Региональная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:16, доклад

Описание работы

Региональная безопасность - это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта материального мира.

Работа содержит 1 файл

региональная безопасность.docx

— 19.78 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       введение 
 
 

Региональная  безопасность - это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т.д.) или конкретного объекта  материального мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1

Как любая сфера  деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения  национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который  включает в себя элементы иных видов  деятельности и самостоятельных  сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским.  

Правовой институт региональной безопасности включает в  себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения  региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения  региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения  региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения  региональной безопасности и др. Анализ указанных ключевых факторов обеспечения  региональной безопасности должен учитываться  при разработке политики и стратегии  национальной безопасности и планировании ее обеспечения. 

Региональная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние  защищенности нормами административного  права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области  жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных  органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов. 

Национальные интересы Российской Федерации в региональном аспекте определяются прежде всего, исходя из следующего:  

- региональная безопасность  играет ключевую роль в реализации  конституционных прав и свобод  граждан, в обеспечении возможности  самореализации личности, духовном  обновлении, политической и социальной  стабильности общества, обеспечении  функционирования государства и  становится все более важным  фактором развития экономики  Российской Федерации;  

- само существование  федеративного государства в  большей степени зависит от  устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее  используют свои внешнеэкономические  связи и возможности;  

- реализация национальных  интересов Российской Федерации  в региональном разрезе заключается  в соблюдении конституционных  прав и свобод граждан.  

Существует несколько  возможных подходов к пониманию  региональной безопасности в зависимости  от двух условий: во-первых, в зависимости  от выбора определения понятия "регион", а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности.  

Говоря о первом из указанных условий - возможном  определении понятия "регион", необходимо заметить, что оно, как  правило, может пониматься в трех смыслах:  

а) зачастую в теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится  о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной  власти;  

б) в работах ряда авторов регион обозначает некоторую  территорию России, выделенную по критериям  общности экономического и социального  развития, как правило, включающую несколько  соседних субъектов Российской Федерации;  

в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к  федеральному округу Российской Федерации: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский  ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный  ФО. По сути, третий из перечисленных  подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом, однако появился после создания системы федеральных округов.  

Второе из указанных  условий является концептуально  более важным, поскольку в большей  степени определяет объект, анализируемый  при изучении феномена региональной безопасности.  

По сути дела, понятие  региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния  внутренних отношений в России с  учетом федеративной формы политико-территориальной  организации государства.  

Структура региональной безопасности может быть представлена в следующем виде: объекты региональной безопасности - интересы личности, общества и государства, существование и  жизнедеятельность которых могут  подвергаться внешним, внутренним и  трансграничным угрозам; субъекты обеспечения  региональной безопасности - это конкретные должностные лица, официальные и  неофициальные институты, органы и  организации, действующие в системе  региональной безопасности; предмет обеспечения региональной безопасности - это ее цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых опасностей, угрожающих существованию личности, общества и государства, а также созданию условий для развития региона, отвечающих измерениям современной цивилизации; методы и средства обеспечения региональной безопасности, которые могут использоваться субъектами обеспечения региональной безопасности в процессе функционирования системы региональной безопасности. 

Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др. 

Интенсивность происходящих в системе обеспечения региональной безопасности изменений зависит  от ряда факторов. Во-первых, система  обеспечения региональной безопасности должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система обеспечения  региональной безопасности должна быть восприимчива к воздействию как  внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации  наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски, вызовы) и создавать  условия для воздействия благоприятных  факторов. Свойство адаптивности системы  обеспечения региональной безопасности характеризуется и ее способностью к саморазвитию. 

Во-вторых, система  обеспечения региональной безопасности является управленческой системой. Интенсивность  изменений в такой системе  зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных  элементов она объединяет. 

Можно говорить о  наличии в системе обеспечения  региональной безопасности нескольких подсистем - систем другого уровня: система государственного управления обеспечением региональной безопасности; система территориального обеспечения  региональной безопасности; система  функционального обеспечения региональной безопасности; собственно организация  субъекта Российской Федерации как  система обеспечения региональной безопасности и др. Решающее значение имеет не количество элементов в  системе, а то, сколько и какие  системы нисходящего порядка  они в конечном счете образуют и каковы связи между этими элементами. 

О системе обеспечения  региональной безопасности государства  можно говорить как о социальной управленческой системе, которой присущ ряд характерных черт: 

- способность активно  воздействовать на региональную  безопасность, не только получая  информацию извне, но и оказывая  влияние на нее, изменяя ее  в направлении, обеспечивающем  более успешное функционирование  системы; 

- определенная гибкость  структуры, понимаемая в данном  случае как совокупность существенных  связей между элементами, т.е.  связей, обеспечивающих целостность  системы; 

- способность учитывать  прошлый опыт или обучаться,  позволяющая системе оптимизировать  свою деятельность, основываясь  на исследовании закономерностей,  присущих региональной безопасности. 

Системе обеспечения  региональной безопасности присущ ряд  закономерностей: организационное (структурное) обособление как всей системы  в целом, так и каждого составляющего  ее элемента; строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов; определенная самостоятельность каждого  из входящих в систему элементов; использование различных комплексов средств активного воздействия  на угрозы и опасности со стороны  системы в целом и каждого  ее элемента в отдельности. 

Основные элементы и функции системы обеспечения  региональной безопасности сопоставимы  с элементами и функциями системы  национальной безопасности и являются производными от них. 

В структуре системы  региональной безопасности можно выделить три составных элемента: а) концептуальный; б) нормативно-правовой; в) субъектный. 

Каждый из перечисленных  элементов имеет свои позиции  в системе обеспечения региональной безопасности и выполняет возложенную  на них роль в соответствии с положениями  Конституции РФ и Законом РФ "О  безопасности". 

Функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности вообще и региональной безопасности в частности, как правило, включают в себя: 

- познавательную  функцию, которая отражает деятельность  по накоплению знаний о системе  обеспечения национальной безопасности, о факторах, влияющих на безопасность, об угрозах интересам личности, общества и государства в сфере  национальной безопасности, о механизме  достижения целей национальной  безопасности; 

- функцию планирования, которая определяет конкретные  сроки, места, привлекаемые силы  и средства для достижения  целей национальной безопасности. Процесс планирования предусматривает  разбивку целей национальной  безопасности на краткосрочные,  среднесрочные и долгосрочные, деятельности  органов и сил обеспечения  национальной безопасности в  различных режимах функционирования  системы; 

- функцию конструирования,  т.е. определения того, какими  силами и средствами достигаются  цели национальной безопасности. Этот процесс включает в себя рассмотрение, взвешивание и анализ ключевых ресурсов национальной безопасности: людских, финансовых, сырьевых, научно-технических и технологических. В самом общем виде эта функция представляет собой искусство государственных органов по управлению силами, средствами и ресурсами, осуществлению мер по достижению национальной безопасности Российской Федерации; 

- функцию организации,  которая связана с подготовкой,  отбором, расстановкой кадров, обеспечивающих  национальную безопасность государства,  взаимодействием органов, сил  и средств, конкретных исполнителей  политических, стратегических и  тактических решений; 

- коммуникативную  функцию, которая отражает связь  элементов системы обеспечения  национальной безопасности и  контроль ее состояния через  предоставление информации о  реальном состоянии системы обеспечения  национальной безопасности и  влиянии на управляемые процессы  функций познания, планирования, организации  и конструирования, а также  о том, как данные функции  обеспечивают практическую реализацию  целей национальной безопасности  государства

Тем не менее приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения ее региональной безопасности. Многие вопросы в этой области законодательно еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая база содержит пробелы в урегулировании соответствующих общественных отношений, противоречия по отношению к Конституции Российской Федерации. 

Так, в частности, в настоящее время в национальном законодательстве Российской Федерации  практически отсутствуют нормы, регулирующие институт вооруженного вмешательства  в дела субъекта Федерации как  крайней меры обеспечения конституционного порядка на территории данного субъекта Федерации и в стране в целом. Применение этих крайних мер имеет  место в случае, если субъект Федерации, определенные политические силы на его  территории противостоят Федерации, решая  при этом прежде всего сепаратистские задачи и используя незаконные вооруженные формирования. 

Аналогичная ситуация может возникнуть при возникновении  в субъекте Федерации различного рода межнациональных столкновений, широкомасштабных массовых беспорядков, других социальных конфликтов, при  которых создаются хорошо организованные вооруженные формирования, фактически ведущие боевые действия против федеральных  сил. В этих случаях обеспечение  территориальной целостности государства  возможно только путем прямого федерального вмешательства в дела субъекта Федерации  с использованием вооруженных сил  страны. 
 

Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение  предметов ведения, но и диктует  необходимость обеспечения единства экономической и политической организации  союзного государства, закрепления  соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации. Институт федерального вмешательства является, таким образом, признаком подлинно федеративных отношений в государстве <*>. 

Информация о работе Региональная безопасность