Чрезвычайные ситуации и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, доклад

Описание работы

В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Работа содержит 1 файл

рефеерат.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

3) осуществление  в соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативного  регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций  по вопросам, отнесенным к компетенции  МЧС России;

4) осуществление  управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;

5) осуществление  в установленном порядке сбора  и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена это информацией. 

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации была образована Российская служба спасения - Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основная цель создания этой системы - объединение  усилий центральных органов федеральной  исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

- разработка  и реализация правовых и экономических  норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление  целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение  чрезвычайных ситуаций и повышение  устойчивости функционирования  предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение  готовности к действиям органов  управления, сил и средств, предназначенных  для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка,  обмен и выдача информации  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций;

- подготовка  населения к действиям при  чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование  и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов  финансовых и материальных ресурсов  для ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

- осуществление  государственной экспертизы, надзора  и контроля в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация  чрезвычайных ситуаций;

- осуществление  мероприятий по социальной защите  населения, пострадавшего от чрезвычайных  ситуаций, проведение гуманитарных  акций;

- реализация  прав и обязанностей населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное  сотрудничество в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций.

РСЧС строится по территориально-производственному  принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. 
 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. 

Предупреждение  чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения . Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения .

Деятельность  по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению  с другими видами работ по противодействию  этим ситуациям. Это обусловлено  тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098). 

Комплекс мер  по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

* мониторинг  и прогнозирование чрезвычайных  ситуаций;

* рациональное  размещение производительных сил  по территории страны с учетом  природной и техногенной безопасности;

* предотвращение  в возможных пределах некоторых  неблагоприятных и опасных природных  явлений и процессов путем  систематического снижения их  накапливающегося разрушительного потенциала;

* предотвращение  аварий и техногенных катастроф  путем повышения технологической  безопасности производственных  процессов и эксплуатационной  надежности оборудования;

* разработка  и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

* подготовка  объектов экономики и систем  жизнеобеспечения населения к  работе в условиях чрезвычайных  ситуаций;

* декларирование  промышленной безопасности;

* лицензирование  деятельности опасных производственных  объектов;

* страхование  ответственности за причинение  вреда при эксплуатации опасного  производственного объекта;

* проведение  государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

* государственный  надзор и контроль по вопросам  природной и техногенной безопасности;

* информирование  населения о потенциальных природных  и техногенных угрозах на территории  проживания;

* подготовка  населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ  ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. 

Рассмотрим порядок  подготовки и осуществления комплекса  мероприятий, направленных на защиту людей  от поражающих воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. 

Комплекс таких  мероприятий включает:

- оповещение  населения об опасности, его  информировании о порядке действий  в сложившихся чрезвычайных условиях;

- эвакуационные  мероприятия;

- меры по инженерной  защите населения;

- меры радиационной  и химической защиты;

- медицинские  мероприятия;

- подготовку  населения в области защиты  от чрезвычайных ситуаций. 

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются  и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. 

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. 

Наиболее рациональным является такой подход, когда материально-технические средства защиты могут быть использованы не только для защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в интересах обеспечения функционирования объектов экономики и обслуживания населения в повседневной обстановке. 

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Защита населения  от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф достигается  комплексным использованием различных  технологий, видов, способов и средств  защиты.

Суть перечисленных  выше мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в следующем. 

Организация оповещения населения. 

Одним из главных  мероприятий по защите населения  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. 

Оповестить население  означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также  проинформировать о порядке поведения  в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных  лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения  и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций. 

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки  до органов управления, должностных  лиц и сил единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения  на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях. 

Ответственность за организацию и практическое осуществление  оповещения несут руководители органов  исполнительной власти соответствующего уровня. 

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!". Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях. 

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать. 

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам. Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения. 

Для решения  задач оповещения на всех уровнях  РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. 

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой  организационно-техническое объединение  оперативно-дежурных служб органов  управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.  

Информация о работе Чрезвычайные ситуации и их классификация