Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
После второй мировой войны образовались два немецких государства, и соответственно существуют литературы ГДР и ФРГ. Лучшие немецкие писатели, связавшие свою судьбу с коммунистической партией, с борьбой за осуществление коммунистических идеалов, логически приходят к признанию принципов социалистического реализма – художественного метода, который завоевал в послевоенное время симпатии крупнейших художников мира. Писатели Германской Демократической Республики, стоящие на позициях социалистического реализма, продолжают лучшие традиции Лессинга, Гете, Шиллера, Гейне и других классиков немецкой народ.
Введение 3
Глава I. Немецкая литература 5
1.1. Древневерхненемецкий и средневерхненемецкий период. Германский эпос 5
1.2. Немецкая литература XVIII века. Литература «Бури и натиска». 9
1.3. Литература 20 в. Современные тенденции. 13
Глава II.
2.1. Эрих Мария Ремарк. (Erich Maria Remarque)
2.2. Иоган Христоф Фридрих Шиллер (Johann Christrich Friedrich Schiller)
2.3. Иоганн Вольфганг Гете (Jochann Wolfgang Goethe)
Заключение
Список использованной литературы
Понимание прошлого как смены различных способов бытия, каждого со своим собственным стилем, впервые обнаруживается в интуитивных прозрениях Гердера, который преодолел узкие рамки крайнего рационализма и разработал концепцию историзма. Он первым в Германии всерьез воспринял народную поэзию (Volkslied), высоко оценил нерасторжимое единство содержания, ритма и музыки.
Приверженцы «Бури и натиска», доминировавшие на литературной сцене в 1770–1780, воплотили в жизнь многие эстетические тезисы Гердера. Развивая идеи, близкие идеям Юнга (Мысли об оригинальном творчестве, 1759), Гамана и Гердера, а также некоторые положения философии Руссо, они выступили против рационалистических норм и ханжеской морали старшего поколения, поставив на их место «гений», творческую и эмоциональную свободу. Г.В.Герстенберг в эссе «Шлезвигские литературные письма» (1766–1767) первым выступил с позиций «Бури и натиска», а его «Уголино» (1768) положила начало огромному количеству драм с пылкими и непоследовательными героями. Имя новому движению дала драма Клингера «Буря и натиск» (1776). Излюбленные темы штюрмеров – трагические взаимоотношения между членами семьи, например отцеубийство в «Близнецах» (1776) Клингера и Юлиусе Тарентском (1776) А.Лейзевица. Тот же мотив находим на страницах «Разбойников2 (1781) Шиллера. У Гёте в «Прафаусте» (до 1776) речь идет о матереубийстве и детоубийстве, однако у него эти проблемы поднимаются высоко над бытовым реализмом. Драматический прием ассоциативной последовательности коротких сцен (параллельные ситуации), напоминающий параллелизмы в народной поэзии, во многом сопоставим со структурой первой части Фауста. В области романа характерная для «Бури и натиска» атмосфера страсти и искусства наиболее ярко воссоздана в «Ардингелло» (1787) И.Я.В.Гейнзе. Как у многих авторов той эпохи, герои у Гейнзе действуют в Италии эпохи Возрождения.
Новые веяния в литературе находили и более сдержанное выражение. Так, группа студентов Гёттингенского университета, взяв на вооружение патриотические идеи Клопштока, образовала в 1772 «Союз Рощи» («Göttinger Hain»), в который вошли, например, поэты-лирики Л.Г.К.Гёльти и И.Г.Фосс, снискавший впоследствии славу классическим переводом гомеровского эпоса. К ним близок и Бюргер, автор баллад в народном стиле (Ленора, 1774). Больших поэтических высот достиг глубоко религиозный М.Клаудиус (1740–1815). Стихи и статьи Клаудиуса, опубликованные в его журнале «Вандсбекский курьер» («Der Wandsbecker Bote», 1775–1783), согреты любовью к ближнему, написаны простым языком.
В русле движения «Бури и натиска» вызрели произведения молодого Гёте и Шиллера.
В 1796 Гёте и Шиллер выпустили том сатирических эпиграмм под заголовком «Ксении»; баллады 1797 также явились плодом этой дружбы, равно как и возвращение Гёте к некоторым отложенным литературным замыслам, в частности к «Фаусту» и роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796). Далее последовала гётевская поэма «Герман и Доротея» (1797), идиллическая картина провинциального быта. Шиллер тоже обратился к жанру, которым владел лучше всего, – к драме, и именно тогда создал свои вершинные произведения, первым из которых стал «Валленштейн» (1798–1799). Творчество Гёте и Шиллера получило широчайший отклик во всей Европе и наряду с работами современных им философов и поэтов-романтиков оказало воздействие на умы последующих поколений.
На
рубеже 18–19 вв. литературным центром
Германии по праву считался Веймар,
давший название периоду позднего Просвещения
– «веймарский классицизм». Между
тем набрал силу романтизм. Однако были в эту эпоху
три писателя, стоявшие особняком, – Жан Пауль,
автор пространных романов; поэт-пророк Гёльдерлин и Клейст, автор комедий и увлекательных
пьес.
1.3.
Литература 20 в. Современные тенденции.
Для этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.
Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.
Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения.
Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе («Юродивый Эмануэль Квинт», 1910; «Приключение моей юности», 1937).
Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.
Если у Томаса Манна центральной темой оказывается дихотомия жизни и искусства (частный случай – антитеза «бюргер – художник»), то Кафка в посмертно опубликованных романах «Процесс», «Замок» и «Америка» поставил проблему существования как такового.
После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов – П.Целана (1920–1970) и Нелли Закс, которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. В 1966 Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900–1983), с ее романом «Седьмой крест» (1942) – историей побега из концентрационного лагеря.
Один из самых человечных романов послевоенной литературы, «Голый среди волков» (1958; в рус. переводе – «В волчьей пасти») Б.Апица (1900–1979), повествует о невообразимых усилиях узников концлагеря, спасающих от палачей маленького ребенка. В романе «Якоб-лжец» (1968) Ю.Беккер (р. 1937) обращается к теме восстания в варшавском гетто. Г.Кант (р. 1926) в «Актовом зале» (1964) с изрядной долей юмора поведал об учебе и воспитании молодых рабочих в период формирования ГДР. «Утраченная честь Катарины Блум» (1975) Бёлля и «Рождение сенсации» (1977) Вальрафа разоблачали губительное могущество шпрингеровской газетной империи. «Под конвоем заботы» (1979) Бёлля исследует воздействие терроризма на жизнь и общественные институты Германии. Эстетика сопротивления (1975, 1978, 1979) и «народные пьесы» Ф.К.Крёца (р. 1946) критически осмысливали «пролетарский» период истории и, соответственно, современную жизнь.
После объединения Германии актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины». Немецкое общество все больше приобретает черты мобильного общества среднего класса, превращаясь в соответствии с идеологией М.Уэльбека в своего рода огромный супермаркет – идей, вещей, отношений и т.д. Наиболее интересно эти тенденции Германии 1990-х преломились в творчестве Кристиана Крахта (р. 1966). Герой его культового романа «Faserland» (1995) – до мозга костей потребитель, но потребитель «продвинутый», с большим уважением относящийся к «правильному» выбору фирм-изготовителей одежды, обуви, еды и т.п. Чтобы довести свой образ до совершенства, ему не хватает интеллектуального увлечения, которое бы окончательно дополнило его «светлый образ». С этой целью он разъезжает по Европе, однако все, с чем ему приходится встретиться, вызывает у него тошноту в прямом и переносном смысле.
Повседневность,
скука обыденной жизни –
К своеобразному развлекательному чтению для интеллектуалов может быть отнесено творчество Патрика Зюскинда (1949) – его роман «Парфюмер» (1985), а также новеллы «Голубь», «История господина Зоммера», роман «Контрабас» и др. вывели автора в разряд лидеров мировых продаж в области популярной литературы. Зюскинд расценивает свое писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которого требует критика. Его герои обычно испытывают сложности в поисках своего места в мире, в установлении контактов с другими людьми, от любого рода опасностей они склонны замыкаться в своем маленьком мирке. Писателя интересуют также темы становления и крушения гения в искусстве.
Вызывают
интерес и произведения-
После объединения Германии в немецкой литературе стало развиваться «историческое направление» – Михаэль Кумпфмюллер пишет о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами. В романах Кристофа Брумме (1966) «Ничего, кроме этого», «Тысяча дней», «Одержимые ложью», в эссе «Город после стены» речь также идет об изменениях, связанных с падением Берлинской стены. Немецким писателям интересны фрагменты и русской истории – Гюнтер Грасс написал книгу «Траектория краба», в основу которой взят рассказ писателя-документалиста Гейнца Шена о советской подводной лодке С-13 под командованием Александра Маринеско.
В современной Германии вышел сборник 26 авторов, чьи родители не являются немцами, но они родились, выросли и живут в Германии, – «Morgen Land». «Новейшая немецкая литература». В молодежном альманахе «Икс. Игрек. Зет». печатаются первые рассказы и эссе немецких подростков.
Продолжают выходить книги писателей старшего поколения. Большой резонанс получила книга Мартина Вальзера (1927) «Смерть критика» – на писателя посыпались обвинения в антисемитизме из-за национальности прототипа его героя. Продолжают выходить книги Хуго Лечера (1929) – сборник новелл «Горб» (2002) и др. Появилось немало новых имен – Арнольд Штадлер, Даниэль Кельман, Питер Хег, Эрнст Йандль, Карл Валентин, Райнер Кунце, Хайнрих Белль, Хайнц Эрхардт, Йоко Тавада, Лориот, Р.Майер и др.
Немецкоязычную
прозу сегодня представляют и
авторы из Австрии и Швейцарии. Помимо
упомянутой выше лауреата Нобелевской
премии Эльфриды Елинек, известность
приобрели австрийские писатели Йозеф
Хазлингер и Марлена Штрерувиц.
Глава
II.
2.1. Эрих
Мария Ремарк. (Erich Maria Remarque)
Творчество Ремарка пользуется широкой популярностью у современного читателя.
Ремарк родился в Оснабрюке (Вестфалия) в семье переплетчика и владельца небольшой книжной лавки. Сразу же после окончания школы в 1916г.он добровольцем отправился на Западный фронт, пять раз был ранен. Переживания на фронте определили характер литературного творчества Ремарка, путь к которому оказался долгим и трудным.
Первое послевоенное десятилетие он провел в нелегких поисках своего жизненного призвания. Первые книги не приносят Ремарку ни малейшего признания, и он вынужден перепробовать самые разнообразные профессии. Был бухгалтером, торговым служащим, органистом и учителем, журналистом и редактором рекламных и спортивных газет.
Появление
романа "На Западном фронте без перемен"
ставит Ремарка в ряд писателей,
которые представили
Приехав в отпуск, Пауль Боймер сталкивается
в мирном городке с тем, что немцы не понимают
войны, они не страдают от вшей, холода,
постоянного страха, но агрессивно требуют
от героя бравурной победы. Пауль не может
войти в мирную жизнь, потому что его горький
опыт, иное видение действительности не
совпадает с восприятием войны в тылу.
Для героев Ремарка экзистенциально важным
становится дружество, "окопная солидарность",
которую писатель идеализирует. Автор
показывает бессмысленность и жестокость
войны глазами простого человека, сосредоточиваясь
на изменении психологии личности в экстремальных
условиях.
В своем романе Ремарк искренне и взволнованно поведал правду о войне, и до настоящего времени это одна из наиболее ярких антивоенных книг.