Декаданс.Основные направления декаданса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли декаданса в истории литературы народов стран зарубежья как одного из наиболее значимых культурных направлений конца XIX начала XX веков.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать основные аспекты восприятия декаданса европейским сознанием XIX века, выявить литературные и культурные условия, определяющие специфику этого восприятия;
2. рассмотреть процесс вхождения термина «декаданс» в культурный обиход европейцев;

3. изучить проблему истоков декаданса, вычленить декадентские парадигмы в творчестве так называемых «декадентов вне декаданса» - О.Уайльда, Ницше;
4. на основе критического анализа трудов Ш.Бодлера и П.Верлена, рассмотреть эстетическую базу декаданса;
5. изучить социокультурные составляющие, способствующие широкому распространению декадентских настроений в английском обществе в последние десятилетия XIX века;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Обозначение декаданса как наивысшей степени модернизма ……………. 5
1.1 История декаданса………………………………………………………….. 10
1.2 Дифференцированность подходов к изучению проблем декаданса…….. 11
2 Основные художественные течения декаданса…………………………….. 16
2.1 Основные идеи и направления декаданса………………………………… 16
2.2 Авторы эпохи декаданса…………………………………………………… 18
2.3 Декадентское движение сегодня……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы …………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДЕКАДАНС!!!.docx

— 97.45 Кб (Скачать)

    «Eighteen Nineties» - знаменитую книгу Холбрука Джексона о своих современниках, - писателях и художниках, которая впервые была опубликована в 1913 году и с тех пор неоднократно переиздавалась. Ее автор, опираясь на свидетельства очевидцев, на собственные воспоминания, попытался воссоздать, причем небезуспешно, саму атмосферу «желтых девяностых». «Многие писатели, вполне забытые и полузабытые мной, снова встали как бы перед глазами со страниц г-на Холбрука Джексона. Книга была хотя и дотошно, но блестяще, написанной» (М. Бирбом «Энок Соумз). Целый раздел в этой книге был посвящен декадансу. Джексон, стараясь быть по возможности объективным, попытался вычленить основные составляющие декадентского движения в английском искусстве. К числу определяющих черт декаданса он отнес: «порочность, искусственность, эгоизм и 1 странность» . В Англии, - пишет Джексон, - декаданс берет свое начало с «Ренессанса» У. Пейтера и заканчивается романом «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и повестью «Под холмом» О. Бердслея»22. Работа Джексона заложила фундамент для последующего изучения литературы английского декаданса.

1.1 История декаданса

     В XIX веке европейская и особенно французская  литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был  использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом. 
           Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.Декаданс, как мы уже отмечали, следует рассматривать в первую очередь как водораздел между уходящей культурой и нарождающейся новой (речь идет об искусстве модернизма)72 и, как любое переходное явление он, безусловно, не лишен «ущербности», но эта «ущербность», по словам A.M. Зверева, «скорее нравственная, чем художественная, сквозь нее пробивалось отвращение к самодовольному скудоумию и жажда света, откровения, непреходящей духовной истины. .».

     Итак, к настоящему времени усилиями специалистов разных стран заложены основы изучения английского декаданса как художественного феномена, но все эти работы не позволяют говорить о системном подходе к изучению данного явления. Остается еще немало нерешенных вопросов. В целом ряде случаев, когда речь заходит об английском декадансе, исследователи стремятся сфокусировать свое внимание на литературном фоне, который сложился в последнее десятилетие XIX века; изучается литературная обстановка этого времени, определяется место в нем декаданса (например, работы JI.M. Абазовой, Н.В. Тишуниной).

1.2 Дифференциальность подходов к изучению проблем декаданса

    Подлинный Ренессанс в исследовании английского  декаданса приходится на 60-70-е гг. XX века, когда практически одновременно появляются научные труды по самым  различным аспектам интересующей нас проблематики.Обобщенная картина английского декаданса была представлена в работах авторов нового поколения:Катерины Микс, Энид Старки,Барбары Чарлзворт , Карла Бексона , Джона Манро , Джеймса Нельсона, Ричарда Гилмана. Эти исследования значительным образом расширяют наши представления о различных проявлениях декаданса в английской литературе порубежной эпохи. Несомненный интерес представляет работа К. Микс, где исследовательница рассматривает культурную атмосферу «желтых девяностых» сквозь призму двух журналов «The Yellow ВооЬ» и «The Savoy», ставших пристанищем для многочисленной группы поэтов, критиков, романистов, художников продекадентской направленности. Дж. Манро в своей работе акцентирует наше внимание на декадентских доминантах в английской поэзии последних десятилетий XIX века.К наиболее значимым теоретическим работам по декадансу следует отнести исследование Р. Гилмана «Декаданс: Странная жизнь эпитета» (1979), где основное внимание, исходя из названия, уделяется этимологии слова «декаданс», рассматривается сфера его применения в различных исторических эпохах.Практически в это же время выходит четвертый том «Литературной истории Англии», где появляется целый раздел «Эстетизм и Декаданс», в котором значительное место уделяется знаковым фигурам декадентского движения: Пейтеру, Бердслею, Уайльду, Даусону. Все это говорит о том, что литература декаданса получила свое признание, в том числе и в академических кругах. Нельзя обойти вниманием и сборник трудов «Декаданс и 1890-е»35, изданный под редакцией известного британского профессора Яна Флетчера . Он интересен тем, что представляет различные подходы в изучении «образного мира» декадентской литературы, рассматривая такие понятия, как «декадентский космос» (Дж. Гордон), «декадентский писатель» (Дж. Гуд), «декадентские журналы» (Я. Флетчер) и т.д.Последующий период 80-90-е гг. также был отмечен поисками новых направлений в изучении литературы английского декаданса. К любопытным выводам в своих работах пришли Джон Рид, Ричард Торнтон, Г. Цеваско, Камилла Палья. Проникновение «декадентского стиля» в такие области, как поэзия, искусство, музыка, рассматривает в своей работе Дж. Рид. Р. Торнтон акцентирует свое внимание на таком явлении, как «декадентская дилемма». Для него «декадент - это человек, который разрывается между двумя противоположными и, по-видимому, несовместимыми устремлениями: с одной стороны, его влечет к миру, к его нуждам и получаемым от него приятным впечатлениям, а с другой — его влечет к вечному, идеальному и внеземному . Камилла Палья, профессор гуманитарных наук Университета искусств Филадельфии, автор знаменитого исследования по культуре декаданса: «Личины сексуальности: Искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон» (1990), показывает, как «романтизм, едва возникнув, превращается в декаданс, и это превращение хорошо заметно в творчестве «43 крупных автора XIX века .». Исследуя различные типы декадентских личин («масок»), Палья провозглашает тезисы, которым активно следовали художники новой формации рубежа веков: «Искусство не имеет никакого отношения к нравственности»; «Моральные темы могут присутствовать в искусстве, но лишь как вторичные, просто позволяющие связать произведения искусства с определенным временем и местом»; «Художиик творит не для того, чтобы спасти человечество, но для того, чтобы спастись самому»; «Искусство - форма, борющаяся за пробуждение от кошмара природы».В современной литературе декаданс также поддается ширкоому исследованию.

    Так 11—14 мая 2003 г. в Еврейском университете в Иерусалиме состоялся международный семинар, организованный Центром литературоведческих исследований и Центром славистики.Работа конференции началась докладом Омри Ронена «Символизм, декаданс и авангард».Декаданс взаимоотождествляется с символизмом по хорошо известным социально-бытовым причинам. Но декаданс, по убеждению ученого, не стиль, даже не течение, а настроение и тема, которые в равной мере окрашивают и искусство и философскую, научную, религиозную, общественную мысль.                      «Вырождение» — стало модным словечком эпохи.

      Главным стилем декаданса стал  действительно символизм, потому  что его поэтика предполагала  умение читать. Исторически декаданс  не упадок искусства и науки, но упадок жизни, деградация общества, а не искусства. Символисты переживали современность как закат, поэтому они были декадентами, ловили длиные закатные тени, брошенные впереди себя грядущими событиями. Образ поэтов как зеркал, отражающих тени, отбрасываемые грядущим на настоящее, — стал одним из самых проникновенных в русском символизме (докладчик проследил его поэтическую генеалогию, восходящую к Шелли и Шиллеру).

    Символизм жил ожиданием «грядущих гуннов»  и эсхатологическими чаяниями нового Иерусалима. Не только поэты и мистики, но и ученые пророчествовали на рубеже веков, они смыкались то с авангардом, то с символизмом в стремлении к трансцендентному; у некоторых русских ученых естествознание, искусство и религия сочетались. Унаследовав доктрину Вл. Соловьева о пресуществлении жизни искусством, с одной стороны, и усвоив идею автономии искусства, с другой, символизм на раннем этапе смыкается с авангардом и носит авангардные черты.

    В конце XIX в. упадок остро ощущался, и его ощущение было выражено в могучих художественных формах, а в конце ХХ в. — орган, который воспринимал все это, отмер. Искусство превратилось в метаискусство или исполнительство, зато наука вобрала лучшие черты искусства. Судьба искусства как такового будет зависеть не столько от того, что сохранит «играющий случай», сколько от того, удастся ли новому веку и тысячелетию осуществить мечту художественного авангарда всех времен и всех стилистических оттенков — определить функцию искусства, в первую очередь, биологическую функцию. 

    Теоретическим проблемам было посвящено также  выступление Биньямина Харшава «Динамическая теория литературных жанров и другие супер-текстуальные конструкции», выдвинувшего гипотезу, согласно которой символизм это не столько литературно-художественное направление, подобно реализму и т.п., сколько жанр  — со своими правилами и законами, которые может использовать любой писатель, независимо от доминирующего художественного метода. К символизму, например, причисляли Шекспира, средневековых мистиков, Новалиса, Данте («Новая жизнь») и многих других, этот список «символистов задним числом» растет.Все это дает возможность, по мнению докладчика, считать символизм литературным жанром, существующим во все эпохи и в силу расплывчатости своей эстетики (где, например, поэтический язык — средство не коммуникации, а прежде всего суггестивного влияния) способным распространяться помимо литературы и на живопись, музыку и др. искусства; позволяет видеть как бы разные символизмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные художественные  течения декаданса

2.1 Основные идеи  и направления  декаданса

    Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности. В защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения».Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма.

    Термин  «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве, например, импрессионизм. И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства, например, в русском символизме.Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психофизического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.).

    С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

    Субъективизм  — введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом  творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму.В собственном смысле слова субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura — положение). В крайних случаях такой субъективизм в теории познания приводит к солипсизму, а в этике — к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике — гедонисты, а в Новое время — особенно Штирнер. Индивидуали́зм  — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя».

      Индивидуализм противопоставляет  себя идее и практике подавления  личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством. Таким образом, индивидуализм — противоположность коммунизма, холизма, социализма, фашизма, этатизма, тоталитаризма, коллективизма, коммунитаризма, и других идеологий, которые настаивают на подчинении индивидуума обществу. Имморализм — отрицание обязательности или ценности принципов и предписаний морали.

    Относительный имморализм отрицает законы и предписания  морали как имеющие значение доброго  и злого в настоящее время, в определённый период и в определённом культурном круге; абсолютный имморализм — это отрицание всех моральных ценностей, он не обращает внимания на различие между добрым и злым.

2.2 Авторы эпохи декаданса

     Поэты-символисты отрицали морализаторство в искусстве, эпатировали очевидным неприличием. А. Рембо пишет сонет «Искательницы  вшей», ранее Шарль Бодлер опубликовал стихотворение «Падаль».В реальной жизни декаденты вели богемный образ жизни, демонстрировали имморализм, щеголяли распущенностью, полагая, что, создав шедевр в искусстве, они оправдают все свои пороки. К декадентам в английской критике относили творчество Оскара Уайльда (1854—1900) и Обри Бердслея. К такого рода оценкам оба давали немало поводов. Уайльд — мастер парадоксов. Парадокс — мнение, которое противоречит общепринятому. Парадокс не утверждает новые истины, но заставляет сомневаться в тривиальных оценках.

     Оскар Уайльд родился в Дублине. Говорят, что самые остроумные английские писатели — ирландцы. Свифт, Шоу и Уайльд тому подтверждение. Закончив Оксфордский университет, он стал профессиональным литератором. Помимо стихов, сказок и пьес Уайльд выступал с чтением лекций об убранстве жилищ и моде, редактировал журнал «Женский мир». В 1884 году женился, у него была преданная жена и двое сыновей. Уайльд исповедовал принципы дендизма: удивлять не удивляясь, презирать толпу, эпатировать публику экстравагантным костюмом, поклоняться красоте, не говорить ничего банального.

Парадоксальна эстетика Оскара Уайльда. Он утверждал  приоритет искусства. Жизнь подражает  искусству, а не наоборот, как считали  все его предшественники. Искусство абсолютно чуждо морали, его цель — красота: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо. Мораль всегда служит последним приютом людей, не понимающих красоты».Свои взгляды он изложил в статье «Упадок искусства лжи» (1889). Она была реакцией на призывы натуралистов изображать жизнь с максимальной достоверностью. Уайльд полагал, что правдивость убивает воображение. В комедиях «Веер леди Уиндермир» (1892) и «Как важно быть серьезным» (1895) он пародировал так называемую проблемную драматургию, связанную с вопросами женской эмансипации.

Информация о работе Декаданс.Основные направления декаданса