Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Литература – это зеркало жизни. Фольклорные элементы и литературные памятники народного эпоса – отражение культуры и истории наших предков. Английская литература не является исключением. Она тоже сохранила хоть и не многочисленные, но значимые труды предшествующих поколений. Но ни одно англосаксонское произведение, дошедшее до наших дней, не получило такого широкого признания, как "Беовульф".

Содержание

Введение
1.Обоснование темы
2.Характеристика источника
3.Степень изученности темы в литературе
4.Цели курсовой работы
5.Положения, выносимые на защиту
Раздел 1. Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"
1.Происхождение терминов обозначающих дружинников и их социальные истоки
Раздел 2. Взаимоотношения между дружинником и конунгом
1.Анализ поэмы о Беовульфе
2."Идеальный воин", на основании данных поэмы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Кожевников.docx

— 65.50 Кб (Скачать)

«Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо в эпизодах описательных, обзорных, "панорамных" говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с эпосом способно соперничать лишь киноискусство». (М. Бахтин)

Арсенал литературно-изобразительных средств используется эпосом в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие "формам самой жизни" и, напротив, резкое их пересоздание. Эпос, в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько "изображающий", т. е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы "выдаёт" вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.

Эпическая форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты), в  других — ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологических  характеристиках, рассуждениях. По мысли  И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие  мотивы — существенная черта эпического рода литературы в целом. Объём текста эпического произведения, которое может  быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен — от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ("Илиада", "Война и мир" и "Тихий Дон"). Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом Э. связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе эпоса — универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом. "Локализующие" характеристики содержания эпических произведений (например, определение эпоса в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о "великодушном" отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту истории эпических жанров.

Эпос формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений. Становление прозаических жанров эпоса, в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами. На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания.

В древней  и средневековой словесности  весьма влиятельным был народный героический эпос. Его формирование знаменовало полное и широкое  использование возможностей эпического рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему  зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую  поэтику кратких сообщений, характерную  для мифа, притчи и ранней сказки. Для героического эпоса характерно "абсолютизирование" дистанции  между персонажами и тем, кто  повествует; повествователю присущ дар  невозмутимого спокойствия и  "всеведения" (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ — образ существа, вознёсшегося над миром,— придаёт произведению колорит максимальной объективности. "... Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости..." (Ф. Шеллинг).

2) В  более узком и специфическом смысле слова — героический эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом. (Словарь литературоведческих терминов).

В данной работе мы придерживаемся этой точки  зрения, то есть рассматриваем исследуемое  произведение как образец народно-эпического героического жанра.

2.2 Особенности героического эпоса

Героический эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных ("Илиада", "Одиссея", "Рамаяна", "Беовульф") или устных ("Джангар", "Алпамыш", "Манас", так и в виде коротких "эпических песен" (русские былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний [саги, Нартский (нартовский) эпос].

Народный  героический эпос возник (на основе традиций мифологического эпоса и богатырской сказки, позднее — исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического эпоса изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.

В архаических  формах эпоса героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и "шаманской" силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ); главные темы: борьба с "чудовищами", героическое сватовство к "суженой", родовая месть.

В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими "захватчикам", иноземным и иноверным угнетателям. "Эпическое время" здесь уже — не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Э. воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие — историческое, реже — мифическое. Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир — в былинах, Карл Великий — в "Песне о Роланде"), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл — в "Илиаде", Илья Муромец — в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике — к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В эпосе рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру эпоса соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.

Таковы  основные жанровые характеристики героического эпоса. Проследим, каким образом  они находят отражение в кельтском  и англо-саксонском эпосах – двух древнейших первоосновах, на которых  формировалась средневековая литература Британии.

    А)Кельтский эпос

   Древний ирландский, или кельтский, эпос представляет огромный исторический и художественный интерес. За исключением литературы на англосаксонском языке, дошедшей до нас лишь в незначительных отрывках, он является древнейшей литературой  Западной Европы. Ирландские саги складывались на протяжении нескольких веков. Возникновение  самых древних из них относится  к I в. н. э. В течение долгого времени  они сохранялись в устойчивой устной форме, в пересказе профессиональных сказителей — филидов. В письменной форме ирландские саги начали складываться с VII в., до нас же они дошли лишь в записях XII в. К наиболее древним  ирландским сагам принадлежат мифологические и героические. Тема мифологических саг — языческие верования  древней Ирландии, легендарная история  ее заселения волшебными племенами. Наибольшую историческую и художественную ценность представляют героические  саги с центральным уладским циклом. В большинстве своем ирландские саги — небольшие по объему и простые по композиции произведения. В ирландских сагах имеется ряд общих мест, традиционных формул (особенно характерны в этом отношении описания внешности и одежды), что указывает на их фольклорные истоки. В описаниях стиль саг богат ретардирующими подробностями, в драматических местах он лапидарен и стремителен. В стихах передаются большей частью речи героев, особенно в момент высокого напряжения (это характерно для смешанной формы в эпосе). В стихах чаще используются параллелизмы, украшающие эпитеты и другие стилистические приемы.

   Собственно  мифологический эпос плохо сохранился. Гораздо лучше сохранились собственно героические сказания (главным образом  в двух рукописях XII в. — «Книга бурой коровы» и «Лейнстерская книга»), пронизанные, однако, мифологическими мотивами, ведь богатейшая фантастика (мифологическая, а затем сказочная) чрезвычайно характерна для ирландского эпоса в целом. Представления о героях как перевоплощениях богов (и связанные с этим мотивы чудесного рождения) и о магической основе богатырской силы являются признаками весьма архаической стадии эпоса. Однако наряду с этим в ирландском эпосе находим развитые героические характеры и отчетливые воспоминания об исторических событиях. Правда, эпические войны — это в основном межплеменные стычки, вызванные родовой местью, угоном скота, похищением женщин. Большая роль женщин и их активность в ирландском эпосе — черта весьма архаическая. Вместе с тем она постепенно приводит к развитию романически-эротического элемента, получившего дальнейшее развитие в рыцарском романе.

Таким образом кельтский эпос -  неотъемлемая часть героического эпоса в целом и часть культуры и литературы английских народов. Не менее значимой предстает и литература англо-саксонских завоевателей Британии. В нашей работе именно она является главным объектом рассмотрения. 

Б) Англо-саксонская литература

На исходе VI столетия англо-саксы еще не имели  литературы в собственном

смысле   слова.   Первоначально   они   пользовались   руническим   письмом,

распространенным  среди многих, германских племен.

     Дошедшие до нас памятники  рунической  письменности  англо-саксов  очень немногочисленны: при этом наиболее интересные ее образцы относятся к поздней поре. Таковы, прежде всего, надписи на мечах, кубках и  предметах  домашнего обихода, найденных в различных местностях Англии; на этих предметах вырезаны рунические знаки, которым нередко придавалось магическое значение, небольшие изречения, заговорные формулы. Большое  значение  в  ранние  века  англо-саксонской  истории  имела  устная словесность. В песнях и сказаниях англо-саксов, завоевавших Британию, долгое время  сохранялись  отзвуки  преданий  и  сюжетов,  составлявших  содержание германской поэзии на континенте в  более  ранний  период. 

Англосаксонская (древнеанглийская) народно-эпическая  литература начала складываться в период завоевания Британии германскими племенами  англов, саксов, ютов и фризов. Завоевание, оттеснившее кельтское население  на запад и север страны, длилось  с 40-х годов V в. до начала VII в. Созданные пришельцами небольшие королевства (англами — Мерсия и Нортумбрия, саксами — Уэссекс, ютами — Кент) боролись между собой за политическую гегемонию. Эту гегемонию вскоре после завоевания Нортумбрия уступила Мерсии, а в IX в. — Уэссексу. Западносаксонский диалект Уэссекса стал классическим диалектом древнеанглийского языка. Англосаксонское общество V—X вв. было типичным раннефеодальным обществом с сильными пережитками родо-племенного строя. Власть племенного короля в мирное время ограничивалась советом эрлов («благородных»). Она постепенно усиливалась и выходила за племенные пределы. Основную массу населения еще составляли свободные земледельцы-воины, объединенные в сельские общины, но уже возникло несколько социальных категорий, несущих, согласно англосаксонским «правдам», различную юридическую ответственность.

   В процессе политического объединения  и феодализации англосаксов большую  роль сыграла их христианизация (VII в.), осуществленная римскими миссионерами, вступившими в конфликт с местными кельтскими христианскими центрами в Нортумбрии.

Информация о работе Картина мировидения по "Песне о Беовульфе"