Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и выявить приоритеты научно- технической политики в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от ЧС в III тысячелетии.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ АВАРИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ…………………………………….…5-22
1.1. Формирование культурно-научной среды в отношении безопасности……..5
1.2. Риск и ответственность…………………………………………………….…...8
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..17
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация исследования……………………………………………..……..23
2.3. Методика исследования…………………………………………………..…...23
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий эксперимент……………………..………………………….. 24
3.2. Результаты анкетирования учащихся………………….……………………..25
3.3. Констатирующий эксперимент ……………………………………………....26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………………………..29-31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет физической культуры
кафедра безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа
«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В XXI ВЕКЕ»
Выполнил: Комаров Михаил ЮрьевичСтудент 4 курса, гр. «А», очного отделения, специальности
«Безопасность |
Научный руководитель: к.п.н., доцент Макарова Е.В. |
Ставрополь, 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
1.1. Формирование
культурно-научной среды в
1.2. Риск и ответственность………………………………………
1.3. Принципы обеспечения безопасности………………………………………..
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………23
2.1. Организация
исследования…………………………………………….
2.3. Методика
исследования………………………………………………
Глава III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………...…24-27
3.1. Формирующий
эксперимент……………………..………………………
3.2. Результаты
анкетирования учащихся………………….
3.3. Констатирующий
эксперимент …………………………………………….
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Актуальность. С принятием в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», фактически заново началось формирование новой государственной политики в области подготовки населения, в том числе и школьников, основам безопасности жизнедеятельности в условиях техносферы.
В период становления предмета «ОБЖ», представляется весьма важным обучать школьников не только конкретным действиям в экстремальной ситуации, но и формировать представления о новых подходах и приоритетах правительства России в области защиты населения от ЧС, существующих учебников и пособий по этому вопросу явно не достаточно.
Многие из них отстают от времени по пониманию проблемы, сегодня недостаточно только констатировать факты о учащающихся катастрофических проявлениях, но и привить сознание, что современное общество имеет научно-технический потенциал по преодолению сложившейся ситуации в данной области.
Цель исследования - разработка факультативного курса в 9-11 классах по вопросам защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий и её экспериментальное обоснование.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные
источники и выявить
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность проведения факультативного курса «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий».
Гипотеза. Предполагается, что ознакомление школьников с приоритетными вопросами научно-технической политики Российской Федерации позволит сформировать у них новый взгляд, более оптимистичный, на проблему личной и общественной безопасности.
Новизна результатов. Состоит в формировании личности безопасного типа, через усиление теоретической составляющей, в области преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности». Разработка факультативных занятий «Приоритеты научно-технической политики Российской Федерации в области защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от аварий, катастроф и стихийных бедствий в III тысячелетии».
Предмет исследования. Уровень теоретической подготовки учащихся средней школы по вопросам безопасности жизнедеятельности в области защиты населения от ЧС в МОУ СОШ № 23 г. Ставрополя.
Объект исследования. Образовательный процесс в средней обще - образовательной школе МОУ СОШ № 23 г. Ставрополя.
Научно-практическая значимость работы. Работа обогащает практику воспитания личности безопасного типа в общеобразовательной школе, представляет современные научные и технические подходы в области защиты от ЧС.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и приложений.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
1.1. Формирование культурной среды в отношении безопасности
Вместе с тем, важно заметить, что усилия, затраченные обществом на создание и воспитание культуры риска, могут оказаться напрасными, то есть не окупят себя, если само общество не востребует эту культуру в практической социальной деятельности, иными словами, воспитание культуры риска должно сопровождаться процессом формирования соответствующей культурной среды, а точнее, процесс создания культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайным ситуациям должен идти с опережением [19,41].
С точки зрения методологии формирования культурной среды в отношении к рискам, безопасности и чрезвычайных ситуаций необходимо учесть одно важное обстоятельство, безусловно, этот процесс происходит на основе каких-то общих правил и закономерностей, а также наиболее общих знаний, которые необходимы всем и везде, однако в каждом конкретном субъекте управления (территориально административной единице), регионе необходимо определить конкретные основания опасности и риска, поскольку они могут не соответствовать строгому административному делению.
Например, некоторые природные катастрофы (наводнения, извержения вулканов, землетрясения и т.д.) так же, как и техногенные катастрофы (взрывы газопроводов, нефтепроводов, аварийные ситуации на АЭС, вредные выбросы и т.д.) могут распространяться на различные административные субъекты управления или носить межрегиональный характер.
То же самое можно
сказать о несовпадении границ экосистем
некоторых природных объектов с
административно-
Формирования культурной среды в таких случаях должен решаться в рамках всего включенного в социоэксистему пространства, и координироваться каким то специальным органом управления с целью создания эффективной системы риск-коммуникации [24].
В этих случаях в процессе формирования культурной среды необходимо также опираться на существующие местные культурные традиции, так как они включают в себя весь пространственно-временной опыт развития местной культуры и отражают адаптационные механизмы сосуществования местного населения в определенной природной среде, то есть оптимальные отношения в социоэкосистеме, представляющие своего рода модель ее устойчивого развития.
Учитывая, что в основе единства эколого-культурного процесса человеческой цивилизации лежит производственная деятельность, важно отметить, что в условиях необходимости изменения типа деятельности, ее технологий, а также эколого-экономического реформирования общества не следует игнорировать самобытность производственных и трудовых традиций различных народов.
Любая катастрофа
или чрезвычайная ситуация
В целом можно сделать следующие выводы. Действительно, человеческая деятельность в рамках культуры является имманентно непредсказуемой, однако а различных традиционных культурах она имеет разную степень риска.
Традиционные культуры,
более приспособленные к
По мере развития культуры и цивилизации, дифференциации форм и видов деятельности усиливается и риск, однако появляется и опыт в преодолении ситуаций опасности, борьбы со стихийными бедствиями, предотвращении техногенных катастроф, а также совершенствуются организационные структуры, включенные в решение проблем предотвращения катастроф и борьбы с ними.
Это означает, что возрастает
и культура, направленная на обеспечение
безопасности жизни и деятельности
людей, культура риска. Так, например, в
России создание и совершенствование
такой организационно–управленч
Она включает в себя определенную систему знаний, этических принципов формирующихся в общественном и индивидуальном сознании людей, а также деятельность, основанную на этих этических принципах и нормах безопасности.
Фактически любая деятельность должна быть нормирована, поскольку имеет определенные границы, которые определяются степенью ее безопасности для здоровья, жизни и деятельности людей, в безграничном временном интервале. Таким образом, формирование культуры риска, прежде всего, требует массового просвещения населения в области безопасности жизнедеятельности, риска и обучения для овладения навыками обеспечения индивидуальной защищенности.
Создание такого пространства невозможно без функционирования информационно-коммуникационной сети, то есть системы средств массовой информации, включая телевидение, Интернет и мультимедиа. Решение этой проблемы связано с изменением существующей системы образования.
Среди недостатков содержания и методики подготовки специалистов в интересующей нас сфере следует обратить внимание на то, что они были скорее сориентированы на техническую сторону решения проблем безопасности и риска, чем на вопросы управления этими ситуациями.
То есть они могли
влиять на технические,
В какой-то степени этот процесс продолжает развиваться сейчас, когда государство вкладывает деньги в структуры, обеспечивающие безопасность населения, то есть в соответствующие ведомства (МЧС), в необходимую технику, но при этом непропорционально меньше средств вкладывает в подготовку самих людей для их самозащиты.
Такой подход оправдан для случаев, когда происходят массовые стихийные бедствия или катастрофы, поскольку велики масштабы ситуаций, опасных для людей, и необходимо большое количество техники и оборудования для их спасения; он не только не исключает, но и обязательно должен быть дополнен подготовкой самих людей, подвергающихся опасности, так как воздействие опасности и риска можно уменьшить и в этих случаях, если и сами люди смогут активно защитить себя [3,21].
Особая роль среди элементов культуры риска и безопасности принадлежит сознанию, сформированному на основе научного и практического опыта. В данном случае среди всех элементов сознания особого внимания заслуживает нравственная составляющая (в частности - ответственность), образующая своеобразную этику риска и безопасности.
Совершенно очевидно, что эти этические принципы в контексте рассматриваемой темы должны включать в качестве составной части именно аспект риска и безопасности (защищенности) жизнедеятельности и людей. То есть в каждом конкретном случае необходимо, используя общие принципы защиты или спасения людей, обязательно ориентироваться на конкретную ситуацию, конкретный контингент людей, участвующих в события, их психологию, связанную с полом, возрастом, национальными и религиозными особенностями.
Ответственность людей, принимающих решения, с точки зрения теории принятия решений должна основываться на прогнозировании последствий принимаемых решений для населения с предварительным анализом альтернативных решений. Ответственность как качество личности не только выражает способность руководителя или менеджера оценить последствия принимаемого решения для людей, предвидеть их реакцию и оценку, но и его умение работать с людьми, коммуникативные качества, которые позволят ему убедить людей в том, что они должны поступить так, а не иначе [4,37].
Информация о работе Научно-технические осоеннности защиты населения