Экологическая безопасность России. Экологические угрозы России: глобальные, региональные, национальные, локальные

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:02, доклад

Описание работы

Изменения охватили всю планету и развиваются в направлении ухудшения условий существования людей и других организмов: на огромных пространствах разрушены естественные экосистемы, истощен озоновый слой. Иссякают и загрязняются пресные воды, деградируют земли, быстро нарастает исчезновение биологических видов. Суть экологического кризиса состоит в деградации и разрушении биотических механизмов, стабилизирующих состояние окружающей среды. Для негативных изменений характерны темпы, многократно превышающие естественные колебания, эти изменения сказываются на здоровье людей и так или иначе влияют на благополучие всех стран, в том числе и России

Работа содержит 1 файл

Экологическая безопасность России.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

    Экологическая безопасность России. Экологические  угрозы России: глобальные, региональные, национальные, локальные

В мировом экологическом  пространстве Россия связана со всеми  странами мира.

В. И. Данилов-Данильян пишет: "Проблема обеспечения экологической безопасности России является закономерным следствием тех огромных изменений, которые наблюдаются с начала XX века в мире, в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека".

Изменения охватили всю планету и развиваются  в направлении ухудшения условий  существования людей и других организмов: на огромных пространствах  разрушены естественные экосистемы, истощен озоновый слой. Иссякают и  загрязняются пресные воды, деградируют  земли, быстро нарастает исчезновение биологических видов. Суть экологического кризиса состоит в деградации и разрушении биотических механизмов, стабилизирующих состояние окружающей среды. Для негативных изменений  характерны темпы, многократно превышающие  естественные колебания, эти изменения  сказываются на здоровье людей и так или иначе влияют на благополучие всех стран, в том числе и России. Развивающийся глобальный экологический кризис затрагивает все человечество, все стороны жизни людей, но по-разному проявляется в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации.

Проблемы экологии давно вышли за национальные границы  и стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Особенностью этой политики является то, что глобальный экологический кризис объективно ведет  к необходимости все более  тесного сотрудничества между государствами, к интегрированию их в решении  природоохранных проблем, совершенствования  механизма многостороннего управления глобальной экологической безопасностью, основой которой должно начаться становление процесса перехода к  устойчивому развитию. Вместе с тем  проявляется тенденция использования  экологических проблем и как  инструмента давления в международных, политических, экономических и торговых отношениях.

Российская Федерация  имеет существенные преимущества перед  подавляющим большинством стран  мира — ненарушенная хозяйственной  деятельностью площадь составляет более 11 млн кв. км — около 65% всей территории страны. Это крупнейший в мире массив нетронутых территорий. Необходимо ясное понимание огромной экологической, а в ближайшем будущем и экономической ценности как для России, так и для всего мира, этой территории, природные системы которой очищают и стабилизируют окружающую среду.

По мере углубления глобального экологического кризиса  это национальное достояние Российской Федерации может стать важным фактором международных отношений как в экологической, так и в политической и экономической сферах.

Угрозы экологической  безопасности России связаны прежде всего с разрушением в невиданных размерах естественных экосистем на суше, которое нарушило замкнутость глобального круговорота веществ, необходимых для жизни биогенов.

В результате во всех средах — атмосфере, пресных водах, почве — идут быстрые направленные геохимические изменения окружающей среды в глобальном масштабе, порождающие  следующие экологические угрозы:

• нарушение устойчивого  климата в результате роста концентрации в атмосфере парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота. Это ведет к росту аномальных метеорологических явлений, неустойчивости и глобальным изменениям климата, нарушению солнечного спектра, опустыниванию, смещению географических зон и распространению на новые территории носителей опасных болезней;

• превращение таких  возобновляемых ресурсов, как атмосферный  воздух, пресная вода, почва, в невозобновляемые, так как они теперь не воспроизводятся в прежнем качестве в пределах естественных колебаний;

• быстро нарастающее  исчезновение биологических видов (в том числе имеющих промысловое  и хозяйственное значение), которые также перестают быть возобновляемым ресурсом;

• распад генетических программ человека. Не меньшей экологической  угрозой для России является трансграничный перенос воздушными массами с  Запада, из Центральной и Восточной  Европы таких опасных массовых загрязнений, как окислы азота, соединения серы, углеводороды, объем которых в 10 раз превышает перенос этих веществ  из России на Запад.

К глобальным экологическим  угрозам добавляются национальные, региональные, локальные. Они включают:

• загрязнение атмосферного воздуха, которое превышает санитарно-гигиенические  нормы более чем в 200 населенных пунктах и затрагивает половину населения страны. Наибольший "вклад" в загрязнение вносят выбросы  энергетических и промышленных предприятий  и автомобильного транспорта;

• ухудшение качества воды в большинстве водных объектов России, в которых фиксируется  высокий уровень загрязнения  из-за сбросов сточных вод, перегруженности  и низкой эффективности работы очистных сооружений. Происходит эвтрофикация большинства водных объектов и некоторых внутренних морей — Азовского, северной части Каспия и Балтийского;

• неудовлетворительное состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель России, на 60% которых идет деградация за счет эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ;

• повсеместное сокращение разнообразия экосистем, количества видов  растений и животных, что ведет  к дестабилизации окружающей среды  и невосполнимым потерям генофонда;

• резкое ослабление охраны уникальных природных объектов, в том числе заповедников и  национальных парков, на обустройство которых выделяется не более 10% необходимых  средств;

• нерешенность проблем  хранения и утилизации ядерных, опасных  токсичных промышленных и бытовых  отходов на фоне тенденций к использованию  территории России в качестве места  переработки и захоронения опасных для окружающей среды отходов, материалов и веществ, в том числе из третьих стран;

• нерешенность проблемы безопасного хранения и уничтожения  выведенного из боевого состава  вооружения (атомных подводных лодок  и кораблей, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, запасов  химического оружия);

• подрыв минерально-сырьевой базы экономики России вследствие преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих и  отсутствие эффективных государственных  программ энерго- и ресурсосбережения;

• закрытие мировых  рынков для российских товаропроизводителей, поставляющих продукцию, не соответствующую  международным или национальным экологическим стандартам, развитие аналогичных тенденций в отношении  экспорта технологий.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная  развитость правовых и экономических механизмов управления и предупреждения экологической опасности постоянно ведут к ухудшению здоровья людей, росту потерь во всех отраслях хозяйства и деградации окружающей среды.

Оценивая состояние  окружающей среды в России на пороге XXI в., Президент РФ в послании Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 года пишет: "Усилилась  деградация природной среды. Хищническое  использование земель, вод, лесов, полезных ископаемых в XX веке, что не могло  себе позволить ни одно считающее  себя цивилизованным общество, превращало СССР — одну из наиболее ресурсообеспеченных стран — в разрозненную территорию. Технический потенциал страны использовался не для приумножения полученного наследия, а фактически для уничтожения освоенных многовековым трудом предыдущих поколений земель, которые оказались затопленными гигантскими водохранилищами или превращены в зоны экологического бедствия".

Как указывает вице-президент "Байкальского экологического парламента" Г. С. Кондобаев, к 2001 г. ситуация в стране не улучшилась, а скорее наоборот. И далее автор комментирует:

Справедливости ради надо отметить, что в первой половине 90-х гг. была проделана большая  работа по систематизации и обобщению  данных об экологической обстановке в России. Были рассекречены данные о ряде экологических нарушений, скрытых от общества тогдашним руководством СССР. В соответствии с Законом  РФ "Об охране окружающей среды" с 1991 г. ежегодно готовится и публикуется  Государственный доклад о состоянии  окружающей среды. Первый такой доклад, опубликованный в экологической  газете "Зеленый мир" в 1992 г., произвел настоящую сенсацию. И не только в нашей стране, так как в СССР таких сведений о загрязнении природной среды в обобщенном виде просто не существовало.

Отравленный воздух промышленных городов, загрязнение  поверхности вод, радиоактивное  загрязнение огромных территорий Европейской  части страны в результате радиационных аварий на комбинате "Маяк" Челябинской  области в 1957 г. и на Чернобыльской  АЭС в 1986 г. — обо всем этом наконец-то стало известно обществу. Специальная  Правительственная комиссия, назначенная  распоряжением Президента в 1992 г., представила  доклад о захоронении в северных и дальневосточных морях радиоактивных  отходов уже после принятия Лондонской конвенции (1972 г.) о запрещении подобных загрязнений морей.

Благодаря настойчивой  работе Минприроды, комитетов по экологии сначала Верховного Совета РФ, затем  Госдумы первого созыва был осуществлен  настоящий прорыв в законодательстве по экологии, и это было сделано, несмотря на беспрецедентное политическое противостояние законодательной и  исполнительной ветвей власти. Был  принят целый ряд основополагающих федеральных законов, регулирующих деятельность предприятий и организаций  в различных сферах окружающей среды и жизнеобеспечения граждан. Появились соответствующие статьи об экологических преступлениях и в новом Уголовном кодексе РФ.

Б. Н. Ельцин 1 апреля 1996 года подписал Указ "О Концепции  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию". Этот уникальный документ предусматривает последовательный переход РФ к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение  социально-экономических задач и  проблем сохранения благоприятной  окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений людей. Это сделано  в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) "Повестка дня на XXI век".

Дело в том, что XX век скорее всего войдет в историю как "век предупреждения". Накопив огромный потенциал знаний и получив в свое распоряжение запасы энергии ископаемых углеводородов, человек начал их использовать с максимально возможной для себя эффективностью. Свершившаяся индустриальная революция и рост производительных сил поставили нас перед лицом таких трудностей, о которых еще несколько десятилетий назад никто и не предполагал. И главная из них та, что человечество обрело возможность самоуничтожения! Если даже удастся избежать ядерной катастрофы, возможен процесс медленной и мучительной деградации, если люди не научатся жить в гармонии с природой, не умерят потребительский эгоизм, будут продолжать загрязнять окружающую среду, сокращать генофонд, ухудшать демографическую ситуацию, чем так озабочен Президент в своем послании. Если общество не поймет, что его выживание возможно только при соблюдении законов функционирования биосферы, когда все технологические процессы природопользования и обеспечения жизнедеятельности человека вписываются в природные биогеохимические процессы. Осознание людьми (а правителями в особенности) необходимости следования этим положениям, воспитание экологического мышления — залог дальнейшего существования цивилизации.

Концепция устойчивого  развития Российской Федерации, разработанная  и одобренная Государственной Думой  и Правительством страны, предполагает систему мер по обеспечению экологической  безопасности России. По определению  В. Б. Носова, "экологическая безопасность — это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне —  государства от угроз, возникающих  в результате антропогенных, военных  и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологической  безопасности входит система регулирования  и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать возникновения —  ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций".

После выхода в свет в 1989 г. постановления Верховного Совета СССР "О неотложных мерах экологического оздоровления страны" и снятия режима секретности с данных об экологической  обстановке на объектах оборонной промышленности и объектах вооруженных сил появилось  несколько открытых публикаций о  накоплении запасов ядерного оружия, запасов ядовитых химических веществ  и в связи с этим о состоянии  экологической обстановки в РФ и  влиянии ее на здоровье людей.

В настоящее время  в России насчитывается более 100 городов, в каждом из которых накоплены  запасы ядовитых веществ, в 2—3 раза превосходящих  общее количество отравляющих веществ  в 10 тыс. т, израсходованных воюющими странами в первой мировой войне.

Информация о работе Экологическая безопасность России. Экологические угрозы России: глобальные, региональные, национальные, локальные