Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32
Имеет важное значение формирование такого элемента сознания, как временные ориентации, поскольку решения многих проблем, связанных с риском и опасностью для жизни и деятельности людей, могут быть отнесены на неопределенное время, то есть «обесценены» [2,45].
Таким образом, совокупность этических принципов, специальных знании и определенных стереотипов поведения в чрезвычайных ситуациях или на пути к их предупреждению представляет собой определенный культурный срез данной сферы деятельности общества, отражающий степень развития культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям, который можно определить как культуру рисков, безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Наука рассматривает
природу как целостную
Только в XIX веке в России было 40 неурожайных годов, причем число засух и тяжесть их последствий с годами неуклонно возрастали, вызывая в стране голод и разорение тысяч крестьян. В этих условиях особое значение получили научные разработки по оптимизации агрофизических свойств почв, их структуры, водопроницаемости и влагоемкости в регулировании водного режима почв и борьбе с засухами, интродукции засухостойких растений и животных [43].
Долгосрочный прогноз развития природы в целом и отдельных ее компонентов и, прежде всего, климатических изменений является одной из актуальнейших проблем современной науки, открывающий реальные возможности уменьшения опасности стихийных бедствий, разработки и осуществления мер по парированию предполагаемых угроз, снижения степени негативного воздействия на природные системы человеческой деятельности.
В жизни каждого общества
существует присущая ему взаимосвязь
культурного и природного начал.
Специфической чертой развития русской
культуры является прерывистость ее
культурных традиций, вызванная резкими
неоднократными и глубокими сменами государств
Наиболее драматичны три переломных периода истории: крещение Руси и последующая за этим жестокая борьба с язычеством, реформы Петра I, Октябрьская революция. Они привели к деградации и забвению традиционных российских народных представлений о природе (матушка-природа), разрушению связей антропогенных и природных систем, грубо утилитарному, потребительскому отношению человека к природе [19,26,31].
Обретая власть над искусственным антропогенным миром, "преобразуя" его и окружающую природную среду по своему усмотрению, человечество в целом и российское общество в частности ощутило возможность грядущей катастрофы, напрямую столкнулось с реальной угрозой уничтожения в ближайшем будущем всего живого на Земле.
Решение этой проблемы в единстве материального и духовного, природного и рукотворного, в изменении самого сознания людей с ориентацией на высокие моральные и культурные ценности, а значит, в их целенаправленном воспитании и образовании.
Науки о рисках и безопасности охватывают широкий круг человеческих знаний - уже систематизированных, а также систематизирующихся в настоящее время в виде отдельных, подчас непосредственно не связанных между собой наук. Это и теории рисков и катастроф, имеющие свой специфический математический аппарат.
Это и прикладные науки,
работающие в различных областях
управления безопасностью
Одним из очевидных и весьма важных выводов развивающихся наук о рисках и безопасности является вывод о том, что очевидна причинно-следственная связь между рисками, катастрофами и социально-экономическим развитием государств (регионов) и народов.
В частности, эта связь
заключается в том, что катастрофы
и программы социально-
При формировании стратегии сбалансированного развития на национальном, региональном и глобальном уровнях применяются социально-экономические и экономико-экологические математические модели и комплексные системы таких моделей.
Мировое сообщество признало
в качестве аксиомы наук о рисках
и безопасности положение о том, что недопустимы эксперименты
с различными стратегиями социально-эколого-
Науки о рисках и безопасности практически не воздействуют на этику и право современного человеческого сообщества [28].
До настоящего времени это воздействие было блокировано неразвитостью современной общечеловеческой культуры риска и безопасности, практическим отсутствием грамотности специалистов и руководителей в этой области, отсутствием реального сообщества профессионалов в области управления рисками и безопасностью, управления безопасностью жизнедеятельности.
В преддверии XXI века значимость
триады «наука о рисках и безопасности
- культура риска и безопасности
– образование» резко повышается
в связи с тем, что на государственном
и международном уровнях
Необходимость управления развитием и функционированием подобных систем требует подробного изучения взаимодействия компонент триады, как между собой, так и с объектами управления в сфере управления безопасностью человека, объекте экономики, регионов и страны. Соответствующий уровень управляемости подобных сложных систем обеспечивается, в первую очередь, компетентностью и профессионализмом кадров, а также определенной культурой риска и безопасности.
|
Рис. 1. Схема системы: «Наука-культура-образование в области безопасности жизнедеятельности». |
Подсистемы «культура»
и «образование» выполняют
С точки зрения значимости культурной среды именно школу и общество следует рассматривать как функциональные базовые компоненты в процессе преобразования и совершенствования структур в системе подготовки и использования кадров в области управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере.
Все сказанное выше является основой целевых установок для развития исследования подсистемы «наука-культура-образование в области безопасности жизнедеятельности» в интересах обеспечения прогресса. Председатель Комиссии ООН по Устойчивому развитию М. Толба сказал: «Негативное развитие значительно превосходит достижения, образование должно учитывать и отражать изменения в отношениях между социальными, экономическими и природными системами».
Задача состоит в сбалансированном сочетании социального и экономического процессов с сохранением глобальных жизнеобеспечивающих систем. Эти задачи относятся ко всем элементам образования, в частности, к школам и другим учебным заведениям. По инициативе Международной ассоциации университетов и ряда других влиятельных международных научных организаций разработана стратегия будущих действий, суть которой сводится к следующему:
Одной из важнейших составных частей образования в интересах устойчивого будущего является система непрерывного образования. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Второй международный конгресс ЮНЕСКО, который состоялся в Сеуле в апреле 1999г. под девизом: «Образование и переподготовка в течение всей жизни: мост в будущее».
Образование, в интересах устойчивого будущего - одна из сложнейших проблем современности. Она требует, как конкретных исследований, так и системного подхода здесь переплетаются политика и экономика, общественные и естественные науки интересы различных государств и групп населения, науки о человеке и его поведении можно без преувеличения сказать, что в этом комплексе проблем закладывается цивилизация будущего [15,32].
В общественном сознании все еще медленно формируется понимание того, что главным фактором устойчивого безопасного развития снижения природных и техногенных опасностей является уровень обучения всех групп населения и творческая активность ученых, специалистов и лиц, принимающие управленческие решения.
Главным виновником чрезвычайных ситуаций, в конечном счете, всегда оказывается человек, с его образования, воспитание и формирования самосознания следует начинать на национальном и глобальном уровнях согласованную работу по защите от аварий и катастроф.
Сегодня приходится констатировать, что не удалось реализовать все намеченные XX веком направления в области безопасности жизнедеятельности по научно-техническому обеспечению аварийно-спасательных работ и прогнозированию ЧС.
В III тысячелетии решаются вопросы:
- создание единой методической
базы оценки ущерба при
Объективность существования и роста масштаба природно-техногенных опасностей связана с возможностью нежелательного и неконтролируемого высвобождения потоков энергии и вещества, искажением потоков информации. Для снижения возможности и размеров причинения ущерба от них людским, материальным и природным ресурсам необходима система обеспечения безопасности в техногенной и природно-техногенной сферах, являющаяся подсистемой обеспечения национальной безопасности и представляющая собой совокупность нормативных актов, организационно-технических мероприятий и соответствующих им сил и средств [42].
Цель данной системы должна заключаться в минимизации тех социально-экономических издержек (затрат на уменьшение возможности разрушительного высвобождения и распространения потоков материи и энергии, а также ущерба в случае их появления), которые обусловлены объективно существующими природно-техногенными опасностями. Основные задачи системы состоят в:
Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения