Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32
Кардинальными направлениями функционирования системы безопасности должны быть максимально возможное сокращение чрезвычайно энергоемких и токсичных технологических процессов, создание условий, исключающих образование причинных цепей нежелательного высвобождения и распространения мощных потоков энергии и вещества, принятие мер по снижению ущерба при их возникновении.
Для большей целенаправленности и эффективности реализации данных направлений работы системы могут разрабатываться соответствующие программы и подсистемы оперативного управления их выполнением.
Недопущение условий возникновения причинных цепей аварий и катастроф может быть достигнуто сокращением числа соответствующих предпосылок (ошибок и несанкционированных действий работающих, отказов и неисправностей на потенциально опасных объектах, нерасчетных воздействий на них извне) и недопущением их перерастания в причинную цепь нежелательного высвобождения и распространения потоков энергии и вещества.
Реализация этих условий предполагает необходимость в обеспечении профессиональной пригодности работающих, поддержании используемых объектов в технически безопасном состоянии, создании для них безопасных условий рабочей среды, выборе совершенной технологии и организации работ.
Высокая профессиональная пригодность (обученность и технологическая дисциплинированность) работающих должна достигаться непрерывным обучением и воспитанием руководителей и исполнителей работ в духе безусловного выполнения установленных и усиливаемых мер, правил безопасности и технологии работ.
Теоретическое и практическое обучение участников работ должно проводиться в соответствии с программами подготовки персонала потенциально опасных объектов, с использованием учебно-тренировочных средств либо штатного производственного оборудования [31,32.40].
Обеспечение инженерной безопасности (с учетом надежности, эргономичности и экологичности) объектов достигается проектированием и изготовлением его с соблюдением соответствующих требований, а также своевременным и качественным проведением установленных видов проверок, технического освидетельствования и обслуживания, поддержанием его в готовности к применению по назначению.
Особое внимание при этом следует уделять тем узлам и элементам, которые обеспечивают хранение и распространение в нужных направлениях потоков энергии и вещества, измерение и регулирование их энергетических или токсичных потенциалов, локализацию либо нейтрализацию возможных утечек.
Создание безопасных условий для операторов, населения, объектов и территорий предполагает заблаговременное обустройство и оборудование сооружений, производственных помещений и рабочих мест средствами обеспечения, поддержания и контроля физико-химических и биологических параметров, оснащение их необходимыми групповыми и индивидуальными средствами защиты, нормативными документами по мерам и правилам безопасности, средствами сигнализации и оповещения, оперативной диагностики и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
Конкретный состав перечисленных и иных средств должен определяться указаниями федеральных надзорных органов, ведомственными руководствами и инструкциями.
Совершенная (в смысле безопасности) технология и организация жизнедеятельности подразумевает установление такого порядка подготовки и выполнения работ, при котором учитывается практическая невозможность в настоящее время полного исключения ошибочных действий людей, отказов производственного оборудования и нерасчетных (неожиданных для людей и превышающих допустимые значения для оборудования) внешних воздействий.
Поэтому при проведении
наиболее энергоемких, сложных и
особо ответственных
Снижение ущерба от аварийных происшествий, обусловленных нежелательным высвобождением и неконтролируемым распространением потоков энергии и вещества, должно достигаться максимально возможным сокращением числа чрезвычайно мощных, токсичных и агрессивных технологических объектов, уменьшением вероятности аварийных происшествий на них, а также принятием мер по постепенному сокращению объемов непрерывных энергетических и вредных материальных выбросов, заблаговременному оповещению и обучению персонала и проживающего в близи населения действиям по ликвидации последствий техногенных и природно-техногенных чрезвычайных ситуаций [34].
Наиболее эффективное
использование сил и средств
системы обеспечения
Для решения этой задачи необходимо быстрейшее внедрение в практику методов математической статистики, моделирования процессов возникновения катастроф и уменьшения ущерба от них, исследования операций и математического программирования аварийных ситуаций.
Дальнейшее совершенствование безопасности функционирования эксплуатируемых ныне и вновь создаваемых производственных и технологических объектов невозможно без управления процессом обеспечения безопасности.
Такое управление включает четыре взаимосвязанных задачи: 1) обоснование, 2) обеспечение, 3) контроль и 4) поддержание оптимальных по суммарным социально-экономическим издержкам количественных показателей безопасности. Эти задачи следует решать на всех этапах жизненного цикла – от составления технического задания на разработку до снятия с эксплуатации потенциально опасных объектов и реабилитации среды обитания и жизнедеятельности в зонах расположения этих объектов.
Новые принципы
и подходы в обеспечении
Настоящие Федеральные руководящие
документы имеют целью
II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. 1. Методы исследования
В ходе исследования использовались, следующие методы:
- анализ научно-методических и исследовательских работ по педагогики, психологии и безопасности жизнедеятельности;
2. 2. Организация исследования
Ш. Этап: 2007г. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ полученных данных. Написание курсовой работы.
3.1. Формирующий эксперимент
Результаты проведенных опросов, изучение школьной документации, анкетирования и бесед с учителем-организатором «ОБЖ», для определения уровня знаний учащихся по вопросам государственной политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от стихийных бедствий и техногенных катастроф, после обработки (Таблица 1) показали, что ученики старших классов очень слабо ориентируются в этих вопросах.
После математической обработки полученных стартовых данных, как в группе экспериментальной, так и в контрольной различались незначительно и составляли не более 5%, что позволило сделать вывод о выравненности этих групп.
Таблица 1
Уровень знаний учащихся 9 - 11 классов по вопросам
политики государства в области защиты от ЧС
Экспериментальная группа, % |
Контрольная группа, % | ||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
20 |
33,6 |
26,4 |
20,2 |
37,8 |
33,0 |
В результате проведенного анкетирования совместно с преподавателем- организатором «ОБЖ» учащихся старших классов были получены результаты, приведенные в Таблице 2. Приходится констатировать, что некоторые вопросы в школьной программе, изложены либо очень сложно - либо недостаточно полно для их понимания.
Это, безусловно, объяснимо не разработанностью направления теории и методики преподавания «ОБЖ» в школьной программе и поэтому на стадии формирования дисциплины необходимо искать новые формы, возможно временные, способные восполнить пробел знаний по вопросам приоритетности политики Российского правительства в области защиты от ЧС.
3.2. Результаты анкетирования учащихся
Результаты анкетирования учащихся представлены в таблице 2.
Таблица
2
Результаты анкетирования
№ |
Вопрос |
Вариант ответа |
Результат, % |
Знаете ли вы, с какой целью создана РСЧС |
Да Не уверен Нет |
20 25 55 | |
Можете ли вы назвать закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС |
Да Не уверен Нет |
11 23 66 | |
Знаете ли вы, что такое геоинформационные системы. |
Да Не уверен Нет |
4 11 75 | |
Знаете ли вы статьи Конституции РФ, касающиеся защиты населения, территорий и объектов от ЧС |
Да Не уверен Нет |
0 29 71 | |
Знакомы ли вы с историей создания МЧС |
Да Не уверен Нет |
18 0 82 | |
Знаете ли вы, что такое медицина катастроф |
Да Не уверен Нет |
15 20 65 | |
Можете ли вы пользоваться бытовыми приборами для определения радиационной обстановки |
Да Не уверен Нет |
3 40 57 | |
Видели ли вы карты техногенных и природных рисков России и Ставропольского края |
Да Не уверен Нет |
100 0 0 | |
Знаете ли вы, исторические примеры предотвращения природных катастроф, с использованием новейших достижений в области защиты населения от ЧС |
Да Не уверен Нет |
22 27 51 | |
Известны ли вам современные
принципы обеспечения |
Да Не уверен Нет |
14 18 68 | |
Задумывались ли вы о роли образования в развитии защиты от ЧС |
Да Не уверен Нет |
9 46 45 |
Обработка данных
полученных в результате проведения
повторного анкетирования показала,
что после внедрения
3. 3. Констатирующий эксперимент
Итоговые показатели приведены в Таблице 3. Эксперимент показал, что на сегодняшний день имеется много недоработок в программе по «ОБЖ», которые должно нивелировать время, а для этого необходимо усилить экспериментальную деятельность в этой области, поскольку только эксперимент может убедительно показать, насколько жизненны те или иные программы.
Сегодня вопрос о дисциплине «ОБЖ» в школе является одним из самых дискуссионных, вследствие того, что эта область по-прежнему остаётся наименее разработанной и изобилующей «белыми пятнами».
Для начинающего экспериментатора это положение вещей является благоприятным, поскольку над ним не довлеют догмы, как это наблюдается в классических науках, но этот же фактор составляет и большие трудности.
Уровень знаний учащихся 9- 11 классов по вопросам приоритетности научно-технической политики по вопросам защиты населения,
территорий от аварий и стихийных бедствий
Группы |
Начальный срез |
Итоговый срез | ||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
Экспериментальная |
36 |
43,6 |
20,4 |
52,3 |
38,2 |
9,5 |
Контрольная |
34,8 |
47,8 |
17,4 |
39,1 |
47,8 |
13,1 |
Как видно из Таблицы 7 по результатам анкетирования, проведенного, после эксперимента на 15,3 % возросло количество учащихся, с высоким уровнем знаний по сравнению с исходным уровнем и на 12,2 % по сравнению с контрольной группой.
Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения