Единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
2. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней
3. Основные задачи РСЧС

Работа содержит 1 файл

Р РСЧС ОСЬМУХИНА1КТ.docx

— 684.06 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

по  теме:

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
    2. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней
    3. Основные задачи РСЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Важную роль в системе  предупреждения и ликвидации ЧС играет региональная подсистема.

1. Единая государственная  система предупреждения и ликвидации  ЧС

 

С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения  безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Одна из главнейших задач  РСЧС - проведение единой государственной  политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС  разрабатывает и вносит в правительство  проекты соответствующих законодательных  актов и решений.

Следующая задача - сформировать и внедрить четкую систему экономических  и правовых мер, направленных на обеспечение  защиты населения, технической и  экологической безопасности.

Особую остроту приобрела  задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового  обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального  достояния и окружающей природной  среды. Чрезвычайные ситуации, связанные  с весенними половодьями и  дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами  гидротехнических сооружений, разливами  нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача РСЧС - проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы - все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад  ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это  бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части  и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам  связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения  готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным  требованиям.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Важная задача - подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная  система обучения всего населения  России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность  за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной  власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту  жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками  способов защиты при ЧС, готовят  их к действиям в составе невоенизированных  формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего  состава, которое организуется в  учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов  и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы  подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые  руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют  необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей  сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача: используя  все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам  ГО и ЧС является одним из силовых  министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная  часть, одно из звеньев всей системы  общегосударственной обороны и  защитных мер. Предупредить человека о  надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

 

2. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

 

1. федеральный; 

 

2. региональный;

 

3. территориальный; 

 

4. местный; 

 

5. объектовый.

 

2.1. Региональная подсистема и пути ее развития

 

 

Региональный уровень  РСЧС появился в результате деления  России на 9 крупных регионов. Они, в  основном, вписываются в границы  существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации  и координации взаимодействия территориальных  органов исполнительной власти и  управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения  не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

 

Региональный уровень  РСЧС имеет:

 

координирующие органы;

 

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области  защиты населения и территорий от ЧС - органы управления по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

 

органы повседневного  управления;

 

силы и средства;

 

системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы  финансовых и материальных ресурсов.

 

Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).

 

Органы повседневного  управления:

 

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

 

оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и  ЧС (ОУ ГО и ЧС);

 

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения  федеральных органов исполнительной власти;

 

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения  организаций.

 

Основу сил и средств  РСЧС данного уровня составляют:

 

силы и средства федеральных  органов исполнительной власти:

 

силы и средства органов  исполнительной власти субъектов РФ;

 

силы и средства органов  местного самоуправления;

 

силы и средства организаций.

 

Все эти силы подразделяются на:

 

силы наблюдения и лабораторного  контроля;

 

силы и средства ликвидации ЧС.

 

Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой  на потенциально опасных объектах и  прилегающих к ним территориях  и анализ воздействия вредных  факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций  защиты растений и животных, геофизических  служб и т.д.).

 

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

 

военизированных и невоенизированных  противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных  и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

 

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

 

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;

 

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

 

формирований ГО территориальных  уровней;

 

специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных  для ликвидации ЧС;

 

аварийно-технических центров  Министерства РФ по атомной энергии;

 

служб поисково и аварийно-спасательного  обеспечения полётов гражданской  авиации Федеральной авиационной  службы России;

 

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения  РФ;

 

аварийно-спасательных служб  и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный  морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

 

В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения  работ в автономном режиме в течение  не менее трех суток и находящиеся  в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

 

Силы и средства органов  внутренних дел применяются при  ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными  нормативными правовыми актами РФ и  субъектов РФ.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

 

11 ноября 1994 года  был принят Государственной Думой,  а 21 декабря 1994

Информация о работе Единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС