Чрезвычайные ситуации и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Работа содержит 1 файл

рефеерат.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

К подготовительным мероприятиям относятся:

приведение в  готовность эвакоорганов и уточнение  порядка их работы;

уточнение численности  населения, подлежащего эвакуации  пешим порядком и транспортом;

распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

подготовка маршрутов  эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

подготовка к  развертыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);

подготовка готовности систем оповещения и связи;

приведение в  готовность имеющихся защитных сооружений. 
 

Подготовка  населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций. 

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, а также обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций.

С принятием  Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" началось формирование новой системы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Закон конкретно  определил, что подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

В развитие Федерального закона Правительство Российской Федерации  приняло постановление № 43 от 16 января 1995 г., которым утвердило Федеральную программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".

Составной частью указанной программы стала подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций", основной целью которой стало создание новой государственной системы подготовки населения и специалистов, основанной на применении новых учебных программ и методов обучения.

Следующим шагом  в совершенствовании системы подготовки населения явилось постановление Правительства Российской Федерации № 738 от 24 июля 1995 г., которое, во-первых, утвердило Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; во-вторых, возложило на МЧС России методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; в третьих, обязало Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации с участием МЧС России при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, указанное постановление Правительства Российской Федерации определило общие для России организационно-правовые нормы в области подготовки населения, задачи, формы и методы его обучения. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

обучение всех групп населения правилам поведения  и основным способам защиты, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения  от чрезвычайных ситуаций;

выработка у  руководителей и специалистов федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в РСЧС;

практическое  усвоение работниками в составе  сил РСЧС своих обязанностей при  действиях в чрезвычайных ситуациях. 

Подготовке в  области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

население, занятое  в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

население, не занятое  в сферах производства и обслуживания;

руководители  и специалисты федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим основным направлениям. 

Первое направление. Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, Институте развития МЧС России по учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС. Периодичность обучения составляет один раз в 5 лет. 

Основной целью  обучения является подготовка руководящего состава РСЧС к решению задач по защите населения, территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и привитие навыков в организации мероприятий по ликвидации последствий катастроф.

Второе направление. Подготовка руководителей и специалистов органов местного самоуправления, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны объектов экономики осуществляется на региональном и территориальном уровнях в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с отрывом от производства по специальным программам. При обучении руководителей и специалистов органов местного самоуправления особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в объеме занимаемой должности в системе РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основной целью  подготовки командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны является выработка у них практических навыков по руководству действиями личного состава формирований при проведении аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Третье направление. Подготовка руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляется с отрывом от производства на курсах гражданской обороны городов  и районов по специальной программе  подготовки один раз в три года.

Основной целью  подготовки этой категории руководителей  и специалистов является выработка  у них необходимых навыков, позволяющих  квалифицированно планировать мероприятия  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и умело руководить работами.

Четвертое направление. Подготовка работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и  специализированных формирований постоянной готовности, осуществляется в учебных  заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств с отрывом от производства по специальным программам подготовки в соответствии с профилем работы обучаемых.

Пятое направление. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется на предприятиях, учреждениях и в организациях, независимо от форм собственности, по специальным учебным программам ежегодно. 

Медицинские мероприятия по защите населения. 

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения. 

Они являются составной  частью медико-санитарного обеспечения  населения и личного состава  спасательных формирований в зоне чрезвычайной ситуации, планируются и осуществляются в зависимости от режима функционирования РСЧС с привлечением сил и средств министерств и ведомств, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, путем создания и развертывания формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в данной области осуществляют специалисты соответствующих органов управления ГОЧС. На территориальном уровне эти задачи выполняют структурные подразделения медицинской защиты федеральных органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. 

В целях подготовки к выполнению медицинских мероприятий  по защите населения: заблаговременно создаются специальные медицинские формирования и учреждения и обеспечивается их постоянная готовность к работе в чрезвычайных ситуациях; ведется подготовка к развертыванию дополнительных больничных коек здравоохранения; создаются и накапливаются медицинские средства защиты, резервы медицинского имущества и техники для оснащения медицинских формирований и учреждений; осуществляется подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи; разрабатываются режимы поведения населения при чрезвычайных ситуациях. 

Объем и характер проводимых мероприятий зависит  от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника  и самой чрезвычайной ситуации. Они  включают в себя применение соответствующих  профилактических и лечебных средств: радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения, антидотов (противоядий) от химически опасных веществ, противобактериальных средств, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств. 

Медицинские средства индивидуальной защиты 

Химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих  чрезвычайных ситуаций и используемые либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи включены в состав медицинских средств индивидуальной защиты. 

К табельным  медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ) относятся:

- аптечка индивидуальная  АИ-2;

- индивидуальный противохимический пакет (ИПП- 8, ИПП-10, ИПП-11);

- пакет перевязочный  медицинский (ППМ);

- профилактический  антидот П-10М. 

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для предупреждения или снижения поражающего действия различных факторов источников и  самих чрезвычайных ситуаций, а также для оказания первой медицинской помощи пораженным. 

Оказание  медицинской помощи населению. 

Оказание медицинской  помощи населению в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации организуется и  материально обеспечивается государством. Для этого в зависимости от обстановки могут привлекаться силы и средства регионального и федерального уровня. 

К медицинским  мероприятиям, проводимым в очаге  чрезвычайной ситуации, относятся: медицинская  разведка места стихийного бедствия; розыск и спасение пострадавших, их медицинская сортировка; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и больным; осуществление эвакуации в лечебные учреждения и лечение.

Непосредственно в очаге поражения организуется оказание пораженным первой медицинской и первой врачебной помощи, а в расположенных за пределами очага лечебных учреждениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи самими пострадавшими, прибывающими командами спасателей.

В медицинских  формированиях, развертываемых при  массовых поражениях населения в  зоне чрезвычайной ситуации, организуется: прием и медицинская сортировка поступающих пораженных, оказание им первой врачебной помощи (если не была оказана ранее) и неотложная квалифицированная медицинская помощь; временная госпитализация пораженных и изоляция инфекционных больных и лиц с нарушением психики; подготовка пораженных к эвакуации в стационарные лечебные учреждения для продолжения лечения в них до исхода поражения (заболевания).

Организация и  осуществление медицинской помощи пораженным строится с учетом общей  и медицинской обстановки, размеров и структуры санитарных потерь, общих  принципов этапного и лечебно-эвакуационного обеспечения.

Сущность системы  этапного лечения состоит в своевременном, последовательном и преемственном  оказании медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации и на этапах медицинской эвакуации в сочетании  с эвакуацией пораженных (больных) до лечебного учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь в соответствии с имеющимся поражением.

Как указывалось  выше в системе этапного лечения  пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской  помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

Первая медицинская  помощь - комплекс простейших медицинских  мероприятий, выполняемых непосредственно  на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ (или медицинскими работниками) с использованием табельных и подручных средств.

Типовыми медицинскими мероприятиями первой медицинской  помощи являются: прекращение воздействия  факторов, способных утяжелить состояние пораженных или привести к смертельному исходу; устранение явлений, непосредственно угрожающих их жизни - кровотечения, асфиксии и др.; предупреждение осложнений и обеспечение эвакуации пораженных без существенного ухудшения их состояния.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации и их классификация