Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:49, реферат
Целью моего реферата является подробно изучить историческую хронологию развития оформления картографических произведений, начиная с древнейшего периода и заканчивая настоящим временем. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
1. Ознакомиться с основными эпохами развития картографических произведений;
2. Дать анализ каждой эпохе;
Введение 3
1. Древний период
Карты первобытных народов 5
Карты Античной Греции и Древнего Рима 7
2. Картография в период Средневековья 10
Арабские карты 12
Монастырские карты 15
Морские карты и атласы – портоланы 17
3. Карты эпохи Возрождения и современные карты 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Но в картографическом отношении особенно интересны сводные научные труды по картографии Древнего мира. В эпоху Римской империи они достигли своего расцвета в работах Клавдия Птолемея (II в. н. э.), греческого математика, астронома и картографа, жившего, подобно Эратосфену, в Александрии. Его «Руководство по географии» в восьми книгах, несомненно, принадлежащее к замечательным творениям античной культуры, почти на четырнадцать столетий предопределило развитие картографической науки.
Понимая, что перенос сферической поверхности на плоскость влечет за собой неизбежные деформации, и, критикуя цилиндрическую проекцию, Птолемей предложил две новые проекции: коническую и псевдоконическую в построении, хорошо передающем соотношения площадей; в усовершенствованном виде они широко используются и в наши дни.
Много места в «Руководстве по географии» уделено сведениям, предназначенным для составления географических карт. Шесть книг из восьми посвящены описанию Земли в пределах, известных Птолемею. По каждой стране описание включает систематическое перечисление населенных пунктов, рек, гор и т. д., положение которых определяется географическими координатами. Так же последовательно указываются племена, заселяющие страну, и их местообитания. Значительная часть сведений представлена в табличной форме, удобной для непосредственного перенесения на карту. Общее число указанных географических объектов достигает 8000.
Главными итогами античного периода стали:
развитие представлений о шарообразности Земли;
введение системы земных координат, которые в свою очередь учитывались при построении карты;
Изобретение проекций, которые так же учитывались при построении картографических произведений (http://ru.wikipedia.org).
2. Картография в период Средневековья
Картографию этого времени трудно назвать наукой. Все дошедшие до нас карты представляют собой скорее схематические рисунки, сопровождаемые фантастическими надписями, имеющими самостоятельное и даже большее значение, чем собственно графический материал. Все эти «карты» строились по определенному шаблону. Подавляющую часть их площади занимала земля. Расстояния, масштабы, конфигурация земной поверхности никогда не выдерживались и нередко зависели от размеров текста, сопровождающего данное место карты. Восток находился наверху листа, в центре располагалась Палестина, а в середине ее Иерусалим. Верхнюю половину карты занимала Азия, нижняя поровну делилась Средиземным морем на Европу и Африку; Азия от них отделена Нилом и Танаисом (Доном). Общая форма карты - четырехугольник или овал, в X в. им на смену приходят круглые карты.
В раннем Средневековье картография пришла в упадок. Вопрос о форме Земли перестал быть важным для философии того времени, многие снова начали считать Землю плоской. Суша изображалась разделённой на три части Европу, Азию и Африку. Европу от Африки отделяло Средиземное море, Африку от Азии река Нил , а Европу от Азии река Дон. В то же время, традиции Птолемея во многом сохранялись арабскими учёными (вообще, греческая культура дошла до европейцев в основном благодаря арабам). Арабы усовершенствовали методы определения широты Птолемея, они научились использовать наблюдения звёзд вместо Солнца. Это повысило точность. Весьма подробную карту мира составил в 1154 году арабский географ и путешественник Аль-Идриси. Интересная особенность карты Идриси, как, впрочем, и других карт, составленных арабами, юг изображался сверху карты.
Некоторую революцию в европейской картографии устроило введение в пользование в конце XIII—начале XIV веков магнитного компаса. Появился новый тип карт - подробные компасные карты берегов портоланы (портуланы). Характерны записи на карте (легенда), позволяющие судить об уровне знаний ее составителей: «А вот здесь Александр заключил два мерзких народа (Гог и Магог), которых антихрист будет иметь себе во товарищах», «А вот антропофаги, скорые люди, ибо имеют ноги подобные лошадиным, живут мясом и кровью людей», «В Ганге водится червь, который подобно раку имеет две клешни, ими схватывает он слона и ныряет с ним в воду» и т. п.
Впрочем, фантастические представления об отдаленных землях неудивительны; удивление вызывают сведения и о близлежащих, хорошо известных в христианском мире областях. Так, совершенно странным образом на карте Англии нет Лондона, на его месте помещен Дувр. Соседями входивших в состав Германской империи славян указаны печенеги — народ, за несколько столетий до того сошедший с исторической сцены (Багров Л., 2004).
2.1. Арабские карты
Основываясь на наследии античности, арабы внесли свой собственный вклад в картографию, открыв дорогу золотому веку этой науки. Судить о ценности арабских карт средневековья трудно, поскольку, несмотря на поиски, известно лишь небольшое число оригиналов, дошедших до наших дней. Карты, изготовленные такими мастерами, как аль-Хорезми (планисфера, выполненная по заказу халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль, аль-Макдиси, а также работа неизвестного автора "Границы Вселенной", не сохранились. Даже знаменитая карта аль-Идриси имеется лишь в копии XV в.
История арабской картографии, как и картографии вообще, тесно связана с развитием географии и смежных с ней дисциплин. С античных времен арабы испытывали потребность в точных ориентирах для организации своей жизни и деятельности. Введение ислама усилило поиски в этом направлении. Для совершения молитв, поста и ритуального паломничества необходимо было изучить космический временной цикл, уметь определять направление на Мекку. Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых.
В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии Арабы приняли эстафету, в свою очередь, подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения. Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания. Эти усилия достигли своего апогея в Х в. в трудах аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани подверг сомнению многие гипотезы, выдвинутые Птолемеем. В противоположность Птолемею, который полагал, что Африка и Азия соединяются в районе полуострова Малакка, он считал, что Индийский океан был открытым морем. Труды аль-Бируни о Востоке и аль-Идриси о Западе придали законченность знаниям арабов о мире.
Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие, когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри). В
этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом". Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. Планисфера не сохранилась.
Несмотря на все вышесказанное, вклад арабов в картографию оказался незначительным - к удивлению всех, кто изучает историю этой науки. Арабам была известна вся Европа (за исключением Крайнего Севера), южная часть Азии, Северная Африка до десятого градуса северной широты и восточное побережье Африки. Их географические познания не ограничивались только странами ислама. Греки, например, весьма приблизительно представляли себе регионы, простиравшиеся за Каспийским морем, а восточное побережье Азии и север Индокитая им были совершенно незнакомы. Арабы же хорошо знали сухопутную дорогу до истоков Янцзы и до восточного побережья Азии, до широты, на которой находится Корея. Конечно, их сведения о Японии оставались неопределенными: японский архипелаг появился на картах еще в XI в., но ясно, что арабы не достигали берегов Японии морским путем. Их представления о Японии были основаны, возможно, на рассказах путешественников, услышанных в Центральной Азии - регионе, который они хорошо знали. Что касается Африки, арабы были первыми, кто подробно описал этот континент; их данные служили отправной точкой вплоть до прихода в XIX в. европейских исследователей (Коновалова Г.И., Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М: «Восточная литература» РАН, 1999 28-30 с.).
2.2. Монастырские карты
Средневековые монастыри являлись хранителями географических знаний античности. VI – XIII вв. в Европе - время господства монастырской картографии. Средневековая монастырская карта является контаминацией времени и пространства, гносеологических представлений, мифа и реалий известной на тот момент Ойкумены. В настоящее время известно около 1100 монастырских карт, из которых около 600 экземпляров было изготовлено до XIV в. В большинстве своем они анонимны. Производством средневековых карт занимались в монастырских скрипториях. Технология изготовления карт была тождественна технологии создания книжной миниатюры (выделка пергамена, работа рубрикатора и иллюминатора и т. д.). Форма изображения средневековой монастырской карты напрямую зависела от того материала, на котором она была изготовлена (форма выделанного пергамена). Помещались монастырские карты на стенах и в алтарной части городских соборов и монастырей, в рукописях, особенно в псалтирях (поэтому данные карты получили у исследователей название «псалтырные карты»), и выполняли они ту же роль, что иконы и фресковая живопись. Помимо своей просветительской функции, средневековая карта мира в значительной степени является иллюстративным комментарием к сочинениям позднеантичных и средневековых авторов.
Средневековые карты, как по своей структуре, так и по содержанию, имели неизменный эсхатологический заряд. Средневековые картографы основывались на библейских представлениях о мироздании. Классическое описание Земли, по Священному Писанию следующее: она представляет собой плоский диск, омываемый Океаном, над Землёй располагается Небо, которое опирается на столбы и состоит из двух частей – нижнего неба («небесная твердь»), к которому крепятся светила, и верхнего неба. Восход и заход Солнца происходит из-за того, что на Севере Земли расположены высокие горы, за которые и скрывается Солнце во время своего вращения вокруг Земли.
Основные структурные элементы средневековых землеописаний, авторы которых являлись сторонниками плоскостной формы Земли, формируют карту т. н. «Т— О типа» с восточной ориентацией, которые были наиболее распространенными, в отличие от зональных карт. Фигура «Т» вписана в Ойкумену «О». Верхняя, восточная часть карты, отделенная горизонталью (реками Танаисом и Нилом; морями: Черным, Азовским, Эгейским и Пропонтидой), предназначалась для Азии, а Европа на карте, соответственно, с левой стороны отделялась от Африки Средиземным морем. Ойкумена омывается со всех сторон океаном. Очень часто на картах «Т— О типа» основные части обитаемого мира названы именами трёх сыновей Ноя — Сима (Азия), Хама (Африка), Яфета (Европа). Иногда на картах присутствуют обе номенклатуры.