Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:19, реферат
Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одно из отличительных особенностей земельных правоотношений является то, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в них в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории.
К числу
субъектов земельных
Теория зафиксировала
целый ряд особенностей, которыми
обладают Российская Федерация,
Развивая
положения ст.ст.71, 72, 73 и 76 Конституции
РФ Земельный кодекс в ст.9,
10 и 11 разграничил компетенцию
и полномочия Российской
установление основ
установление ограничений
прав собственников земельных
государственное управление
в области осуществления
установление порядка
изъятия земельных участков, в
том числе путем выкупа, для
государственных и
изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.
В качестве
примера таких полномочий, которые
закреплены в других
водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст.75);
схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст.76);
государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов - федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные (ст.77);
государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр (ст.78 79);
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст.81);
нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов (ст.82 и 83).
Субъектам РФ на основании ст.10 Земельного кодекса предоставляется следующая компетенция:
изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в
собственности субъектов
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В качестве примеров можно
назвать: Закон Республики Калмыкия
от 14 февраля 1992г. №293-1Х "О статусе
региона "Черные земли"; Закон
республики Адыгея от 27 апреля 1999г. №122
"О государственном
Так, решением
нижегородского областного
В соответствии
со ст.11 Земельного кодекса к
полномочиям органов местного
самоуправления в области
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Законодательную основу деятельности
органов местного самоуправления, наряду
с Конституцией РФ, составляют Закон
"О местном самоуправлении",
Закон "об общих принципах местного
самоуправлении", Федеральный закон
от 25 сентября 1997г . "О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. №39.
Ст.44640), уставы и конституции субъектов
РФ, их законодательные акты, например,
Закон Ставропольского края от 1
августа 2000 г. №34-КЗ "О порядке
наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
Ставропольского края и порядке
контроля за их реализацией", Закон
Республики Дагестан от 9 декабря 1996 г.
№14 "О разграничении предметом
ведения муниципальных
Если ранее
в Союзе ССР местные Советы
составляли одну систему с
вышестоящими звеньями Советов
народных депутатов, то в
В соответствии
со ст.6 Федерального закона от
28 августа 1995г. "Об общих принципах
организации местного
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образованию (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);
регулирование и планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.).
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.
5. Содержание земельных правоотношений.
Содержание земельного правоотношения - это составляющие его субъективные права (правомочия) и обязанности. Название "субъективные" они получили потому, что принадлежат конкретным участникам правоотношений.
Содержание
земельных правоотношений
Земельный кодекс РФ
Федеральный
закон об обороте земель
Вопросы для самопроверки:
1.Дайте определение земельных правоотношений.
2.Какие особенности
присущи земельным
3.Из каких
элементов земельное
4.Какие общие
права и обязанности присущи
собственникам, пользователям,
5.Какие виды земельных правоотношений Вам известны?
6.В каких
случаях происходит изменение
содержания земельных
7.Какими
могут быть земельный
8.На какие
виды могут быть
9.Назовите
причины, вызывающие
10.Какими
правилами руководствуется
11.Что лежит
в основе возникновения,
12.Что представляют собой юридические факты?
13.Какие
изменения претерпели
14.В чем
заключается динамичный
15.Назовите примеры оснований прекращения земельных правоотношений.
16.Что выступает
общим объектом земельных
17.Что выступает
объектом управленческих
18.Что выступает
объектом правоотношений, складывающихся
по поводу муниципальной
19.Какие
виды объектов земельных
20.Какое значение имеет деление земель на категории по их целевому назначению?
21.Что понимается под целевым назначением?
22.В каком документе целевое назначение и категории земель?
23. На какие
категории подразделяются
24.Является
ли перечень земель по
25.Какие
изменения внес Земельный
26.В чем
заключается смысл отнесения
земель к определенной
27.Какие
критерии лежат в основе
28.В чью
компетенцию входит отнесение
земель к определенной
29.Имеется
ли в России единый
30.Приведите
примеры подзаконных актов,