Богатство этикетных возможностей разговорной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие богатства этикетных выражений разговорной речи.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- дать понятие разговорной речи.
- дать основную характеристику речевого этикета
- проанализировать этикетные выражения, применяющиеся в разговорной речи.
- проанализировать использование речевых этикетных формул в художественном тексте (на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Разговорная речь и речевой этикет. 5
1.1.Разговорный стиль речи (общая характеристика) 5
1.2. Понятие речевого этикета. 9
Глава 2. Этикетные выражения в разговорной речи и художественном произведении. 12
2.1. Этикетные выражения в разговорной речи. 13
2.2. Речевая этикетная формула «Слава Богу» в контексте романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 19
Заключение. 24
Список использованной литературы. 27

Работа содержит 1 файл

«Богатство этикетных возможностей разговорной речи».doc

— 140.50 Кб (Скачать)

      Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание  продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать

здороваться - означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И

наоборот: здороваясь с человеком, с которым  мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт.

      Поэтому, входя в учреждение, сначала здороваются  и только потом начинают излагать свое дело. Занимая место в купе поезда, здороваются с будущими  попутчиками. Так или иначе вступить в общение с ними придется.

"Здравствуйте!" свидетельствует о готовности  к общению и предлагает сделать его доброжелательным. В нашей стране существует старая деревенская традиция здороваться со всеми, кто идет навстречу, даже с незнакомыми. И это тоже знак уважения и расположения к людям.

      В системе речевого этикета важную роль играют обращения. В современном  обществе обращения очень разнообразны.

        Жизнь поразительно многогранна, различны сферы общения, чрезвычайно  разнообразны отношения, в которые мы вступаем друг с другом. По-разному  обращаются к девушке и молодому человеку, к детям и людям пожилым, к  знакомым и незнакомым, к "своим" и "чужим", тонко чувствуя и обозначая  меру близости. Нам нужны официальное гражданин и фамильярные старик, брат, браток, папаша .. Едва ли мы откажемся от интимно-ласковых мой друг, подруженька, мой милый.,. Разве не на каждом шагу требуется вежливое

товарищ? И, возможно, в каких-то ситуациях  бывают изредка необходимы грубые универсальные оклики: Эй!, Ты!.

      В сравнении с прошлым сегодня гораздо чаще встречаются ситуации, в которых общение имеет личностный, а не формальный характер. Это важная примета нашего общества. Чрезвычайно изменился вид контактов в сфере труда, в одной из главных сфер человеческого общения. Изменился, конечно,и обслуживающий трудовую сферу речевой этикет. Исчезли специальные служебные обращения, отражавшие в прошлом сословно-бюрократическую иерархию. В принципе перестали различаться обращения "сверху вниз" и "снизу вверх". Иван Иванович! - это обращение директора завода к рабочему,

это и  обращение рабочего к директору.

      Упростившись  в одном отношении, современная  система обращений оказывается очень сложной в другом - в точной и тонкой ориентации на личностные свойства собеседников. Она не стоит на месте, и в ее развитии, как это вообще характерно для развития языка, можно заметить противоречивые тенденции, разнонаправленные процессы, взаимодействие которых и приводит к движению. С одной стороны, есть стремление, особенно заметное в молодежной среде, упростить и формы неслужебного общения, сделав, например, слово парень универсальным обозначением юноши и обращением к нему, а ты с первых минут знакомства - приметой современного молодежного демократического стиля.

        Очень многие речевые формулы  восходят к христианским текстам. В некоторых словах это не бросается в глаза («спасибо»), а некоторые слова утратили свое значение (Слава Богу). Употребляя данное выражение, человек употребляет его как синоним к слову «хорошо», «нормально».

      На  примере этой же формулы мы доказали, что глубокое знание писателями правил речевого этикета позволяет создать правдивую речевую палитру художественного произведения. С помощью этикетной формулы «Слава Богу» И. С. Тургенев еще раз подчеркнул близость Базарова к народу и знание им народной психологии.

      Русский язык богат и меняется со временем, обогащается словарный запас. Имеет  место и динамика использования  речевых этикетных формул. Вследствие этого изучение речевого этикета  всегда будет актуальным и привлекающим внимание специалистов русского языка и широкой публики.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

 
  1. Акимов  Н. П. О хороших манерах // Эстетика поведения. - М., 1963.
  2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 1978.
  3. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. М., 1981.
  4. Балакай А. Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания. - Новокузнецк (НГПИ), 2002. - 228 с.
  5. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. Проспект. - Новокузнецк, 1993. - 42с.
  6. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека. – М.: Добросвет, 2000.
  7. Введенская Л.А., Павлова  Л.Г., Культура и искусство речи.  Современная риторика. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 1993г. - 576 с.
  8. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа… Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1993.
  9. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  10. Гользин В. Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983.
  11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. - 496 с.
  12. Караулов Д. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
  13. Курочкина И. Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. Исторический и методический аспекты. - М.: Изд-во МГОПИ, 1994. - 112с.
  14. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1986.
  15. Люстрова З. Н., Скворцова Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском языке. – М.: Знание, 1978.
  16. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002г. - 248с.
  17. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. – Л.: Просвещение, 1968.
  18. Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. - М.., 1979.
  19. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
  20. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн. Для уча-щихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
  21. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1977.
  22. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь – справочник. – М.: Знание,1995.
  23. Смольянинов И.Ф.  О прекрасном говорить прекрасно. – Л.: Знание, 1974.
  24. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. 2-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - 193с.
  25. Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта плюс, 1998.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

       

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Богатство этикетных возможностей разговорной речи