Научно-технические осоеннности защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32

Работа содержит 1 файл

Комаров.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

 Имеет важное значение формирование такого элемента сознания, как временные ориентации, поскольку решения многих проблем, связанных с риском и опасностью для жизни и деятельности людей, могут быть отнесены на неопределенное время, то есть «обесценены» [2,45].

Таким образом, совокупность этических принципов, специальных знании и определенных стереотипов поведения в чрезвычайных ситуациях или на пути к их предупреждению представляет собой определенный культурный срез данной сферы деятельности общества, отражающий степень развития культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям, который можно определить как культуру рисков, безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Наука рассматривает  природу как целостную гармоничную  систему, как необъятную совокупность различных существ и тел, во всех частях которой поддерживается вечный закономерный цикл движений и изменений при сохранении неизменной совокупности в целом. Вместе с тем, нарастающие темпы прогресса и интенсификации деятельности человека в сочетании с природными тенденциями и циклическими процессами (типа глобальных изменений климата или озоновых аномалий) приводят к нежелательным и необратимым изменениям природной среды, катастрофам и кризисам.

Только в XIX веке в России было 40 неурожайных годов, причем число засух и тяжесть их последствий с годами неуклонно возрастали, вызывая в стране голод и разорение тысяч крестьян. В этих условиях особое значение получили научные разработки по оптимизации агрофизических свойств почв, их структуры, водопроницаемости и влагоемкости в регулировании водного режима почв и борьбе с засухами, интродукции засухостойких растений и животных [43].

Долгосрочный прогноз  развития природы в целом и  отдельных ее компонентов и, прежде всего, климатических изменений  является одной из актуальнейших проблем современной науки, открывающий реальные возможности уменьшения опасности стихийных бедствий, разработки и осуществления мер по парированию предполагаемых угроз, снижения степени негативного воздействия на природные системы человеческой деятельности.

В жизни каждого общества существует присущая ему взаимосвязь  культурного и природного начал. Специфической чертой развития русской  культуры является прерывистость ее культурных традиций, вызванная резкими  неоднократными и глубокими сменами государственной идеологии, насильственным внедрением новой системы культурных ценностей и жестоким подавлением традиционной культуры.

Наиболее драматичны три переломных периода истории: крещение Руси и последующая за этим жестокая борьба с язычеством, реформы Петра I, Октябрьская революция. Они привели к деградации и забвению традиционных российских народных представлений о природе (матушка-природа), разрушению связей антропогенных и природных систем, грубо утилитарному, потребительскому отношению человека к природе [19,26,31].

Обретая власть над искусственным  антропогенным миром, "преобразуя" его и окружающую природную среду  по своему усмотрению, человечество в  целом и российское общество в  частности ощутило возможность  грядущей катастрофы, напрямую столкнулось с реальной угрозой уничтожения в ближайшем будущем всего живого на Земле.

Решение этой проблемы в  единстве материального и духовного, природного и рукотворного, в изменении  самого сознания людей с ориентацией  на высокие моральные и культурные ценности, а значит, в их целенаправленном воспитании и образовании.

Науки о рисках и безопасности охватывают широкий круг человеческих знаний - уже систематизированных, а  также систематизирующихся в  настоящее время в виде отдельных, подчас непосредственно не связанных между собой наук. Это и теории рисков и катастроф, имеющие свой специфический математический аппарат.

Это и прикладные науки, работающие в различных областях управления безопасностью жизнедеятельности  человека, разномасштабных социумов, объектов экономики, регионов и т. д. с позиций различных видов безопасности: военной, экологической, экономической, технологической, социальной, политической, финансовой и т.п.

Одним из очевидных и  весьма важных выводов развивающихся  наук о рисках и безопасности является вывод о том, что очевидна причинно-следственная связь между рисками, катастрофами и социально-экономическим развитием государств (регионов) и народов.

В частности, эта связь  заключается в том, что катастрофы и программы социально-экономического развития способны влиять друг на друга, снижая или повышая уязвимость конкретной социально-экономической системы в случае катастроф, способствуя или сдерживая процесс социально-экономического развития [18,25].

При формировании стратегии  сбалансированного развития на национальном, региональном и глобальном уровнях применяются социально-экономические и экономико-экологические математические модели и комплексные системы таких моделей.

Мировое сообщество признало в качестве аксиомы наук о рисках и безопасности положение о том, что недопустимы эксперименты с различными стратегиями социально-эколого-экономического развития на реальных крупномасштабных системах, включающих биосферу и человеко-машинные комплексы - все эксперименты в социально-эколого-экономической сфере должны проводиться на моделях в виртуальном пространстве современных компьютерных систем.

Науки о рисках и безопасности практически не воздействуют на этику  и право современного человеческого  сообщества [28].

До настоящего времени  это воздействие было блокировано неразвитостью современной общечеловеческой культуры риска и безопасности, практическим отсутствием грамотности специалистов и руководителей в этой области, отсутствием реального сообщества профессионалов в области управления рисками и безопасностью, управления безопасностью жизнедеятельности.

В преддверии XXI века значимость триады «наука о рисках и безопасности - культура риска и безопасности – образование» резко повышается в связи с тем, что на государственном  и международном уровнях формируется комплексная система на основе компонент указанной триады (рис. 1).

Необходимость управления развитием и функционированием  подобных систем требует подробного изучения взаимодействия компонент  триады, как между собой, так и  с объектами управления в сфере  управления безопасностью человека, объекте экономики, регионов и страны. Соответствующий уровень управляемости подобных сложных систем обеспечивается, в первую очередь, компетентностью и профессионализмом кадров, а также определенной культурой риска и безопасности.

 

Рис. 1. Схема  системы: «Наука-культура-образование  в области безопасности жизнедеятельности».


                                                                                                            

Подсистемы «культура» и «образование» выполняют функцию  своего рода регулирующих факторов, обеспечивающих развитие науки о рисках и безопасности в соответствии с новейшими достижениями, с одной стороны, и повышающимися либо уточненными требованиями к результатам научных исследований, с другой. Так, в последнее время в качестве социального критерия законченности исследований предлагают использовать оценку возможности доступного изложения результатов исследования студентам в рамках соответствующих учебных дисциплин [21].

С точки зрения значимости культурной среды именно  школу  и общество следует рассматривать  как функциональные базовые компоненты в процессе преобразования и совершенствования структур в системе подготовки и использования кадров в области управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере.

Все сказанное выше является основой целевых установок для развития исследования подсистемы «наука-культура-образование в области безопасности жизнедеятельности» в интересах обеспечения прогресса. Председатель Комиссии ООН по Устойчивому развитию М. Толба сказал: «Негативное развитие значительно превосходит достижения, образование должно учитывать и отражать изменения в отношениях между социальными, экономическими и природными системами».

Задача состоит в  сбалансированном сочетании социального  и экономического процессов с  сохранением глобальных жизнеобеспечивающих систем. Эти задачи относятся ко всем элементам образования, в частности, к школам и другим учебным заведениям. По инициативе Международной ассоциации университетов и ряда других влиятельных международных научных организаций разработана стратегия будущих действий, суть которой сводится к следующему:

  • создать «платформу для устойчивого будущего» с целью более эффективного вклада школы в гуманное устойчивое развитие путем преподавания и научных исследований с широким привлечений научных данных;
  • создать «Электронную сеть» с целью более активного обмена идеями, информацией и лучшим практическим опытом;
  • учредить систему премий «Устойчивое будущее» для инициаторов и руководителей лучших проектов гуманного устойчивого развития в ряде областей;
  • провести исследование о практическом потенциале вузов с учетом их различных географических, экономических и социально-культурных условий;
  • создать специальный фонд с целью непосредственной передачи знаний, разработки совместных исследований и научных проектов [17].

Одной из важнейших составных частей образования в интересах устойчивого будущего является система непрерывного образования. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Второй международный конгресс ЮНЕСКО, который состоялся в Сеуле в апреле 1999г. под девизом: «Образование и переподготовка в течение всей жизни: мост в будущее».

Образование, в интересах  устойчивого будущего - одна из сложнейших проблем современности. Она требует, как конкретных исследований, так  и системного подхода здесь переплетаются  политика и экономика, общественные и естественные науки интересы различных государств и групп населения, науки о человеке и его поведении можно без преувеличения сказать, что в этом комплексе проблем закладывается цивилизация будущего [15,32].

В общественном сознании все еще медленно формируется понимание того, что главным фактором устойчивого безопасного развития снижения природных и техногенных опасностей является уровень обучения всех групп населения и творческая активность ученых, специалистов и лиц, принимающие управленческие решения.

Главным виновником чрезвычайных ситуаций, в конечном счете, всегда оказывается  человек, с его образования, воспитание и формирования самосознания следует начинать на национальном и  глобальном уровнях согласованную  работу по защите от аварий и катастроф.

Сегодня приходится констатировать, что не удалось реализовать все  намеченные  XX веком направления в области безопасности жизнедеятельности по научно-техническому обеспечению аварийно-спасательных работ и прогнозированию ЧС.

В III тысячелетии решаются вопросы:

- создание единой методической  базы оценки ущерба при возникновении  и ликвидации ЧС и планирования  мероприятий по предупреждению  ЧС и снижению ущерба;

  • формирование национальной системы страховой защиты высоко рисковых производств;
  • формирование авиационных технологий для проведения  аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием малых вертолётов типа «БО-105-супер»;
  • разработка и внедрение семейства перспективных приборов и систем разведки и поиска, пострадавших при проведении аварийно-с пастельных работ;
  • создание новых транспортных средств и технологий транспортировки в ходе проведения аварийно-спасательных работ;
  • создание мобильного комплекса технических средств для первичного жизнеобеспечения экспедиционных сил и пострадавшего населения в ЧС и нормативной базы материальных резервов;
  • создание системы национального образования  по БЖД.

 

1.3. Принципы  обеспечения безопасности 

Объективность существования  и роста масштаба природно-техногенных  опасностей связана с возможностью нежелательного и неконтролируемого высвобождения потоков энергии и вещества, искажением потоков информации. Для снижения возможности и размеров причинения ущерба от них людским, материальным и природным ресурсам необходима система обеспечения безопасности в техногенной и природно-техногенной сферах, являющаяся подсистемой обеспечения национальной безопасности и представляющая собой совокупность нормативных актов, организационно-технических мероприятий и соответствующих им сил и средств [42].  

Цель данной системы должна заключаться в минимизации тех социально-экономических издержек (затрат на уменьшение возможности разрушительного высвобождения и распространения  потоков материи и энергии, а также ущерба в случае их появления), которые обусловлены объективно существующими природно-техногенными опасностями. Основные задачи системы состоят в:

  • предупреждении гибели и других несчастных случаев с людьми;
  • исключении природно-техногенных аварий и катастроф в гражданском и военном комплексах;
  • уменьшении загрязнения окружающей природной среды последствиями аварий и катастроф и другими побочными опасными результатами повседневной жизнедеятельности человека;
  • принятии мер по подготовке и ведению аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • использовании сил и средств, выделенных для совершенствования методов и средств обеспечения безопасности [36].

Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения