Научно-технические осоеннности защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32

Работа содержит 1 файл

Комаров.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры

кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

Курсовая  работа

«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИИ  ОТ  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ  В  XXI ВЕКЕ»

 

 

 

 

Выполнил:

Комаров Михаил Юрьевич  

Студент 4 курса, гр. «А»,

очного отделения, специальности  «Безопасность жизнедеятельности»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Макарова Е.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2007 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

             

                                                                                        Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ                                                                                                                      НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22

1.1. Формирование  культурно-научной среды в отношении  безопасности……..5

1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8

1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17

Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23

2.1. Организация  исследования……………………………………………..……..23

2.3. Методика  исследования…………………………………………………..…...23

Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27

3.1. Формирующий  эксперимент……………………..………………………….. 24

3.2. Результаты  анкетирования учащихся………………….……………………..25

3.3. Констатирующий  эксперимент ……………………………………………....26

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. С принятием в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», фактически заново началось формирование новой государственной политики в области подготовки населения, в том числе и школьников, основам безопасности жизнедеятельности в условиях техносферы. 

В период становления  предмета «ОБЖ», представляется весьма важным обучать школьников не только конкретным действиям в экстремальной ситуации, но и формировать представления о новых подходах и приоритетах правительства России в области защиты населения от ЧС, существующих учебников и пособий по этому вопросу явно не достаточно.

Многие из них  отстают от   времени по пониманию  проблемы, сегодня недостаточно только констатировать факты о учащающихся  катастрофических проявлениях, но и  привить сознание, что современное  общество имеет научно-технический потенциал по преодолению сложившейся ситуации в данной области.

    Цель  исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.

   Задачи исследования:

1. Изучить литературные  источники и выявить приоритеты  научно- технической политики в  области защиты населения, территорий  и хозяйственных объектов от  ЧС в III тысячелетии.

2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».

Гипотеза. Предполагается, что ознакомление школьников с приоритетными вопросами  научно-технической политики Российской Федерации  позволит сформировать у них новый взгляд, более оптимистичный, на проблему  личной и общественной безопасности.

Новизна результатов. Состоит в формировании личности безопасного типа, через усиление теоретической  составляющей, в области преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности». Разработка факультативных занятий «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий в III тысячелетии».

Предмет исследования. Уровень теоретической подготовки учащихся средней школы по вопросам безопасности жизнедеятельности в области защиты населения от ЧС в МОУ СОШ № 23 г. Ставрополя.

Объект исследования. Образовательный процесс в средней обще - образовательной школе МОУ СОШ № 23 г. Ставрополя.

Научно-практическая значимость работы. Работа обогащает практику воспитания личности безопасного типа в общеобразовательной школе, представляет современные  научные  и технические подходы в области защиты от ЧС.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ                                                                                                                      НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

    1.1. Формирование культурной среды в отношении безопасности

 

Вместе с тем, важно  заметить, что усилия, затраченные  обществом на создание и воспитание культуры риска, могут оказаться  напрасными, то есть не окупят себя, если само общество не востребует эту культуру в практической социальной деятельности, иными словами, воспитание культуры риска должно сопровождаться процессом формирования соответствующей культурной среды, а точнее, процесс создания культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям должен идти с опережением [19,41].

С точки зрения методологии формирования культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайных ситуаций необходимо учесть одно важное обстоятельство, безусловно, этот процесс происходит на основе каких-то общих правил и закономерностей, а также наиболее общих знаний, которые необходимы всем и везде, однако в каждом конкретном субъекте управления (территориально административной единице), регионе необходимо определить конкретные основания опасности и риска, поскольку они могут не соответствовать строгому административному делению.

Например, некоторые природные  катастрофы (наводнения, извержения вулканов, землетрясения и т.д.) так же, как  и техногенные катастрофы (взрывы газопроводов, нефтепроводов, аварийные  ситуации на АЭС, вредные выбросы  и т.д.) могут распространяться на различные административные субъекты управления или носить межрегиональный характер.

То же самое можно  сказать о несовпадении границ экосистем  некоторых природных объектов с  административно-территориальным делением, поэтому вопрос об их безопасности, как и вопрос безопасности населения, включенного в социоэкосистему таких объектов.

Формирования культурной среды в таких случаях должен решаться в рамках всего включенного  в социоэксистему пространства, и  координироваться каким то специальным органом управления с целью создания эффективной системы риск-коммуникации [24].

В этих случаях в процессе формирования культурной среды необходимо также опираться на существующие местные культурные традиции, так  как они включают в себя весь пространственно-временной опыт развития местной культуры и отражают адаптационные механизмы сосуществования местного населения в определенной природной среде, то есть оптимальные отношения в социоэкосистеме, представляющие своего рода модель ее устойчивого развития.

Учитывая, что в основе единства эколого-культурного процесса человеческой цивилизации лежит  производственная деятельность, важно  отметить, что в условиях необходимости  изменения типа деятельности, ее технологий, а также эколого-экономического реформирования общества не следует игнорировать самобытность производственных и трудовых традиций различных народов.

 Любая катастрофа  или чрезвычайная ситуация могут  стать стимулами для творческой  мысли с целью решения проблем,  поскольку такие ситуации заставляют  привлечь к ним не только внимание людей, но и инициировать развитие новых технологий [22,35].

В целом можно сделать  следующие выводы. Действительно, человеческая деятельность в рамках культуры является имманентно непредсказуемой, однако а  различных традиционных культурах она имеет разную степень риска.

Традиционные культуры, более приспособленные к конкретным условиям среды, являясь более консервативными, сами по себе обеспечивают людям более  безопасное развитие.

По мере развития культуры и цивилизации, дифференциации форм и видов деятельности усиливается и риск, однако появляется и опыт в преодолении ситуаций опасности, борьбы со стихийными бедствиями, предотвращении техногенных катастроф, а также совершенствуются организационные структуры, включенные в решение проблем предотвращения катастроф и борьбы с ними.

Это означает, что возрастает и культура, направленная на обеспечение  безопасности жизни и деятельности людей, культура риска. Так, например, в  России создание и совершенствование  такой организационно–управленческой государственной структуры как МЧС России, обеспечивающей предотвращение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф, является признаком развития культуры риска в России [23,38].

Она включает в себя определенную систему знаний, этических принципов формирующихся в общественном и индивидуальном сознании людей, а также деятельность, основанную на этих этических принципах и нормах безопасности.

Фактически любая деятельность должна быть нормирована, поскольку  имеет определенные границы, которые определяются степенью ее безопасности для здоровья, жизни и деятельности людей, в безграничном временном интервале. Таким образом, формирование культуры риска, прежде всего, требует массового просвещения населения в области безопасности жизнедеятельности, риска и обучения для овладения навыками обеспечения индивидуальной защищенности.

Создание такого пространства невозможно без функционирования информационно-коммуникационной сети, то есть системы средств массовой информации, включая телевидение, Интернет и мультимедиа. Решение этой проблемы связано с изменением существующей системы образования.

Среди недостатков содержания и методики подготовки специалистов в интересующей нас сфере следует  обратить внимание на то, что они  были скорее сориентированы на техническую сторону решения проблем безопасности и риска, чем на вопросы управления этими ситуациями.

 То есть они могли  влиять на технические, физические, химические, технологические и др. процессы, но не могли участвовать  в процессах управления людьми, так как не владели как бы «человеческой составляющей», возникавших ситуаций опасности и риска.

В какой-то степени этот процесс продолжает развиваться  сейчас, когда государство вкладывает деньги в структуры, обеспечивающие безопасность населения, то есть в соответствующие ведомства (МЧС), в необходимую технику, но при этом непропорционально меньше средств вкладывает в подготовку самих людей для их самозащиты.

Такой подход оправдан для  случаев, когда происходят массовые стихийные бедствия или катастрофы, поскольку велики масштабы ситуаций, опасных для людей, и необходимо большое количество техники и оборудования для их спасения; он не только не исключает, но и обязательно должен быть дополнен подготовкой самих людей, подвергающихся опасности, так как воздействие опасности и риска можно уменьшить и в этих случаях, если и сами люди смогут активно защитить себя [3,21].

1.2. Риск и  ответственность 

Особая роль среди  элементов культуры риска и безопасности принадлежит сознанию, сформированному  на основе научного и практического опыта. В данном случае среди всех элементов сознания особого внимания заслуживает нравственная составляющая (в частности - ответственность), образующая своеобразную этику риска и безопасности.

Совершенно очевидно, что эти этические принципы в контексте рассматриваемой темы должны включать в качестве составной части именно аспект риска и безопасности (защищенности) жизнедеятельности и людей. То есть в каждом конкретном случае необходимо, используя общие принципы защиты или спасения людей, обязательно ориентироваться на конкретную ситуацию, конкретный контингент людей, участвующих в события, их психологию, связанную с полом, возрастом, национальными и религиозными особенностями.

Ответственность людей, принимающих решения, с точки  зрения теории принятия решений должна основываться на прогнозировании последствий принимаемых решений для населения с предварительным анализом альтернативных решений. Ответственность как качество личности не только выражает способность руководителя или менеджера оценить последствия принимаемого решения для людей, предвидеть их реакцию и оценку, но и его умение работать с людьми, коммуникативные качества, которые позволят ему убедить людей в том, что они должны поступить так, а не иначе [4,37].

Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения