Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:36, доклад
Как показывает заглавие предлагаемого читателю текста, образ Гамлета рассматривается в контексте реформационных и предреформационных идей, прежде всего текстов друга Томаса Мора, Эразма Роттердамского ("Воспитание христианского государя" и "Оружие христианского воина"), хорошо известного английским интеллектуалам того времени. Сошлюсь на замечание специалиста: «Основной политический трактат Эразма "Христианский государь" появился в том же 1516 г., что и "Утопия" Т. Мора, и через два года после того, как Макиавелли закончил своего "Князя".
Увидев Призрак, Гамлет, как и
положено христианину, взывает
к помощи Господа:
Да охранят
нас ангелы Господни! -
Блаженный ты или
проклятый дух,
Овеян небом
иль геенной дышишь,
Злых или добрых
умыслов исполнен, -
Твой образ
так загадочен, что я
К тебе взываю: Гамлет,
повелитель,
Отец, державный
Датчанин, ответь мне.
Он не боится Призрака, поскольку
верит в спасение своей души
Чего бояться?
Мне жизнь моя
дешевле, чем булавка,
А что он сделает
моей душе,
Когда она бессмертна,
как и он?
Призрак бессмертен, как и душа Гамлета. Но хранить душу - задача христианина. Гамлет идет на встречу с Призраком, вооружившись помощью "ангелов Господних". Надо защищать крепость своей души, ибо любой христианин должен был опасаться именно ее погибели. Эразм писал: "Телу по природе суждено погибнуть; даже если его
-----------------------------
8 Эразм Роттердамский.
Воспитание христианского
35
никто не убивает,
оно не может не умереть. Смерть души
- это предел несчастий" 9. И Гамлет
видит смерть отцовской души, ибо
смерть души - это попадание ее в ад. А Гамлету
явился именно вестник из ада. Задолго
до гетевского Мефистофеля и черта Достоевского
в высокую мировую литературу вводится
существо из ада.
Именно с этого сообщения о
своей сущности начинает речь
Призрак:
Уж близок час мой,
Когда в мучительный и серный пламень
Вернуться должен
я.
Это ощущение ада, вышедшего
на землю, фокусируется в
В "Карамазовых" ищется убийца
отца, в "Гамлете", напротив, отец
(или некто в его облике) призывает
сына к мести. Не к суду, а к мести (revenge),
все время подсказывая это слово сыну.
Заметим еще, что в протестантизме (об
этом применительно к "Гамлету" напомнил
И. Шайтанов) отсутствует Чистилище, стало
быть и Призрак не искупает свои грехи,
а искушает принца.
Когда принца расспрашивают
Ведь есть у
всех желанья и дела
Те иль другие;
я же, в бедной доле,
Вот видите ль, пойду
молиться.
А как же быть человеку, которого
посетил посланец Ада? Он
Гамлет упрекает себя в конце
2 акта, уже после появления актеров,
полных игрушечных страстей, что
он, "влекомый к мести небом
и геенной", отводит душу словами.
Но тут же поясняет свою
позицию, снимает все самоупреки, понимая,
что его ум и душу, охваченную печалью
и подозрительностью, дьявол может убедить
в чем угодно. Нужна проверка посюсторонняя:
Дух, представший
мне,
Быть может, был
и дьявол; дьявол властен
Облечься в
милый образ; и возможно,
Что, так как
я расслаблен и печален, -
А над такой
душой он очень мощен, -
Меня он в
гибель вводит. Мне нужна
Верней опора.
Зрелище - петля,
Чтоб заарканить
совесть короля.
А.А. Аникст справедливо
----------------------
9 Эразм Роттердамский.
Оружие христианского воина, с.
94
10 Я.Э. Голосовкер
вообще считал черта главным
действующим лицом "Братьев
Карамазовых"
11 Аникст А.А.
Послесловие к "Гамлету" // Шекспир
У. ПСС. В 8 т. Т.6. М., 1960, с. 611
12 Аникст А.
Трагедия Шекспира "Гамлет". М.,
1986, с. 32
36
другого драматурга
немедленно начал бы суетиться, пытаться
убить короля. Гамлет тоже сразу
начинает действовать, но его действие
направлено, прежде всего, на проверку
слов призрака. И это не случайно. Как пишут
английские исследователи о Призраке:
«Судя по его воинственному облачению
и грубой речи, очевидно что это злой дух.
По словам Марцелла, он "вздрогнул, точно
провинился и отвечать боится ...он стал
тускнеть при пеньи петуха", что позволяет
в соответствии с христианской традицией
предположить именно присутствие зла.
Его голос все время доносится из-за сцены,
здесь он, очевидно, ведет себя как дьявол,
хотя этот эпизод никогда не интерпретировался
подобным образом. Нетрудно заметить,
что второе его появление мешает Гамлету
помочь Гертруде прийти к раскаянию (и
таким образом спасти ее от проклятия)
и настойчиво подводит его к единственной
мысли о мести Клавдию»13.
Надо сказать, что в России
Шекспир, а особенно "Гамлет",
были в постоянном поле размышлений русской
культуры. Его темами пронизаны весьма
многие русские произведения, о нем писали
великие русские мыслители и писатели.
Известно, что Павла I современники называли
русским Гамлетом. Владимир Соловьев в
молодости хотел перевести "Гамлета"
на русский, и эта была бы для отечественных
философов весьма важная трактовка текста,
к сожалению, не состоявшаяся. Но все же
в одной из последних своих статей он сравнил
Гамлета с самим Платоном, указав тем самым
уровень размышлений датского принца.
Парафразы героев Шекспира в великих романах
Достоевского настолько очевидны, что
и упоминать об этом не совсем ловко. С
анализа текстов Шекспира начал свое философское
творчество Лев Шестов. Образы Гамлета
и Офелии появляются почти у всех больших
русских поэтов (от Блока и Ахматовой до
Пастернака, Самойлова, Высоцкого).
Английский шекспировед и
------------------------
13 Квиннел Питер и Хамиш Джонсон. Кто есть кто в творчестве Шекспира (пер. с англ. Е.В. Лягушина). Лондон-Нью-Йорк: Рутледж; М.: Дограф, 2000. С. 61.
14 Брентон Энтони.
Шекспир - русский (пер. с англ. И. Шайтанова)
// Вопросы литературы. 2000.
15 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. в 30 т. Т. 11. Л.: Наука, 1974. С. 237.
37
в России один, ибо
тоже искал возможность в России
создания христианского воина. Потому
ему так важен был опыт английского
драматурга 16.
Интересно, что именно те
Гул затих. Я
вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному
косяку,
Я ловлю в
далеком отголоске,
Что случится на
моем веку.
На меня наставлен
сумрак ночи
Тысячью биноклей
на оси.
Если только
можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо
пронеси.
Для Тургенева религиозный
Стоит, однако, прислушаться к
протестанту Гегелю, который понимал
бездействие Гамлета как
-----------------------
16 В "Братьях
Карамазовых" прокурор
17 Это мелкая, но ошибка. "Гамлет" появился на два года раньше.
18 Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот // Тургенев И.С. Поли. собр. соч. и писем в 30 т. Т. 5. М.: Наука, 1980. С. 330.
19 Там же.
38
шенное преступление.
Мы ожидаем, что после этого открытия
Гамлет тотчас же приступит к наказанию
преступника, и считаем, что он имеет
полное право мстить. Однако он все
медлит и медлит. Эту бездеятельность
Гамлета ставили в упрек