День светского человека (по "Евгению Онегину")

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут преследоваться несколько целей. Одна из них - попытка проанализировать нормы светской жизни и рассмотреть то, как Пушкин воплотил их в своем романе. Другая же заключается в том, чтобы представить главных персонажей романа как ярких представителей высшего общества, в полной мере раскрыть особенности их повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Глава 1. Что такое «светское общество»? ………………………………….3
Глава 2. Этикет ………………………………………………………………6
Глава 3. Кто такие «денди»?……………………………………………...…9
Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни….12
4.1 Развлечения…………………………………………………....13
4.2 Бал……………………………………………………………...16
4.3 Дуэль…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Денди отличались приятным стилем речи и  безукоризненным языком. Многие из них обладали высокими дарованиями  и преуспевали во всем, что они  делали; менее талантливые, если им что-то не удавалось, умели вовремя  остановиться, без особых иллюзий или энтузиазма. Они демонстрировали джентльменскую выучку - щедрость и великодушие. Эфемерные как молодость и духи, они все же имели одну постоянную черту - верность в дружбе, несмотря на позднейшее соперничество.

     Большое внимание денди уделяли своему внешнему виду. Денди исповедовали принцип минимализма и связанный с ним принцип «заметной незаметности», который лег в основу современной эстетики мужского костюма. Вместо напыщенной, вычурной роскоши денди позволяет себе в костюме одну изящную, выразительную деталь. Следующий важный принцип - продуманная (деланная) небрежность. Можно потратить уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея, постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху.

     «В идеале настоящий денди должен был отличаться стройной комплекцией»5. «Денди были редкостными чистюлями даже по современным меркам. Истинный денди узнавался по чистым перчаткам — он их менял по несколько раз в день; сапоги же были начищены до блеска»6. Для костюма денди характерна ещё одна примечательная деталь. Денди ходили с моноклями, очками, лорнетами, биноклями — это были предметы модной маскировки.

     Денди, являясь обладателями безупречного вкуса и образцом для подражания в мужской моде, выступали беспощадными критиками, отпускающими краткие, остроумные, язвительные замечания по поводу погрешностей в костюме или вульгарных манер своих современников.

     «Принцип минимализма проявлялся и в манере речи. Для денди характерны афоризмы. Речь денди не может быть монотонной и утомляющей: он метко опускает свои «bonmots» (словечки), которые тут же подхватываются и повсеместно цитируются. Кроме того, истинный денди никогда не будет повторять дважды одно и то же»7.

Три знаменитых правила денди:

    • Ничему не удивляться.
    • Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью.
    • Удаляться, как только достигнуто впечатление.

     Новички в светском обществе старались неукоснительно соблюдать правила этикета, из кожи вон лезли, чтобы выглядеть светским человеком. Отсюда — натянутость и неуверенность, а также вычурность манер (преувеличенная мимика и жестикуляция, форсированное выражение удивления, ужаса или восторга). Парадокс денди, да и вообще истинно светского человека заключается в том, что при полном соблюдении светских условностей он кажется максимально естественным. В чём же секрет такого эффекта? Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведения — человек светский в самых непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает, подобно музыканту, которого просят сыграть незнакомую ему вещь, какие чувства нужно сейчас выразить, с помощью каких движений, и безошибочно выбирает и применяет технические приемы.

     «В культуре дендизма сложилось особое понятие — фланирование (от франц. fleneur), или медленная прогулка по городу — главным образом, с целью показать себя. Особую роль в тонком искусстве дендистского фланирования играет плавность, коль скоро медленное движение, как считали в то время, по сути своей величественно»8.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни 

     Онегин  родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся  аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера.

     Он  ведет типичную для «золотой молодежи»  праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей  натуре выделяется из общей массы  молодежи. Пушкин отмечает в нем  «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни.

     Иной  путь, по которому шла некоторая  часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского.

     Он получил образование и воспитание в «Германии туманной». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна», она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала» о Ленском и скоро вышла замуж.

     Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился.

     Анализ  характеров главных героев показал, что только на примере Онегина, его  образа жизни, описанного в начале романа, можно рассмотреть жизнь типичного дворянина, его развлечения и занятия, а также предположить каким мог бы быть день светского человека.  

     4.1 Развлечения 

     «День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Однако те признаки, которыми отмечен день офицера или департаментского чиновника, в романе не отмечены, и останавливаться на них не имеет смысла»9, - так Ю. Лотман начинает свой комментарий к роману Пушкина «Евгений Онегин».

     Онегин  ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Кроме  людей неслужащих, такую жизнь  могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых  и имеющих знатную родню «маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной»10.

     Светский  человек, не обремененный службой, вставал  очень поздно. Это считалось признаком  аристократизма: ведь рано должны были просыпаться только те, кому приходилось  своим трудом зарабатывать на хлеб насущный — ремесленники, торговцы, служащие. Эту привычку российские аристократы переняли у французских Парижские дамы высшего света гордились тем, что никогда не видят солнца, ложась до рассвета и просыпаясь на закате.

     Встав с постели и совершив утренний туалет, полагалось выпить чашку чая или кофе. В два три часа дня наступало время прогулки — пешей, верхом или в коляске, во время которой можно было нанести визиты родным и знакомым, каковых у каждого имелось немало.

     Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы.

     Ежедневная  прогулка Александра I повлияла на то, что модное дневное гуляние проходило по определенному маршруту. В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста. Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Именно в эти часы Онегин гулял по «бульвару»:

                             Покамест в утреннем уборе,

                             Надев широкий боливар,

                             Онегин едет на  бульвар

                             И там гуляет  на просторе,

                             Пока недремлющий  брегет

                             Не прозвонит ему  обед. (1, XV, 9-14)

     Около четырех часов пополудни наступало  время обеда. Такие часы явственно  ощущались как поздние и «европейские»: для многих было еще памятно время, когда обед начинался в двенадцать.

     Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара – крепостного или наемного иностранца – и предпочитал обедать в ресторане. За исключением нескольких первоклассных ресторанов, расположенных на Невском, обеды в петербургских трактирах были хуже по качеству, чем в Москве.

     Местом сбора петербургских денди в это время был ресторан Талона на Невском:

        К Talon помчался: он уверен,

        Что там уж ждет его  Каверин.

                    <…>

                    Пред  ним roast-beef окровавленный,

                      И трюфли, роскошь  юных лет,

                    Французской кухни лучший цвет. (1, XVI, 5-14)

     Появиться в том или ином ресторане означало явиться на сборный пункт холостой молодежи – «львов» и «денди». А это обязывало к определенному  стилю поведения и на все оставшееся до вечера время.

     «Впрочем, и сам Пушкин, в отсутствие жены в Петербурге нередко обедал в ресторане. В 1834 г. в его письмах к Наталье Николаевне, находившейся в ту пору в Москве, часто встречается фраза: “Обедаю у Дюме” — имелся в виду известный столичный ресторан»11.

     Послеобеденное  время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений.

     Многие  в светском обществе слыли театральными завсегдатаями. Ведь театр в начале ХIХ в. был не просто храмом искусства, а чем-то вроде постоянного места встреч. Здесь можно было пообщаться с друзьями, узнать последние, далеко не театральные, новости, завязать любовный роман. Кавалеры покровительствовали актрисам, дружили с актерами, участвовали в театральных интригах, как и Онегин:

        Театра  злой законодатель,

        Непостоянный  обожатель

        Очаровательных  актрис,

        Почетный  гражданин кулис,

        Онегин  полетел к театру,

        Где каждый, вольностью дыша,

        Готов охлопать enterchat,

        Обшикать Федру, Клеопатру,

        Моину вызвать (для того,

        Чтоб  только слышали его). (1, XVII, 5-9) 

     4.2 Бал

     Танцы занимают в романе «Евгений Онегин»  значительное место: им посвящены авторские  отступления, они играют большую  сюжетную роль.

     Танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

     В эпоху Пушкина бал открывался полонезом, пришедшим на смену манерному  менуэту ХVIII столетия. Обычно его  начинала хозяйка дома в паре с  кем-то из именитых гостей. Если на балу присутствовала августейшая фамилия, то в первой паре с хозяйкой шел сам император, во второй — хозяин дома с императрицей. Вторым танцем на балу в начале ХIХ в. стал вальс:

        Однообразный  и безумный,

        Как вихорь жизни молодой,

        Кружится  вальса вихорь шумный;

        Чета  мелькает за четой. (5,XLI, 1-4)

     Интересно то, как толкуется слово «вальс» в «Онегинской энциклопедии»: «Вальс в “Евгении Онегине” упоминается трижды: два раза в сцене именин Татьяны и один — в седьмой главе (бал в Дворянском собрании).

      В 1820-е гг., когда мода на вальс распространилась в России, он считался излишне вольным. “Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности <...>, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие” (Правила для благородных общественных танцев, изданные <...> Людовиком Петровским. Харьков, 1825, с. 72.). Пушкин называет вальс “безумным”, “резвым” и связывает его с любовной игрой, ветреностью.

     Эпитет  “безумный” связан с той характеристикой танца, которую мы дали выше»12.

     В разгар бала исполняли мазурку. Именно в это время Онегин, как истинный светский “лев”, прибыл на бал. «Соль» мазурки составляло мужское соло, где кавалер мог продемонстрировать всю свою ловкость и темперамент:

Информация о работе День светского человека (по "Евгению Онегину")