Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ………………………………… с
ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.
§ 1 “Женщина в свете” ……………………………………… с.
§ 2 “О значении болезней” …………………………………… с.
§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.
§4 О России……………………………………………………………с.
§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.
§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.
Тем не менее письмо " О театре" встретить отрицательную оценку о.Матфея Константиновского. Христианская церковь не считала влияние театра на общество хорошим. Отцы и учители Церкви, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также русские святители - митрополит Московский Филарет, Феофан, Затворник Вышинский, позднее Св.Праведный Иоанн Крондштадский обличали театральные зрелища. Гоголю были известны "Толкования на Святого Матфея Евангелиста" Иоанна Златоуста, где он писал о вреде театра.
Поэтому, скорее всего, о.Матфей и не считал нужным отыскивать смысл в таком виде искусства.
В письме к о.Матфею от 9 мая 1847 года н.ст. Гоголь обьяснял цель своей статьи:"... Статью о театре я писал не с тем, чтобы приохотить общество к театру, а с тем, чтобы отвадить его от развратной стороны театра .." ‹...› Я только думал, что нельзя отнять совершенно от общества увеселений их, но надобно так распорядиться с ними, чтобы у человека возрождалось само собою желание после увеселения идти к Богу - поблагодарить Его ‹...›. Вот была основная мысль той статьи, которую я сумел хорошо написать". (т.9, с.377). И, далее, в том же письме:"Письмо о театре я писал, имея ввиду публику, пристрастившуюся к балетам и операм...". (т.9,c.381).
Однако со временем отношение Гоголя к этой проблеме изменилось. в 1842 году он писал М.С.Щепкину:" Помните хорошенько, что уж от меня больше ничего не дождетесь. Я не могу и не буду писать ничего для театра." (т.9, с.183).
Заключение.
В настоящей работе предполагалось
показать, как отразилось в творчестве
Гоголя автобиографическое начало. Материалом
для раскрытия этой темы послужила
переписка Гоголя, воспоминания о
нем современников и
В работе рассматриваются
три произведения Гоголя: “Портрет”,
“Мертвые души” и “Выбранные места
из переписки с друзьями”. В первой
главе, посвященной “Портрету”, сравниваются
две редакции повести. В работе мы
приводим воспоминания современников
Гоголя о его пребывании в
Риме и увлечении живописью. Особенно
важное значение для понимания отношения
Гоголя к искусству имеет книга
Н. Г. Машковцева “Гоголь в кругу
художников”, материалы которой
приводятся в работе, а также воспоминания
А. О. Смирновой о нем. В повести
выразилось глубокое убеждение автора
в том, что искусство может
служить разным целям, и главной
задачей художника должно быть прославление
Бога своим искусством. Об этом аспекте
повести писал Н, Котляревский в
своей статье “Художественное, философское
и автобиографическое значение повести
Гоголя “Портрет”, о которой говорится
в работе. Так, в “Портрете” отразились
также собственные
Во второй главе работы
говорится о поэме Гоголя “Мертвые
души”. В этой главе мы приводим
основные положения работы Б, н. Скворцова
“Личные источники “Мертвых душ”,
написанной на сходную тему. В поэме
можно найти много
Третья глава работы посвящена “Выбранным местам из переписки с друзьями”. Эта книга представляет собой во многом автобиографическое произведение, так как в основе ее лежат письма к разным лицам. В работе мы сравниваем главы “Выбранных мест из переписки с друзьями” с письмами Гоголя, на которые он опирался, составляя книгу.
Творчество Гоголя было неразрывно связано с его духовной жизнью. Особенно это проявляется при сравнении мыслей, высказанных им в его произведениях, с его выписками из творений святых отцов и учителей Церкви.
Однако, мы сознаем, что тема до конца не исчерпана. В других произведениях Гоголя тоже можно найти автобиографические мотивы, о которых не говорится в настоящей работе.
Библиография
1 ) Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет". // "Н. В. Гоголь. Его жизнь и сочинения/ Под ред. Покровского В. – М.-, 1915.
2) Скворцов Б. Н. Личные источники«и "Мертвых душ". – Казань, 1917.
3 ) Машковцев Н. Г. “Гоголь в кругу художников”. – М.: Искусство, 1955.
4) Сочинения и письма Гоголя, кроме особо оговоренных случаев, цитируются по изданию: Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 9 т. /Сост.,подг. текста и коммент. В. А. Воропаева и В. В. Виноградова. – М.: Русская книга, 1994. В дальнейшем ссылки на него даются в тексте с указанием тома и страницы.
5) Котляревский Н. “Художественное, философское и автобиографическое значение повести “Портрет” Н.В. Гоголя. Его труды и сомнения”. Под ред. Покровского. С. 225
6) Котляревский Н., с. 228
7) Котляревский Н., с. 228
8) Кулиш П.А. “Опыт биографии Н.В. Гоголя.” СПб 1854,- с.14-15
9)Анненков П. В. “Гоголь в Риме летом 1844 года. Литературные воспоминания” М., 1989, с.70
10) Смирнова А. О. Дневник. Воспоминания. М. ”Наука” , 1989, с. 43
11) Шенрок В.И. “Указатель к письмам Гоголя, заключающий в себе объяснения инициалов и других сокращений в издании Кулиша”. М., 1886. С. 40
12) Гусева Е.Н. “Воспоминания Г. П. Галагана о Гоголе” — памятники культуры. Новые открытия, М., 1984. - С. 66
13) Сабинина М. С. “Записки”, “Русский архив”, 1990,- т.4, с.534
14) Гоголь Н, В. Полное собр. соч. Т. 12, с. 331-332
15) Скворцов Б. Н. “Личные источники “Мертвых душ”
16) “Гоголь в воспоминаниях современников”. Без м. изд., - 1952,- с. 481
17) Скворцов Б. Н. “Личные источники “Мертвых душ”, с. 3
18) “Гоголь в воспоминаниях современников”. 1952, с. 481
19) Л. Арнольди “Мое знакомство с Гоголем”. “Гоголь в воспоминаниях современников”. Без м. изд., - 1952,- с. 479
20) Скворцов Б. Н. “Личные источники “Мертвых душ”, с. 5
21) Аксаков С. Т. “История моего знакомства с Гоголем //Гоголь в воспоминаниях современников”, С. 87-209. - с. 103
22) “В лета моей юности. Гоголь на Полтавщине” Сост. и текст Н. А. Высоколовой” Вступ. Ст. И. М. Молевой, М. Планета , 1991, — с.80
23) Шенрок В.И. “Школьная жизнь Гоголя./ Гоголь Н. В. Его жизнь и сочинения. Под ред Покровского, с. 203.
24)Кулиш П. А. “Опыт биографии Н. В. Гоголя” — СПб -1854 - с.12-13
25) Кулиш П. А. “Опыт биографии Н. В. Гоголя” — СПб -1854 - с. 13
26) Золотоусский И. П., с. 53
27) Оболенский Д. А. “О первом издании посмертно сочинений Гоголя” / Сб. “Гоголь в воспоминаниях современников”. 1952, с. 552
28) Пушкин А. С. Собрание сочинений в шести томах. Под ред. С. А. Венгерова. - Спб, -изд. Брокгауз-Ефрон. - 1909. -т. 3 -с. 924
29) Л. Арнольди “Мое знакомство с Гоголем”. //“Гоголь в воспоминаниях современников”. с. 482
30) Матвеев П. “Гоголь в Оптиной пустыни” //”Русская старина”,- 1903- № 2, С. 301-304, с. 303
31) Матвеев П. “Гоголь в Оптиной пустыне” Русская старина, 1903 т.2, с. 308
32) ‹‹«Исаак Сирин» Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. М.; изд. Донского монастыря и изд. Правило веры. 1993. -Репринт. 1911, - с. 18
33) ‹‹«Исаак Сирин» Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. М.; изд. Донского монастыря и изд. Правило веры. 1993, -Репринт. 1911, - слово,. 49, с. 216-217
34 ) Гоголь Н. В. Полное собр. соч. Т. 12, с. 472 – 473.
35) Гоголь Н. В. Полное собр. соч. Т.13, с. 53.
36) Библиографическая хроника. // "Финский вестник". – 1847. – № 2. – С. ЗЗ.
37) Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч.2. Приложения. Киев, 1915. С. 121.
38) Золотусский И. П. Гоголь. 1!.: Молодая гвардия, 1984.
39) Золотусский И., с. 442.
40) Св. Иоанн Златоуст .Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа-Константина града Златоустого избранные творения. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Книга 1. М.: Изд. отд. Московского Патриархата, 1993. С.382.
41) Гоголь Н. В. Полное собр. соч.: в 14 т. Л.: – Акад. наук СССР, 1937 – 1952. Т.11, с.287.
42) Гоголь Н. В. Полное собр. соч. Т.12, с.36.
43) Анненков П. В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. //Гоголь в воспоминаниях современников. М.; Без м.изд., 1952. – С.230-316. С. 281.
44) Буслаев Ф. И из “Моих воспоминаний”. / Гоголь в воспоминаниях современников. С. 223-224
45) Гоголь Н. В. Полное собр. соч. Т.13, с.23.
46) Барабаш Ю. Гоголь. Загадка "Прощальной повести". Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Художественная литература, 1993. С.24-25.
47) Золотусский И. с.58
48) Кулиш П.А., с.17
Информация о работе "Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя