Иннокентий Федорович Анненский

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:32, реферат

Описание работы

Символизм (от греч. simbolon — знак, символ) — направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Основополагающими принципами эстетики символизма являлись философичность, интуитивное постижение мира, тяготение к мистицизму. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм возник в противовес натурализму в условиях кризиса европейской духовной культуры. За рубежом символизм представлен творчеством французских поэтов А. Рембо, С. Малларме, П. Верлена, бельгийского писателя М. Метерлинка.

Содержание

1. Анненский и символизм 3
2. Судьба Анненского. Особенности его внутреннего мира 4
3. Особенность мировоззрения Анненского 5
4. Основные темы творчества 6
5. Особенности поэтики 8
6. Сердце как образ лирики И. Анненского 13
7. Используемая литература 16

Работа содержит 1 файл

Литература (Анненский).doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 200" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по литературе

Иннокентий  Федорович Анненский

Он  был преддверьем, предзнаменованьем 
Всего, что с нами позже совершилось…
 

20 августа  (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909 

 

                                                                                  

                                                                                    Работу выполнила: Свириденко Мария

                                                        ученица 11 «Б» класса

                                                                             Работу проверила: Пастухова Т.  В,

                                                                                  учитель русского языка и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Новосибирск, 2011.

    Содержание

Анненский и символизм

   Символизм (от греч. simbolon — знак, символ) — направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Основополагающими принципами  эстетики символизма являлись философичность, интуитивное постижение мира, тяготение к мистицизму. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.  

   Символизм возник в противовес натурализму  в условиях кризиса европейской  духовной культуры. За рубежом символизм  представлен творчеством французских  поэтов  А. Рембо, С. Малларме, П. Верлена, бельгийского писателя М. Метерлинка.

   В России символистская литература - явление  сложное и разностороннее. Движение символистов возникло как протест  против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней  новое слово, вернуть ей жизненную  силу. Русский символизм резко  отличался от своего западного аналога всем своим обликом – духовностью, разнообразием творческих единиц и богатством своих свершений.       

Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В основе символистской концепции  лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Иcкyccтвo paccмaтpивaeтcя кaк cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей. 
       Русский символизм  впитал философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского «Идиот»). Лирический герой произведений русского символизма трагически переживает разлад с самим собой, стремиться вырваться из «страшного мира», где властвует бездуховность и пошлость. Он то поддается «упадническим» настроениям, то страстно и ждет грядущих перемен.       

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших»  и «младших».  
       Старшие — так называемые «декаденты» - З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. 
       Младшие символисты — А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский.

Сопоставляя лирику Анненского со стихами символистов "младшего" поколения, С. К. Маковский  увидел корни глубоко трагического миросозерцания поэта "в неверии  в трансцендентальный смысл Вселенной", отрицающем, в конечном итоге, "категорически и безусловно" "смысл личного бытия"

Литературное  влияние Анненского на возникшие  вслед за символизмом течения  русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского «Колокольчики» по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе и Ахматовой, считавшей его своим учителем.  
 

А тот, кого учителем считаю, 
Как тень прошёл и тени не оставил, 
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, 
И славы ждал, и славы не дождался, 
Кто был предвестьем, предзнаменованьем, 
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье - 
И задохнулся...

Судьба  Анненского. Особенности  его внутреннего  мира

   Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, известного экономиста, народника, помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние. В автобиографии будущий поэт сообщал, что вырос "в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи". "С детства любил заниматься историей и словесностью и чувствовал антипатию ко всему элементарному и банально-ясному".

   Писать  стихи Анненский начал довольно рано. Так как в 1870-е годы понятие "символизм" не было еще ему  известно, он называл себя мистиком и "бредил религиозным жанром" испанского художника XVI I в. Б. Э. Мурильо, который и "старался „оформлять словами"". Следуя совету своего старшего брата, считавшего, что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой поэт не предназначал свои поэтические опыты для печати.

   В университетские  годы изучение древних языков и античности на время вытеснило стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не писал, кроме диссертаций. После университета началась "педагогически-административная" деятельность, которая, по мнению его  коллег-античников, отвлекала Анненского от "строго научных занятий", а, по мнению сочувствующих, его поэзии, мешала творчеству. По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета служил преподавателем древних языков и русской словесности. Был директором коллегии Галагана в Киеве, затем VIII гимназии в Санкт-Петербурге и гимназии в Царском Селе. Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905—1906 годов, была причиной его удаления с этой должности. В 1906 году он был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до1909 года, когда он незадолго до своей смерти вышел в отставку. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифарэд» (шла в сезон 1916—1917 на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов - символистов (Бодлер, Верлен, Рембо,  Малларме, 

Корбьер,  А. де Ренье, Ф. Жамм и др.).30 ноября (13 декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге. Похоронен на Казанском кладбище.

     Личность  Иннокентия Федоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Т. А. Богданович отмечала такие личные черты поэта, как развитое «до щепетильности» самолюбие в сочетании с «чрезвычайной скромностью» при полном отсутствии честолюбия. Этим можно объяснить тот факт, что Анненский «ни шагу» не сделал, чтобы войти в тот литературный и культурный круг, который мог бы оценить по достоинству его талант, а среда, в которой он находился (как преподаватель, затем — директор гимназии в Киеве, Петербурге, Царском Селе, в последние годы — инспектор Санкт-Петербургского учебного округа, действительный статский советник), в основном склонна была рассматривать «посторонние» занятия своего коллеги как причуду.

Спустя много  лет  С. Маковский напишет об Анненском: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников,— он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему — возрастом и бытовыми навыками, к младшему — духовной изощренностью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности».

Особенность мировоззрения Анненского

     Для описания лирики И.Ф.Анненского следует  обратиться к философским основам  его лирики.

     Несмотря  на то, что многие авторы считают, что поэт не относится к эстетике декадентства в целом (А.Федоров, Л.Гинзбург, И.Подольская, М.Латышев), именно эта эстетика во многом повлияла на творчество Анненского и помогла сформулировать основные темы и образы его творчества.

     Эстетика поэзии Анненского восходит к французскому символизму, а именно к таким художникам, как П.Верлен, С.Малларме, Ш.Бодлер. Это течение отражает упадок культуры и отречение от бога. Если русский символизм (Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов) занимается богоискательством, то Анненский отвергает бога и ищет основы мира внутри себя, что приводит к диссонансу "я" и "не я". Об этом пишут такие исследователи, как А.Федоров, В.Сечкарев, Л.Гинзбург. Для подтверждения такой точки зрения следует привести пример из поэзии Анненского:

В небе ли меркнет звезда,

Пытка ль земная длится,

Я не молюсь никогда,

Я не умею молится.

Время погасит  звезду

Пытку ж  и так одолеем

Если  я в церковь иду,

Там становлюсь с фарисеем.

С ним  упадаю я нем,

С ним  и воспряну, ликуя...

Только  во мне-то зачем

Мытарь  мятется тоскуя?...

     В основе декадентства лежали учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, работа "Закат Европы" Шпенглера. Именно эти философы сформировали мировоззрение нового поколения. Анненский  относит себя именно к нему:

Я - слабый сын больного поколенья

И не пойду  искать альпийских роз,

Ни ропот  волн, ни рокот ранних гроз

Мне не дадут отрадного волненья.

Но милы мне на розовом стекле

Алмазные  и плачущие горы,

Букеты  роз увядших на столе

И пламени  вечернего узоры.

Когда же сном объята голова,

Читаю гроз я повесть небылую,

Сгоревших книг забытые слова

В туманном сне я трепетно целую.

     "Букеты  роз увядших" - эмблема декаданса,  настолько близка Анненскому, что  он включает ее в лирическое  определение своего "я".

     Традиции русской литературы (Фет, Тютчев, Апухтин) вносят особые черты в поэзию Анненского. В первую очередь - это философская лирика поэта с глубокой рефлексией и пессимистичностью. Эта черта присуща многим поэтам XIX века, на поздних этапах их творчества (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет).

     На  саму философию Анненского во многом повлияло творчество Ф.М.Достоевского. Многие стихотворения несут тему совести ("В дороге", "Дети", "Старые эстонки"), что соотносится  с творчеством писателя. Не зря  поэт пишет стихотворение "К портрету Достоевского": 

В нем  Совесть сделалась пророком и  поэтом,

И Карамазовы и бесы жили в нем,-

Но что  теперь для нас сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

     "Совесть"  у Анненского с большой буквы,  также как "Тоска" или  "Невозможно". Но если две  последние категории, скорее, понятие из декаданса, то первая - традиция XIX века русской литературы. Для примера следует привести стихотворение "В дороге", его основные строчки:

Дед идет с сумой и бос,

Нищета  заводит повесть:

О, мучительный  вопрос!

Наша  совесть... Наша совесть...

     Итак, И.Ф.Анненский несет в своем  мировоззрении явные черты декаданса, которые повлияли на появление таких  тем в его творчестве, как тема смерти, тоски, невозможности что-либо изменить. Такая черта связана  прежде всего с увлечением автора французским символизмом ("парнасцы" и "проклятые"), что следует из переводов Ш.Бодлера, Ш.Л. де Лиля, П.Верлена, С.Прюдома, А.Рембо, С.Малларме и других.

Информация о работе Иннокентий Федорович Анненский