Научно-технические осоеннности защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32

Работа содержит 1 файл

Комаров.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

 

 Кардинальными направлениями функционирования системы  безопасности должны быть максимально  возможное сокращение чрезвычайно  энергоемких и токсичных технологических процессов, создание условий, исключающих образование причинных цепей нежелательного высвобождения и распространения мощных потоков энергии и вещества, принятие мер по снижению ущерба при их возникновении.

Для большей целенаправленности и эффективности реализации данных направлений работы системы могут разрабатываться соответствующие программы и подсистемы оперативного управления их выполнением.

    Недопущение условий возникновения причинных цепей аварий и катастроф может быть достигнуто сокращением числа соответствующих предпосылок (ошибок и несанкционированных действий работающих, отказов и неисправностей на потенциально опасных объектах, нерасчетных воздействий на них извне) и недопущением их перерастания в причинную цепь нежелательного высвобождения и распространения потоков энергии и вещества.

Реализация этих условий  предполагает необходимость в обеспечении  профессиональной пригодности работающих, поддержании используемых объектов в технически безопасном состоянии, создании для них безопасных условий рабочей среды, выборе совершенной технологии и организации работ.

   Высокая профессиональная пригодность (обученность и технологическая дисциплинированность) работающих должна достигаться непрерывным обучением и воспитанием руководителей и исполнителей работ в духе безусловного выполнения установленных и усиливаемых мер, правил безопасности и технологии работ.

Теоретическое и практическое обучение участников работ должно проводиться  в соответствии с программами  подготовки персонала потенциально опасных объектов, с использованием учебно-тренировочных средств либо штатного производственного оборудования [31,32.40].

    Обеспечение инженерной безопасности (с учетом надежности, эргономичности и экологичности) объектов достигается проектированием и изготовлением его с соблюдением соответствующих требований, а также своевременным и качественным проведением установленных видов проверок, технического освидетельствования и обслуживания, поддержанием его в готовности к применению по назначению.

Особое внимание при  этом следует уделять тем узлам  и элементам, которые обеспечивают хранение и распространение в  нужных направлениях потоков энергии  и вещества, измерение и регулирование  их энергетических или токсичных  потенциалов, локализацию либо нейтрализацию возможных утечек.

    Создание безопасных условий для операторов, населения, объектов и территорий предполагает заблаговременное обустройство и оборудование сооружений, производственных помещений и рабочих мест средствами обеспечения, поддержания и контроля физико-химических и биологических параметров, оснащение их необходимыми групповыми и индивидуальными средствами защиты, нормативными документами по мерам и правилам безопасности, средствами сигнализации и оповещения, оперативной диагностики и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

Конкретный состав перечисленных  и иных средств должен определяться указаниями федеральных надзорных  органов, ведомственными руководствами  и инструкциями.

    Совершенная (в смысле безопасности) технология и организация жизнедеятельности подразумевает установление такого порядка подготовки и выполнения работ, при котором учитывается практическая невозможность в настоящее время полного исключения ошибочных действий людей, отказов производственного оборудования и нерасчетных (неожиданных для людей и превышающих допустимые значения для оборудования) внешних воздействий.

Поэтому при проведении наиболее энергоемких, сложных и  особо ответственных технологических  и производственных операций необходимо принимать меры по своевременному выявлению перечисленных предпосылок к аварийным происшествиям, недопущению образования из них причинной цепи, локализации или ликвидации других их вредных последствий.

    Снижение ущерба от аварийных происшествий, обусловленных нежелательным высвобождением и неконтролируемым распространением потоков энергии и вещества, должно достигаться максимально возможным сокращением числа чрезвычайно мощных, токсичных и агрессивных технологических объектов, уменьшением вероятности аварийных происшествий на них, а также принятием мер по постепенному сокращению объемов непрерывных энергетических и вредных материальных выбросов, заблаговременному оповещению и обучению персонала и проживающего в близи населения действиям по ликвидации последствий техногенных и природно-техногенных чрезвычайных ситуаций [34].

Наиболее эффективное  использование сил и средств  системы обеспечения безопасности предполагает более широкое использование  современных математических и машинных методов анализа, синтеза и оценки эффективности, разрабатываемых организационно-технических мероприятий по недопущению аварийных происшествий и снижению ущерба в случае их появления, выбор из них оптимальных по принятым критериям комплексов таких и других мероприятий.

Для решения этой задачи необходимо быстрейшее внедрение в практику методов математической статистики, моделирования процессов возникновения катастроф и уменьшения ущерба от них, исследования операций и математического программирования аварийных ситуаций.

    Дальнейшее совершенствование безопасности функционирования эксплуатируемых ныне и вновь создаваемых производственных и технологических объектов невозможно без управления процессом обеспечения безопасности.

Такое управление включает четыре взаимосвязанных задачи: 1) обоснование, 2) обеспечение, 3) контроль и 4) поддержание оптимальных по суммарным социально-экономическим издержкам количественных показателей безопасности. Эти задачи следует решать на всех этапах жизненного цикла – от составления технического задания на разработку до снятия с эксплуатации потенциально опасных объектов и реабилитации среды обитания и жизнедеятельности в зонах расположения этих объектов.

    Новые принципы  и подходы в обеспечении безопасности  сложных технических систем:

  • принцип единичного отказа (независимо от уровня надежности и безопасности система должна оставаться работоспособной при отказе любого элемента системы);
  • принцип безопасного отказа (наиболее вероятные отказы – системы аварийной защиты – САЗ должны быть безопасными – они должны способствовать ложному срабатыванию САЗ, чем ее опасному отказ;
  • принцип многоуровневой защиты (создание последовательных уровней безопасности, сокращающих вероятность аварий и ограничивающих их последствия);
  • принцип комбинированной защиты (объединение систем жесткой и функциональной защиты потенциально опасных объектов от аварий и катастроф);
  • принцип самозащищенности систем (создание систем с пассивными и внутренне присущими характеристиками безопасности);
  • принцип обоснованного доказательства требуемой безопасности (обоснование принятых критериев и методов обеспечения безопасности в соответствии с действующими правовыми и нормативно-техническими документами); принцип защиты на реализацию потенциально опасного проекта (отказ на федеральном уровне от реализации проекта по результатам государственной региональной или международной экспертизы необоснованности безопасности по комплексу базовых критериев).

 

 Настоящие Федеральные руководящие  документы имеют целью формирование и реализацию изложенных выше принципов  поэтапного обеспечения безопасности в техногенной и природно-техногенной  сферах с учетом крайней ограниченности возможностей сложившихся традиционных подходов и реального снижения безопасности при резком переходе к новому неоправданно высокому уровню безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ   ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2. 1. Методы исследования

В ходе исследования использовались, следующие методы:

-    анализ научно-методических и исследовательских работ по педагогики, психологии и безопасности жизнедеятельности;

  • педагогическое наблюдение;
  • метод анкетирования.

 

2. 2. Организация исследования

 

  1. Этап: 2005-2006 гг. Изучение научно-методической и научно- исследовательской литературы в области защиты граждан РФ и их имущества от ЧС и вопросам теории и методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности. Подбор методов исследования.
  2. Этап: 2006-2007 гг. Проведение  анкетирования для выявления базовых данных по вопросам защиты от ЧС. Разработка факультативного курса.

Ш. Этап: 2007г. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ полученных данных. Написание курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

3.1. Формирующий эксперимент

 

Результаты проведенных опросов, изучение школьной документации, анкетирования и бесед с учителем-организатором «ОБЖ»,  для определения уровня знаний учащихся по вопросам государственной политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от стихийных бедствий и техногенных катастроф, после обработки (Таблица 1) показали, что ученики  старших классов очень слабо ориентируются в этих вопросах.

После математической обработки  полученных стартовых  данных, как в группе экспериментальной, так и в контрольной различались незначительно и составляли не более 5%, что позволило сделать вывод о выравненности этих групп. 

Таблица 1

Уровень знаний учащихся  9 - 11 классов по вопросам

политики  государства в области защиты от ЧС

Экспериментальная группа, %

Контрольная группа, %

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

20

33,6

26,4

20,2

37,8

33,0


В результате проведенного анкетирования совместно  с преподавателем- организатором  «ОБЖ» учащихся старших классов  были получены результаты, приведенные  в Таблице 2.  Приходится констатировать, что некоторые вопросы в школьной программе, изложены либо очень сложно - либо недостаточно полно для их понимания.

Это, безусловно, объяснимо  не разработанностью направления теории и методики преподавания «ОБЖ» в  школьной программе и поэтому на стадии формирования дисциплины необходимо искать новые формы, возможно временные, способные восполнить пробел знаний по вопросам  приоритетности политики Российского правительства в области защиты от ЧС.

 

3.2. Результаты анкетирования учащихся

 

Результаты анкетирования  учащихся представлены в таблице 2.

Таблица 2                                                                          

Результаты анкетирования учащихся старших классов МОУ СОШ № 23

 

Вопрос

Вариант ответа

Результат, %

Знаете  ли вы, с какой целью создана  РСЧС

Да

Не  уверен

Нет

20

25

55

Можете  ли вы назвать закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС

Да

Не  уверен

Нет

11

23

66

Знаете  ли вы, что такое геоинформационные  системы.

Да

Не  уверен

Нет

4

11

75

Знаете  ли вы статьи Конституции РФ, касающиеся защиты населения, территорий и объектов от ЧС

Да

Не  уверен

Нет

0

29

71

Знакомы ли вы с историей создания МЧС

Да

Не  уверен

Нет

18

0

82

Знаете  ли вы, что такое медицина катастроф

Да

Не  уверен

Нет

15

20

65

Можете  ли вы пользоваться бытовыми приборами  для определения радиационной обстановки

Да

Не уверен

Нет

3

40

57

Видели  ли вы карты техногенных и природных  рисков России и Ставропольского  края

Да

Не  уверен

Нет

100

0

0

Знаете  ли вы,  исторические примеры предотвращения природных катастроф, с использованием новейших достижений в области защиты населения от ЧС

Да

Не  уверен

Нет

22

27

51

  Известны ли вам современные  принципы обеспечения безопасности

Да

Не  уверен

Нет

14

18

68

Задумывались  ли вы о роли образования в развитии защиты от ЧС

Да

Не  уверен

Нет

9

46

45


                                                                                                                

Обработка данных полученных в результате проведения повторного анкетирования показала, что после внедрения экспериментальной  факультативной программы   уровень  знаний учащихся о политике государства, а также новейших научно-технических решений и изобретений в области защиты  населения, территорий и хозяйственных объектов изменился статистически достоверно, эти данные приведены в Таблице 2.

 

3. 3. Констатирующий эксперимент

 

 Итоговые показатели приведены в Таблице 3. Эксперимент показал, что на сегодняшний день имеется много недоработок в программе по «ОБЖ», которые должно нивелировать время, а для этого необходимо усилить экспериментальную деятельность в этой области, поскольку только эксперимент может убедительно показать, насколько жизненны те или иные программы.

Сегодня вопрос о дисциплине  «ОБЖ» в школе является одним  из самых дискуссионных, вследствие того, что эта область по-прежнему остаётся наименее разработанной и  изобилующей «белыми пятнами».

Для начинающего экспериментатора это положение вещей является благоприятным, поскольку над ним  не довлеют догмы, как это наблюдается  в классических науках, но этот же фактор составляет и большие трудности.

 

                                                                                                                  Таблица 3

Уровень знаний учащихся  9- 11 классов по вопросам приоритетности научно-технической  политики по вопросам защиты населения,

территорий  от аварий и стихийных бедствий

 

Группы

Начальный срез

Итоговый  срез

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

36

43,6

20,4

52,3

38,2

9,5

Контрольная

34,8

47,8

17,4

39,1

47,8

13,1


 

Как видно из Таблицы 7 по результатам анкетирования, проведенного, после эксперимента  на 15,3 % возросло количество учащихся, с высоким уровнем знаний по сравнению с исходным уровнем и на 12,2 % по сравнению с контрольной группой.

Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения