Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа
С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.
Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике
Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ
2.2. Методические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
Филологический факультет
Кафедра
русского языка
Курсовая
работа
Изучение
в средней школе
односоставных предложений
Выполнила:
студентка 3 курса
Суворова
Е.А.
Преподаватель:
к.ф.н., доцент Дударева А. А.
Тверь 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике
Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ
2.2. Методические рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная работа посвящена изучению темы «Односоставные предложения» в средней школе.
Целью
работы
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике.
С
выходом в свет «Синтаксиса русского
языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса
в научном освещении» A.M. Пешковского началось
серьёзное изучение проблемы односоставных
предложений, вызвавшей различное отношение
- от непризнания односоставных предложений
как особой синтаксической категории
до утверждения их в качестве самостоятельной
группы в оппозиции односоставность/
Первой точки зрения придерживались представители логического (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев) и психологического направления (A.A. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, A.A. Реформатский).
Вторая точка зрения отражена в трудах A.A. Шахматова, A.M. Пешковского и их последователей JI.A. Булаховского, В.А. Богородицкого, В.В. Виноградова, Е.М. Галкиной-Федорук, К.А. Тимофеева, В.В. Бабайцевой, П.А. Леканта, Е.С. Скобликовой и др.
Впервые термин «Односоставное предложение» употребил академик A.A. Шахматов. Его учение о двусоставных и односоставных предложениях создано на основе психологической теории коммуникации: «Односоставное предложение - это такое предложение, в котором сочетание субъекта и предиката находит себе соответствие в одном члене предложения, например: Морозило. Тишина. Яблок-то!1.
С выходом в свет теории предикативности академика В.В. Виноградова, которая определяется как отнесённность содержащегося в предложении высказывания к действительности, развивается структурно- семантическое направление в изучении синтаксиса русского языка, в рамках которого нормативность односоставных предложений вполне естественна: «Односоставные предложения представляют собой такие разновидности предложений, в которых для полного словесного выражения мысли достаточно одного главного члена. Он одновременно называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, т.е. оформляет значение синтаксического времени и объективной модальности. Односоставные предложения не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли»2.
В
современном языкознании
В книге «Односоставные предложения в современном русском языке» (1979г.) В.В. Бабайцева утверждает, что в основу классификации простого предложения и типов односоставных предложений положены грамматические и семантические признаки, при ведущей роли грамматических и виды логико-психологических суждений, обуславливающие формально-структурные типы предложений и лексико-грамматические свойства глагольного члена предложения3.
Второй
подход, сложившийся в конце 60-х,
в основе своей содержит понятие
структурной схемы, которая понимается
как предикативный или
Система односоставных предложений, разработанная П.А. Лекантом (1986), представляется удачной попыткой связать традиционную классификацию со структурной, в которой традиционные типы односоставного предложения внутри границ своего класса подразделяются на следующие структурные подтипы: спрягаемо-глагольные, связочно-инфинитивные, спрягаемо-именные, спрягаемо-инфинитивные4.
С развитием во второй половине XX века семантического и функционального синтаксиса проблема признания односоставных предложений в качестве самостоятельного структурно-семантического типа остаётся дискуссионной. Так Г.А. Золотова, исходя из своих теоретических убеждений «о принципиальной двусоставности русского предложения», делает вывод о том, что наша грамматика не нуждается в понятии «односоставность»:
«Общность и различие в смысловом назначении предложений предлагают и обнаруживают большие структурные сходства и различия, чем наличие/отсутствие подлежащего, которое грамматика принимает за основание главного типологического деления русского языка»5.
Золотовой Г.А. предлагается опыт классификации простых предложений как основных моделей, отражающих характер отношений внеязыковой действительности; опираясь на теорию предикативности В.В. Виноградова и его понимание категории синтаксического лица, формула личность/безличность и односоставность/двусоставность перестраивается и обозначается как субъектность/бессубъектность.
Г.А. Золотовой предлагается следующая классификация простого предложения: 1) Предложения бессубъектные, односоставные (или однокомпонентные). Мороз. Темно. Светает. 2) Предложения субъектные, двусоставные (или двукомпонентные), которые делятся на предложения нелично-субъектные, представленные всегда только категорией 3 лица (Грачи улетели. Письмо Татьяны передо мною.), и лично-субъектные (Саше не спится. Открой окно. У беса праздник.), располагающие личной парадигмой и способностью к определённому, неопределённому и обобщённому представлению лица.
Соответственно номинативные предложения подразделяются на предметные, образуемые конкретными существительными (Шоссе. Канава. Лес.), и бытийные, в свою очередь представляющие значение действия (Шум. Хохот.), качества (Синь неба.), состояние субъекта (Тоска.), состояние среды (Прохлада, тишина и полумрак.). Невыраженность субъекта в этих предложениях синтаксически значима и может быть интерпретирована как проявление семантико-стилистических категорий определённо-, неопределённо- и обобщённо-личностных.
Однако нами принимается точка зрения, согласно которой в современном русском языке существует два структурно-семантических типа предложений - двусоставные и односоставные, которые противостоят друг другу по следующим признакам:
Логико-коммуникативный аспект, отражающий расчленение предложения на компоненты актуального членения.
В двусоставном предложении предикативность выражается двумя главными членами: субъект, обозначенный подлежащим, замещает предмет мысли (тема), сказуемое - предикат (рема) - соотносит своё содержание с ним.
В
односоставных однословных
В других односоставных предложениях предмет - носитель признака выражается косвенным падежом (если есть дополнение, отражающее этот предмет). Но в таком случае главный член соотносит своё содержание непосредственно с чувственным образом настоящего момента действительности, а затем, на уровне актуального членения, - с предметом - носителем признака, который передан косвенным падежом. Последний выражает отношение не предмета к признаку, а признака, обозначенного стержневым словом, к предмету, т.е. отношение принадлежности признака к предмету, а не обладания предмета признаком, как в двусоставном предложении.
Рассмотрим
поближе структуру
Односоставные предложения рассматриваются как ряд самостоятельных структурно-семантических типов простого предложения, противопоставленных двусоставным. Специфика их заключается в том, что предикативная основа предложения представлена одним главным членом, достаточным для понимания смысла. Главный член односоставного предложения одновременно называет предмет, явление, действие, состояние и выражает основные элементы предикативности - модальность, время, лицо. Он является единственным организующим центром предложения и занимает в нём абсолютно независимую позицию.
По форме главный член односоставного предложения может быть подобен одному из главных членов двусоставного предложения; ср.: Вечер. - Наступил вечер. Темнело. - Небо быстро темнело. Однако по значению главный член односоставного предложения не может быть отождествлён ни с подлежащим, ни со сказуемым. Он обозначает независимый признак или утверждает бытие предмета, но не выражает отношения предмета и признака, как главные члены двусоставного предложения.
По способу выражения главного члена различаются глагольные (главный член представлен формами глагола или содержит их в сочетании с другими категориями слов) и субстантивные (главный член - существительное или субстантивированное слово) предложения. (Например: Несколько минут ничего нельзя было разобрать в общей суматохе (Л. Толстой) и Глубокая зимняя ночь (Куприн).
Специфика глагольных односоставных предложений проявляется в синтаксической категории лица. В отличие от двусоставных предложений, где эта категория в значительной степени опирается на подлежащее, в односоставных предложениях она получает более ограниченное и отчасти скрытое выражение преимущественно в глагольных формах главного члена.
Все глаголы, за исключением безличных (не имеют противопоставления по лицу), обладают в формах изъявительного наклонения прошедшего времени и в повелительном наклонении категорией лица. Первое лицо называет субъекта сообщения, второе лицо - адресата сообщения, третье лицо - объекта сообщения.
В односоставных предложениях формы 1-2 лица могут получать расширительное, обобщённое значение, приписываемое действие вообще любому лицу; форма 3 лица единственного числа при отсутствии подлежащего может иметь значение действия, характерное для безличных глаголов (дует, метёт), форма 3 лица множественного числа без подлежащего имеет неопределённо-личное значение, соотнося действие с источниками, о качестве и количестве которых нет определённых сведений. Формы 3 лица множественного лица могут выражать обобщённое значение, как и формы 1 и 2 лица (Цыплят по осени считают.).
Однако под влиянием контекста характеристики форм лица претерпевают изменения. Форма 1 лица множественного числа может иметь значение действия, отнесённого к адресату сообщения (Ну как себя чувствуем?).
Есть контексты, где формы 2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа явно указывают на субъекта сообщения (Вечно с тобой опаздываешь! Тебе говорят или нет!). В этом случае в школе говорят о переносном употреблении глагольных форм, в отличие от Г.А. Золотовой, которая рассматривает их как способы представления того или иного лица, считая предложение Тебе говорят! определённо-личным. 3. Семантика.
Информация о работе Изучение в средней школе односоставных предложений