Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:57, реферат
Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Введение.
Продовольственная безопасность.
Опасность утраты продовольственной независимости страны.
Качество продуктов питания.
Социальные аспекты проблемы питания.
5. Моделирование процессов управления продовольственной
безопасностью.
Заключение.
Литература.
Тем не менее, ссылаясь на неблагоприятное состояние "второй природы" в России, нельзя приписывать смысл проблеме "био" только в европейском контексте. В силу указанного сходства основных черт социальной организации качество продуктов питания оказывается одной из современных проблем, которую разделяют все общества. Если во всех странах потребность в продуктах питания удовлетворяется за счет удешевления их производства (соотношение затрат и полученного объема), проблема качества оказывается оборотной стороной снижения затрат. В этой ситуации рынок питания расслаивается так же, как доходы населения в каждой из стран: складываются сектора "элитных" продуктов и продуктов "для бедных". Само по себе деление не делает различия между Россией и Францией. Во французских магазинах продукты с маркой "Bio" стоят дороже обычных, а просто свежие – дороже тех, в которых используются консерванты. И далеко не каждому французскому покупателю по средствам обеспечить себя полноценным био-рационом. В общих чертах ситуация схожа с российской.
И все же, различия существуют. По данным Всемирного банка, доля доходов 80% населения Франции в 1989 г. составила 59,8%. Аналогичный показатель для России на 1996 г. составил 47,3%. Индекс неравенства (Джини) составил для Франции 1989 г. и России 1996 г. 32,7 и 48,0 соответственно (там же). Если учитывать приведенные ранее цифры динамики ВНП на душу населения, реальное имущественное расслоение в России окажется еще более выраженным. Это означает, что проблема качества питания (а не нижнего порога зарплаты) во Франции актуальна для значительно большего числа потребителей, способных и в принципе готовых доплачивать за биологическую чистоту. Именно эту группу потребителей обслуживают СМИ, взявшие на себя роль общественного контролера. Между тем, при объективном (хотя бы и приблизительно оцененном) распределении доходов, существующем в России, СМИ с большей вероятностью будут обслуживать интересы остальных 20% населения, которые, к тому же, свои интересы и цели сознают и преследуют с намного большей ясностью, чем 80%, озабоченных сохранением своего и так не слишком выгодного экономического положения.
Итак, европейский смысл "био", в отличие от российского, это, к тому же, целый информационный сектор, созданный СМИ для среднего класса, появление которого так долго анонсировалось в России и который просто не мог состояться при среднегодовом падении душевой доли ВНП на 6,7%. Во Франции к этому добавляется система постоянных естественнонаучных исследований по заказам фирм-производителей, которые борются на пищевом рынке за состоятельного потребителя. В России основная инфраструктура, например, биохимических исследований (включая квалифицированные кадры) утрачена уже к середине 1990-х. Следовательно, по вопросу "био" соединения интересов и предложения, предупреждающего спрос, которые свойственны Франции или другой стране Западной Европы, в современной России просто нет. Однако проблема состоит в том, что качество питания продолжает оставаться проблемой. И если не в форме подробностей использования трансгенных ингредиентов, то в более общей форме, через вопросы о качестве жизни и структуре питания, она завоевывает право голоса усилиями заинтересованных производителей.
5.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.
Как
дополнительно наглядно продемонстрировал
недавний кризис, одной из важнейших
компонент экономической
Для стран с переходной экономикой предлагается следующий подход к продовольственной безопасности. Под продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях.
Для
конструктивного определения
Важнейшим
элементом проведения государственной
политики, служащим обеспечению продовольственную
безопасность, является регулирование
продовольственных рынков путем
закупок продукции и
Для
решения задачи выбора мер государственного
регулирования в целях
- на
основе модели спроса
- на
основе моделей блока
- на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;
- на
основе моделей блока
Заметим,
что данная задача может не иметь
решения. В этом случае мы оказываемся
в определенной выше чрезвычайной продовольственной
ситуации и вынуждены отказаться от мер
рыночного регулирования с переходом
к нормативном и вынуждены отказаться
от мер рыночного регулирования с переходом
к нормативному распределению продовольствия.
Заключение.
Проблемы
экономической безопасности России
в условиях перехода к рынку порождены
либо тяжелыми "наследственными"
болезнями еще советской
С этой
точки зрения продолжение прежнего
курса, пренебрегающего тяжелым
положением в реальном секторе экономики
во имя финансовой стабильности и
проводимого под лозунгами
В нынешних
условиях нужно, отбросив априорные
идеологические установки и догмы,
с позиций реализма и здравомыслия
найти решение проблем выхода
из кризиса. И не путем отказа от
экономических реформ, а продолжая
их, но рассматривая реформы не как
самоцель, а как средство повышения
эффективности экономики и
Литература.
Доктрина продовольственной
безопасности Российской
Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая
Доктрина представляет собой
совокупность официальных
В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.
2. Продовольственная
безопасность Российской
В соответствии
с положениями Стратегии
Стратегической
целью продовольственной
3. Основными
задачами обеспечения
своевременное
прогнозирование, выявление и предотвращение
внутренних и внешних угроз
устойчивое
развитие отечественного производства
продовольствия и сырья, достаточное
для обеспечения
достижение
и поддержание физической и экономической
доступности для каждого
обеспечение безопасности пищевых продуктов.
4. Настоящая
Доктрина является основой для
разработки нормативных
Настоящая Доктрина
учитывает рекомендации Продовольственной
и сельскохозяйственной организации
Объединенных Наций по предельной доле
импорта и запасов
5. Продовольственная
независимость Российской