Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, доклад
В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
- местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;
- территориального
значения - 1000 тонн разлившихся нефти
и нефтепродуктов, площадь разлива
охватывает территории
- регионального значения - 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;
- федерального
значения - более 5000 тонн разлившихся
нефти и нефтепродуктов, площадь
разлива охватывает территории
более двух субъектов Российской
Федерации.
Эта классификация
нашла более широкое
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
СИТУАЦИИ И ГОСУДАРСТВО.
В жизни современного
человечества все большее место занимают
заботы, связанные с преодолением различных
кризисных явлений, возникающих по ходу
развития земной цивилизации. Причиной
тому, с одной стороны, то, что постоянный
научно-технический прогресс не только
способствует повышению производительности
и улучшению условий труда, росту материального
благосостояния и интеллектуального потенциала
общества, но и приводит к возрастанию
риска аварий и катастроф и, прежде всего,
больших технических систем. Это обусловлено
увеличением числа и сложности, ростом
единичных мощностей агрегатов на промышленных
и энергетических объектах, их территориальной
концентрацией. В России эти тенденции,
присущие сегодня развитию мирового сообщества,
усугубляются тем, что в условиях имеющего
место длительное время экономического
кризиса отмечается значительное старение
основных фондов и падение производственной
технологической дисциплины.
С другой стороны, в России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф природного и экологического характера, масштабов ущерба от них. Это обусловлено, прежде всего, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, и как следствие, антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата на планете.
В связи с
этим проблема защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и, как правило,
обусловленного ими экологического
характера стала весьма актуальной.
Она сформировалась в последние
годы в системе государственного
регулирования страны как насущная и объективная
потребность, определена как функция государства,
о чем свидетельствует ниже приводимый
материал.
Роль
государства в защите
населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.
Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.
В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации ( было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".
В Федеральном законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятом в 1994 г., целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, были расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.
Какова же роль
государства в обеспечении
Прежде всего,
она состоит в создании системы
соответствующих
Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть - это силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.
Особое внимание
государство в современных
С каждым годом
усиливается материальная и финансовая
поддержка мероприятий в
Усиливается роль
государства по расширению международного
сотрудничества в области защиты
населения и территорий от катастроф
природного и техногенного характера.
Открытость нашего государства позволяет
осуществлять целенаправленную интеграцию
РСЧС в складывающиеся в Европе и мире
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество
организуется путем заключения договоров
и иных международных актов, создания
совместной правовой базы по вопросам
взаимной или коллективной заинтересованности,
участия в работе крупнейших специализированных
международных организаций.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Формирование
и реализация этой политики осуществляется
с соблюдением следующих
- защите от
чрезвычайных ситуаций
- подготовка
и реализация мероприятий по
защите от чрезвычайных
- при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
- мероприятия
по защите населения и
- основной объем
мероприятий, направленных на
предупреждение чрезвычайных
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
- объем и содержание
мероприятий по защите
- ликвидация
чрезвычайных ситуаций
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.
Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как отмечалось выше, для организации реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях создаются специальные органы управления, уполномоченные решать эти проблемы.
В целях улучшения
работы по защите населения и территорий
в России при чрезвычайных ситуациях,
придания этой работе общенациональной
значимости, возведения ее на уровень
государственной политики еще в 1990 г. был
создан Российский корпус спасателей
на правах Государственного комитета
Российской Федерации, который после ряда
преобразований в 1994г. превратился в Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России является
федеральным органом
Основными задачами МЧС являются:
1) реализация
единой государственной
2) осуществление
по решению Президента
Информация о работе Чрезвычайные ситуации и их классификация