День светского человека (по "Евгению Онегину")

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут преследоваться несколько целей. Одна из них - попытка проанализировать нормы светской жизни и рассмотреть то, как Пушкин воплотил их в своем романе. Другая же заключается в том, чтобы представить главных персонажей романа как ярких представителей высшего общества, в полной мере раскрыть особенности их повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Глава 1. Что такое «светское общество»? ………………………………….3
Глава 2. Этикет ………………………………………………………………6
Глава 3. Кто такие «денди»?……………………………………………...…9
Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни….12
4.1 Развлечения…………………………………………………....13
4.2 Бал……………………………………………………………...16
4.3 Дуэль…………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………1

Глава 1. Что такое «светское общество»? ………………………………….3

Глава 2. Этикет ………………………………………………………………6

Глава 3. Кто такие «денди»?……………………………………………...…9

Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни….12

         4.1 Развлечения…………………………………………………....13

         4.2 Бал……………………………………………………………...16

         4.3 Дуэль…………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………….26

Список  литературы………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ типичного дворянина своего времени. На протяжении первой главы романа автор не раз говорит о том, что Евгения одолел недуг, название которого - «английский сплин» или «русская хандра». Но что же стало причиной этой болезни?

     Ответ на этот вопрос - ни что иное как подробное изучение данной темы. Долгое время Евгений жил по законам высшего общества, развлечения и нравы которого изрядно ему надоели.

     Также, зная о тонкостях светской жизни, занятиях и увлечениях дворян, можно переосмыслить многие эпизоды романа.  А также понять предпосылки возникновения мотивов поведения многих героев, причины их отношения друг к другу.

     Не  стоит также забывать о тех качествах человека, которые могли быть продиктованными высшим обществом и нормами поведения в нем. Например, любовный интриги, в которых участвовал Евгений, заглушили в его душе способность искренне и сильно любить. Именно это не позволило ему распознать в Татьяне свою истинную любовь.

     То  же самое можно сказать и о  тех местах, которые обязан посещать человек высшего общества. Не важно, импонирует ли человеку какая-либо театральная постановка – если о ней говорят, то он обязан на ней присутствовать. Да и стоит ли упоминать о постоянном посещении домов высокопоставленных особ.  Получение приглашения на такие приёмы  подчёркивало определённый статус человека, его элитарность. Здесь обсуждалась не только политическая жизнь страны, важные новости международного масштаба, но и обычные сплетни или выгодные партии для собственных детей. Не это ли мы видим в эпизоде сватовства к Татьяне?

     Логика  исследования обусловила структуру  данной работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Глава № 1 посвящена объяснению термина «светское общество» - ключевого для исследуемой темы. Глава № 2 рассматривает этикет и его особенности, характерные для эпохи, обрисованной в романе «Евгений Онегин».

     Глава № 3 - переход от анализа образа жизни  общества в целом к анализу  стиля жизни главного героя романа. Глава №4 полностью посвящена  роману А.С. Пушкина. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

     В данной работе будут преследоваться несколько целей. Одна из них -   попытка проанализировать нормы  светской жизни и рассмотреть  то, как Пушкин воплотил их в своем  романе. Другая же заключается в  том, чтобы представить главных персонажей романа как ярких представителей высшего общества, в полной мере раскрыть особенности их повседневной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  Что такое  «светское общество»? 

     Прежде  чем перейти к рассмотрению дня светского человека в целом, нужно подробнее разобраться в понятиях: «светское общество» и «свет». Движение от общего к частному – главный принцип данной работы, что, безусловно, создаст наиболее полное представление о её теме.

     Итак, под словом «свет» подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. «Свет» состоит из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-нибудь талантом, природными достоинствами или достоинствами, приобретенными посредством цивилизации, наконец, вежливостью и приличием.

     Быть  названным «светским человеком» значит получить похвалу. Знать светское обращение, значит уметь пленять всеми родами прекрасных качеств: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.

     Если  бы мы могли знать всю подноготную  «света», если бы мы могли войти во все подробности сокровенной  семейной жизни людей, принадлежащих  к свету, узнать все их домашние тайны, заботы и мрачное беспокойство; если бы мы могли проникнуть сквозь эту блестящую, полированную скорлупу, представляющую на вид одно лишь удовольствие, веселье, блеск и великолепие, какая разница представилась бы нам между тем, что он есть на самом деле, и тем, чем он кажется.

     «Отец в разладе с детьми, муж враждует с женой, но эти семейные тайны от глаз света тщательно скрываются: и антипатия, и зависть, и роптания, и вечный разлад. Там дружба омрачается подозрением, личными интересами и прихотью; нежные клятвы и уверения в вечной любви и преданности кончаются ненавистью и изменой; огромные состояния теряют всю свою ценность через зависимость, которой они подвергаются»1.

     Загляните в любой светский дом, и вы увидите  людей различных состояний и  разнообразнейших положений в свете. В числе их находятся и военные, и медики, и юристы, и богословы – словом, люди всех профессий, представители разных специальностей, наук и искусств. Все они собрались в один круг хороших знакомых, но как бы тесно они не были соединены, всё-таки они остаются чужды друг другу, между ними никогда не может быть полной солидарности во мнениях и взглядах, однако снаружи всегда будет казаться, что между ними всеми господствует полное единомыслие и солидарность во всем. Этого требует этикет, предписывая самообладание, полнейшую учтивость и уважение к мнению другого, хотя бы с этим мнением внутренне и нельзя было согласиться. Этикет не допускает ни споров, ни нетерпимости к чуждому мнению. Один, желая завязать разговор, смело поднимает вопрос о каком-либо предмете, другой собеседник, более застенчивый и выжидавший лишь случая, чтобы с ним заговорили, учтиво отвечает на заданный вопрос, не решаясь возражать, хотя внутренне и не согласен с мнением своего более смелого собеседника. Третий, тоже обладая смелостью, но не обладая знанием того предмета, о котором заговорили, начинает говорить, сам себя не понимая. Однако его никто не обрывает замечанием, что он говорит о том, чего не понимает. Четвертый, мнение которого о том же предмете вполне справедливо, или молчит, или вставляет свое замечание так скромно, вежливо и мягко, что никого не оскорбляет своим умственным превосходством, и разговор идет мирно, без споров, без волнений. «Здесь никто не забывается, каждый знает свое место и положение в свете»2.

     Свет  не без основания составляет свое мнение о вашем достоинстве соответственно тому мнению, которое оно имеет о ваших друзьях. Пословица говорит: «Скажите мне, с кем вы дружны, и я скажу, кто вы». Действительно, каждый человек становится до известной степени таким, каковы те, в кругу которых он вращается. Он принимает их взгляды, их манеры и даже образ мыслей. Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, желающий усвоить привычки, осанку и манеры светского человека, посещал лишь хорошие общества. Все эти внешние качества он незаметно приобретет, вращаясь в приличном обществе и внимательно применяя качества и манеры лиц, составляющих это общество. Пусть только он как можно внимательнее присматривается к ним, и скоро он сравняется с ними. В светском обществе нет ничего такого, чего нельзя было бы приобрести при старании и внимательности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Этикет 

     Упоминая  в предыдущей главе об этикете, своеобразном «своде законов» для светского человека, было бы логично рассказать о нем подробнее.  Не обладать даже самым минимальным представлением о том, что значило для дворян слово «этикет», значит не понять предпосылок многих поступков героев романа «Евгений Онегин».

     Известно, что с течением времени старинные  русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему  французскому влиянию. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим питомцам французские обычаи и нравы.

     В ХIХ веке в России большой популярностью  пользовалась книга ЛИ. Соколова «Светский  человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она  неоднократно переиздавалась в 1847-1 855 годы.

     Каких же правил придерживалось русское общество в ХIХ веке?

     Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству  нравиться и располагать к  себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, «человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество — с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам»3.

     Первый  выезд в свет молодого человека был  также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу.

     До  вступления в брак образ жизни  девушки и молодого человека кардинально  отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах  и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле.

     Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве  сторон. При знакомстве обменивались карточками, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий.

     «Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через лень после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения»4.

     Вообще, визиты были необходимым элементом  светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого.

     Короткие  визиты принято было наносить при  отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило  правилам хорошего тона. Возвращаясь  после долгого отсутствия, тоже нужно  было посетить знакомых.

     Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

     После первого визита было принято присылать  ответное приглашение в течение  недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Кто такие «денди»? 

     Буквально в первых строках романа автор  называет своего героя «денди». Кого же во времена Пушкина подразумевали  под этим названием? То есть, прежде чем переходить непосредственно к роману Пушкина, следует побольше узнать о том стиле жизни, которого придерживался Онегин.

     Денди - социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. В отличие от щеголя, не слепо следует моде, но сам её создает, обладая тонким вкусом, неординарным мышлением, иронией по отношению к существующим моделям поведения.

     К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни.

Информация о работе День светского человека (по "Евгению Онегину")