Изучение в средней школе односоставных предложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике

Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе

2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ

2.2. Методические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по методе.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Специфика семантики односоставных предложений  наиболее ярко осознаётся на фоне синонимии  с двусоставными предложениями. В двусоставных предложениях носитель предикативного признака выражается преимущественно подлежащим, для односоставных предложений характерно насыщение субъектным значением косвенно-падежных форм, которые входят в структурную схему и являются её обязательными или факультативными компонентами. На уровне языковой семантики словоформы Я и МНЕ выражают субъекта, деятеля, но осмысление этого субъекта не одинаково: словоформа Я представляет лицо как активного деятеля, словоформа МНЕ выражает лицо как пассивного носителя признака.

     В коммуникативно-семантическом плане ослабление деятеля в односоставных предложениях способствует актуализации независимого действия, состояния. Оно рассматривается как действие, возникающее самопроизвольно, существующее независимо от деятеля и характеризующееся непроизвольностью, беспричинностью.

     По  мнению П.А. Леканта, общим свойством  всех глагольных предложений является бессубъектность при внутренней соотнесённости независимого действия с идеей субъекта. Разная степень отвлечения действия от деятеля, признака от носителя признака определяет семантико-структурные разновидности односоставных предложений и служит одним из оснований деления их на пять видов: инфинитивное, безличное, обобщённо-, неопределённо- и определённо-личное предложение.

     Субстантивные односоставные предложения (номинативные и генетивные) являются принципиально безглагольными, т.е. не только не содержат ни глагольных, ни нулевых форм, но и не предполагают пропуска глагола. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически. Модальность в них выражается с помощью интонации, время - при помощи нулевого показателя, отсутствие глагола объявляет настоящее время. Бытийное значение свойственно главному члену предложения - номинативу (существительному в форме именительного падежа) или генетиву (существительному в независимом родительном падеже с количественным значением). Зима. Снегу-то!

     Как уже отмечалось, грамматическое значение односоставного предложение воплощается, прежде всего, в главном члене, вместе с тем дополнительную опору оно находит во всей структуре предложения, включая второстепенные члены предложения и порядок слов. Так рассмотрим несколько примеров.

     Внеконтекстное  употребление неопределённо-личного, инфинитивного и некоторых видов безличного предложения требует обязательного включения косвенных дополнений: объектных, темпоральных и локальных распространителей.

     Препозитивные дополнения и обстоятельства, называя сферу субъекта, усиливают грамматическое значение неопределённости, способствует независимому положению глагольной формы (В юности часто делают ошибки.).

     В структуре безличного предложения прослеживается следующая закономерность: чем меньше компонентов обязательно для образования конструкции, тем выше степень его безличности; чем устойчивее безличное значение личного глагола, чем абстрактнее и неопределённее денотативая природа имени, с которым он может быть соотнесён, тем менее обязателен распространитель (Вечереет. Гремит.).

     Структура безличного предложения не безразлична  и для выражения категории  лица. Значение внеличности обнаруживается в нераспространённых безличных (Вечереет.). Однако наличие в предложениях различных по значению дополнений и обстоятельств, имеющих значение субъекта, указывает на соотнесённость высказывания к определённому лицу (Мне не спится. Ребёнка укачивает в машине.).

     Обычный компонент инфинитивного предложения - дательный падеж с субъектным значением. Его отсутствие может свидетельствовать об отнесении потенциального действия к определённому или обобщённому лицу (Молчать! Судьбы не миновать.).

     По  мнению Г.А. Золотовой, разные способы  представления лица - пассивным/активным, определённым, неопределённым, обобщённым - явление более семантико-стилистического порядка, чем структурного:

     «Нередкая невыраженность субъекта в предложениях, сообщающих о состоянии субъекта, синтаксически значима. Если в абсолютно безличных предложениях невыраженность субъекта - за пределами воли говорящего, для говорящего там нет выбора, то невыраженность субъекта в личных предложениях - один из способов представления субъекта, находящегося в распоряжении говорящего, определяемых контекстными и стилистическими условиями»6.

     И далее: «...в той же мере, в какой определенно-личность свойственна разговорным ситуациям, устранённость субъекта, разобщённость агенса и грамматического подлежащего характеризует специфически книжную речь в её деловых, официальных, научных жанрах»7. 
 

     Глава 2. Изучение односоставных  предложений в  школе

     2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ.

     В настоящее время действуют три  основные программы: 1. программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для учебников, выходящих в свет под редакцией Н.М. Шанского С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова С.Ю. Максимова; 2. программы по русскому языку, предназначенные для учебного комплекса, выходящего в свет под редакцией профессора В.В. Бабайцевой; 3. программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для учебников, выходящих в свет под редакцией профессора ПЛ. Леканта и М.М. Разумовской.

     В качестве основной цели преподавания русского языка в школе всеми программами выдвигается формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся: обеспечение языкового развития учащихся, овладение речевой деятельностью, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, пользование языком как основным средством общения.

     В качестве задач развития речи в программах выделены три направления: овладение  нормами русского языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

     В последней программе выдвигаются  требования усиления речевой направленности курса, усиление семантического аспекта  в изучении фактов и явлений языка. Их реализация предполагает возможности использования теории и речеведческих знаний в качестве системы ориентиров в процессе речевой деятельности, как средство осознания собственной речи, как способ овладеть навыками самоконтроля.

     Каждая  из программ выделяет на изучение темы следующее количество часов: соответственно 9ч. (+2ч.), 9ч., 8ч.

     В разделе «Простые односоставные  предложения» во всех программах обозначены следующие знания и умения, которыми должен овладеть школьник при их изучении:

     Группы  односоставных предложений с главным членом сказуемым и подлежащим. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

     Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

     Рассказ на свободную тему. Умение употреблять  односоставные предложения в  речи с учётом их специфики и стилистических свойств.

     Становится  необходимым произвести подробный  анализ школьных учебников по русскому языку с целью выяснить: какие признаки односоставных предложений учитываются при формулировании теоретических правил; как теоретические сведения раскрываются в практической части учебника; какое место отводится семантико- стилистической работе с данными конструкциями в разделах темы; характер дидактического материала и его обучающе-развивающие и воспитательный возможности.

     В школе изучаются 4 вида односоставных  предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные. Выделяется три уровня их рассмотрения: интуитивно-смысловой в начальной школе и пропедевтическом курсе синтаксиса в 5 классе; морфологический в 7 классе и собственно синтаксический в 8 классе, основной задачей которого является научить распознавать этот тип предложений и сформировать навык уместного употребления разновидностей односоставных предложений в речи учащихся.

     В основу определения разновидностей односоставных предложений в  школьных учебниках положены структурные признаки: наличие одного главного члена и способ его выражения. Для этой методики важно сформулировать у учащихся навык «узнавать» данные предложения прежде всего по их форме. Учащиеся должны усвоить, что общим структурным свойством односоставного предложения является наличие одного главного члена, и что в формировании этих предложений, в образовании их предикативного центра, решающую роль играет определённая морфологическая форма, которая реализует значение данной конструкции.

     При таком подходе уделяется внимание и семантике односоставных предложений. Это помогает учащимся осознать названия «определённо- личное», «неопределённо-личное», «безличное», «назывное» предложение и уяснить закономерность, что различия в семантике основных типов односоставных предложений определяют различия в структуре.

     Специфической особенностью структурно-семантического направления является учёт многоаспектности языковых явлений при их исследовании. Так, в свете этой теории языковое явление характеризуется совокупностью  свойств, среди которых определяющими являются структурные, так как они на поверхности, их мы видим раньше, чем те свойства, которые связаны с языковыми значениями.

     Учебная литература предписывает рассматривать  синтаксические явления в единстве их значения, формы и функции, реализовывать функционально-семантический подход в обучении, которых предполагает семологическое и онамосемологическое рассмотрение языковой единицы. Особое внимание уделяется коммуникативному аспекту изучаемых синтаксических категорий: в центре внимания оказывается не только классификационно-описательная характеристика, но и смысловая оценка,

     особенности речевого употребления односоставных  предложений.

     Рассмотрим, как требования современных методик  освещаются в указанных школьных учебниках.

     Так учебник русского языка под редакцией Н. М. Шанского рассматривает 4 вида односоставных предложений (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное). Односоставные предложения сопоставляются с двусоставными. Поэтому основное внимание сосредоточено на формах выражения главного члена предложения.

     Среди односоставных предложений наиболее распространенными являются безличные  предложения. Они же представляются и наиболее трудными для усвоения, потому что выражают несколько значений (состояние окружающей среды, состояние человека, невозможность или неотвратимость действия и др.), причем в выражении этих значений участвуют второстепенные члены предложения со значением лица или окружающей среды (Больного знобит. Нам здесь не жить. На улице светает). Затрудняет усвоение этого типа предложений то, что сказуемое имеет несколько способов выражения, поэтому на изучение безличных предложений отводится обычно больше времени, чем на знакомство с другими типами.

     В ряду односоставных предложений  с главным членом-сказуемым безличные предложения противопоставлены личным. В  личных предложениях действующим является лицо, то есть человек. Значение лица, определенного или неопределенного, выражено соответствующими формами глагола. Лицо является определенным, если деятель — говорящий или собеседник (Завтра иду в театр. Пойдешь со мной? — Пойду.). Понятно, что эти значения выражаются только глаголами в форме 1-го или 2-го лица. Лицо является неопределенным, если деятель не может быть ни говорящим, ни собеседником. Это значение выражается формой 3-го лица множественного числа или формой множественного числа прошедшего времени (Школу отремонтируют летом. Школу отремонтировали летом).

     Таким образом, определенно-личные предложения  противопоставлены неопределенно-личным по значению лица и по формам главного члена: в первых — говорящий или собеседник (форма 1-го или 2-го лица), во вторых — не говорящий и не собеседник (форма 3-го лица множественного числа). Эти значения выражаются и в двусоставных предложениях с помощью подлежащего.

     Односоставные предложения изучаются после  двусоставных и в сопоставлении  с ними, особенно при наличии синонимических пар. Ученику при этом предлагается сравнить предложения и установить их сходство и различие прежде всего  по строению. Например, предложения В дверь кто-то стучит и В дверь стучат имеют одинаковое значение, но разное строение грамматической основы. По этому признаку первое предложение двусоставное, а второе — односоставное.

Информация о работе Изучение в средней школе односоставных предложений