Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ………………………………… с
ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.
§ 1 “Женщина в свете” ……………………………………… с.
§ 2 “О значении болезней” …………………………………… с.
§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.
§4 О России……………………………………………………………с.
§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.
§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.
Сам Гоголь имел искреннюю
веру в необходимость царского правления
на русской земле, был глубоко
предан императору Николаю 1. В письме
к графу А.П. Толстому от 2 января
1846 года н.ст. из Рима он с благоговением
описывал то, как увидел Государя. Он
писал:"Бог да спасет его и да
внушит ему все, что ему нужно,
что нужно истинно для
Гоголю были известны и отношенья государя с Пушкиным. В письме “О лиризме наших поэтов” есит такие слова: ”Только по смерти Пушкина обнаружилось его истинные отношения к государю” (т.6, с. 46). Гоголь знал письмо В. А. Жуковского отцу поэта С. Л. Пушкина, в котором он описывал последние дни Пушкина. Жуковский писал о том, какая тесная связь была у Пушкина с государем: “При начале своего царствования он ео себе присвоил.... он следил за ним до последнего его часа; бывали минуты, в которые, как буйный, еще неостепенившийся ребенок, он навлекал на себя неудовольствие своего хранителя, но во всех изъявлениях неудовольствия со стороны государя было что-то нежное, отеческое." (В.А.Жуковский. Соч.6т., изд. 7-е под ред. П.А.Ефремова, Спб. 1848, т.6,с.9). Жуковский передает, что перед отъездом доктора, Оренту Пушкин сказал:" Попросите государя, чтобы он меня простил". ( Жуковский В.А., т.6, с.11). И государь ответил Пушкину письмом:" Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе мое прощение, и вместе мой совет: исполнить длог христианаский. О жене и детях не беспокойся: я их беру на свое попечение."(Жуковский В.А., т.6, стр.12). Жуковский так описывал эту сцену: " Около полуночи фельдегерь с повелением немедленно ехать к Пушкину, прочитать ему письмо, собственноручно государем к нему написанное, и тот час " обо всем донести". "Я не могу, я буду ждать",- приказывал государь Аренту.(Жуковский В.А.,т.6,с.12). И когда Жуковский подошел к умирающему Пушкину и спросил:" Может быть увижу государя, что мне сказать ему от тебя?" И Пушкин ответил:" Скажи, что мне жалб умереть, был бы весь его". (Жуковский В.А.,т.6,с.14).
Когда во второй раз Арент приехал от государя, Пушкин сказал:" Жду царского слова, чтобы умереть спокойно." (Жуковский В.А., т.6, с.14). И последние слова Пушкина, обращенные к государю были:" Скажи государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастья в его сыне, что я желаю ему счастья в его России".(Жуковский В.А., т.6,с. 15). Таковы были отношения государя с великим русским поэтом. Слова Жуковского, сказанные в том же письме, наверное, совпадали с мнением Гоголя:"Редкий из писателей, помолясь над гробом, не помолился в то же время за государя и можно сказать, что это изъявление националной печали о поэте было самым трогательным прославлением его великодушного покровителя". (Жуковский В.А., т.6,с.21).
Пятнадцатая глава - "Предметы
для лирического поэта в
Гоголь долгое время сам
изучал летописи и обращался к
историческим сюжетам. В 1842 году им был
написан "Тарас Бульба". Над
этим произведением Гоголь начал
работать в конце 1833 года, в период
своего увлечения всеоющей историей
и историей Украины. "Тарас Бульба"
был написан на основании тех
документов и исторических произведений,
которые изучал тогда Гоголь. Последняя
статья, написанная на эту тему в
книге - " В чем же наконец существо
русской поэзии и в чем ее особенность".
В этой статье присутствуют и размышления
Гоголя о путях русской литературы,
и своеобразный обзор поэзии от Ломоносова
до современных Гоголю поэтов. Эта статья
тесно связана с опытом Гоголя "Учебная
книга словесности", которая была им
задумана, скорее всего, в 1830 году, когда
он, по совету Пушкина, начал писать "
Историю русской критики". Сам Гоголь
был хорошо знаком с такими книгами. Еще
в Нежине он изучал русскую словестность
по "учебной книге русской словестности,
по "Учебной книге русской словесности,
или избранных мест из русских сочинений
и переводов в стихах и прозе, с привосокуплением
кратких правил риторики и истории русской
литературы, изданной Николаем "Правилам
словестности" Я.В.Толмачева, он знал
также "Основание российской словестности"
А.С.Никольского, "Опыт о русском стихосложении"
А.Х.Востокова, "Собрание образцовых
русских сочинений и преводов в стихах
и прозе" в 2О томах, составленное А.И.Тургеневым,
В.А.Жуковским и А.Ф.Воейковым, о которых
он писал в письмах 1824-1825 годов. А в 183О
году Гоголь сам пытался составить такого
рода книгу. Впоследствии некоторые ее
положения нашли отражение в "Выбранных
местах .." Так, в разделе "Учебной
книги словесности" "О поэзии"
Гоголь делит поэзию на 3 рода: лирический,
драматический или повествующий и третий
- описательный или дидактический. Двумя
путями передает он другим ощущения: или
от себя самого лично, - тогда поэзия его
лирическая, или выводит других людей
и заставляет их действовать в живых примерах,
- тогда поэзия его драматическая и повествующая
(т.6,с. 167). В письме Гоголя к Н.М.Языкову
от 15 февраля 1844 года, в котором он указывает
поэту на отсутствие лиризма в его последних
стихах, Гоголь пишет о различии между
лирическим и описательным талантом:"
Не суждено лирическому поэту быть спокойным
созерцателем жизни, подобно эпическому.
Не может лирическая поэзия, подобно драматической,
описывать страдания и чувстства другого."(т.9,
с.223). В этом же письме примером для лирического
поэта Гоголь называет псалмы Давида:"Все
тут сердечный вопль и непритворное восторгновение
к Богу. Вот почему остались они как лучшие
молитвы, и до сих пор в течение тысячелетий
низводит утешение в души. ‹...›. Но из
твоей души должны исторгнуться другие
псалмы, не похожие на те, из своих страданий
и скорбей исшедшие, может быть более доступные
для нынешнего человечества, потому что
и самые страдания и скорби твои более
доступны нынешнему человечеству, чем
страдания и скорби Давидовы". (т.9,с.225).
Подобно тому, как в "Учебной книге словесности"
Гоголь указал три вида поэзии, в статье
"В чем же наконец существо русской
поэзии и в чем ее особенность" Гоголь
говорит о трех источниках русской поэзии,
которые можно соотнести с этими тремя
родами. Источником " лирического рода"
можно назвать народную песню и "церковные
песни и каноны", " повествовательно-
В статье можно найти и автобиографические моменты. Среди многих поэтов Гоголь упоминает и В.В.Кайниста : " от одного только Кайниста послышался аромат истинно душевного чувтсва и какая-то особенная антологическая прелесть, дотоле незнакомая".(т.6,с.154). Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, и Василий Васильевич Кайнисти были давно знакомы. Кайнист жил в Обуховке, по соседству с Гоголем. В.А.Гоголь был уездным предводителем дворянства, Кайнист - губернским предводителем, потом губернским судьей.
По воспоминаниям матери, он даже говорил с маленьким Николаем Гоголем. А в июле 1813 года Державин приезжал в Обуховку, где видел Н.В.Гоголя, т.к. они в то время там гостили.
В своих статьях Гоголь
высказал особое мнение о русских
литераторах. В письме от 29 октября
1848 года он писал графине А.М.
В статье "В чем же наконец
существо русской поэзиии и в
чем ее особенность" гоголь раскрыл
высокое назначение всей русской
поэзии:" Поэзия наша звучала не для
современного ей времени, но чтобы, - если
настанет наконец то благодатное
время, когда мысль о внутреннем
построении человека в таком образе,
в каком повелел ему
§ 6. " О театре".
Глава книги "Выбранные места....", " О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности" выражает не только гоголевское отношение к театру, но и взгляд автора на искусство вообще.
Гоголь был знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н.В.Гоголь видел пьесы - "Недоросль" Фонвизина, "Подщипу" Крылова, малороссийские сцены. В Непишской гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в 1824 году. В трагедии В.А.Озерова "Эдит в Афинах" Гоголь играл роль Креона, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь обладал сценическим талантом :" Гоголь в этой роли не произносил ни слова, он только двигался по сцене, покряктывал, посапывал и почихихивал, но зал не мог удержаться от хохота47. П.А.Кулиш писал о нежинском театре :" ..Театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал"48. Впоследствии им были написаны комедии "Женитьба" (1833), Ревизор (1835), несколько драматических отрывков и сцен.
В письме, обращенном к графу А.П.Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые руководили им при написании его собственных пьес. Гоголь смотрел на театр как на искусство, которое может послужить и благим целям.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра" (т.6, с.54), особенно
оно могло быть важно для
светского общества, для людей,
далеких от Христа. Он писал:"...Свет
не в силах встретиться прямо
со Христом. Ему далеко до
небесных истин христианства. Он
их испугается, как мрачного монастыря,
если не подставить ему
Гоголь видел достоинство театра в том, что этот вид искусства способен обьединить одним чувством сразу множество народу. Он писал в своем письме:" Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем ни схожая между собой, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом." (т.6,с.54). Подобную этому мысль Гоголь высказывал в "Театральном разьезде после представления новой комедии":" А вон стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, и все люди встретились, как братья, - в одном душевном движенье.." (т.4,с.443). В "Театральном разьезде" Гоголь говоорил также о смысле искусства:" А вон, среди сих же рядов потрясенной толпы, пришел удрученный горем и невыносимой тяжестью жизни, готовый поднять отчаянно на себя руку,- и брызнули вдруг свежительные слезы из его очей, - и вышел он примиренный с жизнью и просит вновь у неба горя и страданий.." (т.4,с.443).
Информация о работе "Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя