Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:04, контрольная работа
Цель: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем населенном пункте и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека.
Задачи:
1. Изучить органолептические, химические и биологические показатели качества воды.
2. Оценить качество воды, используемой населением п. Морки для пищевых, бытовых и технических целей.
3. Выявить способы очистки воды.
Введение…………………………………………………………………..1-2
Глава 1. Вода в природе………………………....…………………….........3
Глава 2. Вода в организме человека…………………………………….....4
Глава 3. Качество воды и здоровье человека…………...………………5-8
Глава 4. Анализ качества воды……………………………………........9-13
4.1.Органолептические показатели……………………………...9-10
4.2. Биологические показатели…………………………………10-11
4.3. Химические показатели……………………………………11-13
Глава5. Методика исследования……………………………………..13-16
5.1. Отбор воды на анализ………………………………………13-14
5.2. Определение прозрачности воды……………………………..14
5.3. Определение интенсивности запаха…………………………..14
5.4. Определение мутности и наличие осадка…………………….15
5.5. Определение водородного показателя воды…………………15
5.6. Определение наличия катионов железа в воде……………15-16
Выводы……………………………………………………………………..17
Рекомендации……………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………..20
Приложение I…………………………………………………………...21-23
Приложение II………………………………………………………….24-34
Приложение III………………………………………………………....35-40
5.1. Отбор воды на анализ
При отборе пробы воды для химического анализа следует использовать пластиковую тару объемом 1,5 литра из-под простой питьевой или дистиллированной воды. Не следует использовать бутылки из-под сладких ароматизированных напитков. Перед тем, как набрать воду, ее необходимо предварительно пролить в течение 5-10 минут. Это необходимо делать для того, чтобы избежать попадание в образец застоявшейся воды.
Бутылку и пробку перед пробоотбором несколько раз тщательно промывают изнутри той водой, которую будут брать на анализ. При этом моющие средства использовать нельзя. Набирать воду желательно тонкой струйкой и по стенке бутылки. Такой способ отбора позволяет уменьшить насыщение воды кислородом воздуха и, как следствие, предотвращает протекание химических реакций.
Воду рекомендуется налить в бутылку под «горлышко» и плотно завернуть пробку. Наличие воздуха под пробкой может привести к искажению результатов анализа. Если невозможно отправить в лабораторию пробу сразу после отбора, то её следует хранить в холодильнике не более 24 часов (максимум 48 часов).
При пробоотборе воды на микробиологический анализ следует использовать стеклянный стерильный флакон (объемом не менее 0,5 литра), который можно получить в лаборатории. При этом необходимо соблюсти следующие условия: водопроводный кран перед взятием пробы обжечь пламенем, протереть спиртом, пролить воду сильной струей в течение 5-10 мин, чистыми руками отобрать образец воды, не хватаясь за «горлышко» в стерильный флакон и плотно закрыть
13
его стерильной пробкой, желательно пробу в этот же день привезти в лабораторию
5.2.Определение прозрачности воды.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений
Мерой прозрачности служит высота столба воды, при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт определённого размера и типа. Для начала рекомендуется провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоёма и сравнить результаты.
Исследуемую воду хорошо перемешать и налить в прозрачный стакан, который нужно расположить над печатным шрифтом на высоте 4см. Просматривая шрифт сверху через столб воды и, сливая или доливая исследуемую воду в цилиндр, найти высоту столба, ещё позволяющую читать шрифт. Проводить исследование нужно в хорошо освещённом помещении на расстоянии около 1м от окна. Прозрачность выражается в сантиметрах высоты столба жидкости (с точностью до 0,5см). Затем данный опыт провести с дистиллированной водой.
5.3. Определение интенсивности запаха воды.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоемов хозяйственно-питьевого
назначения) после ее хлорирования, не должен превышать 2 баллов. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60ºС.
Запах воды следует определять в помещении, в котором воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.
В посуду с пробкой (желательно стеклянной) налить исследуемую воду до 2/3 объёма и сильно встряхивать в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и отметить характер и интенсивность запаха. Дать оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей (см. прил.II, табл.5).
Определить характер запаха, используя таблицу (см. прил.II, табл.6).
14
5.4. Определение мутности воды и наличия осадка.
Мутность воды – мера
промышленных и сельскохозяйственных стоков. Взвешенные частицы способствуют нагреву воды, т.к. поглощают тепловое излучение, что, в свою очередь, приводит к падению уровня растворенного в воде кислорода. Твёрдые частицы забивают жабры рыб, ослабляют иммунные свойства организмов, приостанавливают их рост и развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что степень мутности воды влияет на флору и фауну водоёма не меньше, чем другие факторы.
Мутность
воды можно определить визуально, измерением
ослабления проходящего света. Осадок
оценивают также визуально и характеризуют
как: нет, незначительный, заметный, большой.
По качеству осадок определяют как хлопьевидный,
илистый, песчаный и т.п. с указанием цвета
– серый, бурый, чёрный и др. При очень
большом осадке указывают толщину слоя
в мм.
Определить водородный показатель (рН) можно следующим методом: в стакан с водой опустить полоски индикаторной бумаги. Сравнить её цвет со специальной шкалой (см. прил. I, рис.3)
Питьевая вода должна быть нейтральной (Рн около 7). Для хозяйственных и бытовых нужд можно применять воду с водородным показателем 6,5 – 8,5. Если эти цифры меньше, то вода имеет кислую среду, ближе к болотной. 1
5.6. Определение катионов железа в воде.
Железо(II). Гексоцианоферрат (II) калия К3[Fe(CN)6 ] в кислой среде (pH=3) образует с катионом Fe2+ осадок турнбулевой сини темно-синего цвета.
3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- =Fe3[Fe(CN)6]2 ↓
К 1 мл исследуемой воды добавить 2-3 капли раствора серной кислоты и 2-3 капли раствора реактива.
______________________________
1 Ширшина
Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся»
- Волгоград: Учитель, 2007.с. 82 -83 15
Железо (III). Гексоцианоферрат (II) калия К4[Fe(CN)6] в слабокислой среде с катионом Fe3+ образует темно – синий осадок берлинской лазури:
4Fe3++3[Fe(CN)6]4-=Fe4[
К 1 мл исследуемой
воды прибавить 1-2 капли раствора соляной
кислоты и 2 капли раствора реактива.
1
______________________________
1 Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007. с. 8
Выводы:
Таким образом,
первая гипотеза, поставленная нами, была
подтверждена частично. Что касается второй
гипотезы, то она была полностью подтверждена
в результате обзора литературы.
17
Рекомендации:
18
Заключение
В отчете ВВФ «Живая планета» отмечается, что система пресной воды, в том числе и питьевой, претерпевает острый кризис. Актуальна эта проблема и в нашей стране. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды.
По данным
Всемирной организации
Кроме того, наша вода нуждается не только в очистке, но и обогащении, поскольку в ней недостаточно фтора и йода, что приводит к различным заболеваниям, развитию врожденных аномалий, снижению умственных способностей детей и взрослых.
Для того чтобы вода была пригодна для питья, ее надо очистить от вредных микроорганизмов, минеральных и органических примесей.
В нашей стране качество воды
регламентировано. Воду очищают
на специальных станциях. Сначала
фильтруют через слой песка,
затем обрабатывают
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Книга одного и более авторов:
1.Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая школа», 1992.
2.Новиков Ю.В.,
Сайфутдинов М.М. «Вода и
3.Ширшина Н.В.
«Химия. Проектная деятельность
учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007.
Статьи из энциклопедий и словарей:
1. Крицман В. А., Станцо В. В. Энциклопедический словарь юного химика.- М; Издательство «Педагогика», 1990.
2. Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М; «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.
3. Чэллонер
Д. Наглядный словарь «Химия»-
«Дорлинг Киндерсли», 2001.
Интернет-ресурсы:
www .o8ode.ru
www.vashdom.ru
www.falkone-web.ru
www.aqua-club.ru
1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические
требования и нормативы качества питьевой
воды» Минздрав России, М., 2003
20
Приложение
№I
Рис. 1 Вода
в природе.
21
Рис.2 Качество
воды.
22
Рис.3. Шкала для определения pH.
23
Болезнь | Возбуждающий фактор |
Анемия | Мышьяк, бор, фтор, медь, цианиды, трихлорэтилен |
Апластическая анемия | Бензол |
Бронхиальная астма | Фтор |
Лейкемия | Хлорированные фенолы, бензол |
Заболевания
пищеварительного тракта:
а) повреждения б) боли в желудке в) функциональные расстройства |
Мышьяк, бериллий, бор, хлороформ, динитрофенолы Ртуть, пестициды Цинк |
Болезни
сердца:
а) повреждение сердечной мышцы б) нарушения функционирования сердца в) сердечно – сосудистые изменения г) брадикардия д) тахикардия |
Бор, цинк, тетрохлорэтилен, фтор, медь, свинец, ртуть Бензол,
хлороформ, цианиды Трихлорэтилен
TRI Галоформы,
тригалометаны, альдрин (инсектицид) и
его производные Динитрофенолы |
Дерматозы и экземы | Мышьяк, альдрин и его производные, бор, бериллий, хлор, хлорированные фенолы, хлорнафталины, хром, ТRI, динитрофенолы, детергенты, фтор, кобальт, никель, продукты дистилляции нефти (масла), пластмассы, ртуть, циклические ароматические углеводороды (ЦАУ) |
Флюороз скелета | Фтор |
Болезнь «Itay-itai» | Кадмий |
Болезнь
Кашина-Бека |
Железо |
Облысение | Бор, ртуть |
Цирроз печени | Хлор, магний, бензол, хлороформ, тетрохлорид углерода, тяжелые металлы |
Метгемоглобинемия
(цианоз) |
Нитраты, нитриты, азиды, хлораты, перхлораты, тетрохлорид углерода, динитрофенолы, фенол |
Уремия | Медь, свинец, ртуть |
Гипофункция щитовидной железы | Кобальт |
Несварение желудка и кишок | Фтор, детергенты, кремний медь |
Злокачественные опухали почек | Мышьяк, некоторые галоформы |
Злокачественные опухали мочевого пузыря | Мышьяк, хлор |
Злокачественные опухали легких | Мышьяк, ЦАУ, бензопирин |
Злокачественные опухали кожи | Мышьяк, бензопирин, продукты дистилляции нефти (масла), некоторые ЦАУ |
Злокачественные опухали печени | Мышьяк, ДДТ, некоторые галоформы |
Злокачественные опухали желудка | N- нитрозоамины, ЦАУ |
Меркуриализм | Ртуть |