Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа
С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике
Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ
2.2. Методические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Специфика
семантики односоставных
В
коммуникативно-семантическом
По мнению П.А. Леканта, общим свойством всех глагольных предложений является бессубъектность при внутренней соотнесённости независимого действия с идеей субъекта. Разная степень отвлечения действия от деятеля, признака от носителя признака определяет семантико-структурные разновидности односоставных предложений и служит одним из оснований деления их на пять видов: инфинитивное, безличное, обобщённо-, неопределённо- и определённо-личное предложение.
Субстантивные односоставные предложения (номинативные и генетивные) являются принципиально безглагольными, т.е. не только не содержат ни глагольных, ни нулевых форм, но и не предполагают пропуска глагола. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически. Модальность в них выражается с помощью интонации, время - при помощи нулевого показателя, отсутствие глагола объявляет настоящее время. Бытийное значение свойственно главному члену предложения - номинативу (существительному в форме именительного падежа) или генетиву (существительному в независимом родительном падеже с количественным значением). Зима. Снегу-то!
Как уже отмечалось, грамматическое значение односоставного предложение воплощается, прежде всего, в главном члене, вместе с тем дополнительную опору оно находит во всей структуре предложения, включая второстепенные члены предложения и порядок слов. Так рассмотрим несколько примеров.
Внеконтекстное употребление неопределённо-личного, инфинитивного и некоторых видов безличного предложения требует обязательного включения косвенных дополнений: объектных, темпоральных и локальных распространителей.
Препозитивные дополнения и обстоятельства, называя сферу субъекта, усиливают грамматическое значение неопределённости, способствует независимому положению глагольной формы (В юности часто делают ошибки.).
В структуре безличного предложения прослеживается следующая закономерность: чем меньше компонентов обязательно для образования конструкции, тем выше степень его безличности; чем устойчивее безличное значение личного глагола, чем абстрактнее и неопределённее денотативая природа имени, с которым он может быть соотнесён, тем менее обязателен распространитель (Вечереет. Гремит.).
Структура безличного предложения не безразлична и для выражения категории лица. Значение внеличности обнаруживается в нераспространённых безличных (Вечереет.). Однако наличие в предложениях различных по значению дополнений и обстоятельств, имеющих значение субъекта, указывает на соотнесённость высказывания к определённому лицу (Мне не спится. Ребёнка укачивает в машине.).
Обычный
компонент инфинитивного
По мнению Г.А. Золотовой, разные способы представления лица - пассивным/активным, определённым, неопределённым, обобщённым - явление более семантико-стилистического порядка, чем структурного:
«Нередкая невыраженность субъекта в предложениях, сообщающих о состоянии субъекта, синтаксически значима. Если в абсолютно безличных предложениях невыраженность субъекта - за пределами воли говорящего, для говорящего там нет выбора, то невыраженность субъекта в личных предложениях - один из способов представления субъекта, находящегося в распоряжении говорящего, определяемых контекстными и стилистическими условиями»6.
И
далее: «...в той же мере, в какой
определенно-личность свойственна разговорным
ситуациям, устранённость субъекта, разобщённость
агенса и грамматического подлежащего
характеризует специфически книжную речь
в её деловых, официальных, научных жанрах»7.
Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ.
В настоящее время действуют три основные программы: 1. программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для учебников, выходящих в свет под редакцией Н.М. Шанского С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова С.Ю. Максимова; 2. программы по русскому языку, предназначенные для учебного комплекса, выходящего в свет под редакцией профессора В.В. Бабайцевой; 3. программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для учебников, выходящих в свет под редакцией профессора ПЛ. Леканта и М.М. Разумовской.
В качестве основной цели преподавания русского языка в школе всеми программами выдвигается формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся: обеспечение языкового развития учащихся, овладение речевой деятельностью, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, пользование языком как основным средством общения.
В качестве задач развития речи в программах выделены три направления: овладение нормами русского языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
В
последней программе
Каждая из программ выделяет на изучение темы следующее количество часов: соответственно 9ч. (+2ч.), 9ч., 8ч.
В разделе «Простые односоставные предложения» во всех программах обозначены следующие знания и умения, которыми должен овладеть школьник при их изучении:
Группы односоставных предложений с главным членом сказуемым и подлежащим. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему. Умение употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств.
Становится необходимым произвести подробный анализ школьных учебников по русскому языку с целью выяснить: какие признаки односоставных предложений учитываются при формулировании теоретических правил; как теоретические сведения раскрываются в практической части учебника; какое место отводится семантико- стилистической работе с данными конструкциями в разделах темы; характер дидактического материала и его обучающе-развивающие и воспитательный возможности.
В школе изучаются 4 вида односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные и назывные. Выделяется три уровня их рассмотрения: интуитивно-смысловой в начальной школе и пропедевтическом курсе синтаксиса в 5 классе; морфологический в 7 классе и собственно синтаксический в 8 классе, основной задачей которого является научить распознавать этот тип предложений и сформировать навык уместного употребления разновидностей односоставных предложений в речи учащихся.
В основу определения разновидностей односоставных предложений в школьных учебниках положены структурные признаки: наличие одного главного члена и способ его выражения. Для этой методики важно сформулировать у учащихся навык «узнавать» данные предложения прежде всего по их форме. Учащиеся должны усвоить, что общим структурным свойством односоставного предложения является наличие одного главного члена, и что в формировании этих предложений, в образовании их предикативного центра, решающую роль играет определённая морфологическая форма, которая реализует значение данной конструкции.
При таком подходе уделяется внимание и семантике односоставных предложений. Это помогает учащимся осознать названия «определённо- личное», «неопределённо-личное», «безличное», «назывное» предложение и уяснить закономерность, что различия в семантике основных типов односоставных предложений определяют различия в структуре.
Специфической
особенностью структурно-семантического
направления является учёт многоаспектности
языковых явлений при их исследовании.
Так, в свете этой теории языковое
явление характеризуется
Учебная литература предписывает рассматривать синтаксические явления в единстве их значения, формы и функции, реализовывать функционально-семантический подход в обучении, которых предполагает семологическое и онамосемологическое рассмотрение языковой единицы. Особое внимание уделяется коммуникативному аспекту изучаемых синтаксических категорий: в центре внимания оказывается не только классификационно-описательная характеристика, но и смысловая оценка,
особенности речевого употребления односоставных предложений.
Рассмотрим, как требования современных методик освещаются в указанных школьных учебниках.
Так учебник русского языка под редакцией Н. М. Шанского рассматривает 4 вида односоставных предложений (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное). Односоставные предложения сопоставляются с двусоставными. Поэтому основное внимание сосредоточено на формах выражения главного члена предложения.
Среди
односоставных предложений
В ряду односоставных предложений с главным членом-сказуемым безличные предложения противопоставлены личным. В личных предложениях действующим является лицо, то есть человек. Значение лица, определенного или неопределенного, выражено соответствующими формами глагола. Лицо является определенным, если деятель — говорящий или собеседник (Завтра иду в театр. Пойдешь со мной? — Пойду.). Понятно, что эти значения выражаются только глаголами в форме 1-го или 2-го лица. Лицо является неопределенным, если деятель не может быть ни говорящим, ни собеседником. Это значение выражается формой 3-го лица множественного числа или формой множественного числа прошедшего времени (Школу отремонтируют летом. Школу отремонтировали летом).
Таким
образом, определенно-личные предложения
противопоставлены
Односоставные предложения изучаются после двусоставных и в сопоставлении с ними, особенно при наличии синонимических пар. Ученику при этом предлагается сравнить предложения и установить их сходство и различие прежде всего по строению. Например, предложения В дверь кто-то стучит и В дверь стучат имеют одинаковое значение, но разное строение грамматической основы. По этому признаку первое предложение двусоставное, а второе — односоставное.
Информация о работе Изучение в средней школе односоставных предложений