Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
После второй мировой войны образовались два немецких государства, и соответственно существуют литературы ГДР и ФРГ. Лучшие немецкие писатели, связавшие свою судьбу с коммунистической партией, с борьбой за осуществление коммунистических идеалов, логически приходят к признанию принципов социалистического реализма – художественного метода, который завоевал в послевоенное время симпатии крупнейших художников мира. Писатели Германской Демократической Республики, стоящие на позициях социалистического реализма, продолжают лучшие традиции Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне и других классиков немецкой народ.
Введение 3
Глава I. Немецкая литература 5
1.1. Древневерхненемецкий и средневерхненемецкий период. Германский эпос 5
1.2. Немецкая литература XVIII века. Литература «Бури и натиска». 9
1.3. Литература 20 в. Современные тенденции. 13
Глава II.
2.1. Эрих Мария Ремарк. (Erich Maria Remarque)
2.2. Иоган Христоф Фридрих Шиллер (Johann Christrich Friedrich Schiller)
2.3. Иоганн Вольфганг Гете (Jochann Wolfgang Goethe)
Заключение
Список использованной литературы
Замысел романа «Три товарища» связан с темой послевоенной судьбы «потерянного поколения». Герои романа друзья Готфрид Ленц, Отто Кестер и Роберт Локамп – участники войны. По своим взглядам и жизненной судьбе они имеют много общего с героями первых двух романов. Они пережили горькое разочарование в шовинистических и националистических идеалах.
Хотя у героев Ремарка нет высоких идеалов, они не походят на героев декадентской литературы: им свойственно уважение к человеку, вера в товарищество, мужскую дружбу и любовь.
Ремарк рассказывает об их жизни в подчеркнуто объективной манере. Он не обвиняет и не оправдывает их, не скрывает их слабостей, их бесцельного существования. Друзья равнодушны к политике, не питают к ней доверия, а свободное время проводят за стойкой бара. Лишь один из них, Ленц, проявляет интерес к левым организациям. Автор скептически относится к этому увлечению Ленца, в результате которого он был убит фашистским молодчиком. Не скрывая своей неприязни к людям в униформе, Ремарк, однако, не раскрывает социально-политической сущности фашизма. Для него это просто отвратительное проявление варварства и дикости. И месть друзей за смерть Ленца – это не антифашистская борьба, а акт личной мести за убитого товарища.
В своих романах Ремарк часто показывает, как трагическое находится в жизни рядом с обыденным. В сознании друзей довольно часто встают кошмарные картины войны с ее бесчисленными жертвами и страшной жестокостью. Тяжелые воспоминания чередуются с картинами тусклого и бесцветного существования, которое ведут друзья, работающие в авторемонтной мастерской.
Душевная драма героев протекает в сугубо обыденной обстановке. Так, чтобы достать деньги на лечение своей возлюбленной Пат, Локамп вынужден подрабатывать тапером в ночном ресторане, увеселяя разгулявшихся толстосумов. Еще сильнее эта сторона творчества Ремарка зазвучит в романе «Триумфальная арка».
В романе «Триумфальная арка» изображена Франция накануне второй мировой войны, жизнь немецких беженцев и эмигрантов, оказавшихся в Париже.
Главный герой романа Равик – талантливый хирург, бежавший из фашистской Германии. В прошлом он участник мировой войны. Гитлеровцы арестовали его за то, что он помог скрыться двум антифашистами. В гестапо его пытали, требуя выдачи антифашистов. Но Равика не сломили. Ему удалось бежать из Германии за границу. Позднее он окажется в рядах испанских республиканцев, сражавшихся с франкистами, но об этом в романе говорится мимоходом. Ремарк не раскрывает мотивов, побудивших Равика поехать в Испанию, наоборот, в романе подчеркивается, что герой предпочитал стоять в стороне от организованного политического движения.
Перу
Ремарка принадлежат романы "Возвращение"
(1931), "Возлюби ближнего своего" (1940),
"Искра жизни" (1952), "Время жить
и время умирать" (1954), "Черный обелиск"
(1956), "Жизнь взаймы" (1959), "Ночь в
Лиссабоне" (1962), "Тени в раю" (1971).
В 1932 году после ухудшения здоровья Ремарк
уезжает в Итальянскую Швейцарию, где
узнает о сожжении книг фашистами и лишении
его немецкого гражданства. В 1939 году писатель
переехал в США, в 1942 году он принял американское
гражданство, после второй мировой войны
Ремарк поселился в Порто Ронко (Швейцария).
2.2. Иоган Христоф
Фридрих Шиллер (Johann Christrich Friedrich Schiller)
Иоган Христоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в Марбахе-на-Некаре - маленьком тихом городке в швабском герцогстве Вюртемберг на юго-западе Германии.
Отец Шиллера Иоган Каспар - лейтенант вюртембергской армии, сражался на стороне Австрии.
Первые шесть лет прошли в основном под присмотром матери. Это был рыжеволосый, хрупкий и слабенький мальчик, но характер имел живой и бойкий. Отец, изредка наезжая к семье, вносил в воспитание дух строгости и неукоснительного подчинения (сказывалась армейская закваска). Мать же относилась к маленькому Фрицу и его сестре Христофине с нежностью и теплом. Она часто напевала духовные песни, рассказывала запомнившиеся ей библейские истории или описания путешествий, чем пробуждала у Фрица безудержную фантазию и воображение.
Учиться начал Фридрих в селе Лорх, где местный пастор Мозер занимался дома с ним. Учение нравилось Шиллеру, нравился и добросердечный, мягкий учитель, которого он увековечил в своей первой драме "Разбойники" в лице пастора Мозера, пришедшего улещивать Франца Моора.
А по переезде в Людвигсбург Фридрих был отдан в латинскую школу, в которой обучался 4 года. Главное внимание в этой школе отводилось латинскому языку, и овладел он им так хорошо, что сочинял на нем стихи и свободно переводил римских поэтов. Накануне своего тринадцатилетия, когда готовился к обряду конфирмации Фриц прочитал написанную им торжественную оду.
В 1773 г. 14-летний Шиллер, вопреки своему желанию, был определен в военное училище переименованное впоследствии в академию. В ней готовили офицеров, медиков и юристов. Шиллер учится вначале на юридическом отделении, а потом переходит на медицинское, но больше всего интересует литература. Он вскоре нашел себе друзей - единомышленников, увлекавшихся поэзией. Он становился более восторженным, проницательным в оценках, остроумным в разговоре, в определенной степени независимым.
Большую роль в духовном возмужании Шиллера сыграли молодые преподаватели, приглашенные в академию. Они внесли свежую струю во всю ее жизнь, оказав значительное влияние на характер, деятельность и на воззрения многих учеников. В стенах академии формируется литературное дарование Шиллера. В 1776 г. пишет свою драму «Разбойники» (Die Räuber).
Драма Шиллера имела огромный успех не только в Германии, но и в России, и прочно вошла в культурное сознание многих русских писателей (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).
Но несмотря на успех первой пьесы, финансовые дела Шиллера оставляли желать лучшего. Академия была окончена и Фридрих Шиллер был назначен врачом в Штутгарт. Герцог не пришел в восторг от пьесы, пафос которой был направлен против тирании в любых ее проявлениях, что было выражено даже в латинском эпиграфе "Против тиранов". Шиллер поплатился двухнедельным арестом. Он принял отчаянное решение бежать в Мангейм. Побег удался, и для Шиллера началась новая полоса жизни - годы литературной и театральной работы, успехов и разочарований, скитаний и нужды.
В Мангейме Шиллера ждало разочарование: руководитель княжеской труппы барон фон Дальберг не спешил поддержать молодого автора, оказавшегося в роли политического беглеца. Только в 1783 году он заключил с Шиллером годичный контракт на постановку трех новых пьес. Две из них - "Заговор Фиеско в Генуе" (1783) и "Коварство и любовь" (1783) были поставлены в 1784 году. Работа над третьей - исторической трагедией "Дон Карлос" растянулась на несколько лет и была окончена Шиллером уже после того, как он покинул Мангейм.
.
В 1785 году отправился в Лейпциг, куда пригласил его страстный поклонник его творчества Готфрид Кернер. Дружбу с ним Шиллер сохранил до конца дней. Последующие годы Шиллер жил то в Лейпциге, то в Дрездене, то в Веймаре; в это время он написал много стихов, статей. В 1789 году благодаря покровительству веймарского герцога Карла Августа Шиллеру удалось получить должность профессора истории в Йенском университете, который ныне носит его имя. Жизнь Шиллера обрела стабильность, но его здоровье было сильно подорвано лишениями минувших лет.
В это время из-под его пера выходят такие произведения, как "История отпадения Нидерландов", продолжил роман "Духавинец" (о Калиостро), написал ряд статей, стихов.
Получив через посредство Гете внештатную профессуру в Йенском университете, он проявил себя как историк в обширном труде "История Тридцатилетней войны" (1791-1793). Тогда же у него возник замысел драмы на ту же тему, но осуществил он его только через несколько лет - трилогия "Валленштейн" была завершена в 1799 году.
В 1794 году начинается сближение Гете и Шиллера. До этого их встречи и отношения носили лишь эпизодический характер. Их разделял и возраст, и общественное положение, и разные принципы творчества. В этот период Шиллером написана большая работа "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795); серия баллад (1797) и так далее.
Последнее
десятилетие жизни Шиллера
В следующей за "Валленштейном" Шиллер написал "Марию Стюарт" (1801); "Орлеанскую деву" (1803); "Мессинскую невесту" (1803) и "Вильгельма Теля" (1804). Драма из русской истории "Демитрий" осталась незаконченной.
В первых числах мая 1805 года у Шиллера наступило резкое ухудшение, пришлось лечь в постель, но поэт был в полном сознании. 8 мая почувствовал себя совсем худо. Похоронили Шиллера в ночь на 12 мая 1805 года в общей могиле, так как семейного склепа у него на кладбище не было. А утром следующего дня при большом стечении народа перед его домом исполнялся реквием Моцарта.
Гете в эти траурные дни тяжко болел и узнал о кончине друга лишь через 2 дня. Он был потрясен и задумал достойно почтить его память, завершив "Демитрия", но писать в шиллеровском стиле он не смог и оставил задуманное.
Потеря
велика и необратима, но остались жить
созданные Шиллером произведения, которые
от пройденных почти двух веков не
только не померкли, а продолжают вдохновлять
читателей и зрителей всего мира в их чаяниях
обрести человеческое достоинство и лучшую,
свободную жизнь.
2.3. Иоганн
Вольфганг Гете (Jochann Wolfgang Goethe)
ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. «Поэзия и правда» (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; «Французская кампания 1792» (Die Campagne in Frankreich 1792) и «Осада Майнца» в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также «Анналы» и «Дневники» (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник «Аннете» (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного» (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Он написал «Гёца фон Берлихингена» (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над «Эгмонтом» (Egmont) и «Фаустом» (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как «Свидание и разлука» (Willkommen und Abschied), «Майская песнь» (Mailied) и «С разрисованной лентой» (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в «Фаусте», «Гёце», «Клавиго» и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.