Продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Содержание

Введение.

Продовольственная безопасность.
Опасность утраты продовольственной независимости страны.
Качество продуктов питания.
Социальные аспекты проблемы питания.
5. Моделирование процессов управления продовольственной

безопасностью.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Продовольственная без-ть.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

     Тем не менее, ссылаясь на неблагоприятное  состояние "второй природы" в России, нельзя приписывать смысл проблеме "био" только в европейском контексте. В силу указанного сходства основных черт социальной организации качество продуктов питания оказывается одной из современных проблем, которую разделяют все общества. Если во всех странах потребность в продуктах питания удовлетворяется за счет удешевления их производства (соотношение затрат и полученного объема), проблема качества оказывается оборотной стороной снижения затрат. В этой ситуации рынок питания расслаивается так же, как доходы населения в каждой из стран: складываются сектора "элитных" продуктов и продуктов "для бедных". Само по себе деление не делает различия между Россией и Францией. Во французских магазинах продукты с маркой "Bio" стоят дороже обычных, а просто свежие – дороже тех, в которых используются консерванты. И далеко не каждому французскому покупателю по средствам обеспечить себя полноценным био-рационом. В общих чертах ситуация схожа с российской.

     И все  же, различия существуют. По данным Всемирного банка, доля доходов 80% населения Франции  в 1989 г. составила 59,8%. Аналогичный показатель для России на 1996 г. составил 47,3%. Индекс неравенства (Джини) составил для Франции 1989 г. и России 1996 г. 32,7 и 48,0 соответственно (там же). Если учитывать приведенные ранее цифры динамики ВНП на душу населения, реальное имущественное расслоение в России окажется еще более выраженным. Это означает, что проблема качества питания (а не нижнего порога зарплаты) во Франции актуальна для значительно большего числа потребителей, способных и в принципе готовых доплачивать за биологическую чистоту. Именно эту группу потребителей обслуживают СМИ, взявшие на себя роль общественного контролера. Между тем, при объективном (хотя бы и приблизительно оцененном) распределении доходов, существующем в России, СМИ с большей вероятностью будут обслуживать интересы остальных 20% населения, которые, к тому же, свои интересы и цели сознают и преследуют с намного большей ясностью, чем 80%, озабоченных сохранением своего и так не слишком выгодного экономического положения.

     Итак, европейский смысл "био", в отличие от российского, это, к тому же, целый информационный сектор, созданный СМИ для среднего класса, появление которого так долго анонсировалось в России и который просто не мог состояться при среднегодовом падении душевой доли ВНП на 6,7%. Во Франции к этому добавляется система постоянных естественнонаучных исследований по заказам фирм-производителей, которые борются на пищевом рынке за состоятельного потребителя. В России основная инфраструктура, например, биохимических исследований (включая квалифицированные кадры) утрачена уже к середине 1990-х. Следовательно, по вопросу "био" соединения интересов и предложения, предупреждающего спрос, которые свойственны Франции или другой стране Западной Европы, в современной России просто нет. Однако проблема состоит в том, что качество питания продолжает оставаться проблемой. И если не в форме подробностей использования трансгенных ингредиентов, то в более общей форме, через вопросы о качестве жизни и структуре питания, она завоевывает право голоса усилиями заинтересованных производителей.

     5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ 

     ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.

     Как дополнительно наглядно продемонстрировал  недавний кризис, одной из важнейших  компонент экономической безопасности продовольственная безопасность. Вопросы  продовольственной безопасности занимают важное место в концепциях национальной безопасности большинства передовых  стран, где уже давно приняты  соответствующие законы, государственные  стратегии и программы.

     Для стран с переходной экономикой предлагается следующий подход к продовольственной  безопасности. Под продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

     Для конструктивного определения критериев  продовольственной безопасности необходимо ввести государственную систему  норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания  населения: достаточный, используемый для социально-экономических расчетах в обычных условиях и минимально необходимый, используемый для гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях.

     Важнейшим элементом проведения государственной  политики, служащим обеспечению продовольственную  безопасность, является регулирование  продовольственных рынков путем  закупок продукции и продовольственных  интервенций, осуществляемых через  специализированное Федеральное агентство. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере  продовольственной безопасности заключается  в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной  сфере при недопущении критической  зависимости от импорта продовольствия.

     Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения  продовольственной безопасности РФ может быть использована адаптированная для данной проблематики базовая  макроэкономическая модель АПК, разработанная  в ВИАПИ. При этом последовательно  должны быть решены следующие подзадачи:

     - на  основе модели спроса населения  на продукты питания определить  соотношение уровня доходов и  цен, достаточное для обеспечения  доступа населения к продуктам  питания по медицински-обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

     - на  основе моделей блока функционирования  АПК определить себестоимости  производства основных продуктов  растениеводства, животноводства  и переработки и минимально  допустимые цены реализации для  рентабельной работы отраслей  АПК;

     - на  основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;

     - на  основе моделей блока государственного  регулирования и модели общего  равновесия аграрного рынка разработать  стратегию государственной поддержки  агропромышленного производства, включающей  систему дотаций, субсидий, субвенций  и т.д., обеспечивающих равновесие  спроса и предложения в допустимой  области гарантированной продовольственной  безопасности при минимальной  сумме государственных затрат.

     Заметим, что данная задача может не иметь  решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия. 

     Заключение. 

     Проблемы  экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены  либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам  подход к устранению экономических  проблем или по крайней мере к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.

     С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым  положением в реальном секторе экономики  во имя финансовой стабильности и  проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.

     В нынешних условиях нужно, отбросив априорные  идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая  их, но рассматривая реформы не как  самоцель, а как средство повышения  эффективности экономики и улучшения  жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся  форм хозяйствования и экономических  институтов в направлении социально  ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.

 

     Литература. 
 

    1. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5. стр. 3.
    2. Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал. 1997. №9. стр. 61.
    3. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5. стр. 3.
    4. В. Медведев. Проблемы экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1997. №3. стр. 111.
    5. Газета «Экономика и жизнь» №47 ноябрь 99
    6. Приложение к газете «Экономика и жизнь» «Ваш партнер» №47 ноябрь 99
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Доктрина продовольственной  безопасности Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая  Доктрина представляет собой  совокупность официальных взглядов  на цели, задачи и основные  направления государственной экономической  политики в области обеспечения  продовольственной безопасности  Российской Федерации.

В настоящей  Доктрине развиваются положения  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 12 мая 2009г. №537, касающиеся продовольственной  безопасности Российской Федерации, учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001г., и других нормативных  правовых актов Российской Федерации  в этой области.

2. Продовольственная  безопасность Российской Федерации  (далее – продовольственная безопасность) является одним из главных  направлений обеспечения национальной  безопасности страны в среднесрочной  перспективе, фактором сохранения  ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической  политики, необходимым условием  реализации стратегического национального  приоритета - повышение качества  жизни российских граждан путем  гарантирования высоких стандартов  жизнеобеспечения.

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года национальные интересы государства  на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической  целью продовольственной безопасности является обеспечение населения  страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией  ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также  наличие необходимых резервов и  запасов.

3. Основными  задачами обеспечения продовольственной  безопасности независимо от изменения  внешних и внутренних условий  являются:

своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной  безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан  пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое  развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное  для обеспечения продовольственной  независимости страны;

достижение  и поддержание физической и экономической  доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов  в объемах и ассортименте, которые  соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и  здорового образа жизни;

обеспечение безопасности пищевых продуктов.

4. Настоящая  Доктрина является основой для  разработки нормативных правовых  актов в сфере обеспечения  продовольственной безопасности, развития  агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной  и сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных  ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения  продовольственной безопасности.

5. Продовольственная  независимость Российской Федерации  – устойчивое отечественное производство  пищевых продуктов в объемах  не меньше установленных пороговых  значений его удельного веса  в товарных ресурсах внутреннего  рынка соответствующих продуктов.

Информация о работе Продовольственная безопасность