Тема 3.
Земельные правоотношения
1. Понятие и особенности
земельных правоотношений. Виды (классификация)
земельных правоотношений. Отграничение
земельных правоотношений от
смежных правоотношений.
1.1 Понятие
и особенности земельных правоотношений.
Земельные
правоотношения - это общественные
отношения, которые складываются
между органами власти, организациями
и частными лицами по поводу
распределения, использования и
охраны земель и которые регулируются
нормами земельного права.
Одно из
отличительных особенностей земельных
правоотношений является то, что
Российская Федерация, ее субъекты
и муниципальные образования,
могут выступать в них в
двух качествах.
Во-первых,
как регуляторы этих отношений
применительно к земельным участкам,
находящимся под их юрисдикцией
на их территории. В этих случаях
их акты имеют властный характер,
иллюстрацией чего могут служить
обязательные предписания при
ведении государственного земельного
кадастра, зонирование земель, санитарные
и ветеринарные правила, требования
по охране природы, сервитуты
и др.
Во-вторых,
как собственники земельных участков.
В этом случае они выступают
на равных началах с иными
участниками отношений: гражданами
и юридическими лицами (ч.2 ст.9, ст.10
и 11 Земельного кодекса).
Будучи одним
из видов правоотношений, земельные
правоотношения обладают общими
для всех правоотношений чертами:
общественный характер;
основываются на законе. Они
выступают как результат регулирования.
Любое земельное правоотношение
представляет собой сложное правовое
явление. Оно состоит из 3-х необходимых
элементов:
субъектов;
объектов;
содержания.
Перечень и содержание
конкретных прав и обязанностей субъектов
земельных правоотношений определяются:
в сфере землепользования
- в зависимости от титула права
пользования. Общеизвестно, что самый
высокий из них - титул собственника
позволяет располагать самыми широкими
обязанностями не только по владению
и пользованию, но и по распоряжению
земельным участком. Наименьший объем
прав предоставлен субъекту права на
титуле земельного сервитута;
в сфере управления правомочия
находятся в зависимости от уровня
и значения органа государственной
власти и управления. Наибольший круг
правомочий имеют федеральные органы
общей компетенции и федеральные
органы специальной компетенции; меньший
предоставлен общим и специальным
территориальным органам управления
субъектов Российской Федерации;
в зависимости от целей
и видов пользования земельными
ресурсами.
Несмотря на то, что использование
земельных участков в разных правоотношениях
может осуществляться на различных
правовых титулах, использующие их субъекты
обладают схожими правами и обязанностями.
К общим правам и обязанностям
всех собственников, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов следует
отнести право самостоятельно хозяйствовать
на земле, право на проведение оросительных,
осушительных и иных мелиоративных
работ, обязанность не нарушать права
и охраняемые законом интересы других
лиц, обязанность не наносить ущерба
окружающей среде и другое. Помимо
общих отдельный собственник, землепользователь,
землевладелец и арендатор имеет
специальные права и обязанности,
которые определяются на основании
индивидуального административного
акта о предоставлении земельного участка
или договора, особенностей земельного
участка и тому подобное.
Все три
компонента, составляющие правоотношение,
объединяются в единое целое
при наличии жизненных обстоятельств,
с которыми нормы права связывают
возникновение, изменение и прекращение
правоотношений.
1.2 Виды (классификация)
земельных правоотношений.
В силу
различий природных свойств земли
и неодинакового хозяйственного
ее использования могут возникать
самые разнообразные земельные
отношения.
Земельные
правоотношения могут возникать,
изменяться или прекращаться
на основании правомерных и
неправомерных действий (правонарушений).
Так, например, при систематическом
нарушении земельного законодательства
пользователь может быть лишен
права на землю. Земельный участок
может быть изъят (выкуплен) и
при отсутствии нарушений, если
он понадобился для государственных
или общественных нужд.
Изменения
в содержании земельных правоотношений
происходят при частичном изъятии
земель, например, в случае соглашения
сторон об изменении условий
договора аренды, а также при
некоторых других обстоятельствах,
не приводящих к полному прекращению
права пользования землей.
Наконец,
земельные правоотношения могут
различаться по степени взаимной
обязанности их участников. Они
могут быть отношениями равноправия
(партнерские отношения) и отношениями
подчиненности одной стороны
другой. Как правило, равноправные
земельные отношения возникают
между теми или иными хозяйствами
- пользователями земли. Так, согласование
между соседями о порядке использования
граничащих (смежных) участков осуществляется
путем свободной договоренности. Одна
сторона не может диктовать другой обязательных
условий поведения, не учитывающих интересов
соседа. Стороны этих отношений обязаны
в равной мере воздерживаться от нарушения
установленного порядка пользования землей.
Устранение нарушений допускается не
путем "самосуда", а компетентным
органом государства (землеустроительной
службой, судом, арбитражным судом). Партнерские
отношения складываются между арендатором
и арендодателем, в том числе при сдаче
земельного участка в аренду, между колхозом,
совхозом и коллективом, работающим на
условиях внутрихозяйственного арендного
подряда, поскольку участники этих отношений
обязаны уважать права друг друга, добиваться
взаимного согласия, не нарушать законных
интересов другой стороны.
При отношениях
подчиненности складывается иной
характер поведения субъектов
права пользования землей. В этих
отношениях, как правило, одной
из сторон является орган управления,
который по закону правомочен
давать те или иные указания
землепользователю, добиваться от
него тех или иных действий,
контролировать его поведение
и т.д. Так, должностное лицо
землеустроительной службы может
потребовать от всякой сельскохозяйственной
организации прекращения работ,
угрожающих порчей угодий, и землепользователь,
собственник, землевладелец обязаны
подчиниться этим законным требованиям.
По функциональному
назначению земельные правоотношения
могут быть регулятивными и
правоохранительными.
Регулятивные
правоотношения - это такие отношения,
которые урегулированы нормами
земельного права, и которые
выражаются в совершении участниками
данных отношений позитивных
действий.
Правоохранительные
земельные отношения, в отличие
от регулятивных, вызываются отклонением
в поведении участника земельных
отношений от нормы закона. Они,
как правило, возникают по поводу
правонарушений, когда наступает
необходимость юридического воздействия
на нарушителя земельного законодательства.
Названные отношения могут складываться
и при отсутствии правонарушения,
когда есть угроза его наступления.
Поэтому, например, со стороны
органов землеустроительной службы,
осуществляющих государственный
контроль за использованием и
охраной земель, могут быть приняты
охранительные (предупредительные)
меры, чтобы не допустить назревающего
правонарушения.
Земельные
правоотношения могут быть классифицированы
и по иным основаниям, широко
используемым в гражданском праве:
- по критерию
содержания - на имущественные и
неимущественные;
- по критерию
определенности состава субъектов
- на абсолютные и относительные;
и т.д.
1.3 Отграничение
земельных правоотношений от
смежных правоотношений.
Земельные
отношения по своему содержанию
не ограничиваются только сферой
использования и охраны земель,
охватывая более широкий спектр
жизни и деятельности людей.
Их основу образуют отношения
собственности на землю, земельный
участок, часть земельного участка
(по владению, пользованию и распоряжению).
Реализация
земельных отношений часто бывает
связана с возникновением и
реализацией отношений по поводу
использования иных природных
ресурсов (объектов), объектов недвижимости,
особо охраняемой территорий. А
также по поводу охраны окружающей
среды - поскольку земля сама
является ценным природным объектом.
В связи с этим ст.3 Земельного
кодекса РФ определяет, что подобного
рода отношения (по поводу использования
недр лесов, водного фонда и
др.) регулируются иным, нежели земельным
законодательством. В то же
время земельные отношения, если
они возникают в связи с
использованием какого-либо природного
объекта, могут быть урегулированы
земельно-правовыми нормами, установленными
нормативными правовыми актами
природоресурсного (лесного, водного
законодательства, законодательства
о недрах), законодательства об
охране окружающей среды, об
особо охраняемых территориях.
Как правило, эти нормы, регулирующие
использование определенной категории
земель, правовой режим которой
подчинен правовому режиму конкретного
природного ресурса или объекта.
Так, отношения по поводу использования
и охраны лесного фонда регулируются
кроме Земельного еще и Лесным
кодексом, отношения по поводу
земель водного фонда - соответственно
Водным кодексом и т.д. Например,
Лесной кодекс определяет особенности
правового режима земель лесного
фонда, степень подчиненности
их правовому режиму лесов,
произрастающих на этих землях,
закрепляет классификацию земель
лесного фонда на лесные и
нелесные земли (ст.7, 8, 63-66). Водный
кодекс, в свою очередь, устанавливает
особенности правового режима
земель водного фонда, в частности
в водоохранных зонах, зонах
санитарной охраны источников
водоснабжения, округах санитарной
охраны лечебных ресурсов, зонах
чрезвычайной экологической ситуации
и экологического бедствия на
водных объектах (ст.112, 115, 116).
Таким образом,
при вступлении в те или
иные отношения всегда следует
иметь в виду, что урегулированы
они могут быть не только
непосредственно земельными нормативными
актами, но и нормативными актами
иных отраслей российского законодательства.
Принятие
специального Закона "О землеустройстве",
равно как и подробная регламентация
порядка предоставления земельных
участков для строительства из
земель, находящихся в государственной
и муниципальной собственности,
в Земельном кодексе (ст.30, 32) позволяют
сделать вывод о том, что
при регулировании земельных
отношений особое внимание стало
уделяться юридической процедуре
перераспределения земель, изъятия
и предоставления земельных участков,
организации и планировке (зонированию)
земельной территории, межеванию
объектов землеустройства, составлению
карт объектов землеустройства.
Данные виды отношений выходят
за традиционные рамки материальных
норм земельного права и относятся
к земельно-процессуальным.
При таком
подходе следует полагать, что
круг земельных отношений определяется
в Кодексе через содержание
его статей в соответствии
с принципом разграничения норм
гражданского законодательства
и норм земельного законодательства
в части регулирования отношений
по использованию земель.
Так, например
положение ст.3 Земельного кодекса
по поводу регулирования имущественных
отношений в рамках отношений
земельных нормами гражданского
законодательства непосредственно
связано с указанием ст.129 ГК
РФ на то, что земля и другие
природные ресурсы могут отчуждаться
или переходить от одного лица
к другому иными способами
в той мере, в какой их оборот
допускается законами о земле
и других природных ресурсах.
Статья 3 Земельного
кодекса не только определяет
отношения, регулируемые земельным
законодательством. Она разграничивает
также смежные предметы правового
регулирования. Кодекс устанавливает
следующие правила:
к отношениям по использованию
и охране недр, вод, лесов, животного
мира и иных природных ресурсов,
охране окружающей среды, охране особо
охраняемых природных территорий и
объектов. Охране атмосферного воздуха
и охране объектов культурного наследия
народов РФ применяются соответственно
законодательство о недрах, лесное,
водное законодательство, законодательство
о животном мире, об охране и использовании
других природных ресурсов, об охране
окружающей среды, об охране атмосферного
воздуха, об особо охраняемых природных
территориях и объектах, об охране
объектов культурного наследия народов
РФ, специальные федеральные законы;
к земельным отношениям нормы
указанных отраслей законодательства
применяются, если эти отношения
не урегулированы земельным законодательством;
имущественные отношения
по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по
совершению сделок с ними регулируются
гражданским законодательством, если
иное не предусмотрено земельным, лесным,
водным законодательством, законодательством
о недрах, об охране окружающей среды,
специальными федеральными законами.
Заслугой Земельного кодекса,
среди прочих, является то, что он
в сфере регулирования земельных
имущественных отношений не ограничивается
отсылочными диспозициями на конкретные
нормы ГК РФ, а идет по пути самостоятельного
регулирования, к примеру, порядка
изъятия земельных участков для
государственных или муниципальных
нужд(ст.48 ЗК), порядка ограничения
права на земельный участок (ст.56
ЗК), порядка возмещения убытков
и потерь сельскохозяйственного
производства и лесного хозяйства
при изъятии земельных участков
для государственных и иных нужд
(ст.57, 58 ЗК), порядка восстановления
права на земельный участок.
2. Основания
возникновения, изменения и прекращения
земельных отношений. Возникновение
земельных правоотношений из
правомерных и неправомерных
действий. Сложный фактический состав
как основание возникновения
земельных правоотношений.
Общепризнанные
положения теории права, в том
числе земельного, является то, что
в основе возникновения, изменения
и прекращения правоотношений
по поводу земли выступают
юридические факты.
Под юридическими
фактами понимаются обстоятельства,
с которыми нормы права связывают
наступление каких-либо правовых
последствий. В период существования
монополии государственной собственности
на землю перечень таких юридических
фактов был весьма ограничен
и сводился в основном к
управленческим актам государственного
и внутрихозяйственного органа
управления (правления колхоза или
администрации совхоза).
Основаниями
для возникновения охранительных
земельных правоотношений выступали
противоправные действия, в том
числе сделки с землей. Любой
вид таких сделок расценивался
как действие, направленное против
интересов национализации земли.
В процессе
проводимой земельной реформы
основания для возникновения,
изменения и прекращения права
землепользования были значительно
изменены. Легализация различных
сделок с землей, а также право
пожизненного наследуемого владения
позволяет относить к числу
таких оснований договоры купли-продажи,
мены, аренды, пожизненного содержания,
а также передачу земли по
наследству в случае смерти
субъекта права пожизненного
наследуемого владения и др.