Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:49, реферат
Целью моего реферата является подробно изучить историческую хронологию развития оформления картографических произведений, начиная с древнейшего периода и заканчивая настоящим временем. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
1. Ознакомиться с основными эпохами развития картографических произведений;
2. Дать анализ каждой эпохе;
Введение 3
1. Древний период
Карты первобытных народов 5
Карты Античной Греции и Древнего Рима 7
2. Картография в период Средневековья 10
Арабские карты 12
Монастырские карты 15
Морские карты и атласы – портоланы 17
3. Карты эпохи Возрождения и современные карты 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Круг земной — это зеркало в котором запечатлён ход всемирной истории, а знак «Т» интерпретировался средневековыми авторами как крест, мир «который ожидает погибель». На поздних картах художники помещали множество различных монстров, которые бытовали в картографии даже вXVII в. Обратимся к т. н. «этнологическому» моменту на монастырских картах - монстрам, без которых невозможно представить себе средневековые монастырские карты. Монстры и «другие люди» — это одна из составляющих средневековой космографии, которая восходит к античности – сочинениям Плиния Старшего, Солина и др. В средние века миниатюристы черпали информацию для данных сюжетов из рассказов пилигримов, путешественников, возвращающихся из дальних походов воинов (особенно крестоносцев). Чем дальше расстояние от центров западной цивилизации и центра христианского мира — Иерусалима, тем больше монстров, антиподов, «других людей». В античности «другие» — это мир варваров; в средневековье — мусульмане, иудеи, различные гиперборейские народы — восточные славяне. Вся информация на карте, как концентрические кольца, вращается вокруг центра земного круга — Иерусалима; Исидор Севильский уподоблял Иерусалим в Палестине «Пуп всей земли».. Целые галереи монстров в несколько регистров занимают южную сторону большинства монастырских средневековых карт. На крайнем Севере царит страшный холод, и там также присутствуют «другие люди», но в меньшем количестве, чем на Юге, – жара на мутацию, как мы видим, влияет значительнее сильнее. Картографы помещают монстров и на Востоке, как на картах Т - О типа, так и на Макробиевых зональных.
На более поздних картах (Эбсторфской, Херефордской, Псалтырных XIII в.) монстры присутствуют по всему полю карты, но концентрация их увеличивается, естественно, на берегу океана. Очень популярны на средневековых монастырских картах также были следующие изображения: влеммии — безголовые существа с лицом на груди; кентавры; сирены; однорукие существа, живущие на краю болот; трехрукие; волосатые люди; сцириты; немые; донестры; маритимы; циклопы, обитающие около болот и имеющие рост от 3 до 5 метров; брагманны; астомы; антиподы на противоположной стороне Ойкумены; арибатуры; гемантоподы; киномолги; амиктиры; драконы и грифы; тиголопы (tigolopis) — хвостатые полулюди, проживающие у города Малатьи в Турции и любящие цветы и т.д (Чекин Л.С., 1999).
2.3. Морские карты и атласы – портоланы
Морская картография в период средневековья не стояла на месте. В конце XIII – начале XIV в. появились и быстро распространились особые морские карты – портоланы. Портоланы отличались подробным рисунком береговых линий: заливов, речных дельт и прибрежных островов, а особенно главных и малых бухт – т.е всех объектов, существенных для судовождения. Портоланы всегда ориентировали на север, на них нет градусных линий, зато даны градусные компасные сетки, содаржащие направления на четыре стороны света и до 28 промежуточных румбов ( эти карты так же назывались компасными). Карты вычерчивались на плотном пергаменте в виде свитков или наклеивались отдельными листами на большие тонкие доски для удобства использования в условиях мореплавания и прокладки курса судна
(Берлянт А.М., Картография: Учебник. – 2-е изд. - М., 2010. 287 с.).
Со временем появились и атласы портоланов. Кроме набора карт они часто содержали навигационные таблицы, календари, справочные сведения об астрономии
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Карты эпохи Возрождения и современные карты
В XV в. сразу три эпохальных события обусловили высокий подъем европейской картографии. Во-первых, в 1440 г. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, и сделалось возможным размножение и широкое распространение карт в виде оттисков, отпечатанных с резных досок или с гравированных медных пластин.
Во-вторых, в 1492 году был открыт Новый свет, и это доказало шарообразность Земли, стимулировало создание новых карт мира, глобусов и атласов, развитие математической картографии и теории проекций.
В конце XIV – начале XV в. были составлены карты мира, показавшие многие,
вновь открытые земли, острова, моря и проливы, и постепенно картография отошла от монастырских канонов.
Крупным достижением средневековой картографии считается карта мира венецианского монаха Фра-Мауро, созданная в 1459 г. Карта в круглой рамке, ориентирована на юг, имеет около двух метров в диаметре и правильно передает очертания и взаимное расположение Средиземного, Черного, Каспийского, Балтийского морей. На карте достаточно правдоподобно показаны Дон и Волга, другие реки, очертания Африки, контуры и остров Индийского океана, побережье Индии и Юго-Восточной Азии.
Новый свет впервые был изображен в 1507 г. На глобусе немецкого картографа Мартина Вальдземюллера. Он опубликовал свою карту Мира, составленную для глобуса в виде 12 меридиальных полос. На ней новый Свет впервые назван Америкой, показаны Северная и Южная Америка, а к западу от них также впервые показан Тихий океан.
Важным и почти непременным элементом изображения карты стала сеть меридианов и параллелей, были созданы многие оригинальные картографические проекции, совершенствовались способы составления и размножения карт, обогащалось само их содержание.
В связи с тем, что появились точные астрономо-геодезические приборы и новые методы съемки, очертания земель на картах, рисунок рек, дорог и угодий – все становилось более достоверным и приобретало современные очертания. Появились первые карты, в основу которых были положены не рассказы путешественников, а реальные геодезические измерения, появилась в Европе в середине XVI в. Эти карты
стала прообразом современных многолистных топографических карт, они отражали множество топонимов, рельеф и речную сеть, леса, населенные пункты и дороги (http://ru.jazz.openfun.org/
Вторая половина XX – начало XXI в. проходит под знаком превращения картографии в одну из фундаментальных наук о Земле и планетах связанных с ними социально-экономических и экологических отраслей знания.
Особенность развития картографии во все мире – ее тесное сближение с такими науками, как геоинформатика и дистанционное зондирование.
В 1900-х годах, карты стали более подробными благодаря улучшениям печати и фотографии, которые сделали производство карт дешевле и проще. С появлением компьютерных технологий появилась цифровая картография. Так, с 80-х годов 20 века стали разрабатываться первые цифровые карты, что послужило возникновению целой науки – геониформатики, занимающейся разработкой географических информационных систем (ГИС). Стала возможной аэрофотосъемка, которая позволяла фотографировать большие площади. Кроме того, с середины 1990-х годов, использование компьютеров в картографировании, помогло хранить, сортировать и упорядочивать данные для составления карт в целях создания картографических проекций.
Своеобразие отдельных видов карт, например геологических, почвенных, экономических и др., основанных на материалах соответствующих наук (геологии, почвоведения, экономической географии и т.д.), а также особенности создания подобных карт, повлекли разработку и выделение тематических разделов картографии – геологической картографии, почвенной картографии, экономической картографии и т.д. Эти пограничные дисциплины принадлежат картографии по методу и другим наукам – по содержанию карт океана.
Используется большое количество картографических проекций, в соответствии с тем, какую территорию необходимо изобразить на карте. Кроме того на картах используется целая система картографических условных знаков для каждого масштаба соответственно. В связи с этим появилась даже определенная наука, такая как - картографическая семиотика - научная дисциплина, изучающая язык карты, теорию и правила построения систем картографических знаков, а также художественное проектирование картографических произведений. Появилось огромное количество способов изображения рельефа (способ горизонталей, способ послойного окрашивания, способ отмывки, способ штриховки и способ отметок). А также во много раз повысилась качество измерений определенных территорий Земли, в связи с усовершенствованию точности геодезических приборов.
Современная картография – это карты, в большей мере, представленные в электронном виде вследствие наступления эры электронных технологий. Эти картографические произведения содержат огромный объем информации, представленной на электронном носители информации. Работа с такими картами довольна, удобна и интересна в использовании (http://www.breegs.uz/page/
Заключение
Постепенное расширение использования карты в различных сферах деятельности человека обусловливало развитие и совершенствование условных знаков карты и ее оформления.
Первые карты были сделаны вручную с помощью кистей и пергамента и, следовательно, были разнообразны по качеству, а также ограниченными в распространении.
Появление компаса, типографии, телескопа и нониуса позволило создавать более точные карты и дало возможность делать точные работы. Достижения в фотохимической технологии, такие как литографические и фотохимические процессы, позволили создавать не искажающие форму карты, которые содержали мелкие детали и были устойчивыми к влаге и износу. Это также устраняет необходимость гравировки, что позволило ещё больше сократить время необходимое для воспроизведения карты.
В середине и конце XX века достижения в области электронных технологий привели к новой революции в области картографии. Особенно такие устройства как, плоттеры, принтеры, сканеры, аналитические стерео плоттеры, которые наряду с визуализацией, обработкой изображений, пространственным анализом и управлением базами данных, сделали производство карт более простым, в частности, позволили производить карты, с различными характеристиками, без необходимости гравировки новой.
Из всего вышесказанного я сделала вывод о том, что карты – средство познания окружающего мира и его пространственных изменений. Все картографические произведения, независимо от времени их создания, воспроизводились человеком в соответствии с его знаниями о Земле, а так же благодаря процессу технологической эволюции. Именно поэтому картографические рисунки древнейших народов настолько отличаются от карт современности. Но, тем не менее, многое, открытое в средневековье теперь лежит в основе современной картографии.
История развития оформления карт, на мой взгляд, является очень интересной темой для изучения достойной большого внимания.
Список используемой литературы
1. Багров Л., История картографии. – Москва: Центрополиграф, 2004. 319 с.
2. Берлянт А.М., Картография: Учебник. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. 192 с.
3. Ковновалова Г.И., Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М.: «Восточная литература» РАН, 1999. 254 с.
4. Салищев К.А., Картоведение: учебник. 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 292 с.
5. Чекин Л.С., Картография христианского средневековья. VII-XIII вв. –М.: «Восточная литература» РАН, 1999. 366с.
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://ru.jazz.openfun.org/
9. http://www.breegs.uz/page/
3