Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель работы: изучить методику преподавания пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- осмысление особенностей изучения драмы в школе;
- рассмотрение методики преподавания пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
Введение 3
1. Изучение драматических произведений в школе 4
1.1 Специфика драмы 4
1.2 Чтение и вступительные занятия 6
1.3 Анализ драмы 10
1.4 Завершающие уроки 16
1.5 Вопросы теории литературы 17
2. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» на уроках литературы 19
2.1 Изучение особенностей драматургии А.П.Чехова в школе 19
2.2 Изучение методики преподавания пьесы «Вишневый сад» 31
Методическая часть 38
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Старшеклассники отметили бесцеремонность высказываний Раневской, но в то же время позитивное восприятие всех ее оценок окружающими. Но Любовь Андреевна бесцеремонна не всегда. Стиль ее диалогов с Трофимовым, Варей, Фирсом, Гаевым существенно отличается от обращения с Аней или Лопахиным. Данное наблюдение над текстом порождало все более дифференцированное отношение к Раневской: от целиком позитивного восприятия (”она не хитрая, все готова раздать”) до полного неприятия (”она говорит, что не может жить без родины, а Аня еле вытащила ее из Парижа”).
Внимание учеников было обращено на отношение Раневской, Гаева, Лопахина к саду. Это отношение существенно отличается в отдельных случаях. Отношение Раневской и Гаева к саду предельно опоэтизировано, в то время как Лопахин видит в нем лишь убыточное предприятие.
О «Вишневом саде» имеется большая литература, в том числе и методическая, - это поможет учителю построить интересно и творчески занятия по изучению этой своеобразной пьесы Чехова.
«Вишневый сад» - это художественный итог наблюдений великого русского писателя над социальными процессами, происходившими в современной действительности. В пьесе разработана важная социальная тема, которая волновала воображение писателя в течение всей его творческой жизни, начиная с первой юношеской пьесы без названия, и которая, получила художественно полноценное завершение в последней пьесе «Вишневый сад». Это тема материального оскудения и морального разложения дворянства и перехода дворянских гнезд в руки нового хозяина - буржуа.
Автор «Вишневого сада» осудил крепостническое прошлое России и современную буржуазную действительность. Этой действительности он противопоставил свою поэтическую мечту о светлом, счастливом будущем Родины.
Глубокое социальное содержание в пьесе выражено в тонкой, своеобразной художественной манере. Вл. И. Немирович-Данченко назвал «Вишневый сад» самым утонченным произведением Чехова, найдя в пьесе «тонкое, деликатное письмо, отточенный до символов реализм, красоту чувств».
К. С. Станиславский писал Антону Павловичу: «По-моему, «Вишневый сад» - это лучшая ваша пьеса. Я полюбил ее даже больше милой «Чайки»... В ней больше поэзии, лирики, сценичности, все роли, не исключая прохожего, блестящи... Боюсь, что все это слишком тонко для публики. Она не скоро поймет все тонкости. Может быть, я пристрастен, но я не нахожу никакого недостатка в пьесе. Есть один: она требует слишком больших и тонких актеров, чтобы обнаружить все ее красоты».
Пьеса Чехова представляет собою довольно сложное произведение, несмотря на ее четкий общий социальный рисунок. Сложность пьесы заключается в многогранности и противоречивости отдельных образов и своеобразном отношении Чехова к этим действующим лицам. Сложность идейного содержания пьесы Чехова привела к различным толкованиям некоторых образов и смысла пьесы в литературной и театральной критике, к различной сценической 'интерпретации «Вишневого сада».
Для учащихся IX класса, изучающих «Вишневый сад», определенная трудность анализа этой пьесы явится прекрасным стимулом для углубленной работы над этим произведением, для работы самостоятельной мысли, для «открытий», для приобретения навыков тонкого анализа сложных литературных явлений.
Процесс анализа образов должен заключаться в том, что учащиеся, получив соответствующее задание учителя, сначала самостоятельно раскрывают особенности характеров действующих лиц, опираясь на текст пьесы, а потом учитель подводит итоги, корректируя, дополняя и систематизируя материал, предложенный учащимися. В некоторых случаях привлекается критический и сценический материал.
Анализируя образы молодого поколения, отмечая некоторую неясность, неопределенность этих образов (сам Чехов говорил о «недоделанности некоторой студента Трофимова»), учащиеся должны придти к выводу, что эта «недоделанность» не является случайной, она является выражением неопределенности социальных идеалов Чехова. Произнося приговор прошлому и настоящему, Чехов неясно представлял лучшее будущее, о котором он мечтал и к которому он призывал.
Полезно остановить внимание учащихся на фигуре прохожего, чтобы выяснить интересный вопрос, какую функцию выполняет этот эпизодический образ в системе образов пьесы. На этот вопрос, думается, дал правильный ответ народный артист СССР Н. В. Петров: «Эпизодическая фигура прохожего из второго акта «Вишневого сада» нужна как противоположение иного мира, которого не знают Раневские, которого они боятся и в испуге готовы все отдать, только бы он не тревожил их спокойной жизни».
Спорным до сих пор является вопрос о жанре «Вишневого сада». Это обстоятельство может послужить основанием для проведения диспута на уроке. Надо предложить учащимся сначала самостоятельно разобраться в споре автора с Московским Художественным театром и подготовиться к диспуту на тему: «Вишневый сад» - драма или комедия?» После диспута учитель подводит итоги, обобщает и дополняет материал диспута, делает вывод. На наш взгляд, заключительное слово учителя после диспута должно содержать в себе такие основные положения.
Чехов уже в пьесе «Иванов» следовал своему прославленному принципу: «Пусть на сцене будет все так же сложно и вместе с тем просто, как и в жизни». В «Иванове», как и в последующих ньесах, в том числе и в «Вишневом саде», Чехов не стремится втиснуть сложное жизненное содержание, в узкие границы «чистых» жанров. У него нет ни драм, ни комедий в «чистом» виде; его пьесы отличались характерной особенностью - в них, как и в жизни, сочетаются разнородные элементы, поэтому его драматические произведения можно назвать так, как назвал Добролюбов пьесы Островского: это - «пьесы жизни». Полно глубокого смысла толстовское определение Чехова-писателя как «художника жизни».
На эту особенность драматургии Чехова указал народный артист СССР Б. Захава: «Большую часть своих пьес ои с удивительной настойчивостью, не желая слушать никаких возражений, объявил комедиями. Но сколько в этих «комедиях» лирики, слез, грусти, а подчас и самых настоящих трагических нот!»
В связи с этим есть смысл в горьковском определении жанра чеховской пьесы: лирическая комедия. Дело здесь не только в отдельных лирических сценах (взаимоотношения Пети и Ани, прощание Гаева и Раневской в последнем акте), а в глубоком лиризме замысла. и подтекстов пьесы. В «Вишневом саде» проявился лиризм Чехова, то есть сугубо индивидуальное, взволнованное восприятие жизни, его глубокие раздумья о настоящем и будущем России.
Имеют свои особенности элементы комического и сатирического в пьесе Чехова. Известный чеховед В. Ермилов в рецензии на спектакль «Вишневый сад» в ЦТСА (В. Ермилов. «Поиски продолжаются». «Советская культура», 29 апреля 1995 г. Полезно было бы ознакомить учащихся с этой рецензией, имеющей характерное название: поиски «ключа» для «открытий» нераскрытых тайн у Чехова-художника продолжаются и в наше время) правильно отметил эти особенности: «В пьесе есть особая, тонкая, «незаметная» чеховская сатира - сатира под сурдинку.., своеобразный лирико-сатирический чеховский комизм...»
Перед учащимися IX класса, изучающими сложную пьесу Чехова, может встать и ряд других интригующих вопросов.
Почему Чехов требовал от постановщиков «Вишневого сада» в пейзажном оформлении 2 акта», где Трофимов выступает с патриотическим монологом о России, значительной дали? Это не случайно. Одной из понравившихся Чехову особенностей степного пейзажа, связанной с большими просторами, является даль - эта пейзажная деталь стала многозначительной у Чехова. С ней связана мысль о необходимости для человека постоянного стремления вперед, к большой цели в жизни. С ней ассоциировалась и патриотическая дума писателя о светлом будущем Родины.
Во втором акте «Вишневого сада» читаем ремарку: «Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Лопахин высказывает предположение, что где-нибудь в шахтах сорвалась бадья. Чехов, не раз бывавший в северной, донбасской части Таганрогского округа, наблюдал, как в этом районе появлялись угольные шахты с примитивной техникой - в шахтах часто срывались бадьи, и звук от упавшей на шахтное дно бадьи грозно проносился в ночной тишине, «рассыпаясь» по степи. Чехов хорошо затемнил этот звук в степи. Впервые о нем писатель упомянул в рассказе «Счастье» (1887), а затем - в пьесе «Вишневый сад». Если в рассказе Чехов передал впечатление от этого звука образным выражением - он «рассылается» в степи, то в пьесе звук упавшей на шахтное дно бадьи сравнивается с замирающим звуком лопнувшей струны.
Почему именно Лола хин говорит об этом звуке? Почему Лопахин после приобретения вишневого сада уезжает в Харьков? Именно в Харьков?
Думается, что эти факты в содержании «Вишневого сада» не случайны. Можно выдвинуть такую гипотезу. В чеховские времена Харьков был растущим центром предпринимательской деятельности буржуазии, в городе находился мощный капиталистический Союз горнопромышленников юга России. Лопахин-буржуа был связан с Харьковом, центром угольной промышленности юга России, и мог слышать в поездках по югу России звук упавшей на шахтное дно бадьи.
Учащиеся IX класса, изучившие серьезно творческий мир Чехова, должны убедиться в том, что Чехов - сложный и тонкий художник, что в его творчестве заключено еще много тайн, неразгаданных пока загадок, что читать и перечитывать Чехова - это большая эстетическая радость, духовно обогащающая человека.
Методическая часть
Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"
Цели урока:
Методическая цель урока: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы в общеобразовательной школе.
Психологическая цель: повысить самооценку учащихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные возможности
Обучающие:
- расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы и критических высказываний о пьесе;
- совершенствование надпредметных умений анализа и составления текста, оперирование литературоведческими терминами.
Развивающие:
- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию писателя;
- развитие умения слушать, анализировать; совершенствовать навыки монологического высказывания;
- развитие творческих способностей у учащихся;
- развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать, аргументировать свои ответы;
- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя;
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта.
Воспитательные:
- прививать интереса к предмету;
- воспитывать интерес к творчеству писателя;
- воспитывать через творческую активность учащихся духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и её понимание
Задачи урока:
заинтересовать учащихся творчеством гениального русского драматурга А.П.Чехова,
продрожать знакомить с пьесой и её персонажами, закрепить теоретические знания по понятиям род, вид - жанр литературы, символ, интерпретация
Методы и приёмы:
работа по изучению и обобщению характеристики творчества А.П.Чехова;
анализ и интерпретация текстов;
создание собственных текстов;
использование мультимедийной презентации.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
мультимедийный проектор, экран;
компьютер;
печатный конспект уроку.
Примечание. К данному уроку пьеса прочитана, на предыдущих двух уроках сделан анализ образов.
ХОД УРОКА
I.Индуктор.
Звучит лиричная музыка, демонстрация слайдов с изображением цветущих вишнёвых деревьев.
- Какие ассоциации у вас возникают при звуках музыки и виде цветущих деревьев?
– Запишите несколько предложений о своём состоянии души или ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.
(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)
– Прочтите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад". "Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи - нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".
– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем другие высказывания о пьесе:
К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".
II. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Комментарий цитаты:
1. Что позволило К.Станиславскому так высказаться о пьесе?
2. А если бы вас попросили определить жанр пьесы, к какому выводу бы вы пришли? Почему?
Вывод: Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер). Давайте подумаем, почему А.П. Чехов настаивал на комедийной основе пьесы, хотя никто из товарищей с ним не соглашался?
Выступление ученика.
Анализ пьесы «Вишневый сад»
5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познако мился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уло вимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дрем лют в нем море, горы, и вечным кажется это мгнове ние с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый».
Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жиз ни, о родине, о любви, об утратах, о неумолимо ус кользающем времени. Пронзительно-печальная коме дия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, XX веку. Хрестоматийным является ныне ут верждение о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр философского настроения». Од нако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не стала исключением в этом ряду и комедия «Вишневый сад». Характер конфлик та, персонажи, поэтика чеховской драматургии — все в этой пьесе было неожиданным и новым.
Так, Горький, «собрат» Чехова по сцене Художест венного театра, увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Ново го — ни слова. Всё — настроения, идеи — если можно говорить о них — лица, — всё это уже было в его пье сах. Конечно — красиво и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска — не знаю». Вопреки таким прогнозам пьеса Чехова стала классикой отечественного театра. Художественные открытия Чехова в драматургии, его особое видение жизни отчетливо проявились в этом произведении. А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно-поэтическое, чем веселое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишневый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагедии.
ВЫВОД:
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
1.Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.
2.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.
3.Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
III.Разрыв.
- Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
ВЫВОД: Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
– В чем трагедия? В чем надежда, жизнеутверждение, оптимизм, симфония?
– Составьте таблицу.
Информация о работе Изучение пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» в школе