Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:22, реферат
Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны.
ВВЕДЕНИЕ
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
2. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней
3. Основные задачи РСЧС
года подписан Президентом РФ Федеральный Закон "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
который определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области
защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного
пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и n
техногенного характера.
В Законе даны основные понятия:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска
возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
Ряд статей Закона посвящен подготовке населения.
Статья 14.Обязанности организаций в области защиты населения и территорий
от ЧС
Организации обязаны:
* обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение
работников организаций
невоенизированных
Статья 19.Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от
ЧС
Граждане РФ обязаны:
* изучать
основные способы защиты
оказания первой медпомощи
коллективными и
совершенствовать свои знания
и практические навыки в
области;
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от ЧС
Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется
Правительством РФ.
Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том
числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой
гос. системы предупреждения и ликвидаций ЧС для защиты от ЧС осуществляется
в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в спец. учебно-методических
центрах и непосредственно по месту работы.
Во исполнение Федерального закона Правительством РФ принято Постановление
от 24.07.1995г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций", которым утвержден порядок подготовки населения в
области защиты от ЧС.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
* население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся
общеобразовательных
высшего профессионального
* руководители
федеральных органов
исполнительной власти
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы
чрезвычайных ситуаций (далее именуется - специалисты);
* работники
федеральных органов
исполнительной власти
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил
единой государственной
чрезвычайных ситуаций;
* население,
не занятое в сферах
Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не
входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий
по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных
ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением
полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального,
среднего и
высшего профессионального
время по образовательным программам в области защиты от чрезвычайных
ситуаций.
В целях проверки подготовленности населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, регулярно проводятся командно-штабные,
тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в
федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного
самоуправления - один раз в три года. Командно-штабные учения или штабные
тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один
раз в год продолжительностью до одних суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с
формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с
формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в
три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях
и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других
организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью
до восьми часов.
Тренировки
с учащимися
начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся
ежегодно.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания,
осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов,
привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также
самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и
просмотра телепрограмм в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
5 ноября 1995 года
Правительством РФ принято
утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение определяет принципы построения,
состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных
элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Основные задачи РСЧС:
* разработка
и реализация правовых и
обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
* осуществление
целевых научно-технических
предупреждение ЧС и
предприятий, организаций и
объектов в ЧС;
* обеспечение
готовности к действиям
предназначенных для
* сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС;
* подготовка населения к действиям при ЧС;
* прогнозирование
и оценка социально-
* создание
резервов финансовых и
ЧС;
* осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от ЧС;
* ликвидация ЧС;
* осуществление
мероприятий по социальной
пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;
* реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том
числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;
* международное
сотрудничество в области
от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит
из территориальных и
уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения
и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев,
соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами
исполнительной власти для организации работы по защите населения и
территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях
экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС),
органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и
материальных ресурсов, системы связи, оповещения, материального
обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
* на федеральном уровне: Межведомственная комиссия по предупреждению и
ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах
исполнительной власти;
* на
региональном уровне, охватывающем
территории нескольких
РФ: региональные центры по делам ГО,ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
* на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ:
комиссии по ЧС органов
* на местном уровне, охватывающем территорию района, города: комиссии по
ЧС органов местного
* на
объектовом уровне, охватывающем
территорию организации или
объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при
наличии соответствующей материально-технической базы).
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
* на федеральном уровне: Министерство РФ по делам ГО,ЧС и ликвидации
последствий стихийных
* на региональном уровне: региональные центры;
* на
территориальном и местном
ЧС, создаваемые при органах
органах местного самоуправления
* на
объектовом уровне: отделы (секторы
или специально назначенные
по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
* пункты управления (центры управления в кризисных
ситуациях),оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и
ЧС всех уровней;
* дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения
Информация о работе Единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС