Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:32, реферат
Символизм (от греч. simbolon — знак, символ) — направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Основополагающими принципами эстетики символизма являлись философичность, интуитивное постижение мира, тяготение к мистицизму. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм возник в противовес натурализму в условиях кризиса европейской духовной культуры. За рубежом символизм представлен творчеством французских поэтов А. Рембо, С. Малларме, П. Верлена, бельгийского писателя М. Метерлинка.
1. Анненский и символизм 3
2. Судьба Анненского. Особенности его внутреннего мира 4
3. Особенность мировоззрения Анненского 5
4. Основные темы творчества 6
5. Особенности поэтики 8
6. Сердце как образ лирики И. Анненского 13
7. Используемая литература 16
Главным из русских писателей, повлиявших на мировоззрение И.Ф.Анненского, следует выделить Ф.М.Достоевского, с творчеством которого в лирику поэта приходит тема совести.
После того, как было описано мировоззрение Анненского, повлиявшие на творчество поэта, следует обратиться к основным темам лирики поэта.
По основным темам он более соотносится с французским символизмом эпохи декаданса. Это тема тоски, тема смерти и тема невозможности изменить что-либо в своей жизни. Этими темами лирическое "я" поэта наиболее полно соотносится с героями А.П.Чехова - разочарованными интеллигентами, тоскующими о жизни, не могущими что-нибудь изменить в своей собственной и окружающей жизни. Это приводит к усиленной рефлексии автора, попытке разобраться в себе самом, неуверенности в выводах и суждениях. К примеру, стихотворение "Гармония":
В тумане волн и брызги серебра,
И стертые эмалевые краски...
Я так люблю осенние утра
За нежную невозвратимость ласки!
И пену я люблю на берегу,
Когда она белеет беспокойно...
Я жадно здесь, покуда небо знойно,
Остаток дней туманных берегу.
А где-то там мятутся средь огня
Такие ж я, без счета и названья,
И чье-то молодое за меня
Кончается в тоске существованье.
Здесь поднимается тема тоски существования, как однообразия. Оно противопоставлено гармонии с природой: герой, будучи в среде ему нравящейся, не забывает, что он "без счета и названья", то есть обыватель и вносит поправки в традиции классической поэзии XIX века, а именно погружает в природу не романтического героя, а обычного человека.
Если взять в пример последний катрен стихотворения "Лира часов", то явна неуверенность героя в будущем:
"Найдется ль рука, чтоб лиру
В тебе так же тихо качнуть,
И миру, желанному миру,
Тебя, мое сердце вернуть?...".
Здесь явно проступает тема смерти, которой у Анненского посвящено довольно много стихотворений. Он, поэт, который "не умеет молится", не видит продолжения после смерти, а, следовательно, не понимает ее так, как Ф.Сологуб. Анненский любит жизнь, хотя она приносит ему только тоску и муку. Об этом он высказывается в последнем стихе сонета "Желанье жить": "Только б жить, дольше жить, вечно жить...".
Тема тоски для поэта - одна из ведущих. Это, скорее, мотив, а не тема. "Тоска" проходит через все творчество и является одним из самых употребляемых понятий. Названия многих стихотворений, отражают эту тенденцию: "Трилистник Тоски", "Тоска возврата", "Тоска", "Тоска медленных капель", "Тоска кануна", "Тоска синевы", "Тоска миража" и другие. Тоска у Анненского - это однообразие жизни, воспоминание прожитых лет, все ушедшее. Об однообразии жизни говорит стихотворение "Тоска":
По бледно-розовым овалам,
Туманом утра облиты,
Свились букетом небывалым
Стального колера цветы...
...Поймешь, на глянце центифолий
Считая бережно мазки...
И строя ромбы поневоле
Между этапами Тоски.
Здесь описываются обои в комнате и глядящий на них больной герой, который от нечего делать изучает их.
Такие локальные зарисовки вообще очень характерны для Анненского. Они везде, даже природа изображается, иногда, увиденной через окно кабинета. К примеру стихотворение "Дождик" из "Трилистника Дождевого". Стихия описывается через окно:
...И в миг, что с лазурью любилось,
Стыдливых молчаний полно,-
Все темною пеной забилось
И нагло стучится в окно.
Итак, тема тоски у И.Ф.Анненского несет очень важную роль в его творчестве. Она объясняется тем, что лирический герой автора, это человек, перешедший рубеж юности и молодости, набравшийся опыта человек, который чувствует приближение конца и все пережитое им вызывает ту тоску, которая тревожит его. Но, однако, тоска связана и с желанием жить, которое у поэта проступает во всех стихотворениях.
Часто жизнь человека Анненским сравнивается с механизмом, который изнашивается и прекращает свое существование.
Даже любовная лирика имеет эти тенденции. К примеру, стихотворение "Смычок и струны", в котором любовь-музыка, кажется автору мукой, которую испытывают главные действующие лица: скрипка и смычок.
...И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Или, если взять стихотворение "Трое", то становится понятно, почему Анненский относится к любви, как к муке:
Ее факел был огнен и ал,
Он был талый и сумрачный снег:
Он глядел на нее и сгорал,
И сгорал от непознанных нег.
Лоно смерти открылось черно –
Он не слышал призыва: "Живи",
И осталось в эфире одно
Безнадежное пламя любви.
Да на ложе глубокого рва,
Пенной ризой покрыта до пят,
Одинокая грезит вдова –
И холодные воды кипят.
Любовь – это всепожирающий огонь, после которого приходит "черная" смерть. Наиболее четко это выражается в стихотворении "Я думал, что сердце из камня".
... На сердце темно, как в могиле,
Я знал, что пожар я уйму...
Ну вот... и огонь потушили,
А я умираю в дыму.
Герой не может жить без любви, но она причиняет ему муку.
Итак, тема тоски и смерти, невозможности изменить что-либо относится к декадентскому началу в поэзии Анненского. Даже тема любви, в какой-то мере соотносится с этим мироощущением. Поэт выстраивает микрокосмос человека, рефлектирующей личности, которая тоскует по прожитой жизни, которую мучат бытовые реалии. Эти реалии здесь – те вещи, которые окружают героя, сосуществуют с ним и помогают осознать самого себя.
Даже сюжетность стихотворения состоит, по словам Л.Гинзбург, "в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов".
Теперь следует обратиться к той теме, которая является наследием традиции русской прозы XIX века, к теме совести. Она перекликается с творчеством Ф.М.Достоевского. Наиболее разработан этот вопрос был А.Федоровым в монографии "Иннокентий Анненский. Личность и творчество."
У Анненского тема совести заключается в сострадании к людям, обиженным жизнью, социально неустроенным. Наиболее полно в этом отношении стихотворении "Дети":
...Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.
Ну, а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки...
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке.
"Мучительный
вопрос совести" для
Еще одной чертой, роднящей поэта с русской лирикой XIX века, а именно с А.Фетом, является конкретность восприятия.
Подводя
итоги, следует сказать, что тематика
не ограничивается очерченным в этой
работе кругом, но остальные темы либо
вписываются в те, о которых
говорилось, либо они являются разновидностями
одной из главных.
Но
я люблю стихи
— и чувства
нет святей:
Так любит только мать
и лишь больных детей.
И. Анненский
Лирика
Лирическое творчество И.Ф.Анненского невелико и помещается в двух сборниках стихотворений: "Тихие песни" (1904 г.) и "Кипарисовый ларец" (1910 г.).
Впервые поэта узнали по псевдониму "Ник.То.", так он подписался под первым своим сборником и вызвал отклик у такого известного художника того времени как А.А.Блок.
Он в своей рецензии пишет: "... чувствуется человеческая душа, убитая непосильной тоской, дикая одинокая и скрытная.”
Анненский стоит особняком особенно в лирике. Продолжая традиции XIX века (пейзажная лирика Ф.Тютчева, А.Фета, непонятность, отрывистость логики, использование разговорного языка в написании стихотворений (К.Случевский)), являясь "сыном" своего времени (использование символов, эстетика декаданса), он шагнул вперед в определении предмета лирического описания и способах его обрисовки .
Основными мотивами его лирики следует назвать мотивы одиночества, тоски, совести. Построение мира в стихотворениях Анненского наиболее точно определила Л.Я.Гинзбург, дав ему название "вещный мир" . Характер повествования у Анненского полусвязный, с опущенными логическими звеньями, но их всегда легко восстановить:
Послушайте!.. Я только вас пугал:
Тот далеко, он умер... Я солгал.
И жалобы, и шепоты, и стуки -
Все это "шелест крови", голос муки,
Которую мы терпим, я ли, вы ли...
Иль вихри в плен попались и завыли?
Да нет же! Вы спокойны... Лишь у губ
Змеится что-то бледное... Я глуп...
Свиданье здесь назначено другому...
Все понял я теперь: испуг, истому
И влажный блеск таимых вами глаз".
Его творчество сыграло очень большую роль в становлении акмеизма. Для доказательства следует заметить, что Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова учились в Царском Селе, где начальником Николаевской мужской гимназии был И.Ф.Анненский. В стихотворении "Учитель", посвященном поэту, Ахматова пишет:
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся...
Также она говорила: "В последнее время как-то особенно зазвучала поэзия Иннокентия Анненского. Я нахожу это вполне естественным... Убеждена, что Анненский в нашей поэзии займет такое же почетное место, как Баратынский, Тютчев, Фет".
Следует указать, что не только акмеисты считали его своим учителем, но даже Маяковский в своих стихотворениях упоминает Анненского в ряду своих любимых поэтов:
Не высидел дома.
Анненский. Тютчев. Фет.
Опять,
Тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
Н.Харджиев в "Заметках о Маяковском" пишет: "Сходство между Анненским и Маяковским нельзя искать в отдельных темах или стихотворениях, но несомненно, что некоторые черты поэзии Анненского были близки Маяковскому в период его творческого формирования".
Лирическое творчество
поэта, в первую очередь, продолжает
традиции XIX века, а именно Ф.М.Достоевского
и Н.В.Гоголя, "их искусство проникновения
в глубины человеческой души". "Анненским
унаследована гуманистическая сущность,
созданного русскими классиками и их мастерство,
традиция сострадания к человеку и зоркое
внимание к русскому слову".