Единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
2. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней
3. Основные задачи РСЧС

Работа содержит 1 файл

Р РСЧС ОСЬМУХИНА1КТ.docx

— 684.06 Кб (Скачать)

 С учетом  этого Правительство Российской  Федерации своим постановлением  от 27 декабря 1990 г. образует Российский  корпус спасателей. Его целями  объявляются прогнозирование, предотвращение  и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий  и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств,  ведомств и других органов  управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено  считать днем создания Министерства  Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г, Указом Президента  Российской Федерации он был  объявлен Днем спасателя.

 Создание  МЧС России стало первым и  главным шагом при построении  в стране современной системы  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской  Федерации было принято и утверждено  Положение о Российской системе  предупреждения и действий в  чрезвычайных ситуациях. Через  два с половиной года эта  система, основательно проверенная  практикой, была преобразована  в Единую государственную систему  предупреждения и ликвидации  ЧС.

 Цель создания  системы - объединение усилий  центральных органов федеральной  исполнительной власти, органов  представительной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, городов и. районов,  а также организаций, учреждений  и предприятий, их сил и средств  в области предупреждения и  ликвидации чрезвы­чайных ситуаций.

 

 

3. Основные задачи РСЧС:

разработка  и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

осуществление целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций  в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов  управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка  населения к действиям при  ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических  последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора  и контроля в сфере защиты населения  и территорий от ЧС;

ликвидация  ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация  прав и обязанностей граждан в  области защиты от ЧС;

международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС.

 

Структура и  органы управления РСЧС

 

 

 РСЧС объединяет  органы управления, силы и средства  федеральных органов исполнительной  власти, субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы  защиты населения и территорий  от ЧС (схема 1).

 

Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Организационно  РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней:

1.федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;

2.региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

3.территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;

4.местный,  охватывающий территорию района (города, населенного пункта);

5.объектовый, охватывающий территорию объекта.

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах  Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих  административно-территориальному делению  этих территорий.

Функциональные  подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для  организации работы по защите населения  и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.

 Каждый  уровень РСЧС имеет: координирующие  органы; постоянно действующие органы  управления, уполномоченные решать  задачи в области защиты населения  и территорий от ЧС; органы  повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления:

1.контроль  за осуществлением мероприятий  по предупреждению и ликвидации  ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;

2.наблюдение  и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

3.обеспечение  готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

4.разработка  нормативных правовых актов в  обласги защиты населения и территорий от ЧС;

5.разработка  и осуществление федеральных  целевых и научно-технических  программ, разработка и реализация  территориальных программ по  предупреждению и ликвидации  ЧС;

6.создание  резервов финансовых и материальных  средств на случай возникновения  ЧС;

7.взаимодействие  с другими КЧС, военным командованием  и общественными объединениями  по предупреждению и ликвидации  ЧС;

8.руководство  работами по ликвидации ЧС;

9.планирование  и организация эвакуации населения  из районов ЧС, размещения его  в безопасной зоне и возвращения  в места постоянного проживания;

10.сбор и  обмен информацией в области  защиты населения и территорий  от ЧС;

11.руководство  подготовкой населения, должностных  лиц органов управления и сил  РСЧС к действиям в ЧС.

 

Необходимо  подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет  заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных  условиях - оперативно мобилизовать ресурсы  соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС.

Задачи объектовых КЧС:

1.руководство  разработкой и осуществлением  мероприятий по предупреждению  ЧС, повышению надежности потенциально  опасных объектов, обеспечению устойчивости  функционирования организаций и  объектов при возникновении ЧС;

2.организация  работ по созданию на потенциально  опасных объектах и поддержанию  в состоянии готовности локальных  систем контроля и оповещения;

3.обеспечение  готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

4.руководство  созданием и использованием резервов  финансовых и материальных ресурсов  для ликвидации ЧС;

5.организация  подготовки руководящего состава,  сил и средств, а также персонала

 

6.организаций  и объектов к действиям в  ЧС.

 Постоянно  действующими органами управления  РСЧС являются органы управления  ГОЧС, структура которых приведена  на схеме 3.

 Схема 3. Структура постоянно действующих  органов управления РСЧС

Размещение  органов повседневного управления РСЧС (схема 4) осуществляется на пунктах  управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки  и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

 Схема 4. Состав органов повседневного  управления РСЧС

Режимы функционирования РСЧС

 В зависимости  от обстановки, масштаба прогнозируемой  или возникшей ЧС решением  соответствующих органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления  в пределах конкретной территории  устанавливается один из режимов  функционирования РСЧС:

1.режим повседневной  деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической  (бактериологической), сейсмологической  и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии,  эпи-фитотий;

2.режим повышенной  готовности - при ухудшении указанной  обстановки, получении прогноза  о возможности возникновения  ЧС;

3.режим ЧС - при возникновении и во время  ликвидации ЧС.

 

 Силы и  средства ликвидации ЧС

 Важнейшая  составная часть РСЧС - ее силы  и средства.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые  осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов  питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении  ЧС органы управления и население.

 В состав  сил и средств ликвидации ЧС  входят:

1учреждения  и формирования Всероссийской  службы медицины катастроф;

2формирования  службы защиты животных и растений  Минсельхозпрода России;

3военизированные  противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;

4территориальные  аварийно-спасательные формирования  Государственной инспекции по  маломерным судам Минприроды  России;

5военизированные  и невоенизированные противопожарные,  аварийно-спасательные, восстановительные  и аварийно-технические формирования  федеральных органов исполнительной  власти;

6соединения (части)  войск ГО и подразделения поисково-спасательной  службы МЧС России;

7соединения (части)  радиационной, химической и биологической  зашиты и инженерных войск  Минобороны России;

8аварийно-технические  центры, специализированные отряды  атомных электростанций Минатома  России;

9территориальные  и объектовые нештатные аварийно-спасательные  и аварийно-восстановительные формирования;

10отряды и  специалисты-добровольцы общественных  объединений.

 

Ликвидация  ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, на территориях  которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и  средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая  и осуществляет координацию и  руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся  сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов  исполнительной власти, в том числе  и воинские формирования.

 Для ликвидации  ЧС создаются резервные фонды  финансовых и материальных ресурсов.

 Информационное  обеспечение функционирования РСЧС  осуществляется автоматизированной  информационно-управляющей системой  органов МЧС России (АИУС РСЧС).

 

2. Гражданская  оборона как система общегосударственных  мер по защите населения при  ведении военных действий

 

Предназначение  и задачи ГО

 Гражданская  оборона представляет собой систему  мероприятий по подготовке к  защите и по защите населения,  материальных и культурных ценностей  на территории Российской Федерации  от опасностей, возникающих при  ведении военных действий или  вследствие их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуществляется по территориально-производственному принципу.

 В соответствии  с принципами государственной  политики в области совершенствования  и дальнейшего развития гражданская  оборона есть особая военная  функция защиты населения и  территорий от экстремальных  ситуаций с обеспечением необходимой  преемственности защитных мероприятий  мирного времени в условиях  войны.

Основные задачи ГО:

1обучение  населения способам защиты от  опасностей, возникающих при ведении  военных действий или вследствие их;

2оповещение  населения об опасностях, возникающих  при ведении военных действий  или вследствие их;

3эвакуация  населения, материальных и культурных  ценностей в безопасные районы;

4предоставление  населению убежищ и средств  индивидуальной защиты;

5осуществление  мероприятий по световой и  другим видам маскировки;

6проведение  аварийно-спасательных работ в  случае возникновения опасностей  для населения при ведении  военных действий или вследствие их;

7первоочередное  обеспечение населения, пострадавшего  при ведении военныхдей-ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8борьба с  пожарами, возникающими при ведении  боевых действий или вследствие их;

9обнаружение  и обозначение районов, подвергшихся  радиоактивному, химическому, биологическому  и иному заражению;

10обеззараживание  населения, техники, зданий, территорий  и другие необходимые мероприятия;

11восстановление  и поддержание порядка в районах,  пострадавших при ведении военных  действий или вследствие их:

12восстановление  функционирования необходимых коммунальных  служб в военное время:

Информация о работе Единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС