Полная легализация
судебно-арбитражного порядка защиты
прав и интересов граждан и
юридических лиц позволяет относить
к основаниям возникновения, изменения
и прекращения права землепользования
вынесенное судами общей юрисдикции
либо арбитражными судами соответствующего
решения.
В отечественной
юридической литературе неоднократно
указывалось на динамичный характер
земельных отношений, что прямо
предусматривается нормами действующего
земельного законодательства. Например,
основанием для возникновения
соответствующего права на земельный
участок служит выдача (получение)
земельного документа (свидетельства)
о праве собственности, пользования,
владения, аренды данным земельным
участком и других документов
(плана участка), а также государственная
регистрация права.
Примером
изменений земельных правоотношений
может служить, право арендатора
при ухудшении условий пользования
землей (если он понес значительные
убытки от засухи, пыльной бури,
наводнения), вызванных стихийным
явлением, требовать изменения ранее
указанных в договоре обязательств.
Наконец,
основаниями для прекращения
служит договор о продаже земельного
участка, решение компетентного
государственного органа об изъятии
земли для государственных или
общественных нужд, а также такие
события как: смерть гражданина
- собственника земли или землепользователя,
истечение срока аренды земли
(если срок об аренде не возобновляется),
добровольный отказ от земельного
участка и т.д.
Земельные
правоотношения могут возникать,
изменяться или прекращаться
на основании правомерных и
неправомерных действий (правонарушений).
Так, например, при систематическом
нарушении земельного законодательства
пользователь может быть лишен
права на землю. Земельный участок
может быть изъят (выкуплен) и
при отсутствии нарушений, если
он понадобился для государственных
или общественных нужд.
Изменения
в содержании земельных правоотношений
происходят при частичном изъятии
земель, например, в случае соглашения
сторон об изменении условий
договора аренды, а также при
некоторых других обстоятельствах,
не приводящих к полному прекращению
права пользования землей.
3. Объекты
земельных правоотношений. Земли
как объект земельных отношений.
Деление земель на категории
по основному целевому назначению,
порядок изменения целевого назначения
земель. Порядок отнесения земель
к категориям и перевода их
из одной категории в другую.
Земельный участок (его часть)
как объект земельных отношений.
Земельная доля как объект
земельных правоотношений. Права
на землю как объекты земельных
правоотношений.
3.1 Объекты
земельных правоотношений.
Общим объектом
земельных правоотношений выступает
земля. Вид регулируемых правом
земельных отношений нередко
определяет его объект. Например,
объектом охранительных общественных
правоотношений выступают все
земли Российской Федерации независимо
от формы и вида собственности.
По аналогии
можно заявить, что объектом
управленческих земельных правоотношений
в сфере осуществления государственного
земельного контроля, ведения земельного
мониторинга, земельного кадастра,
учета и регистрации выступает
весь земельный фонд. Объект отношений
государственной собственности
- все земли федерального значения,
а также земли субъектов Российской
Федерации.
Объектами
правоотношений, складывающихся по
поводу муниципальной собственности,
выступают земли, расположенные
в пределах черты населенных
пунктов, а также находящиеся
в ведении и собственности
местных органов самоуправления.
Нормы права,
устанавливающие правовой режим
земель отдельных категорий в
зависимости от их целевого
назначения, также четко выделяют
объекты соответствующих земельных
отношений. По данным признакам
все земельные правоотношения
и их субъекты могут классифицироваться
на отношения, устанавливающие
правовые режимы:
земли сельскохозяйственного
назначения;
земли поселений;
земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
земли особо охраняемых территорий
и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Иными словами можно утверждать,
что объектом правоотношений в сфере
хозяйственного землепользования выступают
земли сельскохозяйственного назначения,
объектом правоотношений в сфере
лесохозяйственного землепользования
- земли лесного фонда; объектом водохозяйственного
землепользования - земли водного
фонда.
Объектом
правоотношений, возникающих при
предоставлении земли конкретному
пользователю, выступает земельный
участок, т.е. часть земли, имеющая
фиксированную границу, местоположение,
правовой статус и другие характеристики,
отражаемые в государственном
земельном кадастре и документах
государственной регистрации прав
на землю.
В заключении
отметим, что содержащийся в
ст.6 Земельного кодекса перечень
объектов земельных правоотношений
(земля как природный объект
и природный ресурс; земельные
участки; части земельных участков)
не является исчерпывающим.
3.2 Земли
как объект земельных отношений.
Земля вовлечена
в общественные отношения, а
потому воспринимается правом
и как вещь - недвижимая вещь, и
как природный объект, поскольку
вовлечение земли (земельных участков)
в оборот не умаляет ее значения
как природного объекта, территории,
на которой расположены иные
природные объекты, места жизни
человечества. Поэтому земля не
может считаться таким же имуществом,
как, например, здания, строения, иные
вещи, созданные по воле людей,
их руками. В современных условиях
земельное право не отказывается
от выработанного им собственного
отношения к земле как к
объекту права. Это отношение
основано на том, что земля,
являясь предметом общественных
отношений, в то же время
остается объектом природы. Она
обладает собственным предназначением,
не ограниченным потребностями
людей.
Согласно
ст.6 земля в целом может выступать
в качестве объекта земельных
отношений. Имеются в виду прежде
всего отношения, связанные с
охраной земель, с контролем за
соблюдением земельного законодательства.
В то же время, если норма,
закрепленная нормативным правовым
актом, может касаться земли
как таковой, как природного
объекта, следовательно, конкретные
отношения возникают по поводу
определенного земельного участка,
который является объектом земельных
отношений в подавляющем числе
случаев.
3.3 Деление
земель на категории по основному
целевому назначению, порядок изменения
целевого назначения земель.
Деление
земель РФ на категории по
целевому назначению установлено
давно. Значение определения по
целевому назначению земельных
участков в зависимости от
их хозяйственного использования
объясняется тем, что оно дает
возможность достаточно внятно
прописать наиболее значимые
положения правового режима земельных
участков.
Под целевым
назначением понимается особое
направление использования земель,
функции земель в общественных
отношениях: средства производства,
база для развития промышленности,
место проживания людей и расположения
всех существующих природных
объектов.
Несмотря
на то, что концепция и основные
принципы деления земель по
целевому назначению были разработаны
и оформлены правом в дореформенный
период, актуальность этого процесса
не исчезла и сейчас. Поскольку
у государства остается функция
регулирования хозяйственной деятельности,
постольку оно должно обеспечить
различные виды хозяйствования
и социальной жизни определенной
территориальной базой. Это и
достигается институтом деления
земель по целевому назначению.
Целевое
назначение и категории земель
устанавливаются Земельным кодексом.
Согласно ст.7 Земельного кодекса
земли в Российской Федерации
по целевому назначению подразделяются
на следующие категории:
земли сельскохозяйственного
назначения;
земли поселений;
земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
земли особо охраняемых территорий
и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Перечень их является закрытым.
Внесение каких бы то ни было изменений
в него любыми другими нормативными
актами не допускается. Подавляющая
часть категорий земель определена
Земельным кодексом в соответствии
с прежними положениями земельного
законодательства. В то же время
имеется ряд терминологических
и смысловых изменений.
Во-первых,
в названии статьи перед словами
"Российская Федерация" появился
предлог "в": "состав земель
в Российской Федерации". В
предыдущем Кодексе говорилось
о "составе земель Российской
Федерации". Произошедшее изменение
можно объяснить желанием законодателя
предотвратить терминологическую
и смысловую путаницу в тех
случаях, когда речь идет о
землях РФ как объекте федеральной
собственности.
Во-вторых,
изменилось наименование категории
"земли поселений"; ранее - "земли
населенных пунктов (городов,
поселков и сельских населенных
пунктов)". Здесь налицо влияние
Градостроительного кодекса РФ (ст.5).
В-третьих,
"земли промышленности, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения,
энергетики, обороны и иного назначения"
трансформировались в "земли
промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли
иного специального назначения".
Суть изменений такова. Земли
энергетики "поднялись" в перечне
на второе место. Название земель
для космического обеспечения
приведено в соответствие с
терминологией закона Российской
Федерации "О космической деятельности".с
появилось указание на "специальный"
характер назначения этой категории
земель.
В-четвертых,
изменилось название и такой
категории земель, как "земли
природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного
и историко-культурного назначения".
Теперь это "земли особо
охраняемых территорий и объектов".
И здесь произошла унификация
терминологии законодательных актов
смежных отраслей законодательства.
Помимо этого
Кодексом определено особо, что
правовой режим земель "внутри"
установленных категорий зависит
также и от установленного
разрешенного использования. Виды
и условия разрешенного использования
предусматриваются для каждой
категории отдельно.
Особенности
использования земель в местах
проживания коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока РФ определены в том
числе Федеральным законом от
7 мая 2001г. "О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока РФ". Данным Законом,
в частности, установлено, что
на территориях традиционного
природопользования могут выделяться
следующие их части: поселения,
в том числе поселения, имеющие
временное значение и непостоянный
состав населения, стационарные
жилища, стойбища, стоянки оленеводов,
охотников, рыболовов; участки
земли и водного пространства,
используемые для ведения традиционного
природопользования и традиционного образа
жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи
и иные угодья, участки акваторий моря
для осуществления промысла рыбы и морского
зверя, сбора дикорастущих растений; объекты
историко-культурного наследия, в том
числе культовые сооружения, места древних
поселений и места захоронений предков
и иные объекты, имеющие культурную, историческую,
религиозную ценность; иные части территорий
традиционного природопользования, предусмотренные
законодательством РФ и ее субъектов.
3.4 Порядок
отнесения земель к категориям
и перевода их из одной категории
в другую.
Перевод
земель из одной категории
в другую - весьма важное действие
соответствующих государственных
органов и муниципальных образований
по управлению землями, находящимися
в их собственности.
В соответствии
со ст.8 Земельного кодекса под
отнесением земель к определенной
категории следует понимать действия
уполномоченных органов по присвоению
целевого назначения и категории.
Отмена в дальнейшем данных
категорий, в том числе в
связи с разграничением земельной
собственности, с тем чтобы
присвоить им новые категории,
не предполагается.
Такое отнесение
осуществляется в зависимости
от наличия двух критериев.
Первый - в чьей собственности
земли находятся. Второе - их целевое
назначение.
Отнесение
земель к категориям, перевод
из одной категории в другую
осуществляется:
1) земель, находящихся
в федеральной собственности, - Правительством
РФ;