Иннокентий Федорович Анненский

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:32, реферат

Описание работы

Символизм (от греч. simbolon — знак, символ) — направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Основополагающими принципами эстетики символизма являлись философичность, интуитивное постижение мира, тяготение к мистицизму. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм возник в противовес натурализму в условиях кризиса европейской духовной культуры. За рубежом символизм представлен творчеством французских поэтов А. Рембо, С. Малларме, П. Верлена, бельгийского писателя М. Метерлинка.

Содержание

1. Анненский и символизм 3
2. Судьба Анненского. Особенности его внутреннего мира 4
3. Особенность мировоззрения Анненского 5
4. Основные темы творчества 6
5. Особенности поэтики 8
6. Сердце как образ лирики И. Анненского 13
7. Используемая литература 16

Работа содержит 1 файл

Литература (Анненский).doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Я  хотел бы любить облака

     На  заре... Но мне горек их дым:

     Так  неволя тогда мне тяжка,

     Так  я помню, что был молодым.

     Я  любить бы их вечер хотел,

     Когда,  рдея, там гаснут лучи.

     Но  от жертвы их розовых тел

     Только  пепел мне снится в ночи.

     Я  люблю только ночь и цветы

     В  хрустале, где дробятся огни,

     Потому  что утехой мечты

     В  хрустале умирают они...

     Потому  что – цветы это ты.

В этом стихотворении  Анненский вместо канонических двух рифм использует три.

     Наиболее  интересным в отношении новаторства  следует выделить ряд стихотворений, который А.В.Федоров назвал "огромным и резким шагом в будущее русской поэзии. Это такие произведения, как "Прерывистые строки", "Шарики детские", "Нервы" и "Колокольчики". Эти четыре стихотворения отличаются резким контрастом, по сравнению с остальным лирическим творчеством И.Ф.Анненского. Они явно отражают тенденции в поэзии ХХ века, но, все же, не выпадают из основного творчества поэта, наоборот, вливаясь в него составляют яркий лирический многогранник.

Такое новаторство  Анненского не случайно. Это связано  с тематикой и основным настроем стихотворений.

     Таким образом, форма стихотворений Анненского отличается, в первую очередь, новаторством в звуковой ("Колокольчики"), метрической ("Перебой ритма", "Прерывистые строки"), интонационной организацией стиха. Используя, в большинстве своем, традиционные размеры и строфику, вносит вариации и отступления (форма сонета, "простого рондо") в эти жанры лирики. 

Сердце  как образ лирики И. Анненского

     В поэзии Анненского одним из наиболее часто встречающихся слов является слово «сердце». Однако сам факт столь напряженного и постоянного  внимания поэта к жизни сердца, стремление пропустить все явления бытия «через сердце» дают основание обратиться к осмыслению значения этого образа-символа в контексте лирики Анненского. На судьбу Иннокентия Анненского, как и на всю тональность его творчества, наложило свой отпечаток то печальное обстоятельство, что он был, по сути, тяжело больным человеком. С детства Анненский страдал пороком сердца.

     Не  удивительно, в таком случае, что  тема «сердца» и ощущений, непосредственно  связанных с этим органом, проходит через все творчество поэта.

Уже в первых стихотворениях, вошедших в сборник  «Тихие песни», как бы ощущаются  напряженное биение сердца и вся  сложная гамма душевных состояний  лирического героя.

                                 Тошно сердцу моему 
                                                      От одних намеков шума: 
                                                      Все бы молча в полутьму 
                                                      Уводила думу дума. 
Стихи Анненского даже на безотчетном уровне восприятия создают ощущение, что в них есть сокрытый центр, к которому сходятся все нити душевной и интеллектуальной жизни, через который проходят все впечатления бытия. Этот центр — в сердце поэта, и это не какая-то банальная, расхожая истина, применимая к любому поэту, хотя лирика по самой своей сути, по своей природе является одним из наиболее «сердечных» искусств. Разнообразие проявлений жизни сердца в поэзии поистине безгранично. Думается, что сами способы выражения «сердечности» в поэзии могут служить одной из наиболее существенных характеристик поэтической индивидуальности. Для лирики Анненского это утверждение приобретает глубокий смысл.

     В. Ходасевич в своей статье, посвященной  Анненскому, проницательно связал эту  ранимость с сердечным недугом, которым страдал поэт и который  создавал постоянную угрозу его жизни: «У Анненского был порок сердца. Он знал, что смерть может настигнуть его в любую секунду. Когда читаешь его стихи, то словно чувствуешь, как человек прислушивается к ритму своего сердца: не рванулось бы сразу, не сорвалось бы. Вот откуда и ритм стихов Анненского, их внезапные замедления и ускорения, их резкие перебои».

В стихотворении «Утро» создана картина борения сердца, слабого и беззащитного («птенец»), с тьмой и кошмаром ночи, с надвигающимся ужасом небытия, — сердце при этом не названо: нет самого слова, но есть образ, лежащий в основе стихотворения как развернутая метафора:

Эта ночь бесконечна была, 
Я не смел, я боялся уснуть: 
Два мучительно-черных крыла 
Тяжело мне ложились на грудь.

На призывы  ж тех крыльев в ответ 
Трепетал, замирая, птенец, 
И не знал я, придет ли рассвет 
Или это уж полный конец...

О, смелее... Кошмар позади, 
Его страшное царство прошло; 
Вещих птиц на груди и в груди 
Отшумело до завтра крыло...

Облака еще  плачут, гудя. 
Но светлеет и нехотя тень, 
И банальный, за сетью дождя, 
Улыбнуться попробовал День.

     Тема  ночных кошмаров, бессонницы, тяжко  отзывающихся в сердце, варьируется  во многих стихах Анненского:

— Сила Господняя  с нами, 
Снами измучен я, снами... 
Ночью их сердце почуя 
Шепчет порой и названье, 
Да повторять не хочу я... 
Наступающее утро, пробуждение заставляют отступить чудищ ночи, однако ночной мир оставляет свой след в сердце. Так происходит в стихотворении «Далеко... далеко...»:

Но жаркая стынет подушка, 
Окно начинает белеть... 
Пора и в дорогу, старушка, 
Под утро душна эта клеть. 
Мы тронулись... Тройка плетется, 
Никак не найдет колеи, 
А сердце... бубенчиком бьется 
Так тихо у потной шлеи...

     Проявления  жизни сердца в лирике Анненского так же многообразны, как многообразна и богата сложными душевными состояниями его поэзия. Тоска, чувство пустоты, одиночества, непрочности бытия, переживание красоты и неповторимости каждого мига жизни, стремление к любви и осознание невозможности счастья, сострадание и жалость не только к человеческой боли, но и к неживым предметам, наделенным в воображении поэта жизнью, — все это пережито сердцем.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Используемая  литература

  1. В.П. Журавлев. Русская литература XX века. «Просвещение» 2007 г
  2. Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. «Республика» 1998г
  3. Е.В.Секачева, С.В.Смоличева. Новая популярная энциклопедия русская литература. «Аст-пресс» 2001г
  4. А.А. Суриков. Краткая литературная энциклопедия. «Советская энциклопедия» 1962г
  5. К.К. Арсеньев. Новый энциклопедический словарь. 1911-1916г
  6. http://annensky.lib.ru/poems.htm
  7. http://annenskij.ru/index.html
  8. http://www.kostyor.ru/biography/?n=41
  9. http://russia.rin.ru/cgi-bin/guide.pl?id=5113
  10. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ANNENSKI_INNOKENTI_FEDOROVICH.html
  11. http://ru.wikipedia.org/
  12. http://uhteresno.ru/poetiv/annenskiy2.html
  13. http://www.litera.ru/stixiya/articles/245.html
  14. http://www.litra.ru/biography/

Информация о работе Иннокентий Федорович Анненский