Изучение в средней школе односоставных предложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.

Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике

Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе

2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных школ

2.2. Методические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по методе.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Филологический  факультет

      Кафедра русского языка  
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Изучение  в средней школе  односоставных предложений 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка 3 курса 

                    Суворова  Е.А. 

                    Преподаватель: к.ф.н., доцент Дударева А. А. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Тверь 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике

Глава 2. Изучение односоставных предложений в школе

2.1. Анализ программ  и учебников по русскому языку  для средних общеобразовательных школ

2.2. Методические  рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

     Данная  работа посвящена изучению темы «Односоставные предложения» в средней школе.

     Целью работы  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в современной лингвистике.

     С выходом в свет «Синтаксиса русского языка» A.A. Шахматова и «Русского синтаксиса в научном освещении» A.M. Пешковского началось серьёзное изучение проблемы односоставных предложений, вызвавшей различное отношение - от непризнания односоставных предложений как особой синтаксической категории до утверждения их в качестве самостоятельной группы в оппозиции односоставность/двусоставность.

     Первой  точки зрения придерживались представители  логического (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев) и психологического направления (A.A. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, A.A. Реформатский).

     Вторая  точка зрения отражена в трудах A.A. Шахматова, A.M. Пешковского и их последователей JI.A. Булаховского, В.А. Богородицкого, В.В. Виноградова, Е.М. Галкиной-Федорук, К.А. Тимофеева, В.В. Бабайцевой, П.А. Леканта, Е.С. Скобликовой и др.

     Впервые термин «Односоставное предложение» употребил  академик A.A. Шахматов. Его учение о  двусоставных и односоставных предложениях создано на основе психологической теории коммуникации: «Односоставное предложение - это такое предложение, в котором сочетание субъекта и предиката находит себе соответствие в одном члене предложения, например: Морозило. Тишина. Яблок-то!1.

     С выходом в свет теории предикативности академика В.В. Виноградова, которая определяется как отнесённность содержащегося в предложении высказывания к действительности, развивается структурно- семантическое направление в изучении синтаксиса русского языка, в рамках которого нормативность односоставных предложений вполне естественна: «Односоставные предложения представляют собой такие разновидности предложений, в которых для полного словесного выражения мысли достаточно одного главного члена. Он одновременно называет предмет, явление, состояние и указывает на наличие его в действительности, т.е. оформляет значение синтаксического времени и объективной модальности. Односоставные предложения не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли»2.

     В современном языкознании неоднозначно решается вопрос о принципах классификации односоставных предложений. Существует два подхода к разграничению типов односоставных предложений: структурно- семантический, восходящий к «Современному русскому языку» A.A. Шахматова, и структурный. Традиционная классификация изложена в трудах В.В. Виноградова, E.H. Галкиной-Федорук, В.В. Бабайцевой, Н.М. Шанского, Н.М. Максимова, П.А. Леканта, Е.С. Скобликовой и др. и отражена в школьных учебниках и учебных пособиях.

     В книге «Односоставные предложения в современном русском языке» (1979г.) В.В. Бабайцева утверждает, что в основу классификации простого предложения и типов односоставных предложений положены грамматические и семантические признаки, при ведущей роли грамматических и виды логико-психологических суждений, обуславливающие формально-структурные типы предложений и лексико-грамматические свойства глагольного члена предложения3.

     Второй  подход, сложившийся в конце 60-х, в основе своей содержит понятие  структурной схемы, которая понимается как предикативный или номинативный минимум предложения. (Грамматика русского языка - 70, 80, И.А. Распопов, Н.Ю. Шведова, А.К. Белошапкова, H.A. Арутюнова, H.H. Арват). Отсюда в рамках структурной основы односоставного предложения выделяются однокомпонентные, двукомпонентные и трёхкомпонентные структуры.

     Система односоставных предложений, разработанная П.А. Лекантом (1986), представляется удачной попыткой связать традиционную классификацию со структурной, в которой традиционные типы односоставного предложения внутри границ своего класса подразделяются на следующие структурные подтипы: спрягаемо-глагольные, связочно-инфинитивные, спрягаемо-именные, спрягаемо-инфинитивные4.

     С развитием во второй половине XX века семантического и функционального синтаксиса проблема признания односоставных предложений в качестве самостоятельного структурно-семантического типа остаётся дискуссионной. Так Г.А. Золотова, исходя из своих теоретических убеждений «о принципиальной двусоставности русского предложения», делает вывод о том, что наша грамматика не нуждается в понятии «односоставность»:

     «Общность и различие в смысловом назначении предложений предлагают и обнаруживают большие структурные сходства и различия, чем наличие/отсутствие подлежащего, которое грамматика принимает за основание главного типологического деления русского языка»5.

     Золотовой Г.А. предлагается опыт классификации простых предложений как основных моделей, отражающих характер отношений внеязыковой действительности; опираясь на теорию предикативности В.В. Виноградова и его понимание категории синтаксического лица, формула личность/безличность и односоставность/двусоставность перестраивается и обозначается как субъектность/бессубъектность.

     Г.А. Золотовой предлагается следующая  классификация простого предложения: 1) Предложения бессубъектные, односоставные (или однокомпонентные). Мороз. Темно. Светает. 2) Предложения субъектные, двусоставные (или двукомпонентные), которые делятся на предложения нелично-субъектные, представленные всегда только категорией 3 лица (Грачи улетели. Письмо Татьяны передо мною.), и лично-субъектные (Саше не спится. Открой окно. У беса праздник.), располагающие личной парадигмой и способностью к определённому, неопределённому и обобщённому представлению лица.

     Соответственно  номинативные предложения подразделяются на предметные, образуемые конкретными  существительными (Шоссе. Канава. Лес.), и бытийные, в свою очередь представляющие значение действия (Шум. Хохот.), качества (Синь неба.), состояние субъекта (Тоска.), состояние среды (Прохлада, тишина и полумрак.). Невыраженность субъекта в этих предложениях синтаксически значима и может быть интерпретирована как проявление семантико-стилистических категорий определённо-, неопределённо- и обобщённо-личностных.

     Однако  нами принимается точка зрения, согласно которой в современном русском языке существует два структурно-семантических типа предложений - двусоставные и односоставные, которые противостоят друг другу по следующим признакам:

     Логико-коммуникативный  аспект, отражающий расчленение предложения на компоненты актуального членения.

     В двусоставном предложении предикативность  выражается двумя главными членами: субъект, обозначенный подлежащим, замещает предмет мысли (тема), сказуемое - предикат (рема) - соотносит своё содержание с ним.

     В односоставных однословных предложениях главный член соотносится непосредственно с чувственным образом настоящего момента действительности или конкретного предмета. Здесь получается образование, в котором соединяются два компонента: логический и чувственно-образный. Предмет выделяется с помощью наглядно-чувственного образа.

     В других односоставных предложениях предмет - носитель признака выражается косвенным падежом (если есть дополнение, отражающее этот предмет). Но в таком случае главный член соотносит своё содержание непосредственно с чувственным образом настоящего момента действительности, а затем, на уровне актуального членения, - с предметом - носителем признака, который передан косвенным падежом. Последний выражает отношение не предмета к признаку, а признака, обозначенного стержневым словом, к предмету, т.е. отношение принадлежности признака к предмету, а не обладания предмета признаком, как в двусоставном предложении.

     Рассмотрим  поближе структуру односоставных  предложений.

     Односоставные предложения рассматриваются как ряд самостоятельных структурно-семантических типов простого предложения, противопоставленных двусоставным. Специфика их заключается в том, что предикативная основа предложения представлена одним главным членом, достаточным для понимания смысла. Главный член односоставного предложения одновременно называет предмет, явление, действие, состояние и выражает основные элементы предикативности - модальность, время, лицо. Он является единственным организующим центром предложения и занимает в нём абсолютно независимую позицию.

     По  форме главный член односоставного предложения может быть подобен одному из главных членов двусоставного предложения; ср.: Вечер. - Наступил вечер. Темнело. - Небо быстро темнело. Однако по значению главный член односоставного предложения не может быть отождествлён ни с подлежащим, ни со сказуемым. Он обозначает независимый признак или утверждает бытие предмета, но не выражает отношения предмета и признака, как главные члены двусоставного предложения.

     По  способу выражения главного члена  различаются глагольные (главный  член представлен формами глагола  или содержит их в сочетании с другими категориями слов) и субстантивные (главный член - существительное или субстантивированное слово) предложения. (Например: Несколько минут ничего нельзя было разобрать в общей суматохе (Л. Толстой) и Глубокая зимняя ночь (Куприн).

     Специфика глагольных односоставных предложений проявляется в синтаксической категории лица. В отличие от двусоставных предложений, где эта категория в значительной степени опирается на подлежащее, в односоставных предложениях она получает более ограниченное и отчасти скрытое выражение преимущественно в глагольных формах главного члена.

     Все глаголы, за исключением безличных (не имеют противопоставления по лицу), обладают в формах изъявительного наклонения прошедшего времени и в повелительном наклонении категорией лица. Первое лицо называет субъекта сообщения, второе лицо - адресата сообщения, третье лицо - объекта сообщения.

     В односоставных предложениях формы 1-2 лица могут получать расширительное, обобщённое значение, приписываемое  действие вообще любому лицу; форма  3 лица единственного числа при отсутствии подлежащего может иметь значение действия, характерное для безличных глаголов (дует, метёт), форма 3 лица множественного числа без подлежащего имеет неопределённо-личное значение, соотнося действие с источниками, о качестве и количестве которых нет определённых сведений. Формы 3 лица множественного лица могут выражать обобщённое значение, как и формы 1 и 2 лица (Цыплят по осени считают.).

     Однако  под влиянием контекста характеристики форм лица претерпевают изменения. Форма 1 лица множественного числа может иметь значение действия, отнесённого к адресату сообщения (Ну как себя чувствуем?).

     Есть  контексты, где формы 2 лица единственного  числа и 3 лица множественного числа  явно указывают на субъекта сообщения (Вечно с тобой опаздываешь! Тебе говорят или нет!). В этом случае в школе говорят о переносном употреблении глагольных форм, в отличие от Г.А. Золотовой, которая рассматривает их как способы представления того или иного лица, считая предложение Тебе говорят! определённо-личным. 3. Семантика.

Информация о работе Изучение в средней школе односоставных предложений