Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:32, реферат
Символизм (от греч. simbolon — знак, символ) — направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Основополагающими принципами эстетики символизма являлись философичность, интуитивное постижение мира, тяготение к мистицизму. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм возник в противовес натурализму в условиях кризиса европейской духовной культуры. За рубежом символизм представлен творчеством французских поэтов А. Рембо, С. Малларме, П. Верлена, бельгийского писателя М. Метерлинка.
1. Анненский и символизм 3
2. Судьба Анненского. Особенности его внутреннего мира 4
3. Особенность мировоззрения Анненского 5
4. Основные темы творчества 6
5. Особенности поэтики 8
6. Сердце как образ лирики И. Анненского 13
7. Используемая литература 16
Я хотел бы любить облака
На заре... Но мне горек их дым:
Так неволя тогда мне тяжка,
Так я помню, что был молодым.
Я любить бы их вечер хотел,
Когда, рдея, там гаснут лучи.
Но от жертвы их розовых тел
Только пепел мне снится в ночи.
Я люблю только ночь и цветы
В хрустале, где дробятся огни,
Потому что утехой мечты
В хрустале умирают они...
Потому что – цветы это ты.
В этом стихотворении Анненский вместо канонических двух рифм использует три.
Наиболее интересным в отношении новаторства следует выделить ряд стихотворений, который А.В.Федоров назвал "огромным и резким шагом в будущее русской поэзии. Это такие произведения, как "Прерывистые строки", "Шарики детские", "Нервы" и "Колокольчики". Эти четыре стихотворения отличаются резким контрастом, по сравнению с остальным лирическим творчеством И.Ф.Анненского. Они явно отражают тенденции в поэзии ХХ века, но, все же, не выпадают из основного творчества поэта, наоборот, вливаясь в него составляют яркий лирический многогранник.
Такое новаторство Анненского не случайно. Это связано с тематикой и основным настроем стихотворений.
Таким
образом, форма стихотворений Анненского
отличается, в первую очередь, новаторством
в звуковой ("Колокольчики"), метрической
("Перебой ритма", "Прерывистые
строки"), интонационной организацией
стиха. Используя, в большинстве своем,
традиционные размеры и строфику, вносит
вариации и отступления (форма сонета,
"простого рондо") в эти жанры лирики.
В поэзии Анненского одним из наиболее часто встречающихся слов является слово «сердце». Однако сам факт столь напряженного и постоянного внимания поэта к жизни сердца, стремление пропустить все явления бытия «через сердце» дают основание обратиться к осмыслению значения этого образа-символа в контексте лирики Анненского. На судьбу Иннокентия Анненского, как и на всю тональность его творчества, наложило свой отпечаток то печальное обстоятельство, что он был, по сути, тяжело больным человеком. С детства Анненский страдал пороком сердца.
Не удивительно, в таком случае, что тема «сердца» и ощущений, непосредственно связанных с этим органом, проходит через все творчество поэта.
Уже в первых стихотворениях, вошедших в сборник «Тихие песни», как бы ощущаются напряженное биение сердца и вся сложная гамма душевных состояний лирического героя.
Стихи Анненского даже на безотчетном
уровне восприятия создают ощущение, что
в них есть сокрытый центр, к которому
сходятся все нити душевной и интеллектуальной
жизни, через который проходят все впечатления
бытия. Этот центр — в сердце поэта, и это
не какая-то банальная, расхожая истина,
применимая к любому поэту, хотя лирика
по самой своей сути, по своей природе
является одним из наиболее «сердечных»
искусств. Разнообразие проявлений жизни
сердца в поэзии поистине безгранично.
Думается, что сами способы выражения
«сердечности» в поэзии могут служить
одной из наиболее существенных характеристик
поэтической индивидуальности. Для лирики
Анненского это утверждение приобретает
глубокий смысл.
В. Ходасевич в своей статье, посвященной Анненскому, проницательно связал эту ранимость с сердечным недугом, которым страдал поэт и который создавал постоянную угрозу его жизни: «У Анненского был порок сердца. Он знал, что смерть может настигнуть его в любую секунду. Когда читаешь его стихи, то словно чувствуешь, как человек прислушивается к ритму своего сердца: не рванулось бы сразу, не сорвалось бы. Вот откуда и ритм стихов Анненского, их внезапные замедления и ускорения, их резкие перебои».
В стихотворении «Утро» создана картина борения сердца, слабого и беззащитного («птенец»), с тьмой и кошмаром ночи, с надвигающимся ужасом небытия, — сердце при этом не названо: нет самого слова, но есть образ, лежащий в основе стихотворения как развернутая метафора:
Эта ночь бесконечна
была,
Я не смел, я боялся уснуть:
Два мучительно-черных крыла
Тяжело мне ложились на грудь.
На призывы
ж тех крыльев в ответ
Трепетал, замирая, птенец,
И не знал я, придет ли рассвет
Или это уж полный конец...
О, смелее... Кошмар
позади,
Его страшное царство прошло;
Вещих птиц на груди и в груди
Отшумело до завтра крыло...
Облака еще
плачут, гудя.
Но светлеет и нехотя тень,
И банальный, за сетью дождя,
Улыбнуться попробовал День.
Тема ночных кошмаров, бессонницы, тяжко отзывающихся в сердце, варьируется во многих стихах Анненского:
— Сила Господняя
с нами,
Снами измучен я, снами...
Ночью их сердце почуя
Шепчет порой и названье,
Да повторять не хочу я...
Наступающее утро, пробуждение заставляют
отступить чудищ ночи, однако ночной мир
оставляет свой след в сердце. Так происходит
в стихотворении «Далеко... далеко...»:
Но жаркая стынет
подушка,
Окно начинает белеть...
Пора и в дорогу, старушка,
Под утро душна эта клеть.
Мы тронулись... Тройка плетется,
Никак не найдет колеи,
А сердце... бубенчиком бьется
Так тихо у потной шлеи...
Проявления жизни сердца в лирике Анненского так же многообразны, как многообразна и богата сложными душевными состояниями его поэзия. Тоска, чувство пустоты, одиночества, непрочности бытия, переживание красоты и неповторимости каждого мига жизни, стремление к любви и осознание невозможности счастья, сострадание и жалость не только к человеческой боли, но и к неживым предметам, наделенным в воображении поэта жизнью, — все это пережито сердцем.
Используемая литература