Декаданс.Основные направления декаданса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли декаданса в истории литературы народов стран зарубежья как одного из наиболее значимых культурных направлений конца XIX начала XX веков.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать основные аспекты восприятия декаданса европейским сознанием XIX века, выявить литературные и культурные условия, определяющие специфику этого восприятия;
2. рассмотреть процесс вхождения термина «декаданс» в культурный обиход европейцев;

3. изучить проблему истоков декаданса, вычленить декадентские парадигмы в творчестве так называемых «декадентов вне декаданса» - О.Уайльда, Ницше;
4. на основе критического анализа трудов Ш.Бодлера и П.Верлена, рассмотреть эстетическую базу декаданса;
5. изучить социокультурные составляющие, способствующие широкому распространению декадентских настроений в английском обществе в последние десятилетия XIX века;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Обозначение декаданса как наивысшей степени модернизма ……………. 5
1.1 История декаданса………………………………………………………….. 10
1.2 Дифференцированность подходов к изучению проблем декаданса…….. 11
2 Основные художественные течения декаданса…………………………….. 16
2.1 Основные идеи и направления декаданса………………………………… 16
2.2 Авторы эпохи декаданса…………………………………………………… 18
2.3 Декадентское движение сегодня……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы …………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДЕКАДАНС!!!.docx

— 97.45 Кб (Скачать)

     Русские символисты второй волны (младосимволисты) определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединенность эстетства сверхличной правдой соборности. Андрей Белый в книге «Начало» описывает это так: «символисты» — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силится преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты»; и такими мы волили сделать себя". 

     По  мнению Б. Михайловского (Литературная энциклопедия 1929—1939), «символизм» как  термин шире термина «декадентство», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).

     Однако, Михалковскому противоречит Ф. П. Шиллер («История западно-европейской литературы нового времени»): «Менялись и сами названия группировок и направлений: начиная с романа „Наоборот“ (1884) Гюисманса, наиболее популярным из них было „декадент“ (под этим же заглавием выходил журнал), затем позже большим распространением пользовалось название „символист“. И тут разница не только в одних названиях. Если, например, все символисты были декадентами, то нельзя сказать, что все декаденты „конца века“ были и символистами в узком значении этого слова. Декадентство — более широкое понятие, чем символизм (если отвлечься от небольшой группы поэтов, объединявшихся вокруг журнала „Декадент“)».То, что называют «стилем декаданса», писал Готье, «есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации».

     Омри Ронен вообще выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».

     Иногда  термин «декадентство» употреблялся также  в биологическом смысле, означая  патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). «Вырождение» стало модным словечком эпохи. Врач Нордау ополчился против него по гигиеническим соображениям. Зато пациент Ницше отметил, что не только «пресловутая борьба за существование», но и появление вырождающихся, слабых, а потому более утонченных и восприимчивых натур способствует облагорожению человека и всякому движению вперёд («Человеческое, слишком человеческое»).В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.

     Идея  декаданса восходит к XVIII веку, к  Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.

     Как литературное движение декаданс —  это переходный этап между романтизмом и модернизмом.Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др.

       В группу русских декадентов  так называемого «старшего поколения»  в 1880-х — 1890-х гг. входили  такие поэты и беллетристы,  как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905. Для Троцкого истоки декаданса кроятся лишь в стремлении части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир «чистого» искусства.В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка.Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».

     К декадентам себя относят и многие музыкальные группы, особенно представители  готик-рока, дарквэйва и т. п. Декадансом своё творчество называют группы Агата Кристи, Dead Can Dance, Оберманекен (их культовый альбом «Прикосновение нервного меха» был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»), «Бостонское чаепитие», Кремация Бонифация, «Кабаре Безумного Пьеро» и др.

     Таким образом, декаданс - органичное и динамичное явление  культуры 19 века. Внутри декаданса присутствовало два вектора развития: 1) подражание европейской моде (преимущественно французской); 2) декаданс как разрушительная реакция на консерватизм в области культуры. На мой взгляд, данный объект исследования необходимо более глубоко изучать, сравнивать с  предшествующими и последующими эпохами, так как декаданс стал переходным периодом в литературе и искусстве всего мира, и не поняв всей сущности и особенности декаданса, мы не сможем до конца разобраться в проблемах предшествующих литературных направлений и в особенностях ново сложившихся  литературных течений. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Зарубежная литература конца XIX начала XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. М. Толмачёва. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  2. Косиков Г.К. «Шарль Бодлер между восторгом жизни и ужасом жизни» // Сартр Ж.-П. Бодлер. М.: УРСС, 2004.
  3. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: 1993.
  4. Ницше Ф. Избранные произведения. С.Пб.: Азбука-Классика, 2003
  5. НогезД. Три Рембо // «НЛО» 2005, №71
  6. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.: 1973
  7. Толмачев В.М. «Утраченная и обретенная реальность» // Наоборот. Три символистских романа. М.: Республика, 19951. По творчеству О. Уайльда:
  8. Бэлза С.К «Роман жизни О. Уайльда» // О. Уайльд. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. М.: «Правда», 1987
  9. Венгерова 3. А. «О. Уайльд и английский эстетизм» // Литературные характеристики. Кн. 1-3, СПб, 1897-1910
  10. Дорошевич А. «Король жизни» // О. Уайльд. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Терра, 2005
  11. Зверев А. «Портрет О. Уайльда» // О. Уайльд. Избранное. М.: «Худ. Литература», 1986
  12. Пальцев Н.М. «Художник как критик, критика как художество. Эстетика О. Уайльда» // О. Уайльд. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М.: Республика, 1993
  13. Урнов М.В. «Оскар Уайльд и его творчество» // Selections from О. Wilde. М.: «Прогресс», 1979
  14. Чуковский К. «О. Уайльд. Этюд» // О. Уайльд. Избр. произведения в 2-х томах. Т 1. М.: Республика, 1993
  15. Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. М.: Изд. Независимая Газета, 20001. По творчеству А. Жида:
  16. Татаркевич В. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.
  17. Фетисов И.В. Западно-европейская живопись XX века М.: Изобраз. Искусство, 1998.
  18. Максимова Т. М. Хронотоп в «Стихотворениях в прозе» Ш.Бодлера // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2009. Т. 15. - № 1. С. 64-68.
  19. Максимова Т. М. Память в контексте эстетических взглядов Ш.Бодлера (по «Стихотворениям в прозе») // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2002. Выпуск 2. С. 93-97.
  20. Максимова Т. М. Функции памяти в «Стихотворениях в прозе» Ш.Бодлера // Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 21-25 апреля 2003 г.: В 7 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - Ч. 7. Актуальные проблемы филологии XXIвека. С. 48-49.
  21. Максимова Т. М. Радикальный «пассеизм» Ш. Бодлера: К проблемевзаимосвязи личности и творчества // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2004. Выпуск 1.С. 104-107.
  22. Максимова Т. М. Тема городских низов в «Стихотворениях в прозе»Ш. Бодлера //Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 20-23 апреля 2004 г.: В 8 ч.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. Ч. 7. Актуальные проблемы филологии XXI века. С. 43-44.
  23. Максимова Т. М. Образ корабля у Ш. Бодлера, А. Рембо и С. Малларме // Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 17-28 апреля 2006 г.: В 7ч. - Иваново: Иван, гос. ун-т, 2006. - Ч. 7. Актуальные проблемы филологии. С. 67.
  24. Максимова Т. М. Превосходство воображаемого над природным в «Стихотворениях в прозе» Ш. Бодлера // Художественное слово в пространстве культуры: Функции и трансформации: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. С. 40-49.
  25. Максимова Т. М. Тема поэта и толпы в «Стихотворениях в прозе» Шарля Бодлера // Малые жанры: Теория и история: Сб. науч. ст. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. С. 216-220.
  26. Максимова Т. М. Образ времени в системе образов-символов «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера II Художественное слово в пространстве культуры: Материалы Междунар. науч. конф., посвященной тридцатилетию кафедры зарубежной литературы.(Иваново, 20 декабря 2006 г.). - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. С. 292-301.
  27. Максимова Т. М. Образ корабля: варианты литературно-эстетических интерпретаций (Ш. Бодлер, А. Рембо, С. Малларме) // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2007. Выпуск 1. С. 75-78.
  28. Рауд Н.П. Проблемы изучения англоязычной поэзии в Эстонском вузе (на примере творчества О. Уайльда) // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре. Материалы IV Международной конференции (27-29 марта 2003 г.). - СПб: Янус, 2003 - С.223-228
  29. Рауд Н.П. Импрессионизм в творчестве О.Уайльда // Литературные связи и литературный процесс. Выпуск 9 (Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе). Материалы межвузовской конференции. - СПб., 2005.- С.54-55
  30. Рауд Н.П. Поэмы О.Уайльда // Литература как развивающаяся система. Выпуск 10. (Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе). Материалы межвузовской конференции. - СПб., 2006 - С. 49
  31. Raud N. Oscar Wilde's Poetry - tradition, imitation or innovation? // Acta et commentationes collegii Narvovensis. Tartu Ulikooli Narva Kolledzi toimetised. III. - Narva, 2004 - P.l 11- 121.
  32. Дилетантизм как интеллектуальное донжуанство (к теме непостоянства в творчестве Г. Д'Аннунцио, О. Уайльда и А. Жида). - М.: МАКС Пресс, 2005. - 20 с.
  33. Природа как антипод культуры («естественность» и «искусственность» в творчестве Й.-К. Гюисманса, О. Уайльда и А.Жида). - М.: МАКС Пресс, 2005. - 16 с.
  34. http://www.elitarium.ru/
  35. http://www.portal-slovo.ru

Информация о работе Декаданс.Основные направления декаданса