Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ………………………………… с
ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.
§ 1 “Женщина в свете” ……………………………………… с.
§ 2 “О значении болезней” …………………………………… с.
§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.
§4 О России……………………………………………………………с.
§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.
§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.
Глубокий интерес к
России, к ее прошлому и настоящему,
никогда не остаылял Гоголя. Его
записные книжки содержат сведения о
русских национальных праздниках, как
христианских, так и языческих, об
обычаях крестьян, занятых земельными
работами и многое другое. В период
работы над вторым томом поэмы
Гоголь задумал книгу о русской
географии. О своем желании написать
такую книгу он писал в неотправленном
официальном письме к графу Л.А.Перовскому,
или князю П.А.Ширинскому-
Сам сюжет "Мертвых душ",
как говорил Пушкин, способствовал
тому, чтобы "изъездть вместе с героем
всю Россию и вывести множество
самых разнообразных
Одна из особенностей "Выбранных мест.." заключается в том, что Гоголь советует друзьям именно то, что было важно для него самого, что было глубоко пережито им. О том, насколько тесно творчество Гоголя было связано с его личной перепиской, говорит следующее: два места из отрывков письма, относящегося к "Четырем письмам по поводу "Мертвых душ" Гоголь повторяет в письме к графине А.М.Вьельгорской от 29 октября 1948 года:" Хотел бы я, чтобы по прочтении моей книги люди всех партий и мнений сказали:" Он знает, точно, русского человека. Не скрывши ни одного нашего недостатка, он глубже всех почувствовал наше достоинство. Хотелось бы также заговорить о том, о чем еще со дня младенчества любила задумываться моя душа, о чем неясные звуки и намеки были уже рассеяны в самых первоначальных моих сочинениях ".(т.9, с.44О). О своих занятиях историей Гоголь писал в незаконченном отрывке, представляющем собой, возможно, письмо к "Четырем письмам по поводу "Мертвых душ": " Читаю все вышедшее без меня по части русской истории, все, где является русский быт и русская жизнь.Перечту сызнова всю русскую историю в ее источниках и летописях. Поверю историей и статистикой и древнего и нынешненго времени свои познания о русском человеке, и тогда примусь за труд свой".(т.6, с.242).
Так, основной мотив "Мертвых душ" - дорога, по которой путешествует Чичиков, перекликается с главной идеей письма "Нужно проездиться по России". Однако познание Гоголем России не ограничивалось внешними фактами - "Чтобы определить себе русскую природу, следует узнать получше природу человека вообще и душу человека вообще, без этого не станешь на ту точку воззренья, с которой видятся ясно недостатки и достоинства всякогоь народа". (т.6, с.214) - писал он в "Авторской исповеди". Это стремленье к познанию человеческой души привело Гоголя к Богу ("...Почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе к душе человека ..." (т.6,с.214).
С этого времени главной его целью стало стремление стать истинным христианином, о чем он писал в "Авторской исповеди" (" Я не знал еще тогда, что тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова (т.6, с.212). Таким образом, любовь к России была неразрывно связана для Гоголя с любовью к Православию.
Возможность принадлежать к
Русской Православной Церкви благодаря
уже тому, что он родился в России,
Гоголь осознавал как небесный дар:"
Поблагодарите Бога прежде всего
за то, что вы русский," - писал
он в письме "Нужно любить Россию"
(т.6,с.64). В письмах Гоголя особенно
подробно раскрывается понимание им
русской души. Так, в письме к графине
А.М. Виельгорской от 3О марта 1849 года
он писал:" Что такое сделаться
русским на самом деле?" (..) Высокое
достоинство русской породы состоит
в том, что она способна глубже,
чем другие, принять в себя высокое
слово Евангельское, возводящее к
совершенству человека. Семена Небесного
Сеятеля с равной щедростью были
разбросаны повсюду. ‹...› Добрая почва
- русская восприимчивая природа.
Подтверждением тому, насколько любовь к России была связана для Гоголя с любовью к Православию, является статья "Светлое Воскресенье", написанная специально для книги. В этой статье, начинающейся словами :"В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения (т.6,с.185), Гоголь, хотя и критикует многие нравы, распространившиеся в 19 веке, однако утверждает, что нигде так не празднуется праздник Пасхи, как на русской земле(" Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом.
Разнесется звонкими струями
поэтов, развозвестится благоухающими
устами святителей, вспыхнет померкнувшие
- и праздник Светлого Воскресения
воспразднуется, как следует, прежде
у нас, чем у других народов "
(т.6, с.192). Очень близки тому, что Гоголь
писал о русских А.М.
Имея глубокую любовьк России, Гоголь искренне хотел служить ей. Желание послужить Родине родилось у него давно. Так, еще в 1827 году Гоголь писал из Нежина своему дяде П.П. Косяровскому:" Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу" (т.9,с.19). О том, что, желая принести пользу государству, надо быть готовым служить России на любом поприще, Гоголь писал графу А.П.Толстому в письме "Нужно любить Россию":" Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете,- последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездеятельности и праздной жизни""т.6, с.84-85). Такая готовность была и у Гоголя. В юности, как он писал в "Авторской исповеди", он думал о государственной службе. И 1О апреля 183О года Гоголь поступил на службу в Департамент Уделов, в июне 183О года был утвержден в чине коллежского регистратора, а 1О июля был помещен помощником столоначальника. В 1831 году Гоголь, по его собственному желанию, был определен в Патриотический Институт старшим учителем истории, состоя в чине титулярного советника.
Позднее он стал относится к писательству, как к определенного рода служению. Так, в "Авторской исповеди" он писал о работе над "Мертвыми душами": " Но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить также службу государственную, я бросил все: и прежние свои должности, и Петербург, и общества близких душе моей людей, и самую Россию, затем чтобы ‹...› произвести таким образом свое творенье, чтобы доказало оно, что я был также гражданин землм своей и хотел служить ей (т.6,с.212-213).Письмо, обращенное к графу А.П.Толстому, "Занимающему важное место" тесносвязано с темой служения Родине. В нем Гоголь пишет о должности генерал-губернатора. Отдельные места этого письма совпадают с записью "Дела, предстоящие губернатору", сделанной Гоголем со слов графа А.П.Толстого в записной книжке 1841-1844 годов. В одном из писем к нему Гоголь писал:" Я Вас очень благодарю, что Вы обьяснили должность генерал-губернатора:"Я только с Ваших слов узнал, чем она истинно может быть важна и нужна России"(т.6,с.457).
А в письме "Занимающему
важное место" писатель советует не
отказываться ни от какой должности:"
Для того, кто не христианин, все
стало теперь трудно: для того же,
кто внес Христа во все дела и
во все действия своей жизни, - все
легко" (т.6,с.129). Гоголь указывает
путь, следуя которому, можно по-настоящему
послужить России. Этот путь- воцерковление
общественной и государственной
деятельности (".. Если бы завелось так,
как и быть должно, чтобы во всех
делах запутанных, казусных, темных,
словом, - во всех тех делах, где угрожает
проволочка по инстанциям, мирила человека
с человеком Церковь, а не гражданский
закон". (т.6,с.142). Гоголь советовал
также возродить Советный суд
как истинно христианский способ
решения дела, называя его Божеским
судом. Участие Церкви во всех важнейших
делах государства Гоголь считал
совершенно необходимым и возможным,
и писал графу А.П.Толстому о
том, как можно это сделать:"Также,
как на водворенье обычаев, может
подействовать генерал-
Все, сказанное в статьях и письмах, Гоголь относил к самому себе. Все его творчество вырастало из духа его христианской жизни. Будучи с детства верующим, Гоголь постоянно посещал церковь, по поводу своих сочинений он советовался со своим духовником о.Матфеем Константиновским. Примером этому может служить его переписка с о.Матфеем по поводу книги "Выбранные места..", особенно - статьи "О театре". Само свое творчество Гоголь вопринимал как служение. В статье "О лиризме наших поэтов" он указывает два предмета, вызвающие этот "библейский лиризм": Россия и любовь к царю.
§ 5. " О поэзии".
Несколько статей писем книги
Гоголь посвятил поэзии, русской литетературе.
Это- статьи " О лиризме наших
поэтов", "Предметы для лирического
поэта в нынешнее время", " В
чем же наконец существо русской
поэзии и в чем ее особенность?"
Но всем им предшествует короткая статья
" О том, что такое слово",
в которой Гоголь пишет о необходимости
бережного отношения со словом, выражает
здесь Евангельское понимание его.
В Евангелии Христос сказал:"
Гоголь в статье говорит о высоком назначении писателя и поэта, о высокой ответственности его пред Богом и перед людьми, потому что его дело связано со словом! (Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово...." (т.6, с.21).
В статье писатель рассуждает о том, какой строгий суд ожидает писателя за сказанные им слова - " Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. (т.6,с. 19). Таким судом судил себя и сам Гоголь. Подтверждение тому - уничтоженный второй том "Мертвых душ", резкая оценка собственного творчества - " не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье". Такое же серьезное и глубокое отношение к литературе мы встречаем в его письмах.
Письмо "О лиризме наших поэтов" обращено к В.А. Жуковскому. В нем автор отмечает высокий лиризм, присущий русским поэтам: " В лиризме наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно- что-то близкое к библийскому, - то высшее состояние лиризма, которое чуждо движений страстных и есть твердый возлет в свете разума, верховное торжество духовной трезвости".(т.6, с.37). Далее, он расскрывает особенности этого лиризма: " "Этот лиризм уже ни к чему не может возноситься, как только к одному, верховному источнику своему - Богу. Он суров, он пуглив, он не любит многословия, ему приторно все, что ни есть на земле, если только он не видит на нем напечатления Божьего."(т.6, с.37).
В статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" Гоголь указывает источники этого лиризма: " Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм - рождение верховной трезвости ума, - который исходит от наших церковных песней и канонов". (т.6,с.164). А в настоящем письме пишет о двух предметах, вызывающих этот близкий к библейскому лиризм - это Россия и любовь к царю. В письме Гоголь расскрывает высокое значение монарха - " что такое монарх вообще, как Божий помазанник, обязанный стремить вверенный ему народ к тому свету, в котором обитает Бог..." (т.6, c.42). Поддержкой его мыслям звучат слова Пушкина, помещенные в письме:" Зачем нужно, - говорил он, чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон - дерево: в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнителем закона недалеко уйдешь: нарушить же или не исполнить его никто не должен: для этого-то и нужна высшая личность, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти" (т.6, с.43) - писал Гоголь. В своем письме он цитировал стихи Державина и Пушкина, обращенные к государям. Особенно много вспоминает Гоголь стихотворений Пушкина, посвященных царю - " К Н***, "Друзьям", "Герой", "Пир Петра Первого".
Информация о работе "Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя