Продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Содержание

Введение.

Продовольственная безопасность.
Опасность утраты продовольственной независимости страны.
Качество продуктов питания.
Социальные аспекты проблемы питания.
5. Моделирование процессов управления продовольственной

безопасностью.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Продовольственная без-ть.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

Продовольственная безопасность Российской Федерации  – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная  независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая  доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих  требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и  здорового образа жизни.

Показатель  продовольственной безопасности –  количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень  ее достижения на основе принятых критериев.

Критерий  продовольственной безопасности –  количественное или качественное пороговое  значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной  безопасности.

Рациональные  нормы потребления пищевых продуктов  – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые  продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным  принципам оптимального питания, учитывающий  сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

Экономическая доступность продовольствия – возможность  приобретения пищевых продуктов  по сложившимся ценам в объемах  и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем  доходов населения.

Физическая  доступность продовольствия – уровень  развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах  страны обеспечивается возможность  приобретения населением пищевых продуктов  или организации питания в  объемах и ассортименте, которые  не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

6. Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.

Укрепление  и развитие сотрудничества с международными и региональными организациями, налаживание механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с  ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной  безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской

Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и  экономическим интересам страны.

Вступление  во Всемирную торговую организацию  на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также  будет способствовать укреплению продовольственной  безопасности страны. 
 
II. Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки

7. Для оценки  состояния продовольственной безопасности  используется следующая система  показателей:

а) в сфере  потребления:

располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам  населения;

обеспеченность  площадями для осуществления  торговли и организации питания  в расчете на 1000 человек;

потребление пищевых продуктов в расчете  на душу населения;

объемы адресной помощи населению;

суточная  калорийность питания человека;

количество  белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком  в сутки;

индекс потребительских  цен на пищевые продукты;

б) в сфере  производства и национальной конкурентоспособности:

объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

бюджетная поддержка  производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной  продукции;

продуктивность  используемых в сельском хозяйстве  земельных ресурсов;

объемы реализации пищевых продуктов организациями  торговли и общественного питания;

в) в сфере  организации управления:

объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

8. Для оценки  состояния продовольственной безопасности  в качестве критерия определяется  удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия  в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов)  внутреннего рынка соответствующих  продуктов, имеющий пороговые  значения в отношении:

зерна – не менее 95 процентов;

сахара –  не менее 80 процентов;

растительного масла – не менее 80 процентов;

мяса и  мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;

молока и  молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;

рыбной продукции  – не менее 80 процентов;

картофеля –  не менее 95 процентов;

соли пищевой  – не менее 85 процентов. 
 
III. Риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

9. Обеспечение  продовольственной безопасности  сопряжено с рисками, которые  могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски относятся  к следующим категориям:

макроэкономические  риски, обусловленные снижением  инвестиционной привлекательности  отечественного реального сектора  экономики и конкурентоспособности  отечественной продукции, а также  зависимостью важнейших сфер экономики  от внешнеэкономической конъюнктуры;

технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в

требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также  последствиями природных и техногенных  чрезвычайных ситуаций;

внешнеторговые  риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер  государственной поддержки в  зарубежных странах.

10. Наличие  перечисленных рисков формирует  yгрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

низкого уровня платежеспособного спроса населения  на пищевые продукты;

недостаточного  уровня развития инфраструктуры внутреннего  рынка;

ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических  ресурсов – с другой;

недостаточного  уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; 
сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;

дефицита  квалифицированных кадров;

различий  в уровне жизни городского и сельского  населения;

искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных  мер государственной поддержки  производства пищевых продуктов  в зарубежных странах. 
 
IV. Основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности  
Российской Федерации 
 
11. С учетом рисков и угроз продовольственной безопасности государственная экономическая политика в сфере ее обеспечения, составной частью которой является государственная аграрная и морская политика, должна осуществляться по следующим основным направлениям.

В сфере повышения  экономической доступности пищевых  продуктов для всех групп населения  предстоит особое внимание уделить  осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение  приоритетной поддержки наиболее нуждающихся  слоев населения, не имеющих достаточных  средств для организации здорового  питания, а также на организацию  здорового питания беременных и  кормящих женщин, детей раннего, дошкольного  и школьного возраста, здорового  питания в учреждениях социальной сферы (далее – социальное питание).

В части физической доступности пищевых продуктов  предстоит развивать межрегиональную  интеграцию в сфере продовольственных  рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы  поддержки регионов, находящихся  в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся  в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

В части формирования государственного материального резерва  должны определяться номенклатура соответствующих  материальных ценностей и нормы  их накопления.

12. Для обеспечения  безопасности пищевых продуктов  необходимо контролировать соответствие  требованиям законодательства Российской  Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных,  на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки  и реализации. Необходимо исключить  бесконтрольное распространение  пищевой продукции, полученной  из генетически модифицированных  растений с использованием генетически  модифицированных микроорганизмов  и микроорганизмов, имеющих генетически  модифицированные аналоги.

Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых  продуктов на основе фундаментальных  исследований в области науки  о питании.

Необходимо  совершенствовать систему организации  контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической  и методической базы.

13. В области  производства сельскохозяйственной  и рыбной продукции, сырья и  продовольствия усилия должны  концентрироваться на следующих  направлениях:

повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур  за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и

строительство мелиоративных систем;

ускоренное  развитие животноводства;

расширение  и более интенсивное использование  потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального  выращивания;

создание  новых технологий глубокой и комплексной  переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки  сельскохозяйственной и рыбной продукции;

развитие  научного потенциала агропромышленного  и рыбохозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и

реализация  мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных  научных кадров;

увеличение  темпов структурно-технологической  модернизации агропромышленного и  рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;

развитие  системы подготовки и повышения  квалификации кадров, способных реализовать  задачи инновационной модели развития агропромышленного и

рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности;

совершенствование механизмов регулирования рынка  сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части  повышения оперативности и

устранения  ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических  ресурсов;

повышение эффективности  государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для  финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

Информация о работе Продовольственная безопасность