Качество воды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Цель: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем населенном пункте и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека.
Задачи:
1. Изучить органолептические, химические и биологические показатели качества воды.
2. Оценить качество воды, используемой населением п. Морки для пищевых, бытовых и технических целей.
3. Выявить способы очистки воды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..1-2
Глава 1. Вода в природе………………………....…………………….........3
Глава 2. Вода в организме человека…………………………………….....4
Глава 3. Качество воды и здоровье человека…………...………………5-8
Глава 4. Анализ качества воды……………………………………........9-13
4.1.Органолептические показатели……………………………...9-10
4.2. Биологические показатели…………………………………10-11
4.3. Химические показатели……………………………………11-13
Глава5. Методика исследования……………………………………..13-16
5.1. Отбор воды на анализ………………………………………13-14
5.2. Определение прозрачности воды……………………………..14
5.3. Определение интенсивности запаха…………………………..14
5.4. Определение мутности и наличие осадка…………………….15
5.5. Определение водородного показателя воды…………………15
5.6. Определение наличия катионов железа в воде……………15-16
Выводы……………………………………………………………………..17
Рекомендации……………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………..20
Приложение I…………………………………………………………...21-23
Приложение II………………………………………………………….24-34
Приложение III………………………………………………………....35-40

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 328.00 Кб (Скачать)
">5.Методика  исследования

5.1. Отбор воды на  анализ

    При отборе пробы воды для химического анализа следует использовать пластиковую тару объемом 1,5 литра из-под простой питьевой или дистиллированной воды. Не следует использовать бутылки из-под сладких ароматизированных напитков. Перед тем, как набрать воду, ее необходимо предварительно пролить в течение 5-10 минут. Это необходимо делать для того, чтобы избежать попадание в образец застоявшейся воды.

        Бутылку и пробку перед пробоотбором несколько раз тщательно промывают изнутри той водой, которую будут брать на анализ. При этом моющие средства использовать нельзя. Набирать воду желательно тонкой струйкой и по стенке бутылки. Такой способ отбора позволяет уменьшить насыщение воды кислородом воздуха и, как следствие, предотвращает протекание химических реакций.

      Воду рекомендуется налить в бутылку под «горлышко» и плотно завернуть пробку. Наличие воздуха под пробкой может привести к искажению результатов анализа. Если невозможно отправить в лабораторию пробу сразу после отбора, то её следует хранить в холодильнике не более 24 часов (максимум 48 часов).

        При пробоотборе воды на микробиологический анализ следует использовать стеклянный стерильный флакон (объемом не менее 0,5 литра), который можно получить в лаборатории. При этом необходимо соблюсти следующие условия: водопроводный кран перед взятием пробы обжечь пламенем, протереть спиртом, пролить воду сильной струей в течение 5-10 мин, чистыми руками отобрать образец воды, не хватаясь за «горлышко» в стерильный флакон и плотно закрыть

13

его стерильной пробкой, желательно пробу в этот же день привезти в лабораторию

5.2.Определение прозрачности воды.

   Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений

     Мерой прозрачности служит высота столба воды, при которой можно различить  на белой бумаге стандартный шрифт  определённого размера и типа. Для начала рекомендуется провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоёма и сравнить результаты.

       Исследуемую воду хорошо перемешать и налить в прозрачный стакан, который нужно расположить над печатным шрифтом на высоте 4см. Просматривая шрифт сверху через столб воды и, сливая или доливая исследуемую воду в цилиндр, найти высоту столба, ещё позволяющую читать шрифт. Проводить исследование нужно в хорошо освещённом помещении на расстоянии около 1м от окна. Прозрачность выражается в сантиметрах высоты столба жидкости (с точностью до 0,5см).  Затем данный опыт провести с дистиллированной водой.

5.3. Определение интенсивности запаха воды.

         Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов, обнаруживаемый непосредственно в воде или (водоемов хозяйственно-питьевого

назначения) после ее хлорирования, не должен превышать 2 баллов. Определение основано на органолептическом  исследовании характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60ºС.

             Запах воды следует определять  в помещении, в котором воздух  не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и  интенсивность запаха отмечали  несколько исследователей.

       В посуду с пробкой (желательно стеклянной) налить исследуемую воду до 2/3 объёма и сильно встряхивать в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и отметить  характер и интенсивность запаха. Дать оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей (см. прил.II, табл.5).

       Определить характер запаха, используя таблицу (см. прил.II, табл.6).  

       14 

5.4. Определение мутности воды и наличия осадка.

                  Мутность воды – мера содержания  в ней взвешенных частиц различных  по происхождению. Это могут  быть частицы глины, ила, 

промышленных и сельскохозяйственных стоков. Взвешенные частицы способствуют нагреву воды, т.к. поглощают тепловое излучение, что, в свою очередь, приводит к падению уровня растворенного в воде кислорода. Твёрдые частицы забивают жабры рыб, ослабляют иммунные свойства организмов, приостанавливают их рост и развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что степень мутности воды влияет на флору и фауну водоёма не меньше, чем другие факторы.

       Мутность  воды можно определить  визуально, измерением  ослабления проходящего света. Осадок оценивают также визуально и характеризуют как: нет, незначительный, заметный, большой. По качеству осадок определяют как хлопьевидный, илистый, песчаный и т.п. с указанием цвета – серый, бурый, чёрный и др. При очень большом осадке указывают толщину слоя в мм.    

    1. Определение водородного показателя воды.

 Определить водородный показатель  (рН) можно следующим методом: в стакан с водой опустить полоски индикаторной бумаги. Сравнить её цвет со специальной шкалой (см. прил. I, рис.3)    

Питьевая вода должна быть нейтральной (Рн около 7). Для хозяйственных и бытовых нужд можно применять воду с водородным показателем 6,5 – 8,5. Если эти цифры меньше, то вода имеет кислую среду, ближе к болотной. 1

5.6. Определение катионов железа в воде.

       Железо(II). Гексоцианоферрат (II) калия К3[Fe(CN)6 ] в кислой среде (pH=3) образует с катионом Fe2+ осадок турнбулевой сини темно-синего цвета.

       3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- =Fe3[Fe(CN)6]2 ↓

       К 1 мл исследуемой воды добавить 2-3 капли  раствора серной кислоты и 2-3 капли раствора реактива.

_________________________________________________

1  Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007.с. 82 -83                          15                                                                                                                                        

       Железо (III). Гексоцианоферрат (II) калия К4[Fe(CN)6] в слабокислой среде с катионом Fe3+ образует темно – синий осадок берлинской лазури:

       4Fe3++3[Fe(CN)6]4-=Fe4[Fe(CN)6]3 ↓

К 1 мл исследуемой воды прибавить 1-2 капли раствора соляной кислоты и 2 капли раствора реактива. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________________________________________

1 Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007. с. 8

                                                                                                                                  16 

Выводы: 

  1. Санитарным  нормам качества соответствует лишь вода, поступающая через централизованное водоснабжение.
  2. Качество воды оказывает существенное влияние на здоровье людей.

Таким образом, первая гипотеза, поставленная нами, была подтверждена частично. Что касается второй гипотезы, то она была полностью подтверждена в результате обзора литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17 

Рекомендации: 

  1. Для дополнительной очистки питьевой воды необходимо использовать фильтры: насадки под мойку, насадки на кран и кувшинные.
  2. Для улучшения биологических показателей воды необходимо проводить ее термическую обработку.
  3. Чтобы водопроводная вода была полезной, необходимо создать новые технологии получения питьевой воды, реконструировать водопроводное хозяйство, переводить его на современное оборудование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

        
 
 
 
 
 

18

   

Заключение 

     В отчете ВВФ «Живая планета» отмечается, что система пресной воды, в том числе и питьевой, претерпевает острый кризис. Актуальна эта проблема и в нашей стране. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды.

По данным Всемирной организации здравоохранения, инфекционная заболеваемость населения, связанная с водоснабжением, достигает 500млн случаев в год. Это дало основание назвать проблему снабжения доброкачественной водой в достаточном количестве проблемой номер один, в том числе и для нашего поселка. Для ознакомления с качеством воды     нами была проведена экскурсия в «Центр гигиены и эпидемиологии в республике Марий Эл в Моркинском районе» (см. прил. III, рис. 4, 5, 6). Результаты оказались следующими: органолептические и химические показатели питьевой воды по поселку соответствуют   СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды». Что касается биологических показателей, то соответствует нормативу лишь водопроводная вода.   

     Кроме того, наша вода нуждается не только в очистке, но и обогащении, поскольку в ней недостаточно фтора и йода, что приводит к различным заболеваниям, развитию врожденных аномалий, снижению умственных способностей детей и взрослых.

     Для того чтобы вода была пригодна для  питья, ее надо очистить от вредных  микроорганизмов, минеральных и органических примесей.

          В нашей стране качество воды  регламентировано. Воду очищают  на специальных станциях. Сначала  фильтруют через слой песка,  затем обрабатывают окислителями - хлором или озоном. Особенно строго следят за качеством питьевой воды в период таяния снегов и весенних паводков, так как в воду попадают различные примеси, удобрения с полей. 
 

19 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Книга одного и более  авторов:

1.Кукушкин Ю.  Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая  школа», 1992.

2.Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь  на Земле» - М; Наука, 1981.

3.Ширшина Н.В.  «Химия. Проектная деятельность  учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007. 

Статьи из энциклопедий и словарей:

1. Крицман В. А., Станцо В. В. Энциклопедический словарь юного химика.- М; Издательство «Педагогика», 1990.

2. Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М;  «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.

3. Чэллонер  Д. Наглядный словарь «Химия»- «Дорлинг Киндерсли», 2001. 

Интернет-ресурсы:

www .o8ode.ru

www.vashdom.ru

www.falkone-web.ru

www.aqua-club.ru 

1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М.,  2003 
 
 
 
 
 
 
 

20 

Приложение  №I 
 
 

 
 

Рис. 1 Вода в природе. 
 
 
 
 

21 
 
 
 
 
 

 

Рис.2 Качество воды. 
 
 
 
 
 
 
 

22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис.3. Шкала  для определения pH.

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 

23

      Болезнь Возбуждающий  фактор
Анемия Мышьяк, бор, фтор, медь, цианиды, трихлорэтилен
Апластическая анемия Бензол
Бронхиальная  астма Фтор
Лейкемия Хлорированные фенолы, бензол
Заболевания пищеварительного тракта:                       

а) повреждения              

б) боли в желудке 

в) функциональные расстройства

                                                                      

                                                                     

                                                                

Мышьяк, бериллий, бор, хлороформ, динитрофенолы

Ртуть, пестициды

Цинк

Болезни сердца:         

а) повреждение  сердечной мышцы    

б) нарушения  функционирования сердца

в) сердечно – сосудистые изменения

г) брадикардия 
 

д) тахикардия

 
Бор, цинк, тетрохлорэтилен, фтор, медь, свинец, ртуть

Бензол, хлороформ, цианиды 
 

Трихлорэтилен TRI 

Галоформы, тригалометаны, альдрин (инсектицид) и  его производные 

Динитрофенолы

Дерматозы и экземы Мышьяк, альдрин  и его производные, бор, бериллий, хлор, хлорированные фенолы, хлорнафталины, хром, ТRI, динитрофенолы, детергенты, фтор, кобальт, никель, продукты дистилляции нефти (масла), пластмассы, ртуть, циклические ароматические углеводороды (ЦАУ)
Флюороз скелета Фтор
Болезнь «Itay-itai» Кадмий
Болезнь

Кашина-Бека

Железо
Облысение Бор, ртуть
Цирроз  печени Хлор, магний, бензол, хлороформ, тетрохлорид углерода, тяжелые металлы
Метгемоглобинемия

(цианоз)

Нитраты, нитриты, азиды, хлораты, перхлораты, тетрохлорид  углерода, динитрофенолы, фенол
Уремия Медь, свинец, ртуть
Гипофункция щитовидной железы Кобальт
Несварение  желудка и кишок  Фтор, детергенты, кремний медь
  Злокачественные опухали почек Мышьяк, некоторые  галоформы
Злокачественные опухали мочевого пузыря Мышьяк, хлор
Злокачественные опухали легких Мышьяк, ЦАУ, бензопирин
Злокачественные опухали кожи Мышьяк, бензопирин, продукты дистилляции нефти (масла), некоторые ЦАУ
Злокачественные опухали печени Мышьяк, ДДТ, некоторые  галоформы 
Злокачественные опухали желудка N- нитрозоамины, ЦАУ
Меркуриализм Ртуть

Информация о работе Качество воды