Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:16, доклад
Региональная безопасность - это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.
Региональная
безопасность - это безопасность конкретной
сферы жизнедеятельности
1.1
Как любая сфера
деятельности, региональная безопасность,
являясь частью системы обеспечения
национальной безопасности, по сути, ее
подсистемой, является, в свою очередь,
комплексным институтом, который
включает в себя элементы иных видов
деятельности и самостоятельных
сфер, безопасность которых обеспечивается
в соответствии с российским.
Правовой институт
региональной безопасности включает в
себя правовые нормы, которые устанавливают:
объекты региональной безопасности;
предмет, цели, задачи и функции обеспечения
региональной безопасности; средства
и методы обеспечения региональной
безопасности; субъекты обеспечения
региональной безопасности, их правовой
статус и функции; принципы обеспечения
региональной безопасности; правовые
средства обеспечения региональной
безопасности; правовые режимы обеспечения
региональной безопасности и др. Анализ
указанных ключевых факторов обеспечения
региональной безопасности должен учитываться
при разработке политики и стратегии
национальной безопасности и планировании
ее обеспечения.
Региональная безопасность
в административно-правовом и управленческом
аспектах представляет собой состояние
защищенности нормами административного
права определенной совокупности общественных
отношений, складывающихся в области
жизнедеятельности личности и общества,
безопасного функционирования государственных
органов, общественных организаций (объединений)
и граждан, реализации их прав, свобод
и законных интересов.
Национальные интересы
Российской Федерации в региональном
аспекте определяются прежде всего,
исходя из следующего:
- региональная безопасность
играет ключевую роль в
- само существование
федеративного государства в
большей степени зависит от
устойчивого развития регионов,
которые в связи с этим
- реализация национальных
интересов Российской
Существует несколько
возможных подходов к пониманию
региональной безопасности в зависимости
от двух условий: во-первых, в зависимости
от выбора определения понятия "регион",
а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения
проблем региональной безопасности.
Говоря о первом
из указанных условий - возможном
определении понятия "регион",
необходимо заметить, что оно, как
правило, может пониматься в трех
смыслах:
а) зачастую в теории
конституционного права понятие "регион"
приравнивается к понятию субъекта
Российской Федерации. Так, говорится
о трех уровнях (федеральном, региональном
и муниципальном) организации публичной
власти;
б) в работах ряда
авторов регион обозначает некоторую
территорию России, выделенную по критериям
общности экономического и социального
развития, как правило, включающую несколько
соседних субъектов Российской Федерации;
в) регион как понятие,
приравненное по своему содержанию к
федеральному округу Российской Федерации:
Центральный ФО, Северо-Западный ФО,
Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский
ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный
ФО. По сути, третий из перечисленных
подходов в определенной мере коррелирует
со вторым подходом, однако появился после
создания системы федеральных округов.
Второе из указанных
условий является концептуально
более важным, поскольку в большей
степени определяет объект, анализируемый
при изучении феномена региональной
безопасности.
По сути дела, понятие
региональной безопасности может быть
сведено к обеспечению
Структура региональной
безопасности может быть представлена
в следующем виде: объекты региональной
безопасности - интересы личности, общества
и государства, существование и
жизнедеятельность которых
Главным системообразующим
фактором системы обеспечения региональной
безопасности является деятельность субъектов
обеспечения региональной безопасности,
реализующих свои цели с помощью разнообразных
средств и методов: политических, организационных,
правовых, экономических и др.
Интенсивность происходящих
в системе обеспечения
Во-вторых, система
обеспечения региональной безопасности
является управленческой системой. Интенсивность
изменений в такой системе
зависит от особенностей ее структуры,
от того, сколько и каких системных
элементов она объединяет.
Можно говорить о
наличии в системе обеспечения
региональной безопасности нескольких
подсистем - систем другого уровня:
система государственного управления
обеспечением региональной безопасности;
система территориального обеспечения
региональной безопасности; система
функционального обеспечения
О системе обеспечения
региональной безопасности государства
можно говорить как о социальной
управленческой системе, которой присущ
ряд характерных черт:
- способность активно
воздействовать на
- определенная гибкость
структуры, понимаемая в
- способность учитывать
прошлый опыт или обучаться,
позволяющая системе
Системе обеспечения
региональной безопасности присущ ряд
закономерностей: организационное (структурное)
обособление как всей системы
в целом, так и каждого составляющего
ее элемента; строго определенное пространственное
расположение составляющих ее элементов;
определенная самостоятельность каждого
из входящих в систему элементов;
использование различных
Основные элементы
и функции системы обеспечения
региональной безопасности сопоставимы
с элементами и функциями системы
национальной безопасности и являются
производными от них.
В структуре системы
региональной безопасности можно выделить
три составных элемента: а) концептуальный;
б) нормативно-правовой; в) субъектный.
Каждый из перечисленных
элементов имеет свои позиции
в системе обеспечения
Функциональные компоненты
системы обеспечения
- познавательную
функцию, которая отражает
- функцию планирования,
которая определяет конкретные
сроки, места, привлекаемые
- функцию конструирования,
т.е. определения того, какими
силами и средствами
- функцию организации,
которая связана с подготовкой,
- коммуникативную
функцию, которая отражает
Тем не менее приходится
констатировать, что в Российской Федерации
в настоящее время отсутствует четко разработанная
система законодательного обеспечения
ее региональной безопасности. Многие
вопросы в этой области законодательно
еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая
база содержит пробелы в урегулировании
соответствующих общественных отношений,
противоречия по отношению к Конституции
Российской Федерации.
Так, в частности,
в настоящее время в
Аналогичная ситуация
может возникнуть при возникновении
в субъекте Федерации различного
рода межнациональных столкновений,
широкомасштабных массовых беспорядков,
других социальных конфликтов, при
которых создаются хорошо организованные
вооруженные формирования, фактически
ведущие боевые действия против федеральных
сил. В этих случаях обеспечение
территориальной целостности
Правовой институт
федерального вмешательства в дела
субъектов Федерации является важным
элементом системы региональной
безопасности. Его содержание определяется
самой природой федеративного устройства,
которая предполагает не только разграничение
предметов ведения, но и диктует
необходимость обеспечения