306 – 1309)           

    Оплакал старец                                                                               свое злосчастье…            

    сердопечальный                       

                                                                                                    (Беовульф, 2326 – 2327) 

  Характер  конфликта – его масштабность, значимость, неразрешимость обычными средствами – обуславливает тип  и способы героизации эпического героя. В первую очередь подчеркиваются уникальность, неповторимость, которые  выражаются в его предназначенности  совершить этот подвиг.           

                Но вот он, витязь,                                               чего не умели,           

    по воле Создателя                                                                 вместе собравшись,            

                то совершивший,                                             мы, хитромыслые!                       

                                                                                                    (Беовульф, 939 – 942) 
 

    5.Образ Беовульфа  

    Беовульф – единственный из всех живущих на земле, кто может одолеть Гренделя и его мать, сразить огнедышащего дракона. Сама ситуация выступает в роли главной характеристики богатыря, именно она определяет его героическую сущность, которая выявляется в деянии, направленном на спасение целого племени и непосильном другим людям. Все остальные черты, присущие образу, производны и лишь оттеняют с различных сторон как частные проявления его героичность.   

  В образе Беовульфа концентрируются  качества всего племени. Сила Беовульфа  – это сила всех геатов, о чем  говорится в поэме в связи  с победой Беовульфа над Гренделем: "…врага они (геаты) одной силой  все превзошли, его (Беовульфа) мощью" (Беовульф, 698 – 700). Сам образ могучего богатыря, олицетворяющего силу и  мощь своего племени, лишенного индивидуальных черт, но зато наделенного гиперболизированными достоинствами, нацелен на выполнение главной задачи, стоящей перед  ним, - защиты племени (своего и дружественного) от чудовищ. Одной из главных функций  идеала средневекового рыцаря (идеал, берущий начало еще со времени  раннего средневековья), является миссия (функция) защитника и справедливого  судьи. Это видно из самой поэмы.    

  Выполнение  этой задачи обеспечивается совокупностью  качеств, которыми наделяется Беовульф: силой, отвагой, верностью своему долгу  и т. д. Причем все эти качества возведены в высшую, недосягаемую для других степень. Сила Беовульфа  такова, что "тридцать ратников переборол  он одной рукою" (Беовульф, 381 – 382). Беовульф выделяется среди других дружинников  своим внешним видом, сразу же обнаруживающим его героическую  сущность. Не случайно датчанин – страж  побережья – сразу обращает внимание на Беовульфа:           

               И я ни в жизни                                                          не простолюдин           

   не  видел витязя                                                                                    в нарядной сбруе, -           

               сильней и выше,                                                    кровь благородная           

   чем  ваш соратник -                                                                 видна по выправке!                        

                                                                                                   (Беовульф, 248 – 252) 

    Точно так же Вульфгар, воин Хродгара, принимающий гостей в Хеороте, с первого же взгляда уверен в том, что Беовульф является прославленным вождем, известным своей силой и воинской доблестью (Беовульф, 336 – 339). 

    И внешность Беовульфа, и его сила, и его нравственные качества – верность долгу, верность королю и родичу гиперболизированы, идеальны, что и создает четко ощущаемую слушателями и рассказчиком дистанцию между ними и героем.

    Дополнительным средством героизации служит и родословная героя. Человек в поэме не мыслится вне коллектива, с которым он связан узами родства. Введение любого персонажа, собственно, открывается указанием на род, к которому он принадлежит, и перечислением его прославленных предков: подробно рассказывается родословная Хродгара и Хигелака, Унферт – "сын Экглава", Оффа – "родич Хеммингов". Вот, что в поэме говорится относительно Виглафа:           

    То Виглаф был,                                                             сын Веохстана,            

                сородич Эльвхера,                                                   щитоноситель…                       

                                                                                                    (Беовульф, 2601 – 2602)

     Указание рода, к которому принадлежит персонаж, имеет глубокий смысл. Связь с прославленным, известным своими подвигами родом дополняет характеристику и определяет в известной мере достоинства героя. Он способен и готов к совершению подвигов не только в силу своих личных качеств, но и как представитель славного своими подвигами рода. "Героические" качества в значительной степени оказываются не индивидуальными, а родовыми. Деяния Беовульфа не осознаются как самоценный акт личного героизма, вне судеб и благополучия племени.   

  В образе Беовульфа представление  о героическом воплощается в  наиболее полном, прекрасном и величественном его варианте. Но есть и другие формы  героического поведения: мудрость и  щедрость Хродгара – короля племени, его покровителя и защитника; отвага, бесстрашие и преданность  Виглафа; красота и щедрость Вальхтеов, королевы данов. Эти качества в совокупности составляют своего рода "каталог  достоинств", обязательных для положительного персонажа героического эпоса. В  наибольшей степени этими достоинствами, естественно, награжден сам Беовульф: отвагой, мудростью, опытом, боевым искусством, искусством кораблевождения и плавания, красотой, ростом, силой и т. д. Остальные  персонажи наделены лишь частью этих стереотипных качеств: определенные "наборы" их, сочетания тех или иных из них, соответствуют различным образам  поэмы: идеальному правителю (Хродгару, Беовульфу), воину – богатырю (Беовульфу, Виглафу), что и создает в значительной степени обобщенность, стереотипность образов. Вот, например, характеристика трех королей – идеальных правителей своих племен: Хротгара, Оффы, Беовульфа.            

   Хродгар  возвысился,                                                  выросло войско           

               в битвах удачливый,                                                   из малой дружины            

   без  споров ему                                                                в силу великую.           

               покорились сородичи,                       

                                                                                                   (Беовульф, 64 – 67)           

   …от  моря до моря                                                            копьеносцам – дружинникам,            

               Оффа славился                                                                   и в державе своей

               и победами ратными,                                                       мудровластием…           

               и подарками щедрыми                       

                                                                                                   (Беовульф, 1957 – 1960)           

   …они  простились                                                                и мощь державца           

               с умершим конунгом,                                          и мудромыслие…           

   восславив  подвиги                       

                                                                                                   (Беовульф, 3172 – 3174)  

  Количество  таких образов – стереотипов  невелико, их функции в сюжете строго разграничены, каждый из них воплощает  один из аспектов героического поведения, и, в совокупности образуя систему  образов поэмы, они дополняют  друг друга.

6.Переводы и  переиздания «Беовульфа»

Поэма о Беовульфе была, вероятно, распространена в IX-X вв. в ряде рукописных списков. В отдельных произведениях англо-саксонской письменности можно усмотреть следы  ее влияния: таковы, например, поэма "Судьбы апостолов" Кюневульфа, в которой  есть текстуальные заимствования из "Беовульфа", поэмы об апостоле Андрее, Юдифи и, может быть, песня  о смерти Бирхтнота Эссекского. В XIX в. "Беовульф" привлек к себе широкое внимание не только ученых, но и поэтов. Современными английскими  стихами он передавался много  раз: наиболее интересными опытами  этого рода считаются стихотворные переводы Вильяма Морриса (1895 г.) и  Арчибальда Стронга (1925 г.). Много раз  пересказывался он также для детей и юношества (особенное распространение в Англии и Америке получил прозаический пересказ поэмы, сделанный писательницей, русской по происхождению, З. А. Рагозиной в 1898 г. и выдержавший ряд изданий). Л. Боткин впервые перевел "Беовульфа" на французский язык (1877 г.); однако русскому читателю "Беовульф" доныне известен лишь по вольным пересказам и небольшим переведенным из него отрывкам.

7.Беовульф»  и современность

Памятник  народного героического эпоса англосаксов  стал практически «бессмертным», он не теряет своей актуальности и в  наши дни. Образ идеального, совершенного, самоотверженного героя-воина, вышедший из глубины веков, созданный народом еще в древности, до сих пор вдохновляет и воодушевляет умы и сердца людей - народа нынешнего. На основе легенды «О Беовульфе» создаются и снимаются фильмы, получающие большую популярность у зрителей, разрабатываются видеоигры, которые нравятся детям, выпускаются книжные издания. Герой остается героем во все времена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"