Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа
С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике
Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ
2.2. Методические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии со сказанным в упражнениях основное внимание уделено формам выражения главного члена и сопоставлению односоставных и двусоставных предложений (см. упр. 184, 185, 192, 201, 202, 203 и др.).
Обобщенно-личные
предложения связаны с
При изучении безличных предложений основное внимание также сосредоточивается на способах выражения главного члена. В определенно- и неопределенно-личных предложениях сказуемые тоже могут быть составными (Буду рад вас видеть. Скоро начнут сеять рассаду), но все типы сказуемых, особенно составных, частотны именно в безличных предложениях. Следует иметь в виду также и тот факт, что безличные предложения преимущественно являются распространенными, а неопределенно-личные — только распространенными.
Называя состояние человека или окружающей среды, безличные предложения имеют в своем составе второстепенный член со значением носителя состояния, который в грамматическую основу не входит. Например, предложение В комнате уютно называет состояние окружающей среды, значение состояния выражено сказуемым уютно, а значение окружающей среды — обстоятельством в комнате.
Нераспространенные безличные предложения встречаются редко, в основном с абсолютно безличными глаголами типа стемнело, светало, рассвело.
Система упражнений, связанных с изучением безличных предложений, та же, что в разделах о личных предложениях. В упр. 223 перечисляются формы выражения главного члена, в упр. 224 — значения безличных предложений. Большинство упражнений посвящено сопоставлению двусоставных и односоставных личных предложений с безличными. Этот материал развивает речь ученика, обогащает его речь, представляя синонимичные предложения, относящиеся к разным типам по строению. Сопоставление двусоставных и безличных предложений см. в упр. 201, 202, 203; двусоставных в безличные в упр. 201.
В конце параграфа о безличных предложениях даются упражнения на повторение грамматических основ и всех типов односоставных предложений с главным членом сказуемым (упр. 205).
Для развития навыков письменной речи, для обучения составлению текстов, включающих разные типы односоставных и двусоставных предложений, полезны упражнения, подобные упр. 218, в котором дано стихотворение и надо определить вид односоставного предложения
Назывные предложения составляют специфическую группу среди односоставных. В научной грамматике они трактуются по-разному, а практически представляют довольно пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные (Комната. Стол. Диван | Ночь. Прохлада. Тишина). В учебнике из назывных предложений представлены лишь бесспорные, в основном предметные (Лес. Поляна. Много ягод) или обозначающие состояние окружающей среды (Весна. Ночь. Мороз). Среди членов предложения, распространяющих назывное предложение, упоминаются обычно только определения, согласованные и несогласованные. Поэтому из предложений Тишина и Кругом тишина в учебнике для 8 класса назывным признается лишь первое предложение.
При изучении назывных предложений основное внимание обращается на условия их употребления, на их значение, прежде всего на способность этих предложений, как и безличных, быть экспозиционными, то есть использоваться в начале текста для описания времени и места действия, для изображения окружающей среды, возможность их употреблять в заглавии (упр. 176). Выделение назывных предложений не вызывает особых трудностей, и упражнения используются для закрепления и повторения личных и безличных предложений, для их сопоставления и различения по формам главных членов).
Для закрепления ученикам предлагается написать сочинение с односоставными предложениями (упр. 220), озаглавить текст назывным предложением и указать типы предложений в тексте (упр. 219).
Учебный комплекс «Русский язык. Теория. Практика. Развитие речи» под ред. В.В. Бабайцевой, а также учебник русского языка под ред. М.М. Разумовской при объяснении лингвистической сущности односоставных предложений придерживаются той точки зрения, что ведущим принципом классификации простого предложения является грамматический: характеристика предложения начинается с анализа его структурно- формальных свойств (количество главных членов, морфологическая природа главного члена); когда одного грамматического принципа не хватает, тогда вступают семантические показатели.
Так
при определении различных
Безусловно,
положительным качеством этих учебников
является обращение к семантико-
Более подробно представлены семантические группы односоставного предложения в учебнике В.В. Бабайцевой. Учебник М.М. Разумовской основной упор делает в формальной характеристике. Так в теоретической части раздела «Безличное предложение» приведены только морфологические показатели выражения сказуемого. О значении этих конструкций можно узнать из упр. 131, выполняя которое учащиеся должны самостоятельно распределить безличные предложения на группы в зависимости от выражаемых ими значений.
Хочется отметить наиболее удачные упражнения в отношении смы- елового анализа односоставных предложений в учебнике М.М. Разумовской. Упр. 116 с заданием доказать, что в односоставных предложениях необязательно употреблять подлежащее. Упр. 122 с заданием «Рассмотрите неопределённо-личное предложение. Можно ли назвать действующее лицо, и важно ли это знать?» Упр. 126 с заданием: «Прочитайте и объясните, к одному лицу или ко всем людям обращены данные высказывания? Как вы понимаете их смысл?» Упр. 132 с заданием: «Можно ли в безличном предложении обнаружить действующее лицо или предмет?»
Учебник содержит упражнения коммуникативной направленности: например, упр. 117с заданием «Если ввести в конструкцию местоимение- подлежащее, пострадает ли качество речи?» и упр. 139 «Подумайте, какая роль назывных предложений в описании грозы?»
Учебник
содержит интересный дидактический
материал, представляющий собой образцы
русской поэзии и прозы, и объединяет
широкую гамму заданий логико-
Однако учебник имеет ряд недостатков: мало внимания уделяется работе с синонимичными и соотносительными конструкциями. Учебник не содержит сведений о выразительности и стилистической обусловленности односоставных предложений, безличных и неопределённо-личных.
В трактовке грамматических правил нет единообразного способа объяснения структурно-семантической организации односоставных предложений. Так при формулировке понятия «Определённо-личное предложение» учащиеся получают информацию о формальном и смысловом указании предложения на действие, совершаемое 1-м или 2-м лицом, и только затем сведения о морфологической форме главного члена и возможности преобразования их в двусоставные предложения.
При формулировании понятия «Неопределённо-личное предложение» на первый план выступают формальные показатели, а вторым пунктом, не выделяясь жирным шрифтом, семантические особенности.
О сказуемом безличного предложения говорится только то, что оно по своей форме не может указывать на действующее лицо. А назывным следует считать предложение с одним подлежащим.
В
результате у учеников возникают
затруднения и путаница в воспроизведении
того или иного правила, не формируются
чёткие критерии, по которым следовало
бы оценивать односоставную
Мы
предполагаем, что при изучении грамматических
понятий односоставных
В учебниках не содержится сведений о возможностях синтаксической синонимии неопределённо-личного, безличного, обобщённо-личного и назывного предложений с двусоставными и между собой. Нет ни одного упражнения в реконструировании грамматического материала, лишь упр. 123 и 130 требуют определить, как изменится смысл предложения, если определённо-личные предложения заменить обобщённо-личными и неопределённо-личные - двусоставными.
Вся
практическая часть по осознанию
самой выразительной
Наиболее удачно, как нам кажется, представлено обобщённо-личное предложение в учебнике П.А.Леканта. Системно и развёрнуто определены его грамматическое значение, структура, выражающая это значение, смысловая нагрузка и стилистическая сфера употребления. Так упражнения 126-130 направлены на определение смысловых особенностей этого предложения в выражении лица в зависимости от цели высказывания.
Например, упр. 129 имеет задание: «Прочитайте выдержки из произведений М.М. Пришвина. Какие предложения являются обобщённо- личными и почему? Докажите».
В учебнике не представлены какие бы то ни было элементы семантико-стилистического анализа конструкции, хотя в упр. 143, 144 содержится замечательный дидактический материал, который можно было бы использовать для стилистического анализа, тогда как задание учебника требует от учащихся лишь списывания, подчёркивания грамматической основы и определения вида односоставного предложения.
В теоретической и практической части учебника нет сведений, которые бы раскрывали учащимся значимость односоставных предложений в жанрах описания, повествования и рассуждения, хотя упр. 145 обязывает ученика описать общее впечатление от картины А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века» - состояние природы, девушку, различные детали, используя разные виды односоставных конструкций.
Особого внимания заслуживает учебник «Русского языка» для 8 класса под редакцией М.В. Панова. Учебник представляет большой интерес в плане разворачивания раздела «Односоставные предложения», типологии упражнений, вопросов и заданий по теме, которые во многом созвучны задачам нашего исследованиям.
Так
изучение синтаксического понятия
начинается с характеристики особенностей
безличного предложения, затем неопределённо-
Теоретический материал и грамматические правила представляют собой рассуждения о причинах отсутствия подлежащего в структуре данных конструкций, о характере производителя действия (деятеле), о действии как процессе и действии - состоянии.
Основной упор делается в семантической оценке односоставного предложения, как в теоретической, так и в практической части учебного материала.
Система вопросов и заданий направлена на развитие внимания, памяти и сообразительности у детей и, как правило, опережает лингвистическую информацию (упр. 186, 187, 200, 201, 206).
Несомненным достоинством учебника является значительное место в системе упражнений в сравнении, реконструировании, моделировании, в синонимичной трансформации односоставных безличных и двусоставных, неопределённо-личных и безличных.
Например, упр. 191, 198, 209, 218 требуют от учащихся не только подобрать синонимичную конструкцию, «выразить мысль по-другому», сравнить, но и выявить отличия в значении предложений.
Однако
такое подробное и
Информация о работе Изучение в средней школе односоставных предложений